Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Страна Филателия

  Все выпуски  

Страна Филателия № 8


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Страна Филателия № 8 -2001
СТРАНА ФИЛАТЕЛИЯ
№ 8 - 2001 г.

Обращение к новым подписчикам.  (в оглавление)
Цель этой рассылки- это ознакомление и пропагандирование такого хобби как филателия. Я рекомендую Вам ознакомится с предыдущими номерами рассылки. Информация для рассылки берется из различных источников - интернет, печатная пресса, специализированная литература, сообщения филателистов и конечно собственная информация. Почти вся информация для раздела "основы" берется из многочисленной специализированной литературы выпущенной до 1990 года, а поэтому мне в принципе добавить от себя почти нечего.

Мой опыт показывает, что большинство даже взрослых людей (кому сегодня за 25-30) мало знают о коллекционировании почтовых марок и самих марках. Эту ситуацию можно сравнить с айсбергом, большую часть айсберга не видно и размер ее неизвестен. Общепринятое мнение многих людей это мнение о коллекционировании марок как о детском занятии, но это мнение по меньшей мере неверно.

Любили собирать почтовые марки очень многие известные люди: физиолог И. Павлов, полководец М. Фрунзе, полярник Э. Кренкель. Франклину Рузвельту,  премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, Николай II, Фредди Меркури.

Из ныне здравствующих известных людей по моим данным сегодня собирают и коллекционируют марки:
* Соотечественники-  Борис Натанович Стругацкий (?), Анатолий Карпов (шахматы), Сергей Ястржембский (портреты политиков),
Андрей  Малахов ведущий программы Доброе утро по ОРТ (Новый год) , Сергей Чиграков - музыкант Чиж и К (?).

* Иностранцы - Винтон Серф (разработал протокол TCP/IP).



Оглавление (в начало).
Основы.
ЭТО НЕ ТОЛЬКО УВЛЕКАТЕЛЬНО, НО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО.

Филателия.
ФИЛАТЕЛИЯ. НЕБОЛЬШОЙ ОБЗОР.

Недавние события в мире.
ГРЯДУЩЕЕ ПОДОРОЖАНИЕ ПОЧТОВЫХ УСЛУГ В  НИДЕРЛАНДАХ.
СЛАДКИЕ ДНИ ДЛЯ ФИЛАТЕЛИСТОВ.
НОВЫЙ СТАНДАРТ УКРАИНЫ.
Н.НОВГОРОД. ПОЧТА ПРОДАЕТ МАРКИ ЗА 105% ОТ НОМИНАЛА.
ПРОДАЛИ ДВЕ ТОННЫ МАРОК В ОДНИ РУКИ.

Страницы истории.
ИЗ ИСТОРИИ КРИПТОАНАЛИЗА.
ИЗ ИСТОРИИ ПОЧТОВОЙ МАРКИ.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ.

Разное
СТРАНА ФИЛАТЕЛИЯ № 7.

За рубежом.
ФИЛАТЕЛИЯ В КАЗАXСТАНЕ.

Ссылки.
ЖМИ СЮДА.



Основы.(в оглавление)
ЭТО НЕ ТОЛЬКО УВЛЕКАТЕЛЬНО, НО И ПОЗНАВАТЕЛЬНО.
Издавна люди занимаются коллекционированием. Одни отдают предпочтение спичкам, другие брелкам, а третьи собирают автомобили и даже паровозы. Но, пожалуй, самой распространенной формой коллекционирования является филателия.

Каждый из нас имел дело с почтовой маркой. Но этот маленький бумажный прямоугольник является не только знаком почтовой оплаты. Опытный филателист, глядя на марку, может назвать не только страну, ее выпустившую, но и рассказать много интересного о событии, которому посвящен выход в свет этой марки.

К сожалению, за последние годы интерес к филателии значительно снизился. Причина не в том, что все марки исследованы и все их тайны раскрыты. На наш взгляд, дело здесь в другом. Смена экономических формаций в стране, непривычные условия рынка отодвинули увлечения людей на второй план. Но занятие филателией от этого не стало менее интересным.

Для того чтобы вступить в наш своеобразный заочный филателистический клуб на страницах газеты, не надо писать никаких заявлений. Прочтите материал рубрики. И, если он вас заинтересует, считайте себя в рядах филателистов.

Сегодня мы расскажем о том, как появилась на свет почтовая марка.

А родилась она вместе с письменностью, точнее, вместе с письменным сообщением, которое передавалось в другой населенный пункт. Уже в шестом столетии до нашей эры – а это более 2,5 тысячи лет назад – в Персии были организованы почтовые станции. Историки установили, что система передачи письменных сообщений была и в Древней Греции, в Египте, и других странах. Человечество, развиваясь, развивало то, что сегодня мы называем почтой. Русская почта – одна из старейших в Европе. Хорошо налаженная почтовая связь в нашем государстве существовала уже в пятнадцатом веке.

Увлекательнейшая история ее развития достойна отдельного повествования. Сегодня же мы ограничимся тем, что свяжем ее с историей филателии. А связь эта прослеживается в том, что при организации почтовой связи встал вопрос оплаты почтовых услуг. Пересылка писем на дальние расстояния потребовала введения внедрения универсальной системы оплаты. Так родилась почтовая марка.Известно время ее рождения – май 1840 года. И место – лондонский почтамт. На первой в мире марке была изображена королева Виктория.

И пошло, поехало! Даже самый опытный филателист не сможет точно сказать, сколько марок было выпущено после этого. Условно считают, что 300 тысяч. Но число это меняется каждый день. Конечно же, в сторону увеличения.

Прелесть филателии в том, что издатели марок откликались на каждое значимое событие в мире и в своей стране. И появлялись марки, на которых помещались портреты руководителей стран, космонавтов, великих ученых. А есть марки, на которых изображены животные и птицы. Другие марки посвящены растениям. А есть и такие, на которых воспроизведены шедевры искусства.

Вы представляете, как интересно по маркам изучать, к примеру, историю развития космонавтики? Но смею вас уверить, что еще более интересен сам процесс поиска таких марок. Он неизбежно заставит вас по книгам и другим источникам узнать многое о предмете вашего исследования. И обязательно расширит список ваших друзей. Ведь поиск нужной марки в одиночку – занятие почти безнадежное.

И если он – поиск – увенчается успехом, найденная марка станет для вас бесценным сокровищем и предметом неописуемой гордости. Без преувеличения можно сказать, что филателисты живут в своем особом мире. Нет, их нельзя назвать странными людьми, отгородившимися своими проблемами от остального мира. Просто они не знают, что такое безделье, потому что каждую минуту свободного времени отдают своему любимому увлечению.

А теперь я хочу обратиться к родителям подростков. Вы обеспокоены тем, что улица “засасывает” ваше чадо? Постарайтесь открыть перед ним бездну интересов, связанную с филателией, и вашей задачей станет лишь заставлять ребенка хоть немного погулять на улице в перерывах между поиском и демонстрацией сверстникам марок-сокровищ.

С чего начать занятия филателией? Посмотрите, может быть, где-то у вас уже есть хотя бы одна интересная, на ваш взгляд, марка. Найдите вторую. Вот вы уже и стали филателистом. Желаем вам успеха. И до новых встреч в нашей стране Филателии.

Т. Момотова, начальник отдела управления федеральной почтовой связи Астраханской области. http://astrakhan.net.ru

Филателия.(в оглавление)
ФИЛАТЕЛИЯ. НЕБОЛЬШОЙ ОБЗОР.
Филателия как область человеческих увлечений или занятий возникла во второй половине 1840-х гг. после появления почтовых марок. Первая почтовая марка была выпущена в Англии 6 мая 1840. Вскоре после этого почтовые марки появились и в других странах: США (1845), Маврикии (1847), Франции (1849), Испании (1850), Канаде (1851), Люксембурге (1852), Нидерландах (1852), Норвегии (1853), Швеции (1855), Мексике (1856).

В России в 1856 были выпущены почтовые марки для Великого княжества Финляндского, а с 1 января 1858 первые русские почтовые марки поступили в обращение на всей территории Российской империи. В 1865 право выпускать собственные почтовые марки было предоставлено земским управам для оплаты корреспонденции, пересылаемой в границах уездов, а в 1870 земская почта была официально легализована указом Правительствующего сената.

Систематическое коллекционирование было стимулировано изданием каталогов почтовых марок всех стран мира, появившихся в Европе (А. Потике, 1861, Франция; Ж. Б. Моэнс, 1862, Бельгия; С. Гиббонс, 1879, Англия) и США (Скотт, 1867), а также филателистических журналов («The Stamp collectors Review and Monthly Advertiser», 1861, Ливерпуль; «Magazin fur Briefmarken Sammler», 1863, Лейпциг; «Le-Timbre poste…», 1863, Брюссель; и др.) и специальных альбомов для размещения филателистических коллекций. В России первый «Карманный альбом марок» появился в 1866, первый филателистический журнал «Марки» начал издаваться в 1896, а «Первый русский описательный и иллюстрированный каталог почтовых марок с 200 рисунками» вышел в свет в 1901.

Уже на первом этапе становления филателии во многих странах Европы и Америки появились крупные коллекционеры, создавшие весьма внушительные коллекции почтовых марок всего мира. Легендой того романтического периода стал французский коллекционер Филипп Феррари (1848-1917), собрание которого содержало все известные тогда филателистические редкости. Он обладал огромным состоянием и для пополнения своей коллекции искал марки по всему свету, покупая не только отдельные раритеты, но и целые собрания других известных коллекционеров, например, таких, как барон Ротшильд (см. Ротшильды). Феррари завещал свою коллекцию Берлинскому почтовому музею, однако после окончания Первой мировой войны французское правительство наложило на нее секвестр и приказало продать ее на публичных торгах, для того, чтобы вырученные от продажи коллекции средства включить в общий счет репараций побежденной Германии.

В 1921-25 состоялось 14 распродаж и всего за коллекцию Феррари было выручено более 400 тыс. фунтов стерлингов.

К числу известных российских филателистов того времени следует отнести Ф. Л. Брейтфуса (1851-1907), жившего в Петербурге, чья коллекция марок считалась третьей в мире после собраний Феррари в Париже и Т. Тэмплинга (1855-91) в Лондоне. Незадолго до кончины Брейтфус продал свою коллекцию английской торговой фирме «Стэнли Гиббонс».

Собрание Тэмплинга было передано им в Британскую библиотеку в Лондоне и послужило основой при формировании национальной филателистической коллекции Великобритании. Из всех выдающихся филателистических собраний начала 20 в. в полном виде до настоящего времени сохранилась лишь эта.

Другим выдающимся российским филателистом был А. К. Фаберже (сын знаменитого ювелирного мастера К. Г. Фаберже), обладавший уникальным собранием марок и цельных вещей Российской империи. Его коллекция вне конкурса экспонировалась в 1933 на Международной выставке в Вене и произвела фурор в мировой филателии. Это собрание было распродано в 1939 на аукционе в Лондоне.

Среди выдающихся филателистических коллекций в настоящее время известны собрания, принадлежащие Елизавете II, королеве Великобритании, принцу Монако Ренье и другим известным людям. Отдельные фрагменты их коллекций регулярно демонстрируются в Почетном классе на Всемирных филателистических выставках под патронатом Международной федерации филателии (ФИП; выставки проводятся с 1927). В этих выставках участвует большое число коллекционеров из многих стран, в том числе и из России, и некоторые из них завоевали высокие награды. Самый титулованный российский филателист московский коллекционер Л. Я. Мельников, чье собрание «Авиапочта СССР» неоднократно завоевывала Большие золотые медали на Всемирных филателистических выставках.

