Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 39


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  39

19 августа 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. "Бог жив, и жив только в Церкви!" Прот. Евгений Заплетнюк, Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата/ Наши интервью

3. И.В. Понкин. Правовые основы светскости государства и образования/ Книжные обзоры

4. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение".

Временно нами приостановлено ведение двух рассылок: "Новости сайта Мирча Элиаде" и "Религиозная жизнь в Нидерландах". Сайты по-прежнему будут обновляться, но информирование об этом посредством рассылок осуществляться не будет. Великая фраза, пришедшая к нам еще с советского времени: "Вас много, а я одна!" (произносится характерным -- т.е. надрывистым -- тоном). ;-) Пришлось и мне вспомнить эту фразу применительно к своим рассылкам. Их стало слишком много (шесть штук -- и это одних лишь рассылок...), а я, действительно, одна (сказала она подбоченясь, как продавщица в сельском продуктовом магазине перед длинной гудящей очередью). Вообщем, мои мужественные читатели, не ленитесь и заглядывайте иногда на сайты "Мирча Элиаде" и "Религиозная жизнь в Нидерландах". А мы будем действовать по принципу: "Лучше меньше, да лучше". В живых остаются еще четыре рассылки, один форум и несколько сайтов. По-моему, неплохо. ;-)

Сегодня мы возобновляем давно забытую практику интервью. На наши вопросы отвечает о. Евгений Заплетнюк, священник Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

В издательстве "Про-Пресс" вышла книга кандидата юридических наук И.В. Понкина "Правовые основы светскости государства и образования". Информацию об издании читайте в разделе "Книжные обзоры". В конце нашего Выпуска Вас ждет объявление о новых сайтах.


2. "Бог жив, и жив только в Церкви!"

Прот. Евгений Заплетнюк
(Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата)
отвечает на вопросы нашей рассылки

Уп.: Расскажите, пожалуйста, о себе: кто Вы, представителем какой Церкви являетесь, какой пост занимаете на настоящий момент и что входит в круг Ваших обязанностей?

Е.З.: Протоирей Евгений Заплетнюк, священник Украинской Православной церкви Киевского Патриархата. Коротко о себе. После школы -- Богословский факультет Кременецкого лицея (Тернопольская обл., Украина), учеба четыре года в Духовной Семинарии. Потом, два года спустя, женитьба и рукоположение в диакона. Еще через полгода -- в священники. Потом правящий архиерей Преосвященный Антоний, епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский направил на служение в один с приходов Хмельницкой области. Но пробыть там долго было не суждено. Побыв настоятелем в одном из самых маленьких, и, как говорят теперь, "бесперспективном" во всех отношениях селе год, я был вынужден покинуть его. Благо, как раз, мне поступила пропозиция на работу исполнительного редактора православной газеты, которую предлагалось издавать в моей "Альма Матер" -- Тернопольской духовной семинарии.

Поначалу трудная, но интересная работа захватывала меня все больше. Проблема со знаниями компьютерных основ стояла не долго, и вот, спустя месяц, мы выпустили первый номер газеты под символическим названием "Амвон". Интересно, что почти одновременно Волынское епархиальное управление УПЦ Московского Патриархата начало публикацию в сети издания с таким же названием. Редактируя газету, я одновременно и служил в семинарском храме, и отвечал за нашу библиотеку. Новый этап моей жизни, наверное очень важный, настал в 2000 году. Тогда с благословения моего правящего архиерея я поступил на учебу в Киевскую духовную Академию.

Работая в редакции, кроме чисто литературной работы я был вынужден много времени работать с компьютером. Это мне здорово помогло в будущем. Совмещая работу в редакции и учебу в КДА, я старался как можно больше сделать для нашей Церкви. В это время у нас настал пик популярности Интернета. Все и повсюду говорили только о нем, но на самом деле никто о нем ничего не знал. Даже я, сидя за монитором помногу часов в день, ничего конкретно о нем не знал.

Украина, фактически, самая Интернет-НЕзаселенная стана в Европе. Лишь недавно, в больших городах появились фирмы с загадочными названиями ISP -- Internet Servis Provider. Но так как я живу в небольшом городке, то единственная возможность увидеть Интернет -- это поездка в ближайший областной центр. (Я специально описываю все подробности, чтобы вы смогли больше представить себе как это было на самом деле.) Итак, для того чтобы увидеть компьютер, подключенный к сети, мне нужно было либо вставать в 5 часов утра и час ехать в город, где в очереди ждать еще 2-3 часа. Или другой вариант. Поездка в город, и ночной интернет, который редко был всю ночь, потому что часа так в четыре либо клуб закрывался, либо очередь "настоятельно просила" меня уходить.

