В
волшебной школе Хоггвартс праздник. На
традиционные олимпийские игры, так
называемый "Турнир Трёх Волшебников",
приехали почётные гости – девушки из
Франции и парни из России. Нехилый расклад,
верно? Да просто круто!
А
Кубок Огня – это такой прибор, который
сначала принимает внутрь себя имена
претендентов, написанные на гумажках, а
потом выплёвывает те из них, которые, с его
кубковой точки зрения, наиболее достойны.
В
результате от русской школы выбирается
Виктор Крам – всемирно известный
чемпион по игре в квиддич с замашками
звезды американского футбола и рестлинга в
одном флаконе. От хранцузов тоже избирается
какая-то девчушка бледного вида... А зато от
английского Хоггвартса Кубок выплёвывает
не только старшеклассника, но и Гарри
Поттера! А ведь он даже по возрасту не
проходит! И вообще, странно всё это.
Делать
нечего. Приходится малолетнему Поттеру на
равных со старшими товарищами разгадывать
сложные загадки, сражаться с драконами и
плавать в подводном мире. А ведь всё это
неспроста! Кто-то явно готовит
государственный переворот, и Поттер, как
водится, играет в этом далеко не последнюю
роль!
ВЕРДИКТ
Четвёртый
фильм вновь скатился на уровень движущихся
картинок к книжке. А ведь третья серия
задала очень высокий уровень – буквально
самостоятельного произведения! Но нет,
снова мы во временах второй части, "Тайной
комнаты".
Понятно,
книга большая. В фильм, даже 2,5-часовой, всё
утоптать не получилось. В результате
повествование скачет аки горный винторогий.
Не успели зрители вдохнуть, а вот уже
начался турнир, не успели выдохнуть – а уже
наступила зима... Всё летит, всё кувыркается!
И оттого – ощущение скомканности
повествования, вдавливания его в рамки.
Масса ненужных персонажей, сюжетных линий...
Да, в книге всё это к месту, а здесь – нет.
Как
более внятно объяснить, не знаю. Ну вот,
например, начальный матч. Из него вообще
повырезали всё, что могли. Очевидно, что его
вообще, в принципе, оставили для того, чтобы
показать, насколько крут Виктор Крам.
Однако, особой крутости Крама
продемонстрировано не было – он просто
летал на метле и махал руками, а народ
феерически шумел в ответ. Что, это никак
нельзя было проиллюстрировать другим,
менее помпезным способом, занимающим
меньше времени? И потом, раз уж вы показали
матч, то где самое главное – где вейлы? А?
Вот то-то же. Вроде бы, постарались сделать
как лучше, но слишком получилось слишком
старательно и по-ученически. Без огонька,
без вдохновения.
И
кастинг, можно сказать, провален. Самое
главное – Флёр Делакур! Серая мышка,
совершенно несексуальная, вечно испуганная
и прячущаяся за спины. Где обаяние, где
сексапильность? Это же самая яркая женская
роль экранизации! Что ж вы так?
А
Виктор Крам в книге тощий!!! С кустистыми
бровями и хмурый! А тут из него сделали
какого-то тупого спортсмена. Здоровяка
такого. Чисто побегать с утреца, вколоть
стероидов, вкачнуться, поделать угрожающие
рожы на футбольном мачте, покричать речёвки...
Ага. И Грюма я, кстати, представлял себе
более поджарым, а его тоже сделали
толстячком! Я понимаю, в Англии люди живут
сытно и радостно. Но хотя бы ради фильма
могли на полгодика запереть Грюма и Крама в
одиночных камерах с мокрицами и кормить их
одной чечевичной похлёбкой? Посмотрите,
даже Питер Джексон – и то вон как похудел!
Значит, существуют способы! Впрочем, Грюм с
течением времени таки оправдал себя
немалой харизмой. Хороший получился
персонаж, с характером. За это ему можно
простить даже несоответствующую внешность.
Молодец актёр!
