Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все, что вы хотели знать о Санкт-Петербурге и окрестностях


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
 
 
Все, что вы хотели знать о Санкт-Петербурге 
и его окрестностях
Номер выпуска рассылки: 16 Дата выпуска рассылки: 2001-03-29 Автор рассылки: Ваш маленький гид Владислав Адрес сайта рассылки http://robyn.narod.ru E-mail автора рассылки: robyn@narod.ru Нас, любителей САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, уже - 1433 Архив Рассылки Описание Рассылки

Здравствуйте , дорогие петербуржцы и гости нашего города!!!

1. НОВОСТИ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЗА НЕДЕЛЮ.

ДВА ГОДА ЖИЗНИ ОДНОЙ ВЕНЦЕНОСНОЙ СЕМЬИ

В киноцентре "Ленинград" прошел премьерный показ фильма Глеба Панфилова "Романовы. Венценосная семья". Сценарий фильма, посвященного двум последним годам жизни Российского императора и его близких, был написан в 1990 году совместно Глебом и Иваном Панфиловыми и Инной Чуриковой, сам фильм снят в 2000 и заключают его кадры канонизации царской семьи во время службы в храме Христа Спасителя. Николая II играет Александр Галибин, княжну Ольгу - Юлия Новикова, княжну Марию - Ольга Васильева, императрицу Александру Федоровну сыграла английская актриса Линда Беллингхэм, а озвучила Инна Чурикова.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [19-03-2001]

МИХАИЛ ЧУЛАКИ УВИДЕЛ В ЧЕЛОВЕКЕ РАЗРУШИТЕЛЯ ВСЕЛЕННОЙ

В Музее Ахматовой в рамках фестиваля "От авангарда до наших дней" прошла творческая встреча с петербургским писателем Михаилом Чулаки - главой Союза Писателей Петербурга, автором более 20-ти книг и еще большего количества статей по культурной и общественной проблематике... Жизнь писателя связана не только с литературой, но и с музыкой, являющейся для него второй духовной свободой. Отец писателя - Михаил Михайлович Чулаки долгое время руководил Большим театром в Москве и одновременно был композитором и музыкальным деятелем. В память о нем Чулаки-младший сопроводил вечер концертом из различных произведений, как собственного сочинения Чулаки-отца, так и близких ему по духу Бориса Арапова, Вадима Салманова, Виктора Волошинова, Юрия Кочурова, исполнявшихся Андреем Славным (баритон), Ириной Шараповой (фортепиано), студентами санкт-петербургской консерватории... В русле первой свободы, олицетворившейся автором в литературе, появился журнальный вариант романа "Большой футбол Господень" (журнал "Звезда", конец 2000 года). В этом романе и на прошедшем выступлении в Фонтанном доме Чулаки ставит под сомнение шекспировский тезис о театральности человеческой жизни, говоря о незаслуженно отнятом ею месте у природы. Спасение писатель видит в космических далях, но опасается скорой экспансии космоса человеком всилу его хищной натуры.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [19-03-2001]

"КАТАСТРОФЫ" ДМИТРИЯ ШОРИНА НА ПУШКИНСКОЙ-10

17 марта в Музее нонконформистского искусства на Пушкинской-10 открылась выставка "Катастрофы" Дмитрия Шорина. Экспозицию составили огромные живописные холсты с поп-артовским прочтением известных катастроф: от гибели Помпеи (конечно, по Брюллову) и Нагасаки до землетрясения в Спитаке, гибели принцессы Дианы и подлодки Курск. "Проект "Катастрофы", - говорит Марина Колдобская, - попытка заговорить страх, обезболить ожидание неминуемого, как-то пристроить неизбывный ужас твари перед неисповедимым капризом Творца..." Однако на большее серьезности ни художника, ни арт-критика не хватает. "Тематическая картина, - продолжает Колдобская, - дрейфует в сторону анекдота, ссылки... Бомба "Little boy", упавшая на Хиросиму, превращается в писающего мальчика. "Последний день Помпеи" превращается в цвета последнего модного дефиле. Выставка с грозным названием оборачивается вечеринкой со световыми эффектами, попсовой музыкой и пивом, не исключены танцы в финале." Так, пройдя сквозь средства массовой информации и масс-медиа, трагедия (вернее - информационный взрыв, за ней последовавший) превращается в художественное событие, воспринимаемое обществом уже исключительно в эстетическом аспекте. Трагедия умирает. Жизнь продолжается.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [20-03-2001]

