Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЕрекламные кино-рецензии от Леонида Шевченко - Авиатор


Информационный Канал Subscribe.Ru

АВИАТОР / The Aviator


Режиссёр: Мартин Скорцезе ("Банды Нью-Йорка", "Оживляя мертвецов", "Казино", "Век невинности", "Последнее искушение Христа", "Король комедии", "Бешеный бык", "Таксист")

В ролях: Леонадро ДиКаприо, Кэйт Бланшетт ("Шарлотта Грэй", "Бандиты", "Талантливый мистер Рипли", Галадриэль из "Властелина Колец"), Кэйт Бекинсэйл ("Ван Хельсинг", "Другой мир", "Перл-Харбор"), Алек Болдуин ("Кот в шляпе", "Перл-Харбор"), Ян Хольм ("Послезавтра", "Из ада", священник из "Пятого Элемента", Бильбо из "Властелина Колец"), Гвен Стефани (вокалистка группы "No Doubt"), Джад Лоу ("Лемони Сникет", "Небесный Капитан и Мир Будущего", "Холодная гора", "Проклятый путь", "Искусственный разум", "Враг у ворот", "Талантливый мистер Рипли", "Гаттака", "Экзистенция"), Уильям Дефо ("Однажды в Мексике", Зелёный Гоблин из "Человека-Паука").

СЮЖЕТ

30-е годы ХХ века. Говард Хьюз – молодой наследник богатых родителей – вкладывает деньги в безумный по тем временам проект: снимает дорогущий фильм о Первой мировой войне, о воздушных боях, о самолётах. Один день съёмок обходится ему в 25 тысяч долларов, надежда на успех ничтожно мала, и никто кроме самого Говарда не верит в неё...

Одновременно Говард соблазняет великое число женщин – в основном, актрис. С одной такой актрисой у него даже на время устанавливаются серьёзные отношения, вплоть до знакомства с родителями.

Но главное его увлечение – небо. Со временем Говард увлекается самолётостроением. Сначала он стремится сделать самый быстрый самолёт, потом самый вместительный – для перевозки солдат во время войны... И так увлекается этим, так стремится довести свои творения до совершенства, что не замечает, как война заканчивается, и продажные сенаторы поднимают вопрос о деньгах, выделенных налогоплательщиками на строительство самолётов, которые так и не были построены. Затевается судебный процесс...

В общем, живёт человек бурной, насыщенной жизнью. Периодически рискуя  здоровьем, благосостоянием и репутацией... во имя своей мечты!

ВЕРДИКТ

Нормальное такое кино, типичный представитель фильма "на Оскар". Всё правильно, всё хорошо. Главный герой – человек с мечтой, который на алтарь достижения этой мечты кладёт всю свою жизнь... Но есть несколько "но".

Почему-то никто не ожидает такой длительности фильма – почти 3 часа. Вот многие зрители и сетуют: подавляющее большинство отзывов после кино сводилось к тому, что "им надо было вырезать лишние полтора часа" и "у меня попа ромбиком стала". Вы уж учитывайте мнение масс. Минздрав предупреждает!

Впрочем, лично я по неизвестной никому причине весь фильм отсидел почти на одном дыхании. Было интересно. Даже не заметил, как всё пролетело и закончилось…

Закончилось, кстати, странно – примерно как первая серия "Властелина Колец". То есть шли мы, шли, и вдруг – раз! – вылезай, приехали. Буквально на полуслове. У меня аж чуть пиво из рук не выпало. Ценители в зале, впрочем, как мне показалось, были рады и такому финалу – хорошо, дескать, что вообще закончилось, и неважно как.

Тут автор допустил ошибку. Это, допустим, американские зрители, трепетно изучающие историю своей страны, может быть, знают, что вот это финальное мгновение– вершина жизни Говарда Хьюза. Что дальше будут только безумие, забвение и старение. Дескать, автор оборвал полёт своего героя в высшей точке. Но мы-то, россияне, об этом ни сном, ни духом! Только что человек, понимаешь, боролся с недугом, строил самолёт и выступал в суде, и вдруг – опаньки! – его уже закапывают в титры. А ведь дядька только жить начал... И зритель только начал интересоваться происходящим на экране с наибольшей за весь фильм силой... А тут облом. Хм.

Хотя слова "Дорога в будущее" здесь как нельзя интересно звучат. Подчёркивают величие авторского замысла... Внушают!

Однако был ли он, замысел? Такое впечатление, что перед нами –  типичный биографический фильм без особой морали. Что им хотел сказать автор? Что жил-был на свете такой человек, который жил по максимуму? Что в его жизни были такие и вот такие вехи? Что он жил ради своей мечты, и его костёр взвивался до небес?..

В принципе, идея, возможно, и достойная. Но ничего сверхъестественного в ней нет. А в сочетании со множеством нафиг никому не нужных персонажей и сюжетных веток она и вовсе тонет в "биографике". Вот сейчас сижу, силюсь напрячь полушария головного мозга, и никак не могу придумать, для чего в этом фильме были нужны Бильбо и Джад Лоу? Только ради исторической правды? А оно мне надо? Тем более, что всё равно наверняка кучу всего переврали...

