Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 97


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 97

21 марта 2005 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Религиозная конфигурация Украины: статистика 2004 года/ Публикации журнала "Людина i свiт"

3. Региональная научная конференция "Права этнических и религиозных меньшинств на Северо-Западе России"/ Анонс события

4. Международная научная конференция "Религиозный фактор социокультурного развития" / Анонс события

5. Понкин И.В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства / Книжные обзоры

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение".

Я всегда отслеживаю внешний вид рассылки по авторским копиям, и немало времени провожу над поправкой кодов, которые на Subscribe могут затейливо обернуться ненужными знаками. Однако, я не всегда имею возможности отследить вид рассылки с рекламой, которую добавляет в нее Subscribe.Ru, уже без ведома автора. Даже если эта возможность есть - я бессильна перед службой рассылок, которая имеет свои правила и свое видение на сей счет.

С сожалением констатирую, что я была неприятно удивлена, увидев в двух последних Выпусках, помимо моей "любимой" рекламы метода "видения мозгом" рекламу рассылки свящ. Олега Моленко. В связи с чем я делаю открытое заявление о том, что реклама, помещаемая в рассылку службой Subscribe.Ru, не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки, поскольку вставляется в рассылку уже после того, как автор подготовил и разослал Выпуск своей рассылки.

Желающим подписаться на рассылку без рекламы, предлагаю зайти на "Упельсинкину страницу" и сделать это напрямую. Также отныне рассылку будет сопровождать мой отдельный указатель (см. в конце). Это позволит только что подписавшимся читателям отделить науку о религиях от того, что к ней не относится.

В будущем я также предполагаю обратиться к течению, руководимому свящ. Олегом Моленко. Однако я препочитаю объективный метод субъективному - т.е. тому, который Вы можете увидеть на сайте самого г-на Моленко.

Теперь о наших новостях. Следующий Выпуск рассылки выйдет уже в апреле, а в настоящем Выпуске читайте: о религиозной статистике Украины, анонсы предстоящих событий и книжные новинки.


2. Религиозная конфигурация Украины: статистика 2004 года

 

По сообщению Государственного комитета по делам религий Украины в течение 2004 года в стране зарегистрированы уставы религиозных 902 общин и их теперь 28481, еще 1106 общин действуют без регистрации. В общинах служат почти 28 тыс. священнослужителей. Рост числа общин произошел за счет Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) -- в минувшем году зарегистрировали свои уставы 256 ее общин, Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) -- 132 общины, Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов -- 83 общины, различных пятидесятнических объединений -- 80, харизматических -- 77, Украинской греко-католической церкви (УГКЦ) -- 58 общин, свидетелей Иеговы -- 47, Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) -- 18 общин, Римо-Католической церкви - 16 общин, мусульман -- 12, иудаистов - 12 и др. Кроме религиозных общин, на начало 2005 г. в Украине действуют 67 религиозных центров, 298 миссий, 75 братств, более 12 тыс. воскресных школ и 351 периодическое издание.

Зарегистрированы уставы 378 монастырей (6184 монашествующих); из них 158 (4151 монахов и монахинь) принадлежат УПЦ МП, 93 монастыря и монашеских общин (1205 монашествующих) - УГКЦ, 83 (607) - Римо-Католической церкви, 36 (198) - УПЦ КП, 5 (14) - УАПЦ, 2 (4) - старообрядцам Белокриницкого согласия, 1 (5) - буддистам (напомним, что до 1988 г. в Украине существовали Почаевская Лавра, Флоровский и Покровский женский монастыри в Киеве, женские Корецкий в Ровенской области, Мукачевский и Чумалевский в Закарпатской, Красногорский в Черкасской и два женских монастыря в Одесской области).

