Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Итоги Канн 2015: Предсказуемые неожиданности



Итоги Канн 2015: Предсказуемые неожиданности
2015-05-25 14:24


Итоги Канн 2015   Распределение наград – на кинофестивале или там на футбольном/хоккейном – чемпионате – всегда бывает неожиданным. Впрочем, всегда ли? Неделю назад мы наблюдали за финальной игрой хоккейного чемпионата – и результат, ага, никого не удивил: канадцы были лучше наших, лучше всех, да и вообще – школа канадского хоккея живет  и процветает.

Что касается наших – ну да, они были вторыми, но все-таки – вторыми в мире! На кино-чемпионатах мира наших нет. Победа неизвестной девушки с короткометражкой в студенческой программе Синефондасьон, где она разделила приз за третье место – ей самой, девушке, ее друзьям и знакомым, наверное, приятна, но зрителям и поклонникам, да что там – болельщикам отечественного кино победа эта никакого утешения не принесла.

Ну да  речь не о наших несбыточных надеждах, а о том, как распределились призы между фильмами и режиссерами, которые-таки на фестиваль попали. Следует сразу сказать, что большинство режиссеров конкурсной программы в Каннах уже бывали и даже призы главного киносмотра планеты для них – не новость.



Золотая Пальмовая Ветвь 2015 Жаку Одиару – не штука, если вдуматься: за медали боролись из 19 – аж 5!!! – французских картин. Глупо было собирать такую представительную делегацию, чтобы оставить ее без призов. И не оставили! Одиар получил главный трофей – за фильм «Дипан | Dheepan».

Жак Одиар

Одиар в очередной (после «Пророка», 2009 г.) раз высекает искру из своих любимых боевых … искусством называть это трудно – любит он просто бокс, бои без правил и просто такую классическую драку – так вот, эту брутальную агрессивность Одиар научился скрещивать с социальной тематикой – и, алле – оп! – Пальмовая Ветвь.

Дипан | Dheepan; реж. Жак Одияр

И то сказать, арабские мигранты на парижских улицах – реальная проблема пятой республики. О них и фильм "Дипан" в любимой автором манере. Можно говорить о том, что фестиваль давно и часто дает призы не за искусство кино, а за политически грамотную и актуальную тематику. А можно посмотреть с другой стороны: ну да, кино – это актуальный инструмент высказывания по наболевшим вопросам, и да, попадание в яблочко – это тоже мастерство. Ты пойди еще, нащупай его – бьющий нерв современности!

Одиару это удалось. (Дважды!) Но не будем сбрасывать со счетов и французский фактор. Считаем дальше: приз за лучшую мужскую роль получил французский актер Венсан Линдон в фильме француза Стефана Бризе «Закон рынка | La loi du marché», повествующем о – как нетрудно догадаться из названия,  -  сложном положении рабочего, оставшегося без работы согласно этому самому закону рынка.

Закон рынка La loi du marché; реж. Стефан Бризе; Венсан Линдон

И вот этот безработный Венсан Линдон обыграл … кого только он не обыграл! И ветерана-одноклубника Жерара Депардье обыграл, (Депардье сыграл главную, практически одну из двух имеющихся, роль в фильме «Долина любви» Гийома Никлу, фильм вошел в конкурсную программу в последнюю минуту перед открытием, и – надо ли говорить? – он, конечно, французский:);

еще Линдон обставил – дважды! – французскую звезду международного масштаба, Венсана Касселя, который сыграл главные роли сразу в двух конкурсных лентах, «Мой король» и «Сказка сказок»; что уж говорить о звездах заокеанских – Колин Фарелл, ("Лобстер", Йоргас Латимос) и Мэтью Макконнахи, ("Море деревьев", Гас Ван Сент), тоже полетели домой ни с чем.

Так же как и их товарищи по цеху, но не по положению – без наград остались и ветераны сцены, лучшие из лучших -  Харви Кейтель и Майкл Кейн из фильма Паоло Соррентино  «Молодость». А ведь жюри возглавляют сразу два американца! Но братья Коэны ничем не поспособствовали отечественной сборной, полностью сдавшись на милость принимающей стороны – и приз получил Линдон. Вот какой гениальный Венсан Линдон и как гениально он сыграл безработного во французской ленте!

Но, сказать по правде, на его победу, несмотря на внушительных соперников, ставки делались и принимались. А вот победительница в номинации «Лучшая женская роль» стала воистину темной лошадкой. Даже две лошадки! Приз разделили на двоих. И если одна из них – Руни Мара, собрала какое-то количество положительных откликов после выхода на фестивальные экраны фильма «Кэрол | Carol» американского режиссера Тодда Хейнса,

Руни Мара

то вторая – Эммануэль Берко, («Мой король | Mon roi»), упоминалась в фестивальной прессе только как режиссер – женщина-режиссер! – фильма открытия фестиваля, «Молодая кровь | Son of a Gun». И вдруг – приз за лучшую женскую роль из любовной драмы «Мой король» про непростые отношения немолодой и не очень красивой женщины с героем-любовником в исполнении Венсана Касселя. Собственно, в связи с еще одним упоминанием Венсана Касселя этот фильм и упоминался.

Мой король | Mon roi; реж. Майвенн ле Беско; Эммануэль Берко, Венсан Кассель

Нет, не только из-за Касселя, а  еще и потому, что сняла его – женщина-режиссер! – Майвенн Ле Беско, еще одна участница не просто французского десанта, нет – французского женского!!! -  десанта в Каннах. Высказанное несколько лет назад на каннском фестивале беспокойство по поводу засилья мужчин в режиссерских креслах французы попытались исправить, предоставив фестивальную трибуну, то есть – сцену и, на минуточку! – место в конкурсной программе!!! – женщинам режиссерам.