Уп.: Какие интересные приключенческие истории происходили с Вами...:-) Знаете, нам, живущим в больших городах, все дается по-другому. Я бы сказала "проще". И меня действительно поражают люди, которые жертвуют своим временем и тратят столько сил для достижения своей цели... Но как все происходило дальше?

Е.З.: Все изменилось, когда интернет попал к нам в район. Имея дома компьютер, мне не стоило большого труда, теперь подключится к сети. С этого времени началась мое служение делу Церкви в сети. Но для полноценной работы моих знаний хватало только на то, чтобы работать с почтой, или искать нужную информацию. Так я попал на... курсы веб-дизайнеров. К тому времени в семинарии, где я работал, после очередного совещания педсовета мне объявили о том, что я взят на работу преподавателем. Вот так я, уже протоиерей, стал преподавателем в духовной семинарии и профессиональным (в смысле дипломированным) веб-дизайнером одновременно.

За время советской власти у нас в стране, существовал всего один печатный орган -- это журнал "Православный Вестник". Сначала, с 1946 года, он выходил как печатный орган Львовской епархии РПЦ (другой Церкви на Украине фактически не было, и уже не могло быть в силу известных обстоятельств). Потом его издание было остановлено властями, и только стараниями Патриаршего Экзарха на Украине, митрополита Киевского и Галицкого Филарета (ныне Патриарха Киевского и всей Руси-Украины) журнал смог вновь увидеть свет. С 1992 года журнал "Православный Вестник" является официальным органом нашей Церкви -- Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Работа со студентами, учеба, да и самостоятельная работа по изучению богословия привела меня к ценным архивным материалам, которые издавались раньше только в "Вестнике". Имея уже опыт в создании и публикации веб-страниц (http://webua.net/axios http://www.geocities.com/fryevhen) я отважился на довольно рисковую затею -- я решил сканировать имеющиеся у меня старые номера для того, чтобы потом опубликовать их на странице в сети.

К тому времени, когда я уже опубликовал первые журналы, в Академии я подошел к своему преподавателю -- епископу Димитрию (Рудюку). Выслушав меня, Владыка не просто благословил мое начинание. Он предложил мне свою помощь. Вот так и появилась "на свет" страница, редактором которой я сейчас и являюсь.

Уп.: Речь идет о странице http://www.geocities.com/uabogoslov?

Е.З.: Да. это она. А с недавнего времени, я сотрудник пресс-центра нашей епархии, и являюсь его пресс-секретарем. В одной из моих бесед с нашим епископом -- преосвященным Антонием (Махотой), мы почти одновременно пришли к выводу, что полноценная епархиальная жизнь должна быть отображена в собственном издании. Так и появился наш второй сайт http://www.geocities.com/uabogoslov/antony Именно на нем мы печатаем последние новости из жизни нашей епархии глазами нашего пресс-центра.

Тесное сотрудничество пресс-центра нашей епархии с пресс-центром Патриархии (за что отдельное спасибо отцу игумену Евстратию) позволило нам представить в конечном итоге хороший и профессиональный облик нашей Церкви в сети. Единственным минусом до этого времени было то, что у нас не было того, что мы называем "интерактивностью". И совсем недавно и эту проблему с Божьей помощью мы решили. Мы открыли форум и собственную рассылку. Теперь все зависит только от наших уважаемых подписчиков. Мы же, в свою очередь, предлагаем. Им остается только принять нашу работу или нет.

Уп.: Какой Вы видите ситуацию в Украине сегодня? Прежде всего, меня интересует церковно-политическая обстановка в стране и отношения православных между собой. Насколько я понимаю, в православной Украине сейчас два "лагеря"? Что отличает тот и другой, есть ли сходство между ними?

Е.З.: Если смотреть на церковную ситуацию на Украине глазами обычного, не религиозного человека, то из самого начала понимаешь, что ситуация действительно не простая. Судите сами: сейчас на Украине официально существуют не менее четырех православный церквей. Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, УПЦ Московского Патриархата, Украинская Православная Автокефальная Церковь. Еще есть Русская Истинно-Православная Церковь (под омофором митрополита Виталия), и еще несколько расколов, но их на общем фоне не так уж заметно.