ВЫШЕЛ СПРАВОЧНИК "ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"

Вышел справочник "Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга, состоящие под государственной охраной", подготовленный Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Издание представляет собой 900-страничный том, в котором собрана информация примерно о шести тысячах объектах, причем к каждому дана краткая аннотация. Кроме того составлен список памятников, которые официально таковыми не считаются, - с рекомендацией причислить их к охраняемому наследию. Тираж справочного издания - 1000 экземпляров.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [20-03-2001]

ФЕСТИВАЛЬ "ДВИЖЕНИЕ И ЦВЕТ" В "АРТ-ПОЛИГОНЕ"

17 марта в галерее "Арт-Полигон" на Пушкинской-10 стартовал фестиваль танцевальной импровизации и перформанса "Движение и цвет". Это совместный проект Ассоциации "Другой Танец" (директор Мария Русских) и художника Татьяны Игумновой. Особенностью фестиваля является тот факт, что средой для выступления танцоров служит не нейтральная сценическая площадка, а пространство, специально созданное для этого события Татьяной Игумновой. Темой, объединяющей работу танцоров и художницы, является Цвет. "Цветовые" импровизации на фестивале танцуют как известные питерские и московские перформеры (Игуана-Танц театр, Лесной дом, театр танца Саши Кукина, группа "Плантация", Академия Тишины, Елена Малкова), так и новые участники Ассоциации "Другой Танец". В фестивале принимают участие иностранные гости: американский танцор и хореограф Брентон Ченг (22 марта), киевлянин Руслан Баранов (23 марта), финны Яаана и Яааб Клеверинг (1 апреля). Фестиваль продлится до 1 апреля. Выступления танцоров проходят с четверга по воскресенье.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [21-03-2001]

СПАСИ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ОТ БЕССМЕРТНЫХ

20 марта в "Манеже" открылась выставка "Про любовь" Санкт-Петербургской Академии Современного Искусства Бессмертных (СПАСИ), руководимая Феликсом Волосенковым - Бессменным из Бессмертных. Этой выставкой Бессмертные - как они сами себя окрестили (впрочем, как и потешной аббревиатурой "СПАСИ") - решили отметить пятилетний юбилей первой выставки, которая состоялась в "Манеже" в 1996 году. Академия спасения объединяет в своих рядах умеренных художников-модернистов (Г.Богомолов, Ф.Волосенков, В.Лукка, А.Заславский, А.Зинштейн, Б.Загоров, П.Татарников и др.), большая часть которых вышла из левого крыла Союза художников. Почетными членами СПАСИ являются легендарные художники-шестидесятники Герман Егошин, Завен Аршакуни, Левон Лазарев. СПАСИ ставит целью "развитие и поддержку новых направлений в современном искусстве". Правда, эти новые направления СПАСИ развивает исключительно в традиционной технике живописи и скульптуры. Так, например, фотографией занимается одна лишь Наталья Цехомская - известная питерская фотохудожница, а до недавних пор - единственная среди Бессмертных женщина (накануне выставки в ранг Бессмертных была возведена еще и Елена Фигурина). Концепция выставки в "Манеже" также выдержана в "новых направлениях современного искусства", по-мужски прямолинейно и бесхитростно, цитирую: "концепция настоящей выставки складывалась из цифры 2 - самой естественной цифры про любовь. Отсюда и принцип построения экспозиции: каждому участнику-станковисту по одному щиту, на каждой стороне щита - по одной работе, скульпторы демонстрируют по две скульптуры". Такое вот современное искусство у Бессмертных.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [22-03-2001]