 Майвенн ле Беско,  Эммануэль Берко

И даже как-то их поощрили: Берко – сразу дважды: и тебе фильм открытия, и приз за лучшую женскую роль. А Мейвенн удовольствовалась сознанием, что актриса ее фильма взяла столько высокую планку. Была и третья француженка, с фильмом «Маргарита и Жюльен», настоящая песнь свободе – за небратскую любовь реальные брат и сестра поплатились жизнью в нелюбящем шутить 16 веке.

Однако что-то пошло не так –  женщине-режиссеру Валери Донзелли надо было постараться, чтобы свободолюбивая и на ура воспринимающая любой нетрадиционный секс каннская публика зашикала, а каннское жюри не угостила ни одним, каким-нибудь отдаленно экуменическим, призом. Не прокатило. В общем, расширив представительство женщин в кино по квоте, нужно тогда и призы им квотировать, что ли!

Однако  неудача третьей француженки – то немногое, что высоколобой публике удалось предугадать. В остальном же -  все – поголовно все! – кинокритики и киноаналитики – пристыжено сгрудились в сторонке и курят в углу. Так, например,  они-то предсказывали -  безоговорочную! – победу актрисе из фильма – да, «Кэрол» - но другой, не Руни Маре, а Кейт Бланшетт, сыгравшей старшую из двух женщин, сумевших полюбить друг друга в непростые для этой затеи 50-е годы.

Тодд Хейнс, Кейт Бланшетт, Руни Мара

Эх, да что там говорить – многие и вообще склонялись к тому, что «Кэролл» - лучший фильм фестиваля, вот только лесбийская драма совсем недавно побеждала в Канне, («Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, 2013 г.)… Вероятно, жюри тоже вспомнило об этом совпадении  - и «Кэролл» досталась лишь ½ женского приза. Единственное, в чем каннские букмекеры не промахнулись – так это в высокой оценке, которую официально получил фильм венгра Ласло Немеча – «Сын Саула | Saul fia»: картина про Холокост получила заслуженный Гран-при.

Ласло Немеч

Приз жюри достался Йоргасу Латимосу с его «Лобстером | The Lobster», хотя ироничной и абсурдной черной комедии прочили более высокую награду, за лучший сценарий. А вот награда лучшему режиссеру – снова никто не угадал: ее получил режиссер из Тайваня, Хоу Саосянь,  за невыразимо прекрасный по картинке фильм «Убийца | Nie yin niang» - о женщине-киллере из средневекового Китая, (который трудно не сравнить с «Крадущимся тигром….»)

Убийца | Nie yin niang; реж. Хоу Сяосянь

За бортом остался не только каннский любимец Гас Ван Сент с суициидальной камерной драмой «Море деревьев | The Sea of Trees», но и тройка итальянских тяжеловесов – Паоло Соррентино с философской притчей «Молодость | Youth», Нанни Моретти – с трагикомедией «Моя мама | Mia madre», (ах, да – Моретти получил-таки приз экуменического жюри:) и сюрреалистическая «Сказка сказок | Il racconto dei racconti» Маттео Гарроне, про которую все говорили: «Это безумно красиво, невообразимо, причудливо, но за такое в Канне никто призов не дает».

Несмотря на всю пристрастность судейства, мы имеем в 2015 году очень яркую картину состояния мирового кино, настолько пробудившегося от еще недавней «Зимней спячки» (Золотая Пальмовая Ветвь Канн-2014, Нури Бельге Джейлан), что даже странно видеть, как главным предметом рассмотрения этого здоровяка, главным объектом его внимания – на сегодняшний день является …. Смерть в разных своих обличиях:

от насильственноей, от рук «Убийцы» или «Наемницы» (фильм конкурсной программы, Дени Вильнёв), от болезни («Моя мама») или – стоящая неумолимо над душой («Молодость»), в аду концлагеря («Сын Саула») или от топора палача… Можно видеть в этом пристальном внимании опасные симптомы общего планетарного кризиса, а можно – четкую фестивальную  установку на победу: побольше мрачности, во всех ее проявлениях, и, глядишь, золотой ключик у нас в кармане. Что поделаешь – еще когда было сказано большим экспертом: хорошими делами прославиться нельзя!

Вместе с этим смотреть: ПостКанн 2014: Зимняя спячка – это диагноз?
Вместо этого смотреть: Оскар 2015: Все по чесноку
В этот день в 2014 году: Кухня в Париже
В этот день в 2013 году: Каннская классика
В этот день в 2012 году: Учитель на замену | Detachment
В этот день в 2011 году: Жених напрокат | Something Borrowed
В этот день в 2010 году: План Б | The Back-up Plan
В этот день в 2009 году: Ангелы и демоны | Angels & Demons
В этот день в 2007 году: Бобби | Bobby

киноУХО - авторский журнал Варвары Ухорской
События * Афиша кино и новые фильмы * Персоны * Кинофестивали

Фильмы по жанрам: Абсурд - Боевик - Война - Детектив - Детское кино - Драма - Историческое - Катастрофа - Комедия - Криминал - Мелодрама - Мистика - Мультфильм - Мюзикл - Приключения - Сатира - Семейное кино - Триллер - Ужасы - Фантастика - Фэнтези - Экшн

RSS блога киноУХО Подписка через e-mail мой Twitter мой Facebook мой FriendFeed





В избранное