Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Логические задачи на сообразительность


  
                      Информационный канал Subscribe.Ru
-*--------------------------------------------------------------------------
Логические задачи на сообразительность
[http://subscribe.ru/catalog/rest.interesting.logicpuzzles] http://
subscribe.ru/catalog/rest.interesting.logicpuzzles
+-------------------------------------------------------------------------+
|                                  Логические задачи на сообразительность |
|-------------------------------------------------------------------------|
|                                                    Электронная рассылка |
|-------------------------------------------------------------------------|
|                  Здравствуйте, с вами Томи. Выпуск 13                   |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                      ОТВЕТ  ЗАДАЧИ  С  12 МОНЕТАМИ                      |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Ну   ну.                                                                |
|                                                                         |
| Этот вы пуск рассылки   экстренный. Я собирался отослать его только ч   |
| ерез неделю. Но я не умею отказывать женщинам, и если женщина просит, а |
| тем более требует   как откажешь. Вот какое письмо мне прислала Елена:  |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| <<Я не могу понять,а где же ответ на задачу?                             |
|                                                                         |
| У нас с мужем были всякие соображения по поводу решения этой задачи с   |
|                                                                         |
| монетами,но никто из нас не пришел к нужному решению.                   |
|                                                                         |
| Месяц ожиданий,а в итоге- ответа не поступило,подсказки подсказками,но  |
|                                                                         |
| где же долгожданное решение,так, вы вводите людей в ещё большую         |
|                                                                         |
| задумчивость,может вы сами и не знаете решения,а просто хотите,чтобы    |
|                                                                         |
| такие как мы решили вместо вас эту задачку,но мы же всётаки не          |
|                                                                         |
| Энштейны и не его дети.Просим выслать ответ на мыло.                    |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Р.S.Очень извеняюсь,если хоть чем-то оскорбила вас.                     |
|                                                                         |
| Я думаю вашего ответа будет достаточно,чтобы больше не сомневаться в    |
|                                                                         |
| ваших интелектуальных способностях.>> (Конец цитаты)                     |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Я был дважды женат и дважды успешно развелся, и поэтому я высоко ценю   |
| способности женщин. Особенно интеллектуальные. Они правда несколько     |
| отличаются от наших. И я, конечно, не могу их оценить в полной мере, но |
| ценю высоко. Не знаю будет ли достаточно моего ответа, но попытаюсь     |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| ОТВЕТ  АННЫ.                                                            |
|                                                                         |
| Вот что пишет М. Гарден в книге <<Математические досуги>>:                |
|                                                                         |
| <<Эта задача была блестяще разобрана К.Л.Стронгом в майском номере       |
| журнала Scientific American за 1945 год. Одно из ее решений (а их       |
| довольно много) связано с троичной системой.>>                           |
|                                                                         |
| Много ответов прислали мне и Вы. Я хочу привести Вам ответ Анны.        |
| Во-первых, она первой написала, что монет может быть 13, а во-вторых,   |
| ее ответ достаточно компактен.                                          |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Томи! Большое спасибо за красивую задачу. Она классная! Одно            |
| замечание: поскольку в задаче не требуется определить легче или         |
| тяжелее стандартной фальшивая монета, монет может быть и 13.            |
|         РЕШЕНИЕ:                                                        |
| Нумеруем монеты. Взвешивание первое:                                    |
| на левую чашку весов кладём ++ 1,2,3,4; на правую - 5,6,7,8. Допустим,  |
| что нам повезло и чашки оказались в равновесии. Назовем это случаем А.  |
| Тогда фальшивую монету надо искать среди ++ 9, 10, 11, 12, 13.          |
|                                                                         |
| Взвешивание второе для случая А:                                        |
| налево кладём ++ 9 и 10; направо - 11 и любую гарантированно            |
| нормальную. Напр. +1. Если весы опять в                                 |
| равновесии (случай Аа), то нестандартная монета - либо +12, либо +13.   |
| Тогда в третьем взвешивании нужно сравнить вес одной из них с весом     |
| стандартной.                                                            |
| Кладём налево +12, направо - +1. Если равновесие, фальшивая - +13.      |
| Правда, мы не можем сказать, легче или тяжелее она стандартной, но это  |
| и не                                                                    |
| требуется.                                                              |
| Если равновесия в паре +1 - +12 нет, фальшивая - +12. Причём в этом     |
| случае мы видим, легче или тяжелее она стандартной.                     |
|                                                                         |
| Вернёмся ко второму взвешиванию. Если равновесия нет (случай Аб), знач  |
| ит,                                                                     |
| мы имеем три подозрительные монеты - ++ 9 и 10 на одной чашке и +11 на  |
| другой.                                                                 |
| Допустим, правая чашка перевесила (если перевесила левая чашка,         |
| рассуждения аналогичны), значит: либо +9 лёгкая, либо +10 лёгкая,       |
| либо +11 тяжёлая. В третьем взвешивании на одну чашку кладём +9, на     |
| другую - +10. В случае равновесия - фальшивая монета +11. Она тяжелее.  |
| Если                                                                    |
| равновесия нет, фальшивая та, что легче.                                |
|                                                                         |
| Теперь вернёмся к началу, к первому взвешиванию. Допустим, нам не       |
| повезло и                                                               |
| левая, к примеру, чашка весов пошла вверх(назовём это случаем Б). Это   |
| могло                                                                   |
| произойти только в следующих случаях: либо +1, либо +2, либо +3, либо   |
| +4                                                                      |
| оказалась лёгкой; либо +5,либо +6, либо +7, либо +8 оказалась тяжёлой.  |
| Если вверх пошла правая чашка, рассуждаем аналогично.                   |
|                                                                         |
| Взвешивание второе для случая Б. Уберём с весов три подозрительные      |
| монеты,                                                                 |
| но добавим одну нормальную и кое-что поменяем местами таким, к примеру, |
| образом: левая ч. - ++ 1, 2, 5; правая - ++ 3, 6, 9. В случае           |
| равновесия мы                                                           |
| третьим взвешиванием легко обнаружим фальшивую монету среди трёх        |
| убранных, помня, что +4 может быть только стандартной или лёгкой, а     |
| ++7 и 8 только стандартными или тяжёлыми.                               |
| Если после второго взвешивания левая чашка пошла вверх, значит: либо    |
| +1 лёгкая, либо +2 лёгкая, либо +6 тяжёлая. Как найти среди них         |
| фальшивую за одно взвешивание, я уже писала.                            |
| Если после второго взвешивания левая чашка пошла вниз, значит:          |
| либо +3 лёгкая, либо +5 тяжёлая. Сравнив третьим взвешиванием любую из  |
| них с нормальной, найдём фальшивую.                                     |
| С уважением, Анна.                                                      |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Мой ответ из той же логики, но оформлен несколько по другому. Вот он:   |
|                                                                         |
| Условимся, монеты, которые лежат на <<тяжелой>> чашке, обозначать знаком  |
| +, монеты на легкой чашке знаком -, и качественные монеты знаком *. Так |
| как фальшивая монета, может быть только или тяжелой и лежать на <<       |
| тяжелой>> чашке, или легкой и лежать на <<легкой>> чашке, то получается    |
| следующая <<алгебра>> при 2-х взвешиваниях: ++ = +;   -- = -;  +-=*; -+=  |
| *. Другими словами, если монета лежит на чашке, которая внизу, а затем, |
| на чашке, которая вверху, то она не фальшивая. Это мой фокус.           |
|                                                                         |
| Лемма 1. Задача из трех монет (две монеты + и одна -, или две монеты    |
| и одна +) решается в одно взвешивание. Пример:  +А, +В, -С  при эом     |
| взвешивании А и В кладутся на весы, получаем: 1). +А = +В (равновесие)  |
| фальшивая   С,  2). ++А  и - +В Сокращаем знаки. ( А внизу фальшивая) В |
| получает*. Я думаю, что принцип понятен из этого примера.               |
|                                                                         |
| Лемма 2. Задача из 4 монет ( без знаков, но с <<хорошей>>) решается в 2   |
| взвешивания.                                                            |
|                                                                         |
| Заменим одну монету на качественную и положим по две монеты на каждую ч |
| ашку. При взвешивании припишем монетам знаки. Получим 2 монеты с одним  |
| знаком и одну с другим. Это случай леммы 1.А если весы в равновесии, то |
| снята фальшивая монета.                                                 |
|                                                                         |
| Теперь мы готовы к общему решению.                                      |
|                                                                         |
| Положим на чашки весов по 4 монете. Если весы в равновесии, действует   |
| лемма 2. Если нет, то припишем монетам номера и знаки: на первой чашке  |
| +1, +2, +3, +4. На второй -5, -6, -7, -8. Подготовим монеты ко второму  |
| взвешиванию. Снимем три монеты, например +3, +4 и -5. Если при втором   |
| взвешивании весы будут в равновесии, то с этими тремя монетами          |
| разберемся по лемме 1. Остается на одной чашке весов +1, +2, добавим к  |
| ним хорошую монету *. На второй чашке остались -6, -7 и -8. Поменяем +1 |
| и -6 местами. Получим на первой чашке -6, +2, *, на второй получим +1,  |
| -7, -8. Взвешиваем, т.е. приписываем знаки. Пусть первая чашка тяжелей, |
| тогда на ней +-6, ++2, +*, на второй: -+1, --7, --8. Сокращаем знаки.   |
| На первой *, +2, *. На второй: *, -7, -8. Этот случай леммы 1. Пусть    |
| теперь первая чашка будет легче. Припишем знаки для этого случая. На    |
| первой чашке --6,-+2, -*. На второй: ++1, +-7,+-8. Сокращаем знаки для  |
| первой чашки -6, *, *, для второй +1, *, *. Задача решена.              |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| РЕШЕНИЯ  АРТЕМА  КОРНЕЕВА                                               |
|                                                                         |
| Ваши решения, вероятно, не хуже, чем решения Артема, но у него ответ    |
| более полный. Вот его письмо:                                           |
|                                                                         |
|  Высылаю Вам два решения про 12 монет . (первое - красивое, второе -    |
| странное...)                                                            |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| 1 решение                                                               |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| В качестве примера рассмотрим задачу, предлагавшуюся на теоретическом   |
| туре одной                                                              |
|                                                                         |
| из региональных олимпиад по информатике. Пусть у нас имеется 12 монет,  |
| одна из                                                                 |
|                                                                         |
| которых фальшивая, по весу отличающаяся от остальных монет, причем      |
| неизвестно,                                                             |
|                                                                         |
| легче она или тяжелее. Требуется за три взвешивания определить номер    |
| фальшивой монеты                                                        |
|                                                                         |
| (попробуйте решить эту задачу самостоятельно и вы убедитесь, что это    |
| совсем не просто,                                                       |
|                                                                         |
|  а порой вообще кажется невозможным). Введем следующие обозначения.     |
| Знаком "+" будем обозначать монеты, которые во время текущего           |
| взвешивания следует положить на весы, причем, если монета на весах уже  |
| была, то на ту же самую чашу, на которой эта монета находилась во время |
| своего предыдущего взвешивания. Знаком "-" будем обозначать монеты,     |
| которые следует переложить на противоположную чашу весов, по отношению  |
| к той, на которой они находились (каждая в отдельности), заметим, что   |
| если монета на весах еще не была, то знак "-" к ней применен быть не    |
| может. Наконец, знаком "0" - монеты, которые в очередном взвешивании не |
| участвуют.                                                              |
|                                                                         |
|  Тогда, существует 14 различных способов пометки монет для трех         |
| взвешиваний:                                                            |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14                                        |
|                                                                         |
| + + + + + + + + + 0 0 0 0 0 - первое взвешивание                        |
|                                                                         |
| + + + - - - 0 0 0 + + + 0 0 - второе взвешивание                        |
|                                                                         |
| + - 0 + - 0 + - 0 + - 0 + 0 - третье взвешивание                        |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Из полученной таблицы вычеркнем 2 столбца так, чтобы в каждой из трех   |
| строк количество ненулевых элементов оказалось четным (ведь мы не можем |
| во время одного взвешивания положить на две чаши весов нечетное число   |
| монет). Это могут быть, например, столбцы 4 и 14. Теперь будем          |
| взвешивать 12 монет так, как это записано в оставшихся 12 столбцах. То  |
| есть, в первом взвешивании будут участвовать 8 произвольных монет, во   |
| втором - три монеты следует с весов  убрать, две - переложить на        |
| противоположные по отношению к первому взвешиванию чаши весов и три     |
| монеты положить на весы впервые (на свободные места так, чтобы на       |
| каждой из чаш                                                           |
|                                                                         |
|  вновь оказалось по 4 монеты). Согласно схеме проведем и третье         |
| взвешивание, опять                                                      |
|                                                                         |
|  располагая на каждой чаше весов по 4 монеты. Результат каждого         |
| взвешивания в отдельности никак не анализируется, а просто              |
| записывается. При этом равновесие на весах всегда кодируется нулем,     |
| впервые возникшее неравновесное состояние - знаком плюс, если при       |
| следующем взвешивании весы отклонятся от равновесия в ту же самую       |
| сторону, то результат такого взвешивания также кодируется плюсом, а     |
| если в другую сторону - то минусом. Например, записи "=<<" и "=>>"      |
| кодируются как "0++", а записи "<=>" и ">=<" - как "+0-". Так как мы не |
| знаем, легче или тяжелее остальных монет окажется фальшивая, то нам     |
| важно как изменялось состояние весов                                    |
|                                                                         |
|  от взвешивания к взвешиванию, а не то какая именно чаша оказывалась    |
| тяжелее, а какая легче.                                                 |
|                                                                         |
|        Поэтому два, на первый взгляд, различных результата трех         |
| взвешиваний в этом случае кодируются одинаково. После подобной записи   |
| результатов взвешиваний фальшивая монета уже фактически определена.     |
|                                                                         |
|        Ею оказывается та, которой соответствует такой же столбец в      |
| таблице, как и закодированный нами результат трех взвешиваний. Для      |
| первого из примеров это монета, которая участвовала во взвешиваниях по  |
| схеме, указанной в 10-м столбце таблицы, а для второго - в 8-м.         |
|                                                                         |
|         В самом деле, состояние весов в нашей задаче меняется в         |
| зависимости от того, где оказывается фальшивая монета во время каждого  |
| из взвешиваний. Поэтому монета, "поведение" которой согласуется с       |
| записанным результатом взвешиваний, такой результат и определяет.       |
|                                                                         |
| Анализ таблицы показывает, что эту задачу можно решить не только для    |
| 12, но и для 13 монет.                                                  |
|                                                                         |
| Для этого следует исключить из рассмотрения любой не содержащий нулей   |
| столбец, например, все тот же четвертый. В остальном все действия       |
| остаются неизменными.                                                   |
|                                                                         |
|  Для произвольного числа монет N>2 количество взвешиваний при           |
| определяется                                                            |
|                                                                         |
|  по формуле log3(2*N + 1) (за одно взвешивание задача не разрешима ни   |
| для какого количества монет!!!), но подход к решению задачи при этом не |
| изменится.                                                              |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|   2 решение                                                             |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Данное решение представлено в книге Мартина Гарднера "Математические    |
|                                                                         |
| досуги". Сначала запишите все числа от 1 до 12 в троичной системе.      |
|                                                                         |
| Замените в каждом числе цифру 2 на 0, а 0 на 2 и запищите рядом         |
| результат.                                                              |
|                                                                         |
| У вас получится три столбца чисел:                                      |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| 1  001 221                                                              |
|                                                                         |
| 2  002 220                                                              |
|                                                                         |
| 3  010 212                                                              |
|                                                                         |
| 4  011 211                                                              |
|                                                                         |
| 5  012 210                                                              |
|                                                                         |
| 6  020 202                                                              |
|                                                                         |
| 7  021 201                                                              |
|                                                                         |
| 8  022 200                                                              |
|                                                                         |
| 9  100 122                                                              |
|                                                                         |
| 10 101 121                                                              |
|                                                                         |
| 11 102 120                                                              |
|                                                                         |
| 12 110 112                                                              |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|   Внимательно изучив эти числа, вы обнаружите все числа, в которых      |
|                                                                         |
| встречаются сочетания 01, 12, 20. Каждой из двенадцати монет поставим в |
|                                                                         |
| соответствие одно из этих чисел.                                        |
|                                                                         |
|   При первом взвешивании на левую чашу весов кладем четыре монеты,      |
|                                                                         |
| обозначенные числами, которые начинаются с 0, а на правую чашу весов    |
| кладем                                                                  |
|                                                                         |
| те четыре монеты, которым соответствуют числа, начинающиеся с 2. Если   |
| монеты                                                                  |
|                                                                         |
| уравновесят друг друга, вы можете утверждать, что число, которое отвеч  |
| ает                                                                     |
|                                                                         |
| фальшивой монете, начинается с 1. Если перевесит левая чашка, то        |
| искомое                                                                 |
|                                                                         |
| число начинается с 0, а если правая - то с 2.                           |
|                                                                         |
|   Взвешивая монеты второй раз, их надо распределять в зависимости от    |
| средней                                                                 |
|                                                                         |
| цифры. Если в центре стоит 0, монета кладется на левую чашу, если 2 -   |
| на                                                                      |
|                                                                         |
| правую. Вторая цифра числа, обозначающего фальшивую монету,             |
| определяется                                                            |
|                                                                         |
| точно так же, как определялась его первая цифра при первом взвешивании. |
|                                                                         |
|   Производя последнее взвешивание, вы кладете налево те монеты, которые |
|                                                                         |
| обозначены числами, оканчивающимися на 0, а монеты, соответствующие ч   |
| ислам,                                                                  |
|                                                                         |
| имеющим на конце 2, вы кладете на правую чащу весов. Таким образом вы   |
|                                                                         |
| узнаете последнюю цифру нужного вам числа.                              |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| По поводу 27 монет, то тут все просто:                                  |
|                                                                         |
|   3                                                                     |
|                                                                         |
| 3   = 27                                                                |
|                                                                         |
| То есть 1-е взвешивание:                                                |
|                                                                         |
| Три кучки по 9 - взвешиваем 1-ую и 2-ую и, есил =, то монета в 3-ей,    |
| если 1> то в 1-ой , а если  1< то во 2-ой                               |
|                                                                         |
| Три кучки по 3 - взвешиваем 1-ую и 2-ую и, есил =, то монета в 3-ей,    |
| если 1> то в 1-ой , а если  1< то во 2-ой                               |
|                                                                         |
| Три монеты - взвешиваем 1-ую и 2-ую и, есил =, то монета No 3-ей, если   |
| 1> то No 1 , а если  1< то No 2                                           |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| С уважением. Корнеев Артем                                              |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
|                                                                         |
| Читайте, думайте, пишите, ТОМИ                                          |
|                                                                         |
| [mailto:tomi_magic@mail.ru] mailto:tomi_magic@mail.ru                   |
|-------------------------------------------------------------------------|
+-------------------------------------------------------------------------+
-*--------------------------------------------------------------------------
Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=rest.interesting.logicpuzzles&email=

http://subscribe.ru/                                mailto:ask@subscribe.ru

  

В избранное