В конце 19 в. в некоторых странах (Германия, Франция, Болгария и др.) были созданы национальные почтовые музеи, при которых стали формироваться государственные коллекции почтовых марок. В России Почтово-телеграфный музей (ныне Центральный музей связи имени А. С. Попова) был открыт в Санкт-Петербурге в 1884. В нем хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты, насчитывающая свыше 4 миллионов почтовых марок и цельных вещей всех стран мира.

Первые филателистические объединения или союзы возникли в США (1868), Великобритании (1869), Германии (1869), Франции (1874). В России первые общества собирателей почтовых марок были организованы в 1883 в Москве и Санкт-Петербурге. В 1910 было создано Российское общество филателистов, просуществовавшее до 1918. С 1918 по 1921 функционировало Московское общество филателистов и коллекционеров, а с 1923 по июнь 1941 Всесоюзное общество филателистов. Затем на протяжении 15 лет организованного филателистического движения в СССР практически не было, лишь в отдельных городах существовали кружки и клубы. В 1957 в Москве было создано Московское городское общество коллекционеров, ныне Союз московских филателистов. В марте 1966 было учреждено Всесоюзное общество филателистов, впоследствии Союз филателистов СССР, функционировавший до 1992. В Российской Федерации с 1992 года национальной филателистической организацией является Союз филателистов России (СФР). В России первая Всемирная филателистическая выставка «Москва 1997» под патронатом ФИП состоялась в 1997.

Международная федерация филателии, созданная в 1926 на учредительном конгрессе в Париже, в настоящее время объединяет национальные филателистические союзы из 75 стран мира. Официальными языками ФИП являются: английский, испанский, немецкий, русский и французский. Штаб-квартира ФИП находится в Цюрихе (Швейцария). Официальный печатный орган: журнал «Флеш».



Недавние события в мире.   (в оглавление)

ГРЯДУЩЕЕ ПОДОРОЖАНИЕ ПОЧТОВЫХ УСЛУГ В  НИДЕРЛАНДАХ.
Представитель Почтового управления Нидерландов заявил о том, что с 1 июня 2001 г. стоимость обычной почтовой марки составит 0,85 гульдена, что на 5 центов больше, чем в настоящее время. Цена обычной почтовой марки повышается впервые за последние 10 лет, и поводом для этого стало введение новой европейской валюты. В пересчете на евро стоимость марки составит 0, 39 евро.

Как сообщает De Telegraaf, по этой же причине повысится стоимость других почтовых услуг: так с 2002 г. за отправку письма в европейскую страну голландцам придется заплатить 1,20 гульдена /0,54 евро/, за пределы Европы - 1,65 гульдена /0,75 евро/. Стоимость заказного письма вырастет на 0,25 гульдена и составит 12,75 гульдена /5,75 евро/.

Материал подготовил Виталие Лейба http://www.rusnet.nl
СЛАДКИЕ ДНИ ДЛЯ ФИЛАТЕЛИСТОВ.  (в оглавление)
Начиная с этой недели, в вашем почтовом ящике вполне может запахнуть отличным швейцарским шоколадом. Источник запаха - новые марки, которые выпустила Швейцария - крупнейший в мире производитель и потребитель шоколада.
С прилавков почтовых отделений по всей Швейцарии новые марки прости сметают - спрос превзошел все ожидания.

Марки, которые выглядят как шоколад, пахнут как шоколад и даже имеют вкус шоколада выпущены к столетию Швейцарской федерации производителей шоколада. Местное население от марок в восторге. Все говорят, что они дают верное представление об их излюбленном лакомстве.

А едят тут шоколада премного. Как свидетельствует статистика, в прошлом году потребление его в расчете на одного швейцарца - включая грудных детей - составило 12 кило. Любителем же здорового питания марки тоже по душе - калорий они не содержат. Их запах чисто искусственного происхождения, и содержится в миллионах микроскопических шариков, на тонком слое лака. Если марку хоть чуть-чуть потереть, запах выходит наружу.

Строго говоря, идея пахучей марки не нова. В Гонконге, например, выпускаются марки с запахом зеленого чая. Но по крайней мере новые швейцарские марки - первые в истории филателии, которые лизнуть приятно...
Клэр Дул, Би-би-си, Женева  10 мая 2001 г. http://news.bbc.co.uk

НОВЫЙ СТАНДАРТ УКРАИНЫ.  (в оглавление)
До 1 июля текущего года будут полностью изъяты из обращения существующие знаки почтовой оплаты Украины в связи с введением с 1 апреля стандартных почтовых марок нового образца. От предыдущих образцов их отличает повышенная степень защиты, расширенная цветовая гамма и усовершенствованный "евродизайн", выполненный с учетом пожеланий украинцев канадской диаспоры. Об этом сообщил генеральный директор предприятия "Укрпочта" Василий Мухин.

Оформление новых почтовых марок имитирует распространенные на территории Украины цветы и растения, в частности, пшеничный колос, красную калину и подсолнечник. Кроме того, на марках для писем в страны дальнего зарубежья вместо литеры "Р" теперь изображен малый герб Украины на фоне национальных цветов.

В пресс-службе "Укрпочты" сообщили, что уже выпущены стандартные почтовые марки, имеющие буквенные индексы "Д", "Е", "Ж", "Є", "В" вместо номиналов. Новые почтовые марки многоцветные, изготовлены офсетным способом печати на мелованной бумаге. Для предотвращения от подделки предусмотрены соответствующие элементы полиграфической защиты.

В связи с введением новых почтовых марок из продажи изымаются стандартные марки, выпущенные ранее, с буквенными индексами "Д", "Е", "Ж", "Є" и "В", однако потребители смогут пользоваться ранее купленными марками этих типов.

Произошли также изменения в почтовых конвертах и открытках, на которых отпечатана марка с буквой "Д". Конверты и открытки с многоцветной маркой, выпущенные ранее, будут реализовываться до 1 июля 2001 года. Уже введены в оборот три вида почтовых конвертов с этой маркой.

Н.НОВГОРОД. ПОЧТА ПРОДАЕТ МАРКИ ЗА 105% ОТ НОМИНАЛА.(в оглавление)
Недавнее решение областного законодательного собрания об отмене льготы по налогу с продаж по оплате почтовых услуг и распространению печатной продукции создает еще одно препятствие для удовлетворения потребности общества в информации.

В попытках подлатать областной бюджет ОЗС 30 марта приняло закон, приостанавливающий в числе прочего и льготы по налогу с продаж услуг почтовой связи. Теперь в отличие от соседних регионов стандартная марка будет продаваться дороже.

Ситуация анекдотичная. Если на марке написана ее стоимость, не верь глазам своим. На всей территории страны марка, сколько на ней написано, а в Нижегородской области номинал марки приходится умножать на 1,05 и платить за марку дороже на 5%. Мало того, что дороже, так и еще наперекор написанному на марке номиналу. Если довести эту логику до абсурда, то и хождение бумажных денежных купюр можно обложить налогом...

Решение депутатов вызвало интерес антимонопольного ведомства. А губернатор, в свою очередь, на встрече с редакторами районных газет заявил, что депутаты поторопились и что после майских праздников он направит в ОЗС обращение с просьбой пересмотреть это решение и вернуть льготу почтовикам.

Дмитрий Скворцов, Газета Монитор 30.04.2001-13.05.2001
ПРОДАЛИ ДВЕ ТОННЫ МАРОК.  (в оглавление)
Уникальная коллекция почтовых марок продана на аукционе в Женеве.
Две тонны почтовых марок из коллекции британского торговца Клейнберга охватывают период с 1850 по 1952 год. Как сообщает агентство ИНТЕРФАКС, покупатель заплатил за уникальную коллекцию более 3 миллионов швейцарских франков. 04 Мая 2001 11:39:10


Страницы истории.  (в оглавление)

ИЗ ИСТОРИИ КРИПТОАНАЛИЗА. (в сокращении)
После нападения Японии Соединенные Штаты создали собственный орган цензуры. Вскоре его штат насчитывал около 15 тысяч сотрудников, которые размещались в 90 зданиях по всей стране, проверяли ежедневно около миллиона писем, подслушивали бесчисленное множество телефонных разговоров, просматривали кинофильмы, газеты, журналы и знакомились со сценариями радиопередач. Миллионы американцев получали письма в конвертах со следами ножниц цензора и штампом "Вскрыто цензурой".

Чтобы перекрыть максимальное число стеганографических каналов связи, американская цензура категорически запретила отправление по почте целого ряда сообщений. Были отменены шахматные матчи по переписке. Из писем вымарывались кроссворды, так как у цензоров не хватало времени решать их, чтобы проверить, не содержат ли они тайные послания. Из почтовых отправлений изымались газетные вырезки, потому что они могли содержать секретный текст.

Не разрешалось пересылать по почте табели успеваемости учащихся. Одно письмо с инструкциями по вязанию было задержано до тех пор, пока цензор не связал по ним свитер, чтобы проверить, не содержат ли они какой-либо скрытой информации. В каждом цензурном отделении имелся запас марок: цензоры снимали подозрительные марки и заменяли их другими того же достоинства, но с иным номером и рисунком. Чистая бумага, которую жители США часто посылали своим родственникам, проживавшим в странах, где не хватало бумаги, также заменялась из соответствующих запасов, чтобы исключить применение симпатических чернил. Конфисковывались даже детские рисунки, которые родители отправляли дедушкам и бабушкам, так как среди этих рисунков могли попасться закодированные карты или схемы.

Согласно правилам, установленным американской цензурой для телеграфа, запрещалось посылать любой текст, который был непонятен цензору. Иногда цензоры специально перефразировали сообщения. Эта практика вызвала появление классического анекдота, родившегося еще в годы Первой мировой войны. К цензору на стол попала телеграмма следующего содержания: "Отец умер". Цензор немного подумал, вычеркнул "умер", написал "скончался" и отправил телеграмму по адресу. Вскоре после этого на стол к цензору поступила ответная телеграмма с вопросом: "Отец умер или скончался?"

Телеграммы с заказами на цветы ("Вручите субботу моей жене три белые орхидеи") предоставляли настолько удобную возможность для передачи секретной информации, что цензоры запретили указывать в них названия цветов и день вручения. Ни одна американская фирма не могла пользоваться собственным телеграфным кодом без разрешения цензуры.

 Д. Кан  Разведчики и цензура
Полный текст очень интересной статьи (рекомендую!) на http://xakspace.narod.ru/hack/history.html


ИЗ ИСТОРИИ ПОЧТОВОЙ МАРКИ.  (в оглавление)
Человеку, который взял бы на себя труд написать исчерпывающую историю филателии нельзя отказать в отваге. Тема намного обширнее, чем можно себе представить, перелистывая страницы школьного альбома или рассматривая дюжину марок под стеклом у почтового окошка. По мере того, как начинаешь вникать в детали, всё больше убеждаешься в том, что теперь никого нельзя назвать всеведущим в филателии: человеческая жизнь слишком коротка, чтобы собрать и удержать в памяти всё накопленное в этой области. То же самое можно сказать и о прошлом филателии. Фрагменты его разбросаны по всему миру. Они сверкают своими блестящими гранями в самых различных, непохожих друг на друга местах. Почтовые марки коллекционируют и изучают фермеры далёкой Австралии и завсегдатаи Лондонского Стрэнда или Нью Йоркского Нассаустрит улиц, чьё развитие связано с развитием филателии.

Мы не собираемся выступить в роли всезнаек. Мы просто хотим воскресить некоторые эпизоды обширной истории почтовых марок, в которой вы встретите немало редкостного и ещё больше любопытного.

 Несколько слов о почтовых марках вообще Коллекционирование почтовых марок стало занятием, овладевшим миллионами сердец. Оно сближает людей всех профессий, всех возрастов престарелых и школьников.

Когда появились на свет почтовые марки, а с ними возможность их коллекционирования и изучения, они стали как бы первыми нитями ткани, которой с течением времени суждено было стать пёстрой, как платье Иосифа. То была ткань занимательной истории филателии, сотканная из легенд и преданий о марке и связанных с нею людях. С тех давних времён, 40-х годов прошлого века, размеры этой ткани стали поистине необъятными. И тем не менее её первые нити ещё можно отыскать на страницах филателистической литературы.

Первое упоминание о коллекционировании марок появилось в Панче в 1842 г. Это была сатира на деловых бездельниц Англии, одна из которых поместила в Таймсе объявление о том, что скупает использованные почтовые марки для оклейки будуара, а другая заявила, что ей обещано приданое в размере 3 тысяч фунтов стерлингов, если удастся собрать на эту сумму нужное количество гашеных почтовых марок.

По правде говоря, мы не можем назвать страсть к накоплению огромного количества марок предшественницей современной научной филателии, но именно она породила другую легенду, которая в Англии известна под названием мифа о миллионе.

В начале нашего столетия один известный журнал для девушек предложил своим читательницам собрать миллион гашеных почтовых марок, заявив, что эту коллекцию можно было бы использовать для того, чтобы поместить в больницу двух больных детей. Надо отдать должное упорству некоторых читательниц, которые с течением времени собрали вместе примерно десять миллионов почтовых марок!

Хотя накопление такого огромного количества гашеных марок имеет свои привлекательные стороны, нет ни малейшего сомнения, что, остановись коллекционирование на этой стадии, на него смотрели бы как на одно из самых пустых занятий: ведь в таком виде оно не давало никакой пищи для интеллекта. Потребовалось немало времени,, пока коллекционирование марок приобрело вполне разумные, а поэтому и увлекательные формы.

Сейчас нелегко установить, где был заложен фундамент филателии и кого следует считать её основоположником. Позднее мы постараемся пролить некоторый свет на этот вопрос, А пока ограничимся лишь указанием на несколько имён, дошедших до нас из эпохи зарождения филателии.

На страницах прошлого можно прочесть о докторе Джоне Эдуарде Грее, служащем Британского музея, который заявил, что он начал собирать марки вскоре после того, как они вошли в употребление. Грею обеспечено место в пантеоне филателии благодаря созданному им каталогу почтовых марок, который в те далёкие времена выдержал шесть изданий. В этот пантеон войдут и Оскар Бергер-Левро, книготорговец из Страсбурга, который отпечатал листы автолитографированных марок и разослал их своим друзьям. Эти листы вдохновили француза Альфреда Потике на составление первого в мире печатного каталога почтовых марок. Мы встретим там и русского Е. Ван дер Бека, и бельгийца Луи Ансье, ставшего впоследствии знаменитым писателем-филателистом, и француза Жоржа Эрпина, который ввёл в обиход само слово филателия. Все эти люди относятся к числу первых коллекционеров. Наш список буде неполным, если мы не включим Эдуарда Пэмбертона. Хотя этот человек родился в Соединённых Штатах, он стал основателем целой династии знаменитых филателистов Англии.
Продолжение следует...

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ НА ПОЧТОВЫХ МАРКАХ. (в оглавление)
(Статья написана почти 90 лет назад... :-0 и сегодня не утратила актуальность, особенно про марки для "коллекционеров".)
Очерк Ю. ПОВАРСКОГО

Всякий собиратель марок, сам того не замечая, извлекает не малую пользу из своей страсти. Не о материальной пользе говорим здесь, а о пользе моральной, о тех разнообразных знаниях, которыми попутно обогащается всякий филателист. Прежде всего, он изучает на марках политическую географию, и при том довольно основательно: он узнает не только о всех государствах, какие существуют на свете, но даже об их многочисленных колониях. Как бы ничтожно ни было государство, оно находить себе место в альбоме филателиста, который в этом отношении не делает различия между могущественными державами и мелкими, несамостоятельными княжествами.

Вторая группа знаний, которые незаметно приобретает коллекционер марок, – это знакомство со всеми разнообразными монетами, обращающимися на земном шаре.

В самом деле: какие только названия монет не фигурируют на почтовых марках? Всякий маломальски серьезный филателист невольно запоминает все эти названия, которые необходимы для различения марок, и не только запоминает названия, но и отдает себе отчет в сравнительном достоинстве монетных единиц различных государств. Как курьез, надо отметить, что все собиратели марок, к какой бы нации они ни принадлежали, умеют считать по-английски, по крайней мере, до пяти: дело в том, что на марках Британской Империи достоинство отмечено прописью.

С некоторого времени собиратели марок могут похвалиться еще одним ценным преимуществом своего занятия: они невольно изучают естественную историю, знакомятся с фауной и флорой разнообразных уголков земного шара. Дело в том, что многие государства стали выпускать марки с изображением наиболее характерных растений или животных соответствующей области. Такие марки обыкновенно бывают исполнены в художественном и естественно-научном отношениях – безукоризненно. И как они оживляют монотонные страницы марочных альбомов! Лет 10...15 тому назад таких «естественно-научных» марок было еще очень мало, – но и тогда какая-нибудь марка Борнео с характерной пальмой, или Западной Австралии с грациозной фигурой лебедя украшала целые страницы.

В настоящее время марок подобного типа выпускается все более и более. Можно, пожалуй, составить целый естественно-исторический атлас исключительно из почтовых марок. Взгляните хотя бы на группу, собранную на рис. 1: вы видите здесь и леопарда (Французское Конго) и верблюда (Судан, Ньясса), и крокодила (Сев. Борнео), и лебедя (Западная Австралия), и орангутанга (Сев. Борнео), и жираффу (Ньясса) и сен-бернардскую собаку (Нью-Фаундленд) и птицу-лиру (Новый Южный Валлис, Австралия).

Особенно заботятся об изображении своей фауны некоторые незначительные государства или даже колонии. Таковы, например, негритянская республика Либерия и северная часть Борнео, принадлежащая англичанам. На марках английского Борнео изображена чуть не вся фауна этого острова: слон, какаду, кабан, зондский бык, тапир, характерные птицы, – и все это чрезвычайно точно, можно сказать, прямо художественно. Даже крошечный остров Лабуан близ Борнео, также принадлежащий англичанам, имеет свои особые марки, украшенные изображениями оленя, фазана и др.

То же можно сказать и про Либерию, на марках которой изображены представители едва ли не всех пород животных и растений этой маленькой страны. Мы здесь воспроизводим на рис. 2 лишь ничтожную часть всего марочного богатства негритянской республики: всех марок Либерии свыше 400, при чем каждые несколько месяцев выходят все новые и новые.

Читатель, быть может, полюбопытствует узнать, почему, собственно, такие маленькие государства запасаются столь огромным количеством марок? Ведь, даже самому неопытному филателисту бросается в глаза это загадочное несоответствие! Чем ничтожнее государство, чем беднее колония, тем разнообразнее и изящнее ее почтовые марки. Чем это объясняется?

Причина так же проста, как и неожиданна: мелкие государства, печатая марки, имеют в виду вовсе не своих подданных, а... г.г. коллекционеров! Государственные экономисты Либерии и других ничтожных государств прекрасно знают, что всякому коллекционеру лестно заполучить в свой альбом «редкую» марку такой маленькой и далекой страны. И вот, они печатают десятки и сотни типов марок, каждые 2...3 месяца выпуская новые образцы самого разнообразного, подчас даже прямо несообразного, достоинства. Расчет вполне оправдывается: коллекционеры всего мира жадно покупают эти изящные экзотические марки, – и в результате выходит, что Борнео или Либерия в альбоме любого филателиста занимает больше места, чем Россия или Китай. Маленькие расходы на приобретение этих марок не очень стеснительны для коллекционеров, – но, стекаясь со всех концов мира в казну бедного государства, они составляют изрядную сумму. Собирая изящные маски Либерии, вы даже не подозреваете, что на ваш карман покушаются чернокожие министры финансов этой республики, для которых доход от филателистов – важная статья государственного бюджета...

Но как бы то ни было, появление марок с естественнонаучными изображениями можно лишь приветствовать: с какой бы целью это ни делалось, польза их очевидна. Желательно даже еще далее развить эту идею, и выпускать марки не только естественно-научного, но и географического и исторического характера. Маленькая Панама уже сделала шаг в этом направлении, выпустив марки с картой Панамского перешейка. Что касается исторических марок, то, кажется, мы, русские, скоро будем иметь свои собственные исторические марки.

Газеты сообщают, что наше почтовое ведомство, в виду приближающегося 300-летнего юбилея дома Романовых, решило выпустить в 1913-м году новые марки с портретами наших государей. Для интересующихся приводим следующую табличку предполагаемого распределения портретов на марках разного достоинства:

На марках в 1 к. – Петр Великий.
2 – Александр II.
3 – Александр III.
4 – Петр Великий.
7, 10 – Император Николай II.
14 – Екатерина Великая.
15 – Николай I.
25 – Александр I.
35 – Павел I.
50 – Елизавета Петровна.
70 – Михаил Феодорович.

Кроме того, предполагается выпустить еще марки с изображениями Московского кремля (на марках в 1 рубль) и здания Зимнего дворца (на марках в 2 рубля).

«Природа и Люди». Иллюстрированный журнал науки, искусства и литературы. 1912, №2 http://n-t.students.ru


Разное(в оглавление)
СТРАНА ФИЛАТЕЛИЯ № 7.
По моим данным, многие из подписчиков не получили по некоторым причинам предыдущую рассылку № 7 от 15 мая 2001 - зайдите сюда.

За рубежом.  (в оглавление)
ФИЛАТЕЛИЯ В КАЗАХСТАНЕ.
Ровно 160 лет назад - 1 мая 1840 года - в Англии увидела свет первая в мире почтовая марка. Эта невзрачная миниатюра с изображением королевы Виктории, за свой цвет и номинальную стоимость в один пенс названная "Черный пенни", сегодня - бесценный раритет. Сохранились ее единичные экземпляры, например, в королевской коллекции Букингемского дворца. Выставляется марка №1 не иначе как за бронированным стеклом.

Отцом марки считают Роуленда Хилла, который добился решения парламента осуществить проект почтовой реформы. Суть проекта: наладить выпуск и продажу почтовых марок, дабы усовершенствовать работу почты и взимать почтовую оплату при отправлении письма, а не при его получении. "Черный пенни" - коллективное детище. В конкурсе на проект первой марки принимали участие 2700 человек, и не один из вариантов не был полностью одобрен. Окончательный вид марка приобрела благодаря усилиям нескольких человек.

Многие страны впоследствии претендовали на то, что идея создания марки возникла впервые у них, но в историю все-таки вошла Англия. "Черный пенни" выпускался еще долго, и многие годы "не старела" королева Виктория, изображенная на марке восемнадцатилетней и отвергнувшая позже предложение обновить портрет.

Сложно сказать, когда именно появились первые коллекционеры марок. Впрочем, у них был предшественник, живший за много веков до нашей эры. Когда в начале ХХ века вскрыли могилу Цезора Аминоптиса, правившего Египтом в 2575 году до н. э., в его саркофаге среди ценных вещей обнаружили коллекцию из 186 почтовых штемпелей, которые ставили на папирусные свитки при отправлении в Ливию, Аравию и Абиссинию. Первые же английские филателисты оформляли свои коллекции весьма экстравагантно: оклеивали марками абажуры, камины, украшали ими платья и будуары. Какой-то молодой человек даже давал объявление в "Таймс" с просьбой высылать гашеные марки, дабы ему удалось оклеить ими спальню.

