Как развивалась жизнь на Земле, знакомство с динозаврами.

Служба Рассылок Subscribe.Ru

Как развивалась жизнь на Земле!

Выпуск 24

ЖИЗНЬ ДО ЧЕЛОВЕКА
ЧАСТЬ 3.

Однако и сейчас нет недостатка в новых находках, и многие из них поразительны. В 1964 г., например, в Монтане был открыт совершенно новый тип динозавров, названных дейнонихами. Дейноних был невелик-высотой в метр и длиной в два с половиной метра-и вел хищный образ жизни, подобно огромному аллозавру и даже еще более огромному тираннозавру рексу. Однако группа исследователей Йельского университета, которую возглавлял Джон Остром, обнаружила у маленького динозавра две особенности. Во-первых, позвонки его хвоста были заключены в уникальную систему сухожилий, а во-вторых, его лапа отличалась от лап всех известных динозавров. Она была трехпалой, как у всех хищников, но средний (внутренний) ее палец нес длинный тонкий коготь. Далее, строение скелета показывает, что стоял и передвигался этот маленький динозавр только на задних конечностях. Значит, пустить в ход свой коготь-клинок он мог лишь балансируя на другой ноге. А для этого явно требовалась большая ловкость и быстрота. Остром считает, что пучки сухожилий в хвосте позволяли ему как бы окостеневать и хвост служил своего рода "динамическим; стабилизатором, активным противовесом  как хвост кошки". Название новому динозавру он дал в полном согласии с традицией: "дейноних" означает "ужасный коготь". Находку совершенно нового типа динозавров после целого века интенсивных поисков палеонтологи приняли как должное, ибо на протяжении своего долгого владычества ужасные ящерицы демонстрировали богатое разнообразие форм, размеров и приспособлений. И все они произошли от каких-то примитивных пресмыкающихся, которые появились на исходе палеозойской эры, примерно 240 млн. лет назад, когда суша предлагала уже много лакомой пищи-всяческих насекомых и растений. Некоторые морские животные в ходе эволюции обрели способность часть жизни проводить на суше, и так постепенно появились амфибии и пресмыкающиеся. Первыми в основной линии класса пресмыкаю-икся были похожие на ящериц ромерииды, всего -10 см длиной. Постепенно они перестали зависеть от воды, и их потомки обрели способность откладывать яйца на суше. Это дало пресмыкающимся значительное преимущество перед амфибиями, которые для размножения вынуждены возвращаться в воду. Они уже не были связаны с водоемами и мо1ли свободно передвигаться по суше, что содействовало и их выживанию, и биологической эволюции. Среди возникших форм находились и несомненные предки динозавров - текодонты. Из тысячелетия в тысячелетие конечности текодонтов становились все длиннее и сильнее, так что в конце концов они встали на задние могучие ноги и научились бегать быстрее почти всех других своих современников. Едва заняв более или менее господствующее положение в мире, они дали начало самым разнообразным существам. Некоторые их потомки развились в крокодилов, другие стали крылатыми ящерами, а от третьих пошли два основных типа динозавров-ящеротазовые и птицетазовые.

В самом начале своей истории ящеротазовые динозавры разделились на две группы. Одна состояла из ящероногих динозавров, которые включали крупнейших динозавров и оставались вегетарианцами. Другая группа вначале объединяла относительно мелких плотоядных рептилий, которые иногда ходили на задних ногах. Некоторые из этих последних позже стали настоящими великанами, причем двуногими. Так, у наиболее известного из хищных ящеротазовых динозавров чудовищного тираннозавра рекса передние конечности превратились в почти бесполезные придатки. Не то чтобы они были так уж малы-длина их составляла около метра,-но ведь тираннозавр реке имел в длину 15м и был высотой с двухэтажный дом, а его полутораметровая голова несла челюсти длиной более метра, усаженные 15-сантиметровыми зубами.

Птицетазовые динозавры в ходе эволюции разделились на еще более разнообразные группы, чем ящеротазовые. Все они были вегетарианцами, и некоторые передвигались на двух ногах, однако передние конечности продолжали служить им и для передвижения, и для собирания пищи.

Птицетазовых динозавров отличают и удивительные формы головы, и разнообразнейшие гротескные панцири, и другие защитные приспособления. Среди них имелись утконосые динозавры, чей широкий плоский "клюв" был отлично приспособлен для выкапывания пищи из илистого дна речек и озер. Между пальцами ног у них, как и положено водным животным, имелись плавательные перепонки. К птицетазовым относятся также одетый в прихотливый панцирь стегозавр с шипа-стым хвостом и анкилозавр, припадающий к земле, точно огромный броненосец. Его голова и выгнутая спина были покрыты панцирем, а по краям панциря торчали острые шипы. В отличие от стегозавра шипов на хвосте у него не было, зато завершался хвост чем-то вроде костяной булавы, так что подкрадываться к нему сзади не рекомендовалось.

Последней группой динозавров, появившейся уже на исходе мезозоя, были цератопсы-рогатые динозавры. К ним относился протоцератопс, обладатель огромной головы и костяного воротника, который тянулся от черепашьего клюва до "шлема", прикрывавшего шею. Рога, воротники, прихотливая форма головы-у этой группы они развились очень быстро, и все эти черты особенно поразительны у одного из самых массивных динозавров-трицератопса. Самая высокая точка спины трицератопса находилась в 2,5 м над землей, а в длину он достигал 9-10 м и мог похвастать самой крупной головой среди всех древних пресмыкающихся. На конце его носа торчал короткий толстый рог, а над глазами выгибались два длинных заостренных рога, позади которых поднимался крутой гребень костяного воротника. На редкость могучие шейные и ножные мышцы трицератопса позволяли ему бросаться в короткие сокрушительные атаки, грозя врагу ударом своих страшных рогов. Вероятно, он мог постоять за себя даже при встрече с тиранно-завром, тем более что, по расчетам одного специалиста, трицератопс был способен мчаться галопом со скоростью 50 км/ч.

Еще несколько лет назад человека, рискнувшего приписать динозавру такую скорость, только высмеяли бы. Пресмыкающиеся, доказывали скептики, были холоднокровными, вялыми существами с замедленным обменом веществ и крохотным мозгом. Согласно такой точке зрения, крупные растительноядные динозавры большую часть своей жизни должны были проводить в воде, иначе они не выдержали бы собственного колоссального веса. Они еле волочили тяжелые хвосты и искали места поглубже, где этот хвост поддерживала бы вода, Однако последние смелые исследования Острома, Роберта Бэккера, сотрудника Канадского национального музея Дейла Рассела и других вносят в эту картину все больше радикальных изменений.

Тщательно изучив анатомию и механизм движ& ний передних конечностей у современных позвоночных, Р. Бэккер пришел к выводу, что передни конечности динозавров в этом отношении почте не отличались от передних конечностей высокоразвитых млекопитающих. По его мнению, у динозавров они, вопреки прежним взглядам, вовсе не торчали неуклюже и неловко, а могли опускаться вдоль тела благодаря плечевому суставу, почти такому же, как у млекопитающих.

Обьявление!
Есть ли у нас в стране (России) заинтересованные люди в исследовании и описании следов доисторических животных в регионе Южного Урала? Обнаружены достаточно разнообразные отпечатки на песчанике диаметром свыше 1 м. и в большом кол-ве более мелких.
В том же р-не имеется несколько хорошо сохранившихся наскальных рисунков.
Пишите kep-spb@mail.ru.