МОДЕРНИСТЫ ВЫЯСНЯЮТ СВОИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРОСТРАНСТВОМ

20 марта в С.-Петербургском творческом союзе художников (IFA) на Невском, 60 открылась выставка "До или после холста". Экспозицию составили произведения Марины Азизян, Анатолия Васильева, Елены Губановой, Ивана Говоркова, Вадима Григорьева, Владимира Загорова, Геннадия Зубкова, Татьяны и Владимира Игумновых, Григория Молчанова, Валентины Поваровой, Михаила Цэруш, Светланы Цвиркуновой и Валерия Яшигина, выполненные в технике рельефа, коллажа, объекта и даже инсталляции. "Замысел этой выставки, - говорит Сергей Даниэль, - ориентирован прежде всего на проблему материала... Мы знаем материалы, которые значительно старше холста, а также сравнительно недавно используемые художниками... Однако, "до" и "после" следует понимать не только в историческом смысле. У каждого материала свои взаимоотношения с пространством. Приняв холст, так сказать, за "плоскость отсчета", можно двигаться в разных направлениях." Радует тот факт, что наряду с привычными уже мастерами объекта (например, Е.Губановой и И.Говорковым) "свои взаимоотношения с пространством" выясняют и художники более старшего поколения, традиционно замкнутые в плоскости холста и живописи. Так, например, Валентина Поварова представила на выставке ряд "урбанистических композиций", хоть и названных ею коллажами, но имеющих тенденцию движения к объектам и инсталляциям. Выставка продлится до 3 апреля.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [22-03-2001]

В ПЕТЕРБУРГЕ В ЭРМИТАЖЕ УКРАЛИ КАРТИНУ ФРАНЦУЗСКОГО ЖИВОПИСЦА 19 ВЕКА ЖАН-ЛЕОНА ЖЕРОМА

Во второй половине дня в четверг из Эрмитажа украдена картина 19 века французского живописца Жана Леона Жерома "Бассейн в гареме". Картина находилась в зале музея на третьем этаже в отделе западноевропейской живописи. По данным пресс-службы, картина размером 73,5 на 62 см была вырезана из рамы. В настоящее время музей закрыт, на месте происшествия работает следственно-оперативная группа 12-го отдела Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, специализирующаяся на краже антиквариата, и кинологи. Музей закрыт на вход и выход. Все ранее, находившееся там посетители и сотрудники музея из здания не выпускаются. Картина Ж.Л.Жерома "Бассейн в гареме" написана маслом и датирована 1876 годом. Справа у края выше середины подпись J.L.GEROME. В 1918 году была передана из Аничкова дворца. В свое время она была приобретена Александром III.

ОРТ Первый Канал [22-03-2001]

В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ ПЕТЕРБУРГА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА "СКАЗКА В РОССИИ"

В Петербурге в Государственном русском музее в среду открылась выставка "Сказка в России". Как передает корреспондент РИА "Новости", в экспозиции представлены более 300 произведений живописи и графики, декоративно-прикладного и народного искусства из собрания музея. Выставка организована по тематическому принципу. В разделе народного искусства посетители увидят сказочных героев, созданных руками гжельских, палехских, федоскинских мастеров, а также образцы дымковской и богородской игрушки. Раздел литературной сказки представляет иллюстрации знаменитых художников-сказочников Васнецова, Конашевича, Лебедева. Присутствуют также работы художников объединения "Мир искусства" для театральных сказочных постановок. Многие экспонаты демонстрируются впервые. Выставку сопровождает звуковое оформление - народные сказки и музыка Стравинского в разделе театрального искусства. В небольшом кинозале будут также показаны фильмы-сказки киностудии "Ленфильм".