И все же настоящими первыми коллекционерами были граверы, изготавливающие марки. В те времена распространение получили генеральные коллекции. Они должны были включать все марки, выпущенные в мире. Уникальная генеральная коллекция была у Филиппа Феррари, сотрудника австрийского посольства, работающего во Франции. Ему удалось собрать все марки мира. В коллекции Феррари была даже королева редкостей - единственная в мире одноцентовая марка Британской Гвианы.

(Некоторые утверждают обратное, только этой маркиу него не было, т.к. Филипп изначально считал ее подделкой (до недавнего времени был известен один экз). и на аукционе ее даже не пытался купить. Прим. ведущего.))

Во время первой мировой войны Феррари умер и завещал свою коллекцию Германии. Это предопределило распад собрания. Получилось, что коллекция достается побежденной стране, и сразу после заключения Версальского договора прославленное собрание конфисковали в счет репараций и постепенно распродали с аукционов.

Первая официальная российская марка 1858 года с изображением герба стоит до 4000 долл., а первая испанская марка 1850 года - "Черная Изабелла" была продана на аукционе в Мадриде за 120 000 долл. Но в истории филателии раритетами марки делает не только время, но и ошибки.

Например, очень ценятся марки британской колонии - острова Маврикий. Рассказывают, что жена губернатора острова леди Гомм решила устроить прием и "как положено в Лондоне" непременно разослать приглашения с марками. Времени завозить новые почтовые знаки не было, и решили отпечатать их на острове. На Маврикии был гравер Жозеф Бернард, способный осуществить эту работу, правда, большой любитель выпить. Уже приготовив все для производства марок, в силу приятного тумана в голове он подзабыл, какую подпись нужно сделать на марках, и побежал в почтовую контору. Там он увидел табличку с надписью Post office (почтовая контора), что и отпечатал на тысяче экземплярах марок вместо положенного Post paid (почтовый сбор оплачен). До наших дней сохранилось 12 голубых двухпенсовых и 27 оранжевых однопенсовых марок с острова Маврикий, и сегодня они являются предметом вожделения всех коллекционеров мира.

В советские времена была выпущена марка с изображением здания и подписью: "Дом- музей В. И. Ленина". На самом деле изображенный на почтовом знаке дом музеем Ленина вовсе не являлся, и когда обнаружили ошибку - цена марки подскочила в 125 раз.

Некий Жан Кардиллас из Монтевидео давал в газеты множество объявлений, в которых предлагал купить обычную в то время марку 1883 года с портретом одного из уругвайских генералов. Предложенная за нее цена была достаточно велика, и марки потекли к нему рекой. Потратив на покупку 109 тысяч франков, он собрал представителей филателистических обществ, и на их глазах сжег в железной клетке все купленные марки. Уцелевшие марки моментально стали раритетами. Впрочем, такой поступок, несомненно, недостоин истинного филателиста.

Филателией надо заниматься с любовью. Это увлекательное занятие, расширяющее кругозор, это отдых, азарт поиска. Филателия несет огромную познавательную и эстетическую нагрузку. Это понимали во времена Советского Союза, и вовсю привлекали к коллекционированию марок молодежь, которую надо было чем-то занять, увлечь, отвлечь. Существовало множество кружков и клубов при школах, домах пионеров и т. д. Увлечение филателией было просто повальным. Деньги на марки экономились со школьных обедов. Счастливчиками считались те, кто переписывался со сверстниками за границей. Можно было приобрести продаваемые в Союзе марки соцстран. В Советском Союзе марки выпускались до ста наименований в год бешеными тиражами - до 2-5 млн. экземпляров. Они и по сей день не стали редкими.

Распространение получили зародившиеся в ХХ веке тематические коллекции. Такие коллекции требуют творческого, конструктивного, исследовательского подхода. На марки существовала и существует определенная мода. То модной становилась тема спорта, то живопись, флора и фауна (она и сейчас в почете у коллекционеров), до 70% филателистов в мире до сих пор собирают ставший в свое время популярным "космос". Казахстану за 72 года в СССР были посвящены только 24 марки (целина, природа Борового, марки, посвященные Сакену Сейфуллину, Абаю, Джамбулу и др.). А вот филателистов в Казахстане было предостаточно, в одной Алма-Ате около 3000 человек. Сегодня серьезных коллекционеров осталось не больше десяти. Последние из могикан, у которых сохранились возможности и средства собирать филателистическую продукцию. Куда делись остальные коллекции? В основном отбыли в Китай и, в общем, продолжают туда отбывать. Некоторые из оставшихся филателистов владеют очень значительными коллекциями, в которых имеются по-настоящ ему редкие и ценные марки. О таких марках коллекционеры рассказывать не любят, часто добавляют, что они хранятся не в коллекциях, а в каких-то надежных местах. Видимо, все-таки опасаются наши филателисты криминала. В основном их раритеты - редкие марки российской земской почты, почты ямщиков. Рассказывают, что имеется и оранжевый Маврикий.

Условно наши филателисты делятся на тех, кто собирает марки из любви к филателии, тех, кто надеется получить коммерческую выгоду, то есть попросту говоря торгующих марками, и есть третий, смешанный тип коллекционеров, которые продают двойные марки, чтобы иметь возможность коллекционировать. Филателия - не дешевый вид коллекционирования и требует определенных затрат. Кстати, для тех, кто занимается марками, вопрос о том, являются ли марки выгодным вложением денег, бесспорный. "А как же иначе? Я на эти средства всю жизнь прожил", - удивляется восьмидесятилетний коллекционер. Другое дело, чтобы извлечь из коллекционирования марок коммерческую выгоду, необходимо, пожалуй, как минимум иметь экономическое образование, отличную память, постоянно обновляемые знания и интуицию. В мире около 5 миллионов марок, и нужно постоянно держать в голове конъюнктуру на них. Филателисты сравнивают себя с шахматистами. Видимо, не без основания - с этим соглашается и заядлый филателист, он же знаменитый российский шахматист Анатолий Карпов.