В общем, задуматься фильм меня особо не вынудил и оставил после себя зияющую пустоту... Хотя, нет. Некоторое послевкусие всё-таки есть. Чем же оно обусловлено? Давайте задумаемся. Вернее, я задумаюсь...

Хороши актёрские работы. Вот не ожидал, что буду хвалить Ди Каприо, но он здесь очень убедителен и совсем не заставляет вспоминать свои былые работы. Поначалу, конечно, подпрыгиваешь, видя его в образе брунета, но скоро привыкаешь. Тем более, что играет парнишка хорошо. Герой у него сложный – безумный, увлечённый, жёсткий... Ещё и растущий над собой в течение всего фильма... Заслуженно дали Лёньке "Золотой Глобус", заслуженно. Тут я согласен, ладно.

Удивила и Кейт Бланшетт (Галадриэль из "Властелина Колец"), которая неожиданно предстала в образе очаровательной женщины, пусть и с характером. Вот не ожидал я, что её можно на экране представить так, чтобы её "хотелось"... До сих пор она для меня была этакой "дурнушкой"...

Впрочем, все остальные актёры – абсолютная мебель. Фиг с ней, с Гвен Стефани, у неё роль эпизодическая. Но к чему там была Кейт Бланшетт, главная героиня "Другого мира", я никак не пойму. А ведь автор явно пытался дать понять, что у неё важная роль. Делал на ней акценты. А в итоге из Бланшетт получилось то же самое, что в "Ван Хельсинге". Мебель, то есть. Эх!

Хороша, между тем, внешняя сторона. В смысле – воссоздание эпохи достоверное... И масштабные съёмки местами. Особенно съёмки "Ангелов ада". Такая куча самолётов – дух захватывает! И музыка. О, музыка! О, это отдельная песня! Танцевальная музыка 30-х годов, поданная в нужной атмосфере – это чудо! Все эти оркестры, румбы, лёгкий джаз... Здорово! Надо искать саундтрек.

Короче, как видите, ничего умного я сказать так и не смог. С одной стороны, совершенно понятно – фильм "оскаровский". Правильный, грамотный, монументальный. Работа проделана титаническая, и при этом результат получился не вымученным (как те же "Банды Нью-Йорка"), а лёгким и воздушным. С другой стороны, рекомендовать ли "Авиатора" специально? Вряд ли. Крепкий такой середнячок: посмотришь – порадуешься, не посмотришь – ничего не потеряешь совершенно. Потому что много радости, но и кривизны немало...

Или, может быть, я – нормальный советский зритель – как всегда не догнал большую часть заложенных в это кино авторских "посланий"?

ОЦЕНКА – 7 из 12.


ФАКТЫ И КАССОВЫЕ СБОРЫ:

Бюджет фильма – 110 миллионов. При этом кассовые сборы к настоящему моменту составляют уже 111 миллионов (из них 77 – в США и 34 – в остальном мире). Иными словами, прибыль уже пошла...

Фильм стартовал 17 декабря 2004 года в ограниченном прокате – 40 кинотеатрах. Соответственно, сборы премьерного уик-энда были невелики – всего 858 тысяч долларов. Правда, уже на следующей неделе число кинотеатров выросло до 1800, и сборы, соответственно, составили уже 8 миллионов. Максимальное недельное достижение "Авиатора" – третья неделя, принесшая фильму 3 место и 11 миллионов.

Между тем, на церемонии "Оскар" в этом году "Авиатор" номинируется по наибольшему числу номинаций – 11-ти. Вот они:

– лучший фильм,

– лучший режиссёр (Мартин Скорцезе),

– лучший актёр (Леонардо Ди Капиро),

– лучший актёр второго плана (Алан Алда, кого он играл в фильме я так и не смог вспомнить, как ни напрягался и как ни изучал фотографии актёра),

– лучшая актриса второго плана (Кейт Бланшетт),

– лучший оригинальный сценарий,

– лучший оператор,

– лучший художник,

– лучшие костюмы,

– лучший монтаж,

– лучшие звуковые эффекты,

При этом, большинство наблюдателей склоняется к мнению, что "Авиатор" таки и получит в этом год главный приз – за лучший фильм...

Между тем, на церемонии вручения премии "Золотой Глобус" в середине января 2005 года "Авиатор" уже получил награду как лучший фильм. Второй глобус достался фильму за лучшую музыку, а третий – Леонардо Ди Каприо, который был называн лучшим актёром, победив в этой категории Хавьера Бардема (испанский фильм "Внутреннее море"), Дон Чидла ("Отель "Руанда"), Джонни Деппа ("Волшебная страна) и Лайама Нисона ("Кинси").


ОТВЕТ НА ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ


После того, как меня угораздило в одной из рецензий выставить отечественному мультфильму «Алёша Попович и Тугарин Змей» высшую оценку – 12 из 12, на меня обрушился вал читательского негодования и откровенного непонимания. «Как же так?» – растерянно вопрошали огорошенные читатели, призывая нерадивого автора к ответу. Спрашивали? Отвечаем.