РИА "Новости" [22-03-2001]

СОСТОИТСЯ АУКЦИОН ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

24 марта в новых выставочных залах Елагиноостровского дворца начнет работу благотворительный аукцион, на котором будут выставлены на продажу произведения современного искусства. Уже сейчас известно, что на аукционе будут продаваться три литографии Михаила Шемякина из частной коллекции архитектора Вячеслава Бухаева и работы известных живописцев (Овчинникова, Геннадьева и других). Начальная стоимость работ будет определяться самими художниками. Организаторы этой акции - дирекция дворца-музея и клуб "Императорский Павловск" - предполагают вырученные средства передать на поддержку петербургских художников. Какая форма будет выбрана для этой передачи, пока не уточняется.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [23-03-2001]

ВЕЩДОК КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ

23 марта в Михайловском замке Государственного Русского музея открылась выставка, посвященная 200-летию со дня гибели императора Павла I, убитого в ночь с 11 на 12 марта 1801 года придворными-заговорщиками. Помимо золотой табакерки, которой и был убит император, на выставке представлены художественные произведения, отражающие различные факты жизни и царствования Павла I: портреты Павла Петровича, Марии Федоровны и их многочисленных детей (у них было 10 детей, из которых двое - Александр и Николай - стали императорами России). Среди наиболее редких экспонатов - монументальное полотно М.-Ф.Квадаля "Коронация Павла I" - подробное воспроизведение церемонии переноса праха Петра III, выполненное на 16-метровом рулоне, икона с ликом Павла Петровича, принадлежавшая графу А.А.Аракчееву, а также упомянутая выше золотая табакерка. На выставке представлены также вещи и предметы декоративно-прикладного искусства, окружавшие незадачливого императора в официальной и частной жизни, в том числе - миниатюрные исполнения памятника Петру 1, установленого перед Михайловским замком, и памятника Суворову работы М.Козловского. Экспонаты предоставлены Русским музеем, Эрмитажем, музеями-заповедниками Павловска и Гатчины, а также другими учреждениями Петербурга, Москвы и Саратова.

ART PITER - Современное искусство Петербурга [26-03-2001]

ОТКРЫТ ТРЕТИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ 300-ЛЕТИЯ ПЕТЕРБУРГА

В 2003 году Санкт-Петербург будет отмечать свое трехсотлетие. Предстоящий юбилей по праву относится к событиям не только национального, но и мирового масштаба. И как каждое мероприятие такого размаха, юбилей порождает массу организаций, ответственных за его проведение. У каждой организации в наше просвещенное время есть сайт. И практически каждый сайт, посвященный празднованию, носит название "официального". Интернет-агентство Molinos 26 марта объявило, что завершило работы по созданию очередного официального сайта празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга. Его адрес - www.fund300.spb.ru. Фонд по подготовке и проведению празднования 300-летия Санкт-Петербурга, которому посвящен этот сайт, "обращен к человеку, к нуждам жителей нашего города". Основной целью создания сайта Фонда является освещение событий, программ, проектов и мероприятий в рамках подготовки и проведения празднования. В программе работы Фонда - оборудование компьютерных классов и игровых комнат в детских домах и интернатах, организация летнего отдыха детей-сирот, реконструкция здания детского дома N 29. Также Фонд намерен провести Международный фестиваль цветов "Парад роз" в Павловском парке, восстановить Знаменскую церковь, реконструировать и реставрировать "Дачу княгини Юсуповой". В попечительский совет Фонда входят такие видные деятели культуры Петербурга, как Валерий Абисалович Гергиев, художественный руководитель директор Государственного Академического Мариинского театра; Кирилл Юрьевич Лавров, художественный руководитель Академического Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова; Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа; Мстислав Леопольдович Ростропович, виолончелист и дирижер; Иван Петрович Саутов, директор Государственного музея-заповедника "Царское Село", и Александр Яковлевич Розенбаум, автор-исполнитель. Между тем городскими властями создан сайт Комитета по проведению юбилея - www.gov.spb.ru. Его возглавляет доктор филологических наук и бывший декан филологического факультета РГПИ им. Герцена Наталья Игоревна Батожок. Сайт Комитета расположен на сервере правительства города. Поэтому концепция проведения праздника на нем изложена правительственная. Проект "Концепции подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 2003 год - год 300-летия Санкт-Петербурга" был создан рабочей группой, которая опиралась на положения Указа Президента РФ, решения Государственной комиссии и распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга. Концепция определяет первоочередные направления и мероприятий. Еще один официальный сервер юбилея с адресом www.300.spb.ru построен в виде городского портала, с афишей городских мероприятий, сведениями из области культуры и истории Санкт-Петербурга, картами города, живой камерой и приветствием губернатора. Любой желающий может разместить свой проект празднования в базе данных сервера. Сейчас в базе содержится свыше ста проектов, так или иначе приуроченных к юбилею Санкт-Петербурга. Это не проекты всеобщего празднования, а идеи выставок, локальных мероприятий, проекты новых музеев и общественных организаций. До заветной даты остается чуть больше двух лет. Трудно представить, сколько официальных фондов и комитетов появится через полгода, через год, а то и за два дня до начала мероприятий. И у каждой организации непременно будет свой сайт, в духе прогресса и информатизации. Интересно, хватит ли на всех доменов?

Интернет-агентство "Нетоскоп" [26-03-2001]

2. НЕМНОГО ИСТОРИИ ОСТРОВОВ.

КРЕСТОВСКИЙ И ЕЛАГИН ОСТРОВА

Первым владельцем Крестовского острова с 1710 г. был А. Д. Меншиков. С 1714 по 1716 г. эта местность принадлежала сестре Петра I Наталье Алексеевне. Деревянный двухэтажный дворец для нее был построен у М. Невки (где ныне проходит пр. Динамо), и тогда же начаты работы по созданию парка. В 1719 г., уже снова при Меншикове, паркостроительные работы были продолжены: прорублены просеки, устроены дороги, вырыт крестообразный в плане, с островком посередине, пруд. Позднее проводилось осушение западной части острова появились “рыбные пруды”, теплицы и оранжереи.

Во второй половине XVIII в. сформировалась существующая ныне пятилучевая композиция аллей, главной из которых стала Батарейная дорога, рассекающая остров с запада на восток на две почти равные части {ныне Морской пр. и главная аллея Приморского парка Победы) . Южнее проходил Крестовский пр., между ним и М. Невкой раскинулась обширная усадьба владельца острова президента Петербургской Академии наук К. Г. Разумовского. Уже в конце XVIII в. на Крестовском острове начал определяться особый уклад жизни: в западной части сохранялись значительные по площади охотничьи угодья; в северной -- крестьянские поселения, Чухонская деревня; в восточной части, населенной небогатым людом, было множество развлекательных и увеселительных заведений.

В 1804 г. остров приобрел Кн. А. М. Белосельский-Белозерский. При нем был заново отстроен дворцово-парковый комплекс на месте усадьбы прежнего владельца. Во второй половине XIX в. остров начали усиленно застраивать деревянными доходными домами, а в начале XX в. на отдельных участках появились особняки, авторами которых были видные зодчие В. В. Шауб, Э. А. Густавсон, Р. Ф. Мельцер. С 1785 г. начал формироваться пейзажный парк.

Дворцово-парковый ансамбль на Елагином острове создавался во второй половине XVIII -- первой четверти XIX в. Основную роль в его формировании сыграли зодчий Е. И. Росси и паркостроитель Д. Буш, работавшие в 1812 -- 1826 гг.