Реальными же "соперниками" в общей церковно-политической жизни украинского православия есть две православные юрисдикции -- УПЦ Киевского и Московского Патриархатов.

С принятием независимости Украины в начале 90-х годов, целиком резонным стал вопрос и о переходе Православной Церкви на Украине на так званую Автокефалию. То есть, полное самоуправление и независимость от других духовных центров. Началу этому движению положил выход из состава РПЦ епископа Овручского, Иоанна Бондарчука. Выход из состава Русской Церкви епископа был одобрительно воспринят как многочисленным клиром западных областей Украины, так и, что самое главное, духовенством украинских церковей в диаспоре. Именно оттуда мы первое время получали первую религиозную литературу на украинском языке. И незадолго, на Украине уже существовала новая (хотя на самом деле всего -- лишь возрожденная) на то время церковь под названием УАПЦ.

Но Церковь просто люди создать не могут! Выход один. Нужно искать законный путь для становления Украинской Церкви. И путь был найден. После смерти Патриарха Московского Пимена, одним из кандидатов, а вернее сказать, реальным кандидатом на будущий пост Московского Патриарха был Патриарший экзарх на Украине, митрополит Филарет (Денисенко). Именно он, понимал, что настал для Украины именно тот момент, когда можно и нужно что-то делать для цивилизованного и при этом канонического (что особенно важно для Церкви) пути становления независимой Церкви.

Но, так случилось, что как только все (от кого это зависело, конечно) услышали о том, что независимость Церкви реальна, и не последнюю роль в этом сыграет сам Киевский митрополит, то почти сразу Владыка Филарет был снят не только с должности Экзарха, но и был отлучен от Русской Церкви. Самым показательным стало то, что собрание иерархов в Харькове, (а именно там происходило это, цитируя соборные каноны, "сборище") происходило даже без благословения и уведомления Предстоятеля УПЦ, которым был Владыка Филарет. А это, уже серьезная каноническая ошибка. Добавлю, также, что уже на время, когда русские иерархи приняли такое постановление, то Владыка Филарет уже не был в клире РПЦ. То есть, их анафема согласно канонам была недействительна.

А потом было объединение существующих на то время украинских церквей в одну, и выбор первого за долгие годы Патриарха. Им стал Мстислав (Скрипник), живущий в то время в США. Но его уже преклонный на то время возраст, не позволил ему прожить долго на этом свете в патриаршем достоинстве. Патриарший куколь принял патриарх Владимир Романюк. Один из многих, таких же как и он жертв коммунистического режима. Многолетний житель лагерей, куда он попал за религиозные убеждения. Но и ему не судилось дожить до времени расцвета украинского православия. Плохое здоровье, подорванное за годы сибирских ссылок, неминуемо подвело патриарха. Он умер, и его приемником согласно воли народа украинского народа, клира и мирян стал Филарет (Денисенко).

Судя по статистике видно, что на первом место по численности храмов и культовых сооружений в Украине занимает как раз Церковь Московского Патриархата (тут надо подчеркнуть, что у нас нет статистики по численности этих приходов; заметьте, большая церковь, но небольшое количество верных -- это не тоже самое, что приход без собственного храма, но при 3-4 тыс. прихожан!).

Как священник Украинской Церкви я хочу подчеркнуть, что ничего не имею против России и россиян. Только у меня глубокое убеждение, что в независимом 50-ти миллионном государстве, должна быть и независимая церковь. Сегодня мы испытываем большие трудности, борясь за эту идею. Московский Патриархат делает все, чтобы уничтожить нас психологически и даже физически. Но мы боремся с ним только молитвой и терпением. Это самое главное в жизни христианина.

Уп.: Говоря об угрозе "физического уничтожения", чтобы не быть голословным, необходимо приводить конкретные факты. Имеются ли таковые у Вас?