Но для начала приведу, собственно, вопросы и нарекания. Так, к примеру, некто Дмитрий Нарватов сетует:

«Мультфильм нормальный, местами смешной. Но я не понимаю, с чего ты так кипятком писаешь? А уж 12 баллов вообще приводят меня в недоумение. Любой из «Шреков» покрывает этот мультик как бьюик овцу. По всем параметрам.

Говоришь, в «Алёше» чувствуется вложенная душа? Далась тебе эта душа! От души можно и нахамить, и по морде дать. От души. Вложение души в процессе творчества ни фига не гарантирует. По мне лучше хорошая фабричная бездушная кока-кола, чем квас, который делался с душой, но получился так себе.

В «Шреке» всё лучше – видео, озвучка, стиль, юмор, акшен, сюжет, смысл. Не вижу ни единого критерия, по которому АП его превосходит».

А вот что пишет по поводу «Алёши Поповича» Алекс Экслер:

«Уровень юмора просто запредельный... Конь Юлий не только не смешной – он утомляет донельзя! Алёша, к сожалению, получился тормозом – и это тоже неправильно... Традиционная беда отечественных фильмов – озвучка. Потому что денег на неё не хотят тратить...» Ругательная, вообще, получилась рецензия. Даже жёсткая. Хлёсткая.

Так и получается, что именно в этот раз моя позиция оказалась шаткой как никогда. Требуется разъяснение.

Разъясняю. Да, это моя предельно субъективная оценка. Конечно, если пытаться быть объективным, то в «Алёше Поповиче» можно найти массу недостатков, вторичности и прочего. Но у меня этот мультфильм просто вызвал безоговорочный восторг.

Бывают – очень редко! – такие фильмы, которые «входят» в сознание и скользят там, не тормозя ни на секунду и ни вызывая ни малейшего в себе сомнения. То есть, авторы дарят тебе смешной мультфильм и не отступают от этого ни на шаг. А ты всё ждешь – ну вот здесь они попытаются сумничать, соригинальничать, здесь они сорвутся на шутку, которая покажется тебе несмешной и не к месту... А они не срываются. И проходят весь фильм на одном дыхании, на одной ноте. Оставляя только одну оценку – «Идеал».

Я ведь даю оценки от себя лично, хотя и пытаюсь порой смотреть на всё происходящее «со стороны», быть объективным... Но иногда хочется к чертям эту объективность отринуть и выставить свою личную оценку – в случаях, когда эта личная оценка очень яркая, очень эмоциональная. Я от «Алёши Поповича» протащился по максимуму. Я от него в полном восторге. Отсюда – и оценка.

Правда, в таких случаях я обычно стараюсь это в рецензиях оговаривать. Мол, есть и другие мнения...

Вообще же... Ведь и правда мультфильм идеальный! По всем параметрам – герои, озвучка (замечательная, что бы там Экслер ни говорил!), сюжет, хохмы, анимация, музыка... А как вплетены несколько неожиданных эпизодов! Когда кажется, что ты знаешь, в какую сторону всё дальше пойдёт, но авторы лишь намекают на эту стороны, а сами идут в другую! Словно зная, что зритель и сам уже дорисует всё в голове и успеет посмеяться... Примеры: камень у входа в пещеру (наверняка ведь все зрители думали, что герои туда и пойдут! но авторам было достаточно просто намекнуть на такое развитие событий, заставить зрителей подключить свою фантазию и посмеяться плодам этой фантазии)...

И ещё. Я, конечно, повторяюсь, но от этого, определённо, не будет вреда. Добавьте ко всему сказанному сложность в наше время сделать плоский мультфильм, который бы понравился зрителям едва ли не больше компьютерно-трёхмерного. И невыносимую сложность сделать это в современной России, где мультипликация максимум подражает Диснею...

А сколько цитат! Почти каждая фраза – цитата... Я же говорю – совершенство, идеал. Вот, опять почти на пол-полосы разошёлся...

Между тем, не столь уж и одинок я во Вселенной. Вон, любимый всеми сайт kino-govno.com также выставил «Алёше Поповичу» почти высшую оценку, в частности, сказав:

«Обвинить «Алёшу Поповича» в подражании Диснею сможет лишь человек с достойной лучшего применения фантазией. Бронзитовский мультфильм выделяется из сонма плоских поделок как картинкой, так и анимацией. Просто поверьте: вышло красиво и самобытно – в самом хорошем смысле этого слова.

О героях «Алёши Поповича» вообще стоит замолвить отдельное словечко, потому как это настоящие цвет и краса мультфильма. Озвучены, кстати, все эти личности преотменно.

Иные фильмы имеют замечательный постэффект — вспоминая некоторые сцены, сложно удержаться от смеха. «Алёша Попович» пошел в этом вопросе до победного конца – для микроистерики достаточно одного-единственного кадра».

Истина, как водится, где-то рядом... Ищите свою!

 Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch

mailto: linch@mail333.com


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: rest.cinema.linchcinema
Отписаться

В избранное