Действуют также 173 духовных учебных заведений (почти 9,5 тыс. слушателей дневной формы обучения и свыше - 10,2 тыс. - заочной); 42 учебных заведения принадлежит Всеукраинскому союзу объединений евангельских христиан-баптистов (2169 слушателей дневной формы обучения и 4777 - заочной), 15 УПЦ МП (1811 и 2602 ), 16 УПЦ КП (796 и 556 соответственно), 16 (719 и 202) - Всеукраинскому союзу церквей веры евангельской - пятидесятников, 13 - УГКЦ (1488 и 185), 11 (934 и 77) различным харизматическим союзам, семь - римо-католикам (320 и 411), 7 УАПЦ (169 и 76), 7 (284) - мусульманам, 6 (81 и 30) -иудейским религиозным организациям, по два - кришнаитам и лютеранам и др. (до 1988 г. в Украине существовало лишь одно духовное учебное заведение - Одесская православная семинария).

Больше всего религиозных организаций во Львовской (2815), Тернопольской (1667), Винницкой (1617), Закарпатской (1528), Ровенской (1350) и Донецкой (1324) областях; наименьшее количество - в Кировоградской (506), Сумской (620), Харьковской (626) и Луганской (675). В Тернопольской области одна религиозная организация приходится на 685 жителей, во Львовской - на 933, в Винницкой - на 1096, Ивано-Франковской на 1098, а в Днепропетровской - 3542, Луганской - на 3772 человека. Региональные диспропорции в размещении религиозных организаций уменьшаются и эта тенденция является достаточно стойкой. На семь западноукраинских областей приходится 37% всех религиозных организаций страны, тогда как в конце 1980-х годов - 56%.

Конфессиональная конфигурация Украины по сравнению с позапрошлым годом существенных изменений не претерпела . 53% всех религиозных организаций страны создано православными (всего 15780 организаций). 68,5% из этого общего числа приходится на религиозные организации УПЦ МП, 22,8% - УПЦ КП, чуть более 7,5% - УАПЦ. Оставшиеся 0,2% - это общины старообрядцев, РПЦЗ, Российской истинно-православной церкви. УПЦ МП в значительной степени прирастает юго-востоком страны, для которого антирелигиозная хрущевская компания оказалась наиболее разрушительной. Если в начале 1992 г. в этом регионе находилось чуть больше 18% приходов УПЦ МП, то ныне - почти треть. В значительной мере галицийской остается УАПЦ (две трети ее общин находится в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областях), тогда как Киевский патриархат перестал быть всецело западноукраинским явлением: десять лет назад было почти три четверти всех его общин находилось в семи западноукраинских областях, сейчас менее 45%; 16% приходовУПЦ КП - на юго-востоке Украины, 39% - на Подолии, Полесье и в центре страны.

Удельный вес Греко- и Римо-Католических церквей составляет 11,9% и 3,4% соответственно; абсолютное большинство греко-католических приходов (94%) по-прежнему сосредоточено в Галиции и Закарпатье. Примерно 27% всех религиозных организаций Украины принадлежит различным протестантским объединениям. Протестанты в Украине в подавляющем большинстве своем принадлежат к его "поздним" ветвям; ранние протестанты - реформаты Закарпатья, в основном этнические венгры, немецкие и украинские лютеране - в меньшинстве. По "генетическому" признаку мы в данном случае условно причисляем к протестантам и свидетелей Иеговы.

В общей массе протестантских общин более трети составляют евангельские христиане-баптисты, немногим более четверти различные пятидесятнические союзы, каждая восьмая организация харизматические объединения, примерно столько же - адвентисты, около 8% - свидетели Иеговы. Удельный вес религиозных организаций различных конфессий в общей массе украинского протестантизма не всегда адекватен удельному весу их членов в общем количестве протестантов. Скажем, у свидетелей Иеговы последний показатель явно выше, у адвентистов - ниже. Каждая десятая протестантская организация (и каждая пятая - харизматическая) находится на Донбассе, удельный вес протестантских общин в общей массе религиозных организаций Донецкой и Луганской областей составляет 43% (на Донбасс также приходится около 30% организаций восточных религий).