К сожалению, ушли времена, когда филателисты были на полном и частичном государственном обеспечении. Сейчас рынок, и за все нужно платить: за аренду помещений, за стенды, за участие в выставках, налоги и многое другое. Во все времена при рыночных отношениях культура держалась на спонсорстве, меценатстве. Во многих странах филателия существует именно за счет таких средств. У нас пока желающих помогать филателистам нет. Никто не занимается и привлечением к филателии современных мальчишек и девчонок. В Алматы даже нет специального магазина, где можно купить марки. Не созданы предпосылки для создания филателистического рынка. Хотя сейчас над этим задумываются в Управлении знаками почтовой оплаты (УЗПО) государственного предприятия почтовой связи.

Казахстаном выпущено уже около 290 стандартных и художественных марок. Информация о них печатается во всемирных каталогах Michel, Iver, Scott, японском каталоге "Сакура" и др. Первой казахстанской маркой официально считается "Золотой воин". Марка специально разрабатывалась и была выпущена в 1992 году. По сути же первая казахстанская марка была сделана чуть раньше, путем надпечатки в типографии "Дёуiр" на марках советского образца с изображением Гагарина слова "Kazahstan" и новой номинальной стоимости. Марки эти вышли небольшим тиражом и уже сейчас оцениваются в немецких каталогах в 50-60 долл.

Художественные марки Казахстана вполне достойного качества. Они печатались в Германии федеральной типографией Bundes drukerei, а в качестве оплаты за типографские услуги оставлялась часть тиража, которая затем продавалась в странах мира через другую немецкую фирму. На данном этапе эта практика прекращена. Решено создавать свою торговую сеть, а печатать марки планируется во Франции или Швейцарии. Продажа марок - вполне реальный сектор дохода государства. Приблизительная сумма возможного дохода - 300-400 тыс. долл. в год.

Среди шагов, призванных создать предпосылки для рынка, - сокращение торгового запаса. Марка должна быть доступной, посему принято решение создать и оставить только государственную коллекцию филателистической продукции, остальную же часть тиражей марок выбросить на рынок. Пока они хранятся на складах, стоимость их не возрастет. Часть марок, отправленных в продажу, будет погашена и уценена, следовательно, станет более доступной для школьников.

В планах УЗПО - создание Национальной ассоциации по развитию филателии в республике и Почтово-филателистического салона, где можно будет купить, обменять марки, получить о них информацию.

Марка - "визитная карточка" страны, и работать над ней должны лучшие художники-графики. УЗПО обратилось к студентам художественных вузов с призывом поучаствовать в конкурсе на разработку знаков почтовой оплаты. Казахстанский представитель на учебном курсе Всемирного почтового союза в Риге предложила объявить 2002 год Годом молодых художников - создателей марки. Наши казахстанские марки тяготеют к традиционализму, в то время как во Франции популярны марки в модерновом стиле; норвежская почта выпустила флюоресцентные марки, а новозеландский почтамт собрал все марки страны (5 тысяч) начиная с 1855 года в компакт-диск.

Важно уловить и тему, которая может стать популярной. Например, в Америке огромным спросом пользовались марки, посвященные Элвису Пресли; Мемориальный фонд принцессы Дианы заработал очень неплохую сумму на продаже марок с изображением леди Ди.

В Казахстане хотят запустить программу инвестиционной филателии, в рамках которой казахстанцам будет предложено сохранять и приумножать свои денежные средства путем вложения их в коллекцию филателистической продукции Казахстана. Согласно мировому опыту, марка в течение 5 лет дорожает не менее чем в 10 раз. Но это в мире. В Алматы же в парке Горького на "историческом" месте сбора коллекционеров казахстанские марки можно купить по цене на 30-50% ниже их номинальной стоимости.

Кстати, если у вас где-то лежат кляссеры с марками и вы вдруг решите их продать, имейте в виду - филателисты в парке купят их у вас по самой минимальной стоимости. В среднем у них считается приемлемым коэффициент 1 к 3, то есть купить они должны в три раза дешевле, чем могут продать. А вдруг в коллекции окажется какая-то действительно ценная марка? Чтобы вас не обманули, проконсультируйтесь в нескольких местах. У нас до сих пор существуют городской и республиканский филателистические клубы. На сегодняшний день они крайне малочисленны, но все же попробуйте сходить туда, пока у нас не открыт "почтовый салон".

К самым романтическим планам УЗПО можно отнести то, что коллекция марок, по их прогнозам, через какое-то время сможет служить залогом при получении в банке ссуды или кредита. А почему бы нет? Без романтики марки стали бы простыми кусочками цветной бумаги. Кто знает, может быть, марки нашего молодого государства, особенно малотиражки, действительно станут неплохим капиталом для наших внуков. И уж во всяком случае они останутся источником информации и знаний.

 Юля Семыкина, Алматы. http://www.continent.kz


Ссылки.(в оглавление)
1. На этой странице можно загрузить новые почтовые правила 2001 г.:  http://www.m-city.ru/lib/PostRules/index.htm
2. Интересная статья о первых собаках полетевших в космос - истории их жизни, тренировок, полетов и их изображения на советских почтовых  марках и просто фотографиях: http://flib.narod.ru/articles/021/021.htm
3. Сайт агенства "Итар-Тасс"- в сроке поиска на данной сранице введите "почтовые марки" и получите 23 интересных фото с комментариями: http://www.photoxpress.ru/
4. УФПС Курганской области: http://www.zaural.ru/ufps/index1.htm
5. Че Гевара в филателии http://russianche.narod.ru/phil/phil.html


Архив рассылки находится здесь http://subscribe.ru/archive/rest.hobby.cphilatelyam/
На сегодня все.
Жду Ваших писем.
Адрес:  610006, Киров, а/я 1244. stamps@yandex.ru
Всего хорошего
                            Андрей Мусихин.
 

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Relayed by Corbina
Рейтингуется SpyLog

В избранное