Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Выпуск 3.

Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''

Выпуск № 3

18 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо за интерес к нашей рассылке.

В прошлом выпуске:

1.Статья ''Обучение выдвижению гипотез при решении научных задач – реальность!''
Описывается компьютерная программа ''Машина открытий'' приёмы решения научных задач и структура программы
http://bedload.bip.ru/TRIZ/Rassilka/Rass2.htm

2. Отрывок из книги Митрофанова Волюслава Владимировича ''От технологического брака до научного открытия''. Глава 3. Как делаются открытия. http://bedload.bip.ru/TRIZ/Rassilka/Rass2.htm

3. Сайты, посвящённые ТРИЗ. http://bedload.bip.ru/TRIZ/Rassilka/Rass2.htm

4. Предложения к сотрудничеству.

Сегодня в выпуске:

1.Статья ''Приёмы исследования природы'' Показана правомерность деления приёмов решения научных задач на 1) приёмы поиска явлений, 2) приёмы поиска закономерностей и 3) приёмы доказательства гипотезы.
Приведён список приёмов по каждой из этих категорий.
перейти

2. Информация о конференции молодых ученых перейти

3. Предложения к сотрудничеству. перейти

В следующем выпуске:

О программе ''Машина открытий''
О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!


В начало перейти

Приёмы исследования природы

В.В. Митрофанов в своей книге [13] представил систему приёмов решения научных задач (''7 нот''). В книге они описаны на интереснейшем фактическом материале. Эти приёмы родились в результате многолетней работы и успешного решения конкретных научных задач. Приёмы использовались и используются в той или иной интерпретации другими исследователями. Ценность книги Митрофанова состоит в том, что в ней доходчиво объединён, обобщён и проиллюстрирован мощный набор приёмов работы исследователя природы.

Это приёмы: диссимметрия, объединение альтернативных гипотез, ресурсы, принцип компенсации, принцип эквивалентности, противоречие, противоположный эксперимент, идеальный эксперимент, законы, перенапряжение.

Арсенал ТРИЗ многократно использовался для решения исследовательских задач и другими исследователями [1, 3, 4, 11, 12 и др.]. В знаменитой статье автор ТРИЗ перечислил значительный набор приёмов решения научных задач [1]. В более поздней книге изложен алгоритм решения исследовательских задач, основанный на превращении исследовательской задачи в изобретательскую, с дальнейшим применением всего арсенала ТРИЗ с основным уклоном на использование ресурсов [3, с. 351-352]. В отличной статье А.В. Лимаренко подробно представлено использование принципов системного подхода и общих философских законов для поиска и решения открывательских задач [12].

Кроме инструментов при решении любых задач также свою роль играют и другие обстоятельства: мотивация, интуиция, опыт, озарение, смелость в мыслях и делах, наличие достойной цели, вера в себя, случай и др. [2, 13]. То есть не только ''знаю как!'', но и ''хочу, могу, уверен!''

Правомерно деление открытий на открытия явлений и открытие закономерностей [1, 11, 12]. Каждый из этих видов открытий может иметь свои особые или общие приёмы решения. В.В. Митрофанов также выделяет приёмы доказательства гипотезы: противоположный эксперимент и идеальный эксперимент [13].

Обобщение различных подходов к решению научных и других творческих задач позволил выделить большой арсенал всевозможных инструментов, правил, приёмов [1, 3–7, 9, 10, 12, 13]:

Приёмы выбора задачи (обнаружение явления).

  1. Аномалия. ''Обрати внимание! Это не объяснено!''. Все смотрят, но не видят. Это скорее психологический приём. Чем более известно явление, тем труднее его заметить. Пример: объяснение Митрофановым старения счётчика Гейгера [13].
  2. Причинная ось. ''Выстрой по порядку''. А) Белые пятна. ''Посмотри, где дырки''. Б) Лишний элемент. ''Что не лезет на эту ось?'' В) Выход за границы ''Что ещё более? Что -ее -ея?'' (ламинарнее ламинарного [10], твёрже твёрдого)
  3. Объединение похожих явлений, процессов. ''Сформулируй явление, опусти существительное, оставь действия, признаки, качества. Что ещё обладает таким же действием и т.п.? Не оно ли?''
  4. Разделение явления. В одном – много. ''Раздави, разбей, расщепи!''

Приёмы решения задачи (обнаружение закономерности).