Центром ансамбля является Елагин дворец. Первое каменное здание было построено для И. П. Елагина в 1785 г., возможно, по проекту Д. Кваренги. В 1818 -- 1822 гг. Е. И. Росси произвел радикальную перестройку дома. Двухэтажное здание с пластично выделенной полуротондой увенчано куполом. Оно поставлено на высокой каменной террасе с обходной площадкой и монументальными лестницами, Боковые ризалиты, обращенные к Ср. Невке, украшены парапетами со сдвоенными колоннами и увенчаны фронтонами. Западный фасад, выходящий на Масляный луг, акцентирован эффектный шестиколонным портиком, завершенным аттиком. По сторонам широкой многоступенчатой лестницы установлены чугунные скульптуры львов. Изысканным убранством отличаются интерьеры дворца -- Овальный зал, Малиновая и Голубая гостиные (ск. В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов, живописцы Д.-Б. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи). Сильно пострадавшее в годы блокады здание было реставрировано в 1952 -- 1961 гг. арх. М. М. Плотниковым с использованием проекта В. М. Савкова.С 1962 г. здесь открыт Дворец художественных выставок.

Еще в 1763 г. в восточной части острова был устроен регулярный сад, фрагменты которого сохранились к северу от дворца. С 1785 г. начал формироваться пейзажный парк. Одновременно со строительством дворца проводились обширные паркостроительные и гидротехнические работы под руководством Д. Буша. Были вырыты пять южных и четыре северных пруда, берега которых получили естественны прихотливо изогнутые очертания. За счет подсыпок территория острова была значительно увеличена. Земляной вал, по которому проложили каретную дорогу, опоясал остров по периметру. Территория пейзажного парка делится на композиционно связанные части. Масляный луг -- традиционное место масляничных гуляний; Собственный сад, прилегающий к дворцу; Старый и Новый английские сады и району прудов; Роща посередине острова и Западная стрелка. У берега Ср. Невки расположены Музыкальный павильон, Гауптвахта и Павильон у гранитной пристани, построенные в 1822 г К .И Росси. Он же является автором и других служебных и хозяйственных сооружений, вошедших в ансамбль дворца. Плавная дуга Масляного луга словно задала полукруглые очертания Кухонному корпусу. В нишах фасада установлены выполненные С. С. Пименовым скульптуры жнецов, виноградарей и античных богов. Каменные оранжереи декорированы гермами и барельефами тактике работы С. С. Пименова. Конюшенный корпус, подковообразный в плане, отмечен великолепной колоннадой, объединяющей два крыла здания. От Масляного луга начинается Центральная, или Главная, аллея Центрального парка, проложенная в 1937 г. Она нарядно оформлена газонами, цветниками и клумбами, декоративными вазами и бронзовыми скульптурами “Дискобол” (ск. М. Г. Манизер) и “Танцовщица” (ск. Е. А. Янсон-Манизер). С правой стороны аллеи расположено здание Большого летнего театра (открыт в 1936 г.), слева -- Музыкальный театр (1932 г., арх. Е. И. Катонин), Аллея ведет к Западной стрелке Елагина острова, откуда горожане привыкли любоваться необычайной красотой северных закатов. В 1926 г. по проекту арх. Л. А. Ильина здесь была создана гранитная набережная в виде высокой террасы, украшенной двумя старинными изваяниями львов на каменных постаментах.

 

3. ВАШИ ВОПРОСЫ - МОИ ОТВЕТЫ.

...Владислав у меня к Вам огромная просьба. Меня итересует все о Ксении (блаженной). Где ее могила,о ее жизни,история,легенды и вообще в что Вы можете написать? Буду Вам весьма признательна, а если у Вас нет такой возможности ,то напишите где я могу узнать...

6 февраля (24 января по ст. стилю) – День памяти Блаженной Ксении Петербургской. Петербуржцы стекаются к матушке Ксении. И молятся ей во всех бедах, печалях и скорбях, сердечно ее любя. Считается, что три небесных покровителя есть у города на Неве. Это – святой благоверный князь Александр Невский, блаженная Ксения и праведный батюшка Иоанн Кронштадский. Блаженная Ксения была канонизирована не так давно, немногим больше 10 лет тому назад, но вот тропинка к ее могиле не зарастала никогда. Еще до ее канонизации в книжках было написано о множестве чудес творимых на ее могиле. Раньше, когда здесь была мастерская сапожника, стоял непроходимый забор, весь испещренный записочками с просьбами, молитвами ко святой Ксении.

Я нашел очень интересный сайт, посвященный Блаженной Ксении Петербургской, о земном житии святой Блаженной Ксении Петербургской и о ее молитвенной чудесной помощи в прежние времена и наши дни.

http://www.wco.ru/biblio/books/ksenia1/Main.htm?mos

Предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок , взятый с этого сайта.

О житии земном святой Блаженной Ксении

К числу лиц истинно-юродивых Христа ради, к числу истинно-блаженных, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно принадлежит и столь всем известная и глубоко чтимая подвижница XVIII века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге. К великому прискорбию всех почитателей рабы Божией Блаженной Ксении, память народная не сохранила нам решительно никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была рода не простого, ибо была она замужем за Андреем Феодоровичем Петровым, состоявшим в ранге полковника и служившим придворным певчим.

Память народная, как мы сказали, не знает Ксению Григорьевну как женщину обычную, жившую обыкновенными человеческими интересами. И, действительно, мало ли людей на Божьем свете, мало ли их было и в Петербурге? Где же их всех запомнить! Есть среди людей и много лиц замечательных, известных и при жизни и по смерти какими-либо выдающимися талантами, особливыми заслугами и перед родиной и перед Церковью Православной, но многие ли из них навсегда остаются в памяти народа? Нет, весьма и весьма немногие! Как все человеческое - и знаменитые некогда лица и их заслуги мало-помалу заволакиваются как бы туманом и, наконец, совершенно исчезают из памяти народа, совершенно забываются. Лишь мемуары истории надолго сохраняют известия, и то только о некоторых, особенно выдающихся деятелях. Но Ксения Григорьевна, будучи женой полковника, ничем не выделялась из среды других, современных ей женщин, не совершила она и никаких особенных заслуг ни перед Церковью Православной, ни перед своей родиной, а потому и память народная не сохранила о ней, за первые годы ее жизни, решительно никаких известий.

Взамен этого память народная хорошо знает и твердо помнит Ксению Григорьевну, как женщину Христа ради юродивую, как подвижницу Божию, как Блаженную. Твердо помнит народная память и причину, послужившую для Ксении поводом к полному отрешению ее от мира, от всех мирских радостей, удовольствий, привязанностей. Причиной этой была совершенно неожиданная, внезапная смерть горячо любимого, цветущего здоровьем мужа Ксении Григорьевны - Андрея Феодоровича Петрова. Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую 26-летнюю, бездетную вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка... Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные Ксении подали даже прошение начальству умершего Андрея Феодоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но из разговоров с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно. Так смотрели плотские люди на рабу Божию Ксению, не понимая того, что в душе ее со времени смерти мужа совершался великий переворот: происходило полное перерождение плотской женщины в женщину духовную.

И, действительно, неожиданная смерть горячо любимого мужа, в котором сосредоточивалась вся цель и весь интерес ее жизни, ясно показала Ксении, сколь непрочно и сколь суетно земное счастие. Она сразу поняла, что истинного счастия на земле быть не может, что все земное служит лишь помехой, препятствием для достижения истинного счастия на небе в Боге. Вот почему раба Божия Ксения тотчас же, по смерти мужа, решилась освободиться от всего земного, от всех мирских привязанностей: имущество свое раздала бедным, дом подарила г-же Антоновой, а сама осталась решительно ни с чем, дабы ничто уже не служило ей препятствием к достижению истинного счастия на небе, в Боге.

Для достижения же этого счастия она избрала тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в костюм мужа, т.е. надевши на себя его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна и уже никогда потом не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви св. апостола Матфея, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди.

Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие - давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться, смеяться над Блаженной. Но перед Блаженной всегда был образ великого, безвинного Страдальца - Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и заушения, и распятие, и смерть. Вот почему и Блаженная так же безропотно сносила всякого рода глумления над собою. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели ее в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидя юродивую, по обычаю стали над ней смеяться, дразнить ее. Блаженная, по обычаю, безропотно сносила это. Но злые дети не ограничились одними издевательствами. Видя безропотность и беззащитность Блаженной, они наряду с издевательствами стали бросать в нее грязью, камнями... Тогда, по-видимому, и у Блаженной не хватило терпения. Как вихрь бросилась она за злыми мальчишками, грозя им своею палкою, которую всегда она носила с собою. Жители Петербургской стороны, увидя Блаженную в страшном гневе, пришли в ужас от поступка беспризорных, злых детей и тотчас же приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал Блаженную.

Мало-помалу к странностям Блаженной привыкли, мало-помалу поняли, что она не простая побирушка-нищая, а какая-то особенная. Многие поэтому стали жалеть ее, старались чем-либо помочь ей. Эта жалость особенно стала проявляться с того времени, как камзол и кафтан мужа на Блаженной совершенно истлели, и она стала одеваться, зимой и летом, в жалкие лохмотья, а на босых ногах, распухших и красных от мороза, носила рваные башмаки. Видя едва одетую, измокшую или озябшую юродивую, многие давали ей теплую одежду, обувь, милостыню, но Ксения ни за что не соглашалась надеть на себя теплую одежду, и всю жизнь проходила в жалких лохмотьях - красной кофточке и зеленой юбке, или наоборот в зеленой кофточке и красной юбке. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей "царя на коне" (копейки с изображением всадника), и тотчас же отдавала этого "царя на коне" таким же беднякам, как и сама она.

Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой неизвестность местопребывания Блаженной по ночам казалась даже подозрительной. Решено было во что бы то ни стало разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и что она тогда делает. И жители Петербургской стороны, и местная полиция сумели удовлетворить свое любопытство и успокоиться. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года, несмотря ни на какую погоду, уходит на ночь в поле, коленопреклонно становится здесь на молитву и не встает уже с этой молитвы до самого восхода солнца, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны света. В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище, стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает на верх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич на верху строящейся церкви. Наконец, решили разузнать, кто мог быть этот даровой, неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этот неутомимый работник была раба Божия Блаженная Ксения. Может быть, много и других, неведомых миру подвигов совершала Блаженная. К сожалению, при ней не было никого, кто мог бы быть свидетелем этих подвигов. В одиночестве совершала она жизненный путь свой.

Между тем, путь этот был длинный: целых 45 лет жила она после смерти своего мужа, целых 45 лет вела она неустанную борьбу с врагом человечества - диаволом и с гордостью житейской! Где, почти необутая и еле одетая, Блаженная Ксения во все время своего странствования давала отдых, покой своему телу, - осталось известным одному только Господу Богу. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, старенькая и слабая, выдерживать наши проливные, пронизывающие до костей, осенние дожди, наши страшные, трескучие морозы, когда на лету мерзнут птицы, и легко застывают хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать или организмом сверхчеловеческим, или носить в себе такой сильный, внутренний, духовный жар, такую глубокую, несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным. Но, припоминая великих угодников Божиих, которые силою своей веры творили дивные, непосильные и непонятые для человеческого ума чудеса, не будем и подвиги Блаженной считать небывалыми, невозможными для человека во плоти. А что Ксения Блаженная действительно имела такую веру, при которой все возможно, что она, живя телом в мире, душой своей всегда витала выше мира и пребывала всегда в живом, непосредственном общении с Богом, видно уже из того чудесного дара предвидения будущего, которым наделил Господь Свою угодницу, и благодаря которому Блаженная наперед знала о таких событиях, которые не могут быть предугаданы и предсказаны умом человеческим.

 

 


Сегодняшний выпуск завершен.
Жду ваших писем по адресу
robyn@narod.ru
Посетите мой сайт robyn.narod.ru
До встречи через неделю.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное