Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Книжные новости в Русском Журнале


  
                      Информационный канал Subscribe.Ru
-*--------------------------------------------------------------------------
Русский Журнал. Круг чтения 
http://russ.ru/krug 
-------------------------------------------------------------- 
Все дискуссии "Круга чтения"  
http://russ.ru/forums/msg/936/936.html 
Новости Электронных Библиотек 
http://www.russ.ru/biblio/index.htm 

Роман Ганжа
The State of Mind
http://www.russ.ru/krug/kniga/20031113_rg.html

Эбби Хоффман. Сопри эту книгу! Как выживать и сражаться в стране полицейской
демократии / Пер. с англ. и коммент. Н. Сосновского. М.: Гилея, 2003. 236 с.
(Час "Ч". Современная мировая антибуржуазная мысль)Думаю, многие читатели воспринимали
и будут воспринимать эту книгу как набор полезных рекомендаций мелкому магазинному
воришке. Лично я прочел ее как редкий, едва ли не уникальный для сегодняшнего
дня пример жанра, который можно условно назвать "практической философией". Строго
говоря, лучшие образцы философской классики, начиная с диалогов Платона (http://www.lib.ru/POEEAST/PLATO/)
и заканчивая "Рассуждением о методе (http://www.humanities.edu.ru:8101/db/msg/5831)",
были именно практической философией. Греческая "теория" была самым совершенным
видом "праксиса". Даже в перспективе аналитического размежевания теории, праксиса
и пойезиса (Аристотель (http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/)) вряд ли можно
говорить о том, что эпистема, теоретическое знание, обладает какой-то исключительной
ценностью независимо от фронесиса, практической мудрости. Фронесис - это не индивидуальная
стратегия, это опыт совместного бытия в полисе, обращенного к "благой жизни".


Христианская схоластика, вопреки расхожему мнению, также не является закрытым
теоретическим знанием, радикально оторванным от "жизни". Ключевыми словами здесь
являются "школа" и "упражнение". Схоластические дистинкции, сложность и избыточность
которых, по правде говоря, сильно преувеличены, не были самоцелью, но обретали
смысл исключительно в контексте многочисленных диспутов и прочих публичных практик
в университетах и монастырях. Однако теперь "благая жизнь" стала внутренним достоянием
закрытого сообщества, связи которого с внешней социальной средой строились не
на основе "совместности", но в рамках отношений "патрон - клиент" и "пастырь
- паства". В дальнейшем "практики совместности" все более превращались в "практики
себя", а "благая жизнь" все более становилась внутренней духовной, а затем и
просто внутренней жизнью личности. 

Наиболее показательной фигурой здесь является Декарт, сначала прятавшийся за
теплой печкой, а затем сбежавший в Голландию, чтобы там в покое и уединении построить
воображаемый мир на рациональных основаниях. Правила научного метода были одновременно
и правилами жизненного поведения Декарта, его индивидуальной стратегией, его
персональным секретом спасения. После Декарта - и после экспансии "протестантской
этики" - благая жизнь сводится к методичному и рациональному следованию определенным
нормам и правилам, она перестает быть высшей целью практического поведения и
сама становится обычной, рутинной практикой. Наука и философия также рутинизируются
и обособляются в виде специфических, непосредственно не связанных с "жизнью"
практик, преследующих какие-то абстрактные и формальные цели с помощью кодифицированного
перечня формальных средств. Современная интеллектуальная ситуация характеризуется
попытками возврата к модели закрытого "духовного монастыря" ("богема (http://www.russ.ru/krug/kniga/20030117_brumel.html)",
"ницшеанское сообщество (http://www.russ.ru/krug/kniga/20031028_rg.html)"), но
никак не к модели полиса. Эбби Хоффман, при должном прочтении, вполне способен
стать олицетворением этой последней нереализованной возможности.

Несколько слов об авторе. Из предисловия Николая Сосновского (http://www.politizdat.ru/fragment/6/)
мы узнаем, что Эббот Хоффман (http://theaction.com/Abbie/Hoffman.html) родился
30 ноября 1936 г. в семье аптекаря в г.Уорчестер, Mass. Изучает психологию в
Брендейсе, Mass., и в Беркли, занимается борьбой, теннисом, подводным плаванием,
боулингом и покером. Возглавляет университетский Клуб любителей кино и студенческое
психологическое общество. Преподает в Беркли. Работает в Уорчестерском госпитале
для душевнобольных. "Изучая тяжелые... случаи, Эбби понял, что "тараканы в мозгах"
- результат последовательного и неукоснительного выполнения... общепринятых норм"
(с. 8). Участвует в движении за гражданские права. В 1965 г. перебирается в Нью-Йорк,
где вскоре организует первые be-ins и smoke-ins, объявляет себя "основоположником
движения хиппи на Восточном побережье" и организует первый в городе бесплатный
(free) магазин ("самая революционная вещь в Америке - это когда что-нибудь раздают
бесплатно", с. 10). В отличие от идеологов наркотранса, держится за идею революционного
праксиса: "...лишь изменив мир, можно изменить свое сознание" (там же). Вместе
с друзьями практикует методы "театральной герильи". Так, 20 мая 1967 г. подозрительные
длинноволосые личности разбросали тысячу однодолларовых бумажек с галереи нью-йоркской
фондовой биржи. 21 октября того же года прошла знаменитая осада Пентагона, описанная
Норманом Мейлером в "Армиях ночи". Сразу после акции Эбби и его друзья решили
соединить движение хиппи и театрализованный политический протест. Новую форму
назвали "yippie" (от "yippee", в переводе - "ура").

Идеология yippie в изложении автора: 

"Ясность - вовсе не наша цель. Наша цель вот какая: сбить всех с толку.  Нас
не понимают - и это замечательно: понимая нас, они бы нашли способ нас контролировать.
 Мы все стоим за уничтожение собственности.  У нас нет программы.  Мы - воплощенное
противоречие. Я не могу этого объяснить. Я этого и сам не понимаю" (с. 19 - 20).

Эти слова прекрасно выражают суть революционного праксиса, который противоположен
рациональной, технократической и манипулятивной реализации некой теории (допустим,
"марксистской"), единственно верным образом объясняющей мир. Праксис - это "...действие,
в котором другой или другие предстают как автономные существа и как главный источник
такого рода независимости" (Корнелиус Касториадис (http://www.russ.ru/krug/kniga/20031024_jl.html)).
Собственность исключает подлинную автономию, а поскольку "понимание" является
разновидностью "присвоения", с ним также следует бороться. "Благая жизнь", будучи
сведенной к внутренней, в том числе и бессознательной, жизни личности, требует
изощренных техник интерпретации, в которых и состоит ее интеллектуальное оправдание.
Раздираемый внутренними конфликтами невротик заранее оправдан только потому,
что существует психоаналитик, по долгу службы обязанный его "понимать". Революционный
праксис возвращает "благой жизни" утраченный смысл публичности и совместности
и избавляет ее от потребности в оправдании.

В эти годы Хоффман публикует книги (http://theaction.com/Abbie/booksbyah.html)
одну за другой: "Fuck the System" (1968), "Revolution for the Hell of It" (1968),
"Woodstock Nation" (1969), "Steal this Book!" (1971), позже - "Soon to be a Major
Motion Picture" (1980). 28 августа 1973 г. Хоффман арестован по обвинению в продаже
кокаина переодетому полицейскому агенту. Отпущенный под залог, Эбби в апреле
1974-го исчезает почти на семь лет. Он стрижется, красит волосы и делает пластическую
операцию. Под именем Барри Фрида становится известен как активист экологического
движения. В 1980-м сдается властям и проводит в тюрьме около года. 12 апреля
1989 г. кончает жизнь самоубийством.

Мотивы написания книги "Steal this Book!" Николай Сосновский излагает так: "Красть
и обманывать ближних грешно и подло. Когда же беззащитный индивидуум один на
один с безличными институтами, то кто у кого ворует - это еще вопрос. Во всяком
случае, симпатии людей совестливых на стороне слабого. Вот и решил Эбби Хоффман
написать учебник: как выжить в борьбе с Истеблишментом" (с. 32). Сам автор называет
свою книгу инструкцией по выживанию "...в тюрьме, каковой по сути и является
Амеррейх" (с. 36). Но это все про первый раздел, "Выживай!", а есть еще и второй
- "Сражайся!", в котором рассказывается, как создать подпольную партизанскую
организацию, как воевать с полицией и т.д. Пересказывать все эти рецепты бессмысленно:
одни устарели, другие не для нас, а те, что на все времена, отыщете сами. Ограничимся
формулировкой нескольких общих тезисов:

Еще раз подчеркнем, что вся эта затея с воровством у государства и крупных корпораций
не нуждается в интеллектуальном оправдании. Весьма соблазнительно построить некую
псевдогенеалогическую конструкцию насчет того, что, типа, воровство, о котором
идет речь в библейской заповеди, - это когда один человек ворует у другого овцу,
глиняный горшок или красивый камушек, поэтому сегодня, мол, в некоторых случаях
надо говорить не о "воровстве", а о "потреблении излишков капиталистического
производства" и т.п. Если бы революции выводились из аксиом геометрическим способом,
они не были бы революциями. Это похоже на естественный отбор: пока мутация не
закреплена, она расценивается как отклонение от нормы.

Обычный клептоман или заурядный, "безыдейный" вор разделяет фетишистские идеалы
общества потребления. У Хоффмана отношение к вещам совсем другое. Вчитайтесь
в следующий отрывок: "Домовладельцы при реконструкции зданий выбрасывают кухонные
плиты, столы, лампы, холодильники, ковровые покрытия. В большинстве городов каждому
району отведен свой день для вывоза на свалку крупногабаритного мусора. Позвоните
в санитарную инспекцию и узнайте, когда в вашем квартале намечен сбор этого ценнейшего
хлама.  Стройплощадка - ценный источник материалов, чтобы своими руками обставить
сквот мебелью... Большие деревянные катушки от кабеля - уже готовые замечательные
столы. Из шлакоблоков, кирпичей и досок можно быстро смастерить книжный шкаф
авторского дизайна. Из дверного полотна также получается стол. Бочонки из-под
гвоздей превращаются в табуретки и стулья. Околачиваясь на стройплощадке, чего
только не найдешь: электропровод, трубы, осветительная арматура, строительные
каски - и ведь все это нужнейшие в хозяйстве вещи! И не забудьте о проблесковых
маячках и красных оградительных фонарях - вы можете собрать из этого светомузыку.
Черные мазутные форсунки годятся для приготовления пищи, хотя и коптят" (с. 86
- 87). Вещи не должны быть знаками социального статуса, и обращение с вещами
должно требовать не столько ориентации в мире "универсалий", воображаемых абстракций,
сколько "реального" жизненного опыта и практической мудрости.

В спекулятивном, выморочном мире корпоративной Америки подлинное творение невозможно.
Есть некое безликое "производство", из которого вещи выходят уже готовыми и предельно
похожими на идеальные прототипы. Хоффман в мельчайших подробностях рассказывает,
как самому испечь настоящий хлеб, принадлежащий к совершенно иному роду сущего,
нежели "хлебобулочные изделия" из промышленных пекарен. Самодельный йогурт тоже
совсем другой, но его другость покоится на особых основаниях: "Для начала сходите
в турецкий или сирийский ресторан и купите немного йогурта навынос. Некоторые
рестораны могут похвастаться закваской, которую культивируют по сто лет и более"
(с. 79). Революционный праксис, таким образом, опирается на локальные традиции,
героически поддерживающие собственную непрерывность в мире дискретности и обособленности.

Возвращаясь к идее "опыта совместного бытия в полисе", подчеркнем: мы буквально
считаем, что все эти сквоты, коммуны и прочие неформальные сообщества строятся
именно по модели полиса, в самом широком смысле. Разница между полисом, с одной
стороны, и сектой, богемой, "духовным монастырем", клубом, диаспорой, с другой
стороны, в том, что полис - это сообщество открытое, "включающее", а секта etc
- закрытое и "исключающее". Под "открытостью" мы понимаем вовсе не то, что кто
угодно может стать членом полиса. Скорее уж наоборот: кто угодно, заплатив членский
взнос, может вступить в клуб или в секту. Чтобы стать полноправным "гражданином"
полиса, человек должен делами доказать свою искреннюю приверженность сложившемуся
в полисе образу "благой жизни", обнаружить свою открытость совместному бытию.
Секта более чем открыта для новых членов, но при этом она видит себя "осажденной
крепостью", отделенной от остальных людей - врагов - непроходимой пропастью.
Полис более чем требователен к новичкам, но при этом он не на словах, а на деле
практикует солидарность со всеми остальными человеческими существами, это настоящий
оазис равенства и любви. Именно в этом, а не в апологии воровства, состоит положительный
заряд книги Хоффмана.

В сентябре 1969 г. Эбби Хоффман предстал перед судом по делу о беспорядках в
Чикаго. Он давал такие показания:

- Назовите себя.

- Меня зовут Эбби. Я - сирота Америки.

- Место жительства.

- Я живу в Нации Вудстока.

- Объясните суду, где это.

- Это нация отчужденной молодежи. Мы носим свою страну с собой повсюду как состояние
сознания... Это нация, посвятившая себя братству людей в противовес конкуренции;
идее, что у людей найдется друг для друга нечто получше собственности и денег...

- В каком же таком штате (In what state) находится этот ваш Вудсток?

- It's a state of mind, - был ответ.

Хотя, возможно, он произнес это несколько иначе:

- It's the State of Mind.

* Купить книгу в Шведской лавке (http://www.russ.ru/krug/vybor/20031017.html#kn1)

* Книга на вчера: История Кореи (новое прочтение) (http://www.russ.ru/krug/kniga/20031112_au.html)
Поиск по РЖ 
http://russ.ru/search   
------------------------------------------------------------- 
Приглашаем Вас принять участие в дискуссиях РЖ http://www.russ.ru/forums/ или высказать свое мнение о журнале в целом в "Книге отзывов" http://russ.ru/forums/msg/945/945.html 
------------------------------------------------------------- 
(с) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией. Подписка на регулярное получение материалов Русского Журнала по e-mail 
http://russ.ru/subscribe  
  
Контактный адрес: russ@russ.ru 
 
-*--------------------------------------------------------------------------
Отписаться: http://subscribe.ru/member/unsub?grp=russ.book&email=

http://subscribe.ru/                                mailto:ask@subscribe.ru

  

В избранное