По данным репрезентативного социологического исследования, осуществленного в конце 2003 года "Ukrainian Sociology Service", к различным течениям протестантизма себя относили 2,4% респондентов, то есть, учитывая результаты последней переписи населения Украины, можно сказать, что в протестантских сообществах приблизительно 930 тыс.взрослых членов. Это же исследование заставляет критически отнестись к достаточно распространенной оценке количества мусульман в Украине в приблизительно 2 млн. человек. Приверженцами ислама себя назвали 0,8% опрошенных - это примерно 388 тыс. человек. Интересно, что приблизительно таково же суммарное количество крымских татар, татар, азербайджанцев и других народов, традиционно исповедующих ислам, которые проживают в Украине.

Так же преувеличенной в свете этого исследования выглядит цифра в 875 тыс. чел., подаваемая официальной церковной статистикой относительно количества римо-католиков (католиков латинского обряда). Римо-католиками во время опроса себя назвали 0,7% респондентов; разумеется прямо конвертировать этот результат в количество римо-католиков было бы некорректным (получается чуть более 339 тыс. чел.), однако основания предположить, что официальная церковная статистика серьезно завышена, все же можно.

И, наконец, в течение прошлого года, как и обычно, выросло количество культовых зданий, которыми владеют или пользуются религиозные организации - их теперь 20607. 9547 из них находятся в собственности религиозных организаций, 4522 - переданы в пользование. УПЦ МП проводит богослужение в 9103 культовых сооружениях, УГКЦ - в 2707, УПЦ КП - в 2333, евангельские христиане-баптисты и евангельские христиане - в 1819 молитвенных домах, пятидесятники - в 1106, Римо-Католическая церковь - в 799, УАПЦ - 754, мусульмане - 213, иудаисты - в 123. За годы независимости Украины в стране построено 4398 сакральных объектов и строится еще 2445. УПЦ строит 1084 храмов, УГКЦ - 366, УПЦ КП - 333, УАПЦ - 80, римо-католики - 74. Всеукраинский союз объединений ЕХБ строит 154 молитвенных дома, Всеукраинский союз пятидесятников - 125, адвентисты - 80, свидетели Иеговы - 46. Больше всего храмов и молитвенных домов строится не в тех областях, где их сейчас наименьшее количество, а там, где их и без того уже больше всего. Так, во Львовской области, где богослужения проводится в наибольшем количестве культовых зданий - 1766, строится еще 234; в Хмельницкой области это соотношение составляет 1268 и 283, в Винницкой - 1357 и 283, в Закарпатской 1141 и 227. В тоже время в Кировоградской области, где богослужения проводятся в 303 культовых зданиях, строится 31, в Луганской 464 и 15, в Николаевской 368 и 36. Проблема обеспеченности религиозных общин культовыми зданиями хотя и утратила былую остроту, но все еще остается достаточно сложной. Особенно - для мусульман Крыма и целого ряда протестантских объединений. Богослужения и молитвенные собрания проходят также в 6,5 тыс. арендуемых религиозными организациями помещениях; нередко новые для Украины религиозные организации предпочитают аренду зданий строительству. (Например, харизматы имеют в собственности 31 молитвенное помещение, а арендуют 798).

Естественно, данные о количестве религиозных организаций и культовых зданий дают весьма ограниченное представление о характере религиозности населения Украины и ее динамике. Однако эти данные все же указывают на некоторые тенденции религиозно-институционального развития в стране, позволяют говорить об определенных закономерностях, а также подтвердить или опровергнуть некоторые прогнозы.

Источник: Бюллетень "Религия и общество", 44 (1) / Журнал "Людина i свiт".


3. Права этнических и религиозных меньшинств на Северо-Западе России:
исторический опыт и современное состояние, проблемы и перспективы.

Региональная научная конференция "Права этнических и религиозных меньшинств на Северо-Западе России: исторический опыт и современное состояние, проблемы и перспективы": Санкт-Петербург, Смольный институт свободных искусств и наук, 12-13 мая 2005 г.

История Северо-Западного региона России отмечена длительным соперничеством и сотрудничеством между западным и восточным христианством и борьбой Швеции и России за обладание Прибалтикой. Этнический состав данных земель всегда характеризовался сложным составом, ввиду присутствия славянского, финно-угорского и германского населения, отношения между которыми знали периоды борьбы и мирного сотрудничества. Строительство Санкт-Петербурга, миграционная политика властей Российской Империи, а затем и СССР, сделали население региона этнически еще более пестрым. В настоящее время налицо прежнее сплетение двух противоположных тенденций, и в результате Санкт-Петербург пользуется противоречивой славой самого толерантного региона и центра русского националистического экстремизма.

Учитывая многонациональный и поликонфессиональный состав населения России и Северо-Запада, тема положения этнических и религиозных меньшинств, их взаимоотношений с властью и обществом, образов национальных меньшинств в представлениях большинства является актуальной и злободневной.

Целью данной конференции является рассмотрение четырех групп вопросов:

- традиции мультикультурализма на Северо-Западе России. Рассмотрение проблем интеграции ассимиляции, толерантности - нетерпимости в их историческом контексте;
- современная этно-конфессиональная ситуация в указанном регионе;
- Российское федеральное законодательство в области прав этнических и религиозных меньшинств и его исполнение на региональном уровне;
- Права меньшинств в свете общей теории прав человека;

К участию приглашаются этнологи, религиоведы, социологи и практики, действующие в области прав человека.

Тезисы объемом до 5 000 знаков присылать по адресу pavel.krylov@smolny.spb.ru до 1 апреля 2005 года.


4. Международная конференция
"Религиозный фактор социокультурного развития"

Международная философско-научная конференция
"РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ"
Место проведения:
Крым, Белогорский район, пансионат "Баланова"
8-9 октября 2005 г.

Конференция будет проведена в живописном горном районе Крыма в пансионате, расположенном на берегу водохранилища.

В конкурсе на участие конференции могут принимать аспиранты, молодые исследователи и преподаватели в возрасте до 30 лет.

Организаторы:

Центр этно-социальных исследований при кафедре политических наук Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Международное просветительское общество "Человек и христианское мировоззрение"

Базовые проблемы

Функции религии в государственном строительстве

Религия в жизни общества и человека

Тематическая направленность

Религиозный аспект космологии;
Языковое выражение религиозного сознания;
Религия в Интернете;
Церковь и политическая система;
Философия религии

Рабочий язык конференции русский

Публикация статей победителей конкурса в научном сборнике, имеющем лицензию ВАК, осуществляетсяза счет бюджета конференции.

Отбор конкурсных работ для участия в конференции завершается 1 июня 2005 г. Результаты конкурса объявляются 1 июля 2005 г.

Конференция проводится в режиме "Круглого стола", что дает возможность интерактивной работе представителей всех пяти тематических направлений. Исследование проблем строится на основе последовательного обсуждения тем, обозначенных в программе конференции.

Проезд до Симферополя и обратно, проживание и питание осуществляются участниками конференции за счет собственных средств

Ориентировочная стоимость проживания и питания в пансионате до 20 у.е. за сутки (в эквиваленте на гривны)

Правила подготовки статьи для Ученых Записок ТНУ

Статьи готовятся к изданию в соответствии с требованиями ВАК Украины от 15.01.2003г. N97-05/1

Шрифт: Times New Roman; Размер: 11; Поля: верхнее - 3; нижнее - 6,7; внутри - 2; снаружи - 4,9; переплет - 0; зеркальные поля; отступ - 0,6; Междустрочный интервал: одинарный; Объем статьи: в пределах 14 500 - 15 000 знаков без пробелов.

Комментарий к статье: на одной странице до 1650 знаков (аннотации на русском, украинском и английском языках из трех коротких предложений; сведения об авторе ФИО, должность, ученые степень и звание, место работы, адрес)

Начало статьи: указать УДК (используя курсив и 10 размер)

Название статьи: ПРОПИСНЫЕ БУКВЫ, ПОЛУЖИРНЫЙ ШРИФТ, ПО ЦЕНТРУ

Фамилия автора: полужирный шрифт, Начинать С Прописных

Не используйте автоперенос

Пусть слова в строчке размещаются естественным образом без переноса. Для перехода на следующую строку в конце абзаца используйте только клавишу "Enter".

Ссылки на литературу

Список литературы размещайте в конце статьи сразу после слова ЛИТЕРАТУРА. Нумерация источников - в порядке ссылок по тексту, номер помещается в прямоугольных скобках. Формат ссылок должен соответствовать требованиям ВАК.

Таблицы

Таблицы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в порядке их появления по тексту. Таблицы должны иметь название. Сокращения расшифровываются сразу после названия таблицы.
  • Для составления таблиц используйте Word (6.0 и выше).
  • Не используйте функции автоматической нумерации.
  • Старайтесь избегать использования затененных полей.
  • Количество столбцов таблицы не должно превышать 10.
  • Чем проще таблица, тем легче с ней работать.

ГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ

Графические объекты могут быть выполнены в различных редакторах, но посланы в формате, гарантирующем корректное воспроизведение и печать.

Избегайте использования более 4 градаций серого цвета в графиках. Символы на серых полях могут плохо читаться, поэтому не размещайте текст на затененном фоне.

Можно использовать цветные рисунки, однако в печатной версии все они будут черно-белыми. Поэтому, важно убедиться, что цветной рисунок будет выглядеть корректно в черно-белом исполнении.

Подача статьи

Статьяпредоставляется в электронном варианте.

Структура статьи:
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

Ф.И.О. автора (ов)

ТЕКСТ

ЛИТЕРАТУРА

Аннотация

ФИО автора. Название доклада. Текст до 3х предложений.

Ключевые слова:

Summary

Surname and name the author. The name of the report. The text up to 3 offers.

Key words:

Анотацiя

ФIП автора. Назва доповiдi. Текст до 3-х пропозицiй.

Ключевi слова:  

ФИО (полностью), должность, ученые степени и звания

E-mail:

Телефоны:


5. Книжные обзоры

Понкин И.В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства. - М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. - 78 с.

Сборник посвящен анализу условий принятия, последствий и значения Закона Франции от 9 декабря 1905 г. о разделении церквей и государства. В переводе на русский язык приведен текст указанного закона, а также еще ряд правовых актов Франции по проблематике отношений между государством и религиозными объединениями. Приводится обширный нормативный материал, ранее не известный широкому кругу читателей в России.
   
    Содержание
   
   Понкин И.В. Вместо предисловия. Закон Франции от 9 декабря 1905 г. о разделении церквей и государства: аргументы сторонников и противников принятия, условия принятия и последствия
   
   Закон Франции от 9 декабря 1905 г. о разделении церквей и государства
   
   Приложения
   Декрет от 16 марта 1906 г. относительно регламента публичной администрации по выполнению Закона от 9 декабря 1905 г. о разделении церквей и государства относительно: присуждения имущества, религиозных зданий, религиозных ассоциаций, управления религиозными ассоциациями
   
   Закон от 2 января 1907 г. о публичном занятии религиозной деятельностью
   
   Закон 2004-228 от 15 марта 2004 г. о применении принципа светскости относительно ношения в школах, колледжах и общественных лицеях знаков или предметов одежды, проявляющих религиозную принадлежность
   
   Циркуляр Министра национального образования, высшего образования и научных исследований Франции MENG0401138C от 18 мая 2004 г. ректорам академий, инспекторам академий, директорам департаментских служб национального образования, относительно применения Закона 2004-228 от 15 марта 2004 г., запрещающего в силу принципа светскости ношение знаков или предметов одежды, которыми учащиеся явно проявляют религиозную принадлежность, в школах, колледжах и общественных лицеях

Источник: http://www.state-religion.ru/


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: science.humanity.religstudies
Отписаться

В избранное