Ещё
с мраком авторы переборщили. Ага, новый
режиссёр с самого начала заявлял, что
является верным учеником Альфонсо Куарона,
автора "Узника Азкабана". И что
собирается следовать его стопами. Потому,
видимо, теперь над школой Хоггвартс всё
время пасмурно, идёт дождь, сгущаются тучи,
а по углам угрожающе скалятся каменные
горгульи. Готика, итить! Но настолько
конъюнктурная, грубо навязываемая и
откровенная, что вызывает только
подсознательный протест. Товарищи, можно ж
нагонять мрак не такими очевидными
методами? Чтобы зритель не чувствовал себя
марионеткой на ниточках, чувствами которой
цинично управляет кукловод,
заинтересованный в кассовых сборах?
При
этом зло-то, зло! Ну, не страшный Волан-де-Морт!
Какое там! Его откровенно жалко! Этого
повелителя мрака хочется погладить по
лысой головке, накормить конфетами, сводить
в зоопарк и устроить на работу в котельную.
Чтобы вернулся человек к нормальной жизни и
перестал разговаривать со змеями. Плохо,
короче, получился злодей. Дурак какой-то, а
не злодей!
И
вот ведь, что странно. С одной стороны,
пресловутый мрак. А с другой стороны, фильм
всё равно местами откровенно детский. Все
эти балы, танцы, китайские церемонии... Вы
только представьте себе – в одно место
съехалась толпа старшеклассников.
Повторюсь – здоровенные русские парни и
обворожительные французские девушки. Да
какие там турниры волшебников, там бы такое
началось, только успевай гонять народ из
тёмных углов! А в фильме все ведут себя
чинно и вежливо раскланиваются. Да, в книге
этот момент сумели обойти стороной так, что
он не вывал вопросов. А в фильме не смогли.
Тоже недочёт авторов! Авторы словно делают
шаг в сторону взрослого фильма, но тут же
бьют себя по рукам и вспоминают о детской
аудитории.
Единственно,
чем мог бы взять "Кубок огня", раз уж
динамики не хватило – это спецэффекты.
Ролик обещал такое буйство компьютерных
технологий, что я уже месяц как слюнки
пускал! На деле же всё оказалось не так
радужно. Да, есть драконы. Есть подводные
русалки. Но драконы, в наш век кинконговских
тираннозавров, уже не впечатляют совршенно.
А русалки и вовсе выглядят аляповато и
мультяшно. То есть, да оно есть, но подъёма
величия духа не вызывает. На "Оскар" за
спецэффекты я бы "Поттера" даже
номинировать не стал. Хотя, академики они
такие – вечно увидят то, что простому
зрителю недоступно. Вдруг там технология
замены ноги у Грюма протезом – это
революционное слово в современной
компьютерной технике? Но даже если это и так,
то меня как зрителя этот момент не
впечатлил до безумия. И все остальные
моменты тоже. Увы.
Зато
кто порадовал, так это отечественные
локализаторы. То ли ребята порезвились, то
ли, наоборот, плюнули на всё, и перевели
фильм за один день, проснувшись с жутким
похмельем. Все эти двусмысленности типа "Иди
в ванну старост и искупайся там в горячей
воде. Вместе с яйцом" (особенно
замечателен этот момент в исполнении
красавчика Седрика – я ж говорю, с
кастингом авторы вообще наворотили фигни
какой-то!) или "Мне так нравится смотреть
на них... Сзади!". А слова Гермионы про
Крама о том, что "Он любит заниматься кое-чем
другим"? Это ж просто супер!
И
кстати. На озвучку Дамблдора можно было бы
подобрать кого-нибудь другого. Не знаю, как
там кого, а лично меня уже придолбил этот
дворецкий из "Прекрасной Няни",
озвучивающий каждый первый мега-блокбастер.
Вроде, Дамблдор, а уши дворецкого из-за
спины. Тьфу, дьявол!
Одним
словом, фильм так себе. Детям, впрочем,
нравится. Дети не замечают ни двусмысленных
моментов, ни корявого монтажа, ни плоских
персонажей. Но то дети. А я зритель взрослый.
Не скажу, что я сильно промучался на
просмотре (на удивление, 2,5 часа пролетели
незаметно), однако пересматривать во второй
раз желания не возникает совершенно.
Обычный поп-корновый эпик.