  1. Увеличить количество фактов.
  2. Диссимметрия. Знаешь, что искать: ''1) Есть диссимметрия – ищи явление'', 2) ''Есть явление – ищи диссимметрию!''. Примеры: эффект Тваймана [13], меандрирование рек [8], образование извилистых форм рельефа [6].
  3. Объединение альтернативных гипотез. Многофакторность, многомерность. ''Объединяй не объединяемое. Выстрой на 2 оси! на 3 оси!''. Примеры: объединение различных руслоформирующих факторов, различные режимы движения жидкости [7].
  4. Неприменимость теории. Примеры: формула Шези для сопротивления, число Рейнольдса для определения режима жидкости [10].
  5. Эмерджентность (многоэкранный системный оператор). Каждый структурный уровень развивается по собственному закону, отличному от законов развития элементов системы.
  6. Ресурсы. Переход в изобретательскую ситуацию [3]. ''Что (надо сделать …)? [13].
  7. Аналогия.

Приёмы доказательства гипотезы.

  1. Противоположный эксперимент. Суть этого приёма заключается в проведении по крайней мере двух экспериментов при выполнении условий: 1) в экспериментах изменяется только один параметр, 2) результаты экспериментов значительно различаются между собой (''противоположны''). Противоположные эксперименты могут уже иметься при рассмотрении поставленной задачи. В этом случае не надо специально проводить эксперименты, достаточно их ''увидеть'', то есть показать, что в имеющихся результатах выполняются условия, указанные в предыдущем параграфе. ''Противоположным экспериментом'' может быть не только эксперимент, а, например, ''противоположная натура''. Это происходит в науках, где нет возможности провести активный эксперимент, а требуется всё-таки найти противоположные проявления рассматриваемого явления.
  2. Ложный противоположный эксперимент. Существуют два класса ''причин'' явлений: Первый класс – причины главные, настоящие, действующие, активные, побуждающие; и второй класс – условия проявления главных причин, ограничивающие факторы, поле деятельности главных причин, тиски, рамки и т.п. Первый класс является движущей силой к проявлению явления, а второй класс является ограничивающим фактором для проявления действия настоящей причины. Пример: разделение меандрирующих рек по степени воздействия активного и пассивного фактора [9]. С этим приёмом тесно связан следующий:
  3. Перенапряжение. ''Рамки, тиски, поле деятельности, стой, сюда нельзя!'' Важно различать движущие причины и ограничивающие факторы.

Приведённый выше список приёмов обнаружения явлений, решения задач и доказательства гипотез является далеко не полный. Представлен субъективный набор наиболее частых и эффективных методов. В своей научной деятельности наиболее активно я использовал приёмы: диссимметрия [6, 8, 10], объединение альтернативных гипотез [7] и противоположный эксперимент [9].

Диссимметрия является причиной природных процессов. Постоянное использование этого приёма, а, точнее сказать, сущности природы, значительно повышает эффективность научной работы. Диссимметрию можно считать не приёмом изучения природы, а идеологией самой природы. Нам нужно лишь её принять, разобраться в ней и использовать.

Объединение альтернативных гипотез считаю очень продуктивным. В своей работе я целенаправленно применял этот подход и получал интересные результаты. Учёные описывают природу каждый от себя, формируют школы, спорят и т.д.; природа многофакторна по своей сути. Объединение необъединимого эффективно в использовании.

Используйте приёмы обнаружения явлений, решения задач и доказательства гипотез.

Литература.

  1. Альтшуллер Г.С. Как делаются открытия (мысли о методике научной работы), Баку, 1960, 11 с., (001.894.068 А58). Рукопись деп. в ЧОУНБ № 685.
  2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.
  3. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев, Картя Молдавеняскэ, 1989, 381 с.
  4. Гитин А.В. Методы сильного мышления/ Учителям о ТРИЗ. Выпуск 4. СПб, 2001, с. 11-37.
  5. Знаменская Н.С. Гидравлическое моделирование русловых процессов. – Л.: Гидрометеоиздат, 1992.
  6. Кондратьев А.Н. Извилистые формы рельефа и разность – причина их образования / Морфология рельефа. Материалы Иркутского геоморфологического семинара, Чтений памяти Н.А. Флоренсова. Иркутск. 1999. с. 47-48.
  7. Кондратьев А.Н. Объединение альтернативных гипотез на формирование русел./ Динамика и термика рек, водохранилищ и прибрежной зоны морей. V конференция. Труды. М., 1999, с. 312-315.
  8. Кондратьев А.Н. Причина образования извилистости: меандрирование рек и других природных потоков//Известия АН. Серия географическая, 2000, № 4, с. 42-44.
  9. Кондратьев А.Н. Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент, Ильичево, 2001, 5 с. (001.894.068 К 64). Рукопись деп. в ЧОУНБ.
  10. Кондратьев А.Н. Три режима движения жидкости – ламинарный, турбулентный и кавитация// 2-ая Международная научная конференция ''Актуальные проблемы современной науки''. Самара, 2001.
  11. Кузьмин К.И., В.Т. Пургин. Приёмы поиска новых явлений, Петрозаводск, 1991, 5 с., (001.894.068 К89). Рукопись деп. в ЧОУНБ № 1284.
  12. Лимаренко А.В. Алгоритм поиска и решения открывательских задач / Журнал ТРИЗ, № 1, 1997. - с. 36-42.
  13. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия, СПб., Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга – 1998. – 395 с.
  14. Швебс Г.И. Теоретические основы эрозиоведения. – Киев; Одесса: Вища школа, 1981.

Более подробно о проекте обучающей компьютерной программы ''Машина открытий'' смотрите http://bedload.bip.ru/TRIZ/mo.htm

Вопросы посылайте Митрофанову Волюславу Владимировичу: mitrofanovvv@mail.ru

Заказывайте программу mitrofanovvv@mail.ru

Спасибо!

В начало перейти


В начало перейти

Информация

В Самаре 12-14 сентября прошла 2-я Международная Конференция молодых ученых и студентов ''Актуальные проблемы современной науки''. Среди её организаторов - Министерство образования России, Российкий фонд фундаментальных исследований, областной департамент по делам молодежи, а также ассоциация вузов Самарской области. Участники - представители 9 республик, молодые ученые и студенты университетов и научно-исследовательских институтов из 150 городов, 176 организаций России и СНГ.

Особая тема работы этой конференции - обсуждение путей интеграции исследований, востребованности науки, разработка конкурентоспособных технологий, их внедрение в промышленность и сельское хозяйство для усиления экономики региона, а также пути взаимодействия и координации с администрациями областей Поволжья, предприятиями и банковскими структурами. Особенность нынешней конференции - с докладами выступила талантливая молодежь - лицеисты, гимназисты и старшеклассники.

Научная загадка

''Создатели'' небесных явлений

''Игрушки'' военных не раз вызывали ажиотаж якобы в связи с появлением НЛО. Так, жители Европы могли созерцать клиновидное световое облако, которое вскоре после захода солнца зависло над горизонтом. Когда из него вдруг появился ещё один ослепительно яркий объект, сторонники существования НЛО пришли в крайнее возбуждение. ''На небе то и дело появляются сюрпризы'', - говорил руководитель мюнхенской обсерватории Петер Штетмайер.

Позже выяснилось, что в ту ночь американские военные запустили на околоземную орбиту с помощью ракеты ''Титан-Кентавр'' секретный шпионский спутник. После его отделения остатки горючего были слиты. На высоте 10 тыс. км ракета попала в поток солнечных лучей, которые осветили облако из горючего.

Подобную картину можно было наблюдать после запуска космического корабля многоразового использования ''Дискавери''. Тогда его экипаж вылил в пространство 25 л жидкости. Во вселенском холоде мгновенно образовались кристаллы льда, заблестевшие в солнечном свете. Всю ночь уфологам не было покоя от звонков взволнованных очевидцев появления НЛО. Но вскоре истина восторжествовала: предполагавшийся неопознанный летающий объект был ни чем иным, как замороженной мочой космонавтов.

С ''Мир зазеркалья''.

Пытливый ум британских исследователей

Научные исследования, финансируемые британскими университетами, подчас носят весьма экзотический характер. Два примера. Исследование на тему ''Использование нецензурных выражений в разных диалектах немецкого языка'' обошлось университету графства Сэррей в 105234 фунта стерлингов, а Манчестерсикй университет затратил около 150000 фунтов на исследование, название которого звучит так: ''Эротические изгибы конеечностей самки паука в весенний период''.

(Информация из Лондонского журнала ''Базарр'', сентябрь, 2001. Цитировано по ''24 часа'', № 38, 2001 г.)

Информация о рассылке ''Природа и человек''

Здравствуйте. Меня зовут Кальманович Дмитрий. Я ведущий рассылки ''Природа и человек''. В каждом номере рассылки вы сможете читать переводы