Е.З.: Да их много. И я могу назвать сотни примеров. Но наиболее показательными были дни, когда противники идеи Поместной Церкви на Украине желали уничтожить в первую очередь ее иерархов. Например, черным вторником назван у нас на Украине день похорон патриарха Владимира (Романюка). Тогда власть при соучастии "неизвестных доброжелателей" разогнала траурную процессию, не дав даже похоронить по-человечески духовного лидера миллионов православных. Нам трудно судить сегодня, сколько людей при этом пострадало. Никаких официальных данных по этому делу не было. Через месяц в газете украинских канадцев "Украинский Голос" я прочел, что тогда даже несколько человек умерли в больнице от побоев, но власти это скрывали. А еще не так давно, визит патриарха Филарета в Мариуполь мало не стоил Святейшему Владыке жизни. Разъяренные фанатики из Московской Патриархии устроили настоящую бойню. Был побит автомобиль, тогда верующие "канонической", как они выражаются сейчас, Церкви поломали даже патриарший посох!

Уп.: Но все это на уровне слухов... Меня интересуют конкретные факты и документы. Ссылка на "Голос" украинских канадцев -- это по типу бородатых анекдотов "Армянское радио сказало...". Тем паче, в данном случае, насколько я понимаю, речь идет о некоей журналистской статье, которая, по сути дела, не может служить документальным свидетельством о произошедшем. Должны быть свидетельства присутствующих на мероприятии людей, фотографии... Вы же не будете утверждать, что украинские канадцы -- что ни на есть верные свидетели происшедшего на Украине?

Е.З.: Ссылаясь на канадскую газету, я в первую очередь хотел подчеркнуть, что и сейчас о нас больше знают те, кто заграницей, чем простые люди. Я обычный священник, и таких материалов не собираю. Мне это не нужно. Хотя, если бы было очень нужно, я б запросто мог найти людей, которые имеют такие материалы.

Так например, с последней (дал бы Бог!), нашумевшей истории мне совершенно точно известно, что не так давно, в г. Полтаве, возле Свято-Николаевского храма состоялось очередное преступное избиение верующих Киевского Патриархата. Пострадали люди, и что самое страшное, пожилые люди, которые как обычно пришли в свой храм на воскресное богослужение. Так как это, достаточно незаурядное происшествие, то было немедленно вызвано милицию, и составлено протокол. Именно в нем, содержатся материалы допросов свидетелей, участников и пострадавших. Часть из них была опубликована Пресс-центром УПЦ Киевского Патриархата.

Уп.: А что Вы можете сказать по поводу психологического давления?

Е.З.: Приводя примеры психологической давки на украинцев в собственной стране, можно без доли иронии говорит о нарушении прав верующих. Дивными тиражами выпускаются книги, брошюры, листки, а теперь даже видеокассеты и DVD, только преследуя одну цель -- уничтожить Киевский Патриархат. Посмотрите официальный сайт УПЦ МП "Православие на Украине". 99,9% -- это материалы написанные "под заказ" за деньги, неверующими журналистами против нашей Церкви!

Наибольшие достояния украинского народа, две наших Лавры, ныне принадлежат Русской Православной Церкви. Интересно, как бы воспринял патриарх Алексий (Ридигер) о переходе Троице-Сергиевой Лавры или храма Христа Спасителя в собственность, например, к французам? Поверьте, вот именно эти чувства испытываем и мы. Почаевская лавра, ныне заселена не украинцами, иконно строившими и населявшими ее, но другими людьми.

Уп.: То есть русскими?

Е.З.: Не всегда. Хотя конечно есть и русские, и молдаване, и белорусы. И это глубокий психологический ход -- уничтожить проявление малейшей украинской национальности. Украинцев -- в Россию, а тех -- к нам. Нет, я не фанат и не шовинист. Но русским быть на Украине, выходит, проще, чем самим украинцам. И жизнь с каждым днем все больше доказывает это.

Уп.: Не кажется ли Вам, что ситуация с Православной Церковью на Украине зиждется в действительности на: 1. националистическом 2. политическом факторах? Молитва и терпение -- вот главное, как Вы верно заметили, в жизни христианина. Но что касается подобного "нарушения прав верующих"... Кстати, давайте поговорим о правах. В чем Вы видите нарушение прав верующих? Им не дают молиться в храмах? Их выгоняют из Лавры? В чем конкретно проявляется это нарушение прав?

Е.З.: Ну, во первых, в очень многих случаях им действительно не дают молиться. В Киеве, где наш Патриарх возглавляет кафедру еще с 60-х годов прошлого столетия, ситуация вроде бы, как мне кажется, немного лучшая. Но на местах, где власти больше поддерживают Московский Патриархат, нам действительно трудно. Ни для кого не секрет, что существующий аппарат Президента Украины все-таки поддерживает наших оппонентов. Хотя, и не всегда. Есть и чиновники, которые, желая сделать свой личный вклад в становление Поместной Церкви на Украине, независимой от каких-то других духовных центров, помогают нам, рискуя собственными должностями. Что касается "выгонений" из Лавры, то я сам несколько раз был выгнан из родного мне Почаева (я родом из той же области) только за то, что разговаривал там на украинском языке. И это происходит с каждым, кто ведет себя так в храме УПЦ МП. То есть, у себя дома разговаривает на своем языке.

Уп.: о. Евгений, хотелось бы узнать у Вас, чем все-таки отличается Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата от Украинской Православной Церкви Московской Патриархии? Помимо национально-политической подоплеки -- по-моему, сугубо личному, мнению... есть ли какая-нибудь разница в богослужебном и обрядовом аспектах? Как человеку вроде меня, не бывавшей не Украине с начала 80-х, отличить, в храм какого Патриархата он попал?

Е.З.: На самом деле это сложный вопрос. Дело в том, что само Православие руководствуясь принципами икономии, предполагают существование некоторых характерных особенностей в обрядах той или иной поместной (автокефальной) Церкви. Так же как есть различия между, например Грузинской, Болгарской или Русской Православными Церквами, так же есть и так скажем, чисто местные "украинские" богослужебные особенности совершения некоторых обрядов. Кстати, большая их часть принесена еще со времен Киевского Святителя Петра Могилы. Каких то новых, неизвестных ранее Православию обрядов и таинств мы не имеем.

Самое главное в жизни Церкви, что видят прихожане, то это в первую очередь сам язык богослужений. В очень многих случаях (хотя и не всегда) вы узнаете наши храмы только по украинскому языку служб. Больше никаких ни канонических, ни догматических отличий между нами не существует.

Уп.: И все же, мне не совсем понятно, почему возникло такое отношение к церковно-славянскому языку? Ведь украинцы -- это тоже славяне. И Церковь, если вспомнить историю, давно противилась введению русского языка в богослужениях, замещению церковнославянского языка русским -- т.е. то, что называлось "обновленчеством". Может быть, дело не в том, какой перед нами язык -- русский или украинский? Может быть, Московская Патриархия видит в этом признаки "нового" обновленчества?

Е.З.: Дело совсем не в нашей ненависти к церковнославянскому языку как к таковому. И это совсем не обновленчество в привычном для нас понимании. Дело в том, что, как известно, церковнославянский язык возник на основе славянских и даже болгарского языков. Сами Кирилл и Мефодий были болгарами. И они уж точно не говорили так, как сейчас пародийно стараются это делать приверженцы Московского Патриархата. И конечно же понятно, что то, что зовут "акцентом" должно было быть скорее похожим на болгарский мотив, но никак не русский! Это первый, но не главный фактор того, почему мы все реже используем в богослужениях церковнославянский язык. Самое главное в вопросе церковного языка, как мне кажется, это то, что он ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОНЯТЕН тем, кто ним молится. Язык Кирилла и Мефодия образца 16-го века не то что современной молодежи, но и часто для церковных людей остается непонятным, поверьте мне в этом как священнику! Святые отцы Православия говорили, что наши богослужения, это догматика, поставленная на ноты. Но как же, скажите мне, можно говорить и молиться, не понимая этого? В этой связи, от своих "оппонентов" мы часто слышим, что молиться Богу украинским языком кощунственно. Не знаю. Мне трудно принять такие аргументы, если учесть, что все языки, как и русский, так и украинский одинаково создал Творец. Или может, украинский в этот список не входит :-)

Уп.: Вполне естественно, извините, у меня возникает и следующий вопрос. Будучи русской, я приду в храм, находящийся в юрисдикции УПЦ КП. Имею ли право я это сделать, и как я буду ощущать себя в храме?

Е.З.: Хороший вопрос. Кризис русского Православия заметен даже малоцерковному человеку. Безверие, "требоисполничество", отношение многих пастырей Московского Патриархата к иноверцам, к другим, к своим прихожанам, неминуемо приводит их в наши храмы. И действительно, в центре и на востоке Украины, где много не просто русскоговорящего, а именно русского населения, наши храмы всегда открыты для них. А ощущение? Не знаю. В храм приходят не для поиска ощущений, а для общения с Богом.

Уп.: Много ли русских прихожан в храмах Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата?

Е.З.: Довольно много, но не так как хотелось бы. Грязная агитация УПЦ МП против нашей Святой Церкви и ее Предстоятеля, оставляют за церковной оградой многих, кто действительно нуждается в грамотной пастырской помощи, а главное Святых Божиих Таинствах.

Уп.: Можно ли истолковать действия Московской Патриархии на Украине как "прозелитизм"?..

Е.З.: Ну, прозелитизм, это когда на место старого, приходит новое. А со времен СССР у нас существовала всего лишь одна церковь -- РПЦ. Другие попытки возродить независимую от других центров церковь кончалась массовыми репрессиями, ссылками и казнями без суда и следствия. История наших "национальных" Церквей, таких как Украинская Автокефальная Православная Церковь, так и Греко-Католическая была в этом более всего показательна в этом плане. Священников первой -- у нас совсем не осталось в живых, другой -- существовали только в подполье. Поэтому прозелитизмом я бы это не назвал. Это чистой воды экспансия.

Уп.: И еще один вопрос, который возникает у меня, как человека неосведомленного и впервые попавшего на территорию Украины. Могут ли русские стать священниками УПЦ КП?

Е.З.: Конечно, могут. Никакого запрета в этом нет. Например, мой друг, отец протоиерей Олег Иванов -- русский. Он никогда этого не скрывал, и на его жизнь это никак не влияло. Он уже больше десяти лет служит на приходе. Мы все-таки не делим людей по национальному признаку. Единственное что мы хотим -- только самим быть хозяевами в своем доме.

Уп.: Но богослужения он совершает на украинском языке?

Е.З.: Кстати, нет. На церковнославянском. В нас нет обязательного правила служить только на украинском языке. С Благословения правящего архиерея, у нас этот вопрос часто решают сами прихожане, или как решит приходской совет во главе с настоятелем.

Уп.: Хорошо, давайте вернемся к вашему сайту. Каковы основные задачи сайта http://www.geocities.com/uabogoslov?

Е.З.: Во первых, это сайт печатного издания, которое выходит один раз на два месяца в Киеве на украинском языке. У меня собралось, очень много материалов -- это за несколько последних лет (а каждый номер до 60 страниц!) И пока, на самом деле мы сделали доступ до архива только тем, кто прошел небольшую регистрацию, но я думаю, тут дело времени, чтобы незадолго архив был доступен всем. Все дело в чисто технических нюансах дела. У нас пока бесплатный хостинг, и поэтому мы вынуждены считаться с трафиком. Если каждый посетитель без труда сможет скачать все, что у нас выложено на сервере, то буквально за несколько дней наш сайт будет отключен до конца месяца. Кстати, согласно статистике христианского сервера invictory, наш сайт уверенно занимает первое место в разделе богословие!

Уп.: Что представляет собой рассылка сайта?

Е.З.: Да, особенно хочу сказать о нашей рассылке (http://subscribe.ru/catalog/religion.myupckp). Как я уже говорил, наша Церковь в Украине занимает второе место по количеству прихожан. (Это около 3 тыс. приходов только на Украине.) И до появления нашей странице в сети, у нас не было своего места, где можно было бы высказать свое мнение. Веб- дизайнеры официальной страницы, да и других "наших" ресурсов в сети об этом как- то не подумали. Ну и мы взялись за дело, и хоть как-то решились изменить ситуацию. Больше того. Мы не ограничились форумом, а создали и еще почтовую рассылку. Пока вышло 19 выпусков. И за 5 дней существования рассылки в категории "серебряные" на нее подписалось уже почти 300 человек. Что касается тематики рассылки, то в ней можно прочитать о жизни нашей Церкви, последние новости с наших епархий и приходов. Статьи, проповеди, аналитика. Постоянный раздел, очень популярный -- вопросы священнику. Есть даже православный юмор.

Уп.: А православные шутят? :-)

Е.З.: Да. И первую очередь над собой. Но это добрые шутки. У каждого священника на приходской практике есть немало курьезных случаев, и так сказать "для разрядки" мы время от времени печатаем их в рассылке. Единственное условие -- это отсутствие по литургическому церковному календарю постов. Это особенные дни в жизни православных христиан, когда шутки не уместны. Сейчас кстати у нас именно такой период. Успенский пост продолжается до 28 августа.

Уп.: Где расположен Ваш форум? Он является "открытым" или "закрытым", т.е. требует ли он предварительной регистрации?

Е.З.: Друзья посоветовали открыть форум на хорошем русском сервере nettalk.ru. Предварительной регистрации на форуме не требуется, так что его можно скорее назвать "открытым" нежели "закрытым". Правда, для тех, кто пройдет все-таки регистрацию, мы предлагаем дополнительные сервисы, такие как получение ответа на ваше сообщение просто в ваш почтовый ящик и другие.

Уп.: Ваша рассылка выходит как на украинском, так и на русском языке. А как насчет форума? Какой основной язык форума?

Е.З.: У нас нет, так сказать "основных языков". Поэтому мы не выделяем какой-то язык основным. Если есть люди, которые пишут и разговаривают на украинском -- пусть так и пишут. А есть русские -- пусть пишут на русском. Но знаете, проблема языка у нас стоит очень остро. Всегда находятся люди, которые желают занимать крайнюю позицию.

Уп.: Много ли на форуме потенциальных участников и каков основной круг проблем, обсуждаемых ими?

Е.З.: Пока постоянных участников форума не так много. Это вызвано в первую очередь нашими прошлыми недоработками. Наш форум, который был в сети по тому же адресу месяц назад, показал, что веронетерпимость и межрелигиозная борьба -- не такое уже и гипотетическое явление. По этой причине мы открыли совсем новый форум, где главным условием участия в обсуждениях была как раз христианская любовь и уважение к собеседникам.

На форуме обсуждается работа наших сайтов, в частности рассылки. Имеется раздел для русскоговорящих гостей. А также, существует возможность задать вопрос священнику on-line.

Уп.: Хорошо. Будем надеяться, что наша беседа не оставила равнодушными наших читателей, и они непременно заглянут на ваш форум и зададут Вам интересующие их вопросы. Благодарю Вас за искренние ответы. Мой последний вопрос: Ваши пожелания читателям рассылки.

Е.З.: Одному человеку приснился сон. Будто каждый день он гулял по берегу моря, и рядом со своими следами он видел и следы от стоп Бога. Но в дни, когда ему было особенно трудно в жизни, он почему-то видел только одни следы. Он был уверен, что в трудные дни про него Господь забывает. Но случилось так, что пришел день смерти. И когда же он предстал пред Господом, то первым вопросом к Богу был вопрос: Господи, почему ты покидал меня в особенно трудные моменты жизни. Я ведь видел только одну пару от следов. На что Господь ответил: Сын мой. Ты же знаешь, как я люблю тебя. Я никогда не преставал заботиться о тебе. Даже в самые трудные в жизни минуты. Но в твои трудные дни, ты видел только одну пару следов от ног. Это были Мои следы. Тебя же Я нес на своих плечах...

В жизни каждого из нас есть моменты, когда особенно трудно. Одни находят выход в алкоголе и наркотиках, другие еще в чем-то. Для всех, кто еще не нашел своего Бога, не нашел цели в жизни я хочу обратиться не как священник. Просто как христианин, который принял Бога, и Истину Православия, и каждый день убеждается, что Бог жив, и жив только в Церкви! Другого пути к нему нет. Остановитесь. Подумайте. Сделайте к Нему шаг, и тогда Господь сделает вам навстречу десять!

Если у читателей рассылки возникнут вопросы ко мне, я радостью отвечу. Пишите мне: fryevhen@yahoo.com. Спаси вас Господь!


3. И.В. Понкин

Правовые основы светскости государства и образования

Вышла в свет книга кандидата юридических наук И.В.Понкина "Правовые основы светскости государства и образования" (М., 2003, 416 с.).

В выпущенной издательством "Про-Пресс" монографии кандидата юридических наук, директора Института государственно-конфессиональных отношений и права Игоря Владиславовича Понкина рассмотрена с конституционно-правовой точки зрения категория "светскость государства", исследованы понятие и признаки светского государства, существующие типологии и модели государств по критерию светскости. Разработана новая типология государств по критерию светскости. Исследованы направления взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования.

Рецензенты: доктор юридических наук, профессор М.Н. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор М.-П.Р. Кулиев, государственный советник юстиции 3 класса В.Н. Жбанков, доктор философских наук В.Н. Катасонов.

Книгу можно приобрести по адресу: Москва, Чистопрудный бульвар, д.6, здание Министерства образования Российской Федерации, 1 этаж. Телефоны для справок: 923-64-53, 925-36-92, 909-44-22.

Предисловие

Монография кандидата юридических наук И.В. Понкина "Правовые основы светскости государства и образования" представляет собой важный вклад в науку конституционного права. Впервые в российской науке подготовлено конституционно-правовое исследование содержания светскости государства и светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Сегодня, когда Россия понемногу начинает выходить из кризиса и постепенно становится действительно демократическим правовым государством, очень важно не допустить как религиозной, так и секулярной квазирелигиозной клерикализации государства. И именно светскость Российского государства является основной преградой навязыванию секулярных квазирелигий.

Поэтому столь важно исследование И.В. Понкиным светского государства и правового содержания признаков светского государства. Весьма интересным является приведенный в книге анализ существующих типологий и моделей государств по критерию светскости и разработанная автором принципиально новая типология государств по критерию светскости

Каково содержания принципа отделения религиозных объединений от государства? Каково соотношение светскости и идентичности, светскости и культуросообразности? Какие возможны направления взаимодействия государства и религиозных объединений в сфере образования? Может ли быть реализовано религиозное образование и возможны ли проявления религиозной принадлежности в светской школе? На эти и многие другие вопросы отвечает книга И.В. Понкина, положившая начало глубокому исследованию светскости, как важнейшему признаку современного правового государства.

Заведующий кафедрой государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, член-корреспондент РАН, доктор юридических наук, профессор Г.В. Мальцев.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие
Введение
1. Обзор исследований о светскости и по смежным темам
2. Правовое содержание светскости государства
2.1. Понятие светскости
2.2. Признаки светского государства
2.3. Закрепление светского характера государства в законодательстве зарубежных государств
2.4. Право на свободу мысли, убеждений и вероисповедания
2.5. Отделение религиозных объединений от государства: существенные признаки
2.6. Анализ возможных нарушений светскости государства
3. Светскость государства и особый статус религиозных объединений исторически укоренившихся (традиционных) религий
3.1. Законодательство зарубежных государств об особом статусе религиозных объединений исторически укоренившихся (традиционных) религий
3.2. Выделение традиционных религиозных организаций и норма Конституции Российской Федерации о равенстве религиозных объединений перед законом
3.3. Преамбула Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и религиозные объединения упомянутых в ней религий
4. Типология государств по критерию светскости
4.1. Анализ существующих типологий
4.2. Предлагаемая типология государств по критерию светскости
4.2.1. Теократическая модель
4.2.2. Модель секулярной квазирелигии
4.2.3. Эквипотенциальная модель
4.2.4. Преференциальная модель
4.2.5. Контаминационная модель
4.2.6. Идентификационная модель
5. Светскость и идентичность
5.1. Понятие национально-культурной и религиозной идентичности
5.2. Секуляризация и идентичность
5.3. Разрушение национально-культурной и религиозной идентичности как форма культурного геноцида
5.4. Международные акты о правах человека на получение образования в соответствии со своей национально-культурной и религиозной идентичностью
5.5. Уголовно-правовые гарантии светскости государства
6. Светскость и образование
6.1. Признаки светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Российской Федерации
6.2. Понятие религиозного образования
6.3. Правовые основы реализации религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
6.4. Обзор зарубежного законодательства о религиозном образовании в светских школах
6.5. Анализ доклада Министерства национального образования Франции "Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии" (февраль 2002 г.)
6.6. Правомерность выражения религиозности в светской школе
6.7. Сотрудничество светского государства и религиозных объединений в реализации религиозного образования

Источник: Сайт Государство и религия в России


4. Доска объявлений

Одной строкой...
Ссылки

Сайт Южно-Сахалинской и Курильской Епархии Русской Православной Церкви МП http://www.sakhalin.orthodoxy.ru

Московский центр миссионерских исследований
http://www.missioncenter.nm.ru

Сайт российских монахов в Дрепунг Гомане, Индия
http://www. gomangsamlo.by.ru

Буддийские тексты и Срединный Путь (Мадхъямака)
http://www.dharmalib.com


Приглашаю всех желающих подписаться на почтовую рассылку "История религий" . Религии древности и современности, библиографические каталоги, ссылки - все эти и многие другие материалы читайте в рассылке "История религий". Подписаться на рассылку можно, отправив пустое письмо с темой "subscribe" по адресу religion@upelsinka.com

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное