Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

НЕрекламные кино-рецензии от Леонида Шевченко - Парфюмер


ПАРФЮМЕР / Perfume: The Story of a Murderer


Режиссёр: Том Тыквер ("Беги, Лола, Беги", "Принцесса и воин", "Рай")

В ролях: Дастин Хоффман ("Знакомство с Факерами", "Человек дождя"), Алан Рикман ("Крепкий орешек", "Робин Гуд: Принц воров", ангел Метатрон из "Догмы", "Поиск Галактики", "Реальная любовь", профессор Снегг из "Гарри Поттера")

СЮЖЕТ

Можете смеяться, но я книгу не читал, и потому сюжет поведаю собственными словами. Итак, в 18 веке родился такой мальчик, который всем прочим органам чувств предпочитал обоняние. Обладая феноменальным нюхом, этот мальчик мог по яблоку, ветке и листику восстановить картину тёплого летнего дня в далёкой стране, где выросло это яблоко – вплоть до мельчайших подробностей в лице лягушки, откладывавшей икру в близлежащем пруду. Короче, уникум, феномен.

Этот необычный дар привёл мальчика сначала в ученики к некоему итальянскому парфюмеру, потом – дальше, в город, где созданием новых ароматов занимались с широким размахом и на профессиональной основе. Поначалу мальчик мечтал лишь научиться удерживать запахи. Любые – ему не было разницы между ароматом духов и вонью тухлой рыбы. Все запахи были для него единой симфонией жизни...

Но со временем, поняв невозможность этого своего стремления, мальчик переменил свои планы. Теперь он хотел создать аромат всей жизни. Нечто непередаваемо божественное, нечто высшее...

А надо сказать, что ещё итальянский парфюмер поведал ему секрет мастерства: запах любых духов состоит из трёх аккордов, в каждом – по четыре ноты. Итого – двенадцать. И плюс – один штрих сверху, нечто, что властвует над всем.

И вот наш герой, на которого в своё время неизгладимое впечатление оказала первая встреча с девушкой, решает творить свои духи на основе ароматов разных женщин. Которые, разумеется, сами по себе не спешили откликаться на его желание обмазать их глиной и выжать тем самым их аромат. Приходилось в процессе создания духов заниматься убийствами.

В городе, где созданием духов занимались на профессиональной основе и с широким размахом, воцарился ужас.

ВЕРДИКТ

Тыквер – молодчина, создал такой удивительный фильм, в котором запахи, и правда, играют самую главную роль. Задача передать запахи языком кино – практически невозможная, но режиссёру удалось с ней справиться идеально. Я вот, например, впервые в жизни, сидя в кино, постоянно обращал внимание на аромат духов, витавший то с одной. то с другой стороны, и каждый раз – разный... Раньше совсем не замечал (я к запахам вообще равнодушен как пень), а тут – само собой. Или это в кинотеатре применили новую технологию и распыляли ароматы? Гм.

В любом случае, Тыквер создал удивительную картину мира своего героя – картину одновременно притягательную и отталкивающую. И сделал это очень красиво. Помните его же фильм "Беги, Лола, беги", выполненный в видеоклиповой манере? Вот примерно те же ощущения периодически возникают и здесь. Даже в моменты, когда на экране ползают какие-нибудь черви или происходит ещё что-нибудь непотребное, я лично не испытывал никакого дискомфорта, а испытывал лишь чувство эстетической радости. Во как.

Хотя, и полагаю, что каким-нибудь чувствительным девушкам всё это могло показаться неприятным. Но особо чувствительным девушкам ни к чему ходить на фильмы, которые успешно прикидываются заумными...

Почему прикидываются? Ну, в этом главная беда фильма (возможно, в этом беда и книги, но книгу, повторюсь, я не читал). Дело в том, что скрывающийся за всей этой красотой и эстетикой моральный общечеловеческий посыл расплывается в воздухе. Его не удаётся удержать и сформулировать. Дескать, у каждого человека есть своё предназначение в жизни и, выполнив его, человек достигает потолка, и жить ему становится незачем? Оно, конечно, неплохо. Но на мозги и на душу не оказывает совсем никакого воздействия. Выходишь из зала – всего лишь человеком, прикоснувшимся к прекрасному произведению искусства, но не изменившимся внутренне. Для фильма, заявленного как глубокий, это если не беда, то недостаток.

Впрочем, это лишь ворчание. Надо же как-то оправдать тот факт, что "Парфюмер" не заслужил высшей оценки и пересматривать его не хочется! Вот и нашёлся один недостаток, который я счёл именно тем. что помешало. И ладно. Главное – в другом. Тыквер сотворил очень красивую вещь.

Не ждите, впрочем, нарочитых красивостей. бросающихся в глаза. "Парфюмер" – иной. Он не впячивает свою гармонию, он словно нарочно скрывает её. Потому те зрители, которые ждут какого-нибудь визуального пиршества типа той же "Лолы", могут жестоко обломаться, как, к примеру, я. Не ждите откровений, просто наслаждайтесь зрелищем – и будет вам счастье.

Потому что – это прекрасно. Все компоненты на своих местах. Интересная и великолепно рассказанная история. Потрясающе играющие актёры, в особенности главный герой – доселе неизвестный парнишка, переигравший даже самих Алана Рикмана и Дастина Хоффмана! Красивые и притягательные девушки – причём красивые простой, природной красотой, ведь в то время женская красота была гораздо естественнее... Это, возможно, и не сказать, что хорошо, но Тыкверу удалось объединить эту естественность с притягательностью для современного, избалованного глянцевыми красотками зрителя. Тыкверу вообще удалось показать мир того века, вроде бы, без прикрас – всю ту грязь, которая подразумевается под жизнью простого народа в те времена – но в то же время изобразить эту жизнь не отвратительной, а живой и интересной.

И передать мир запахов языком кино. Да он просто чёртов гений, этот Том Тыквер! Если же учесть, что и музыку к фильму написал он же... У, что за человечище.

И если бы не это вот лёгкое ощущение искусства ради искусства, без особого смысла... Но это я уже придираюсь.

ОЦЕНКА – 10 из 12.

 Леонид ШЕВЧЕНКО aka Linch

mailto: linch@mail333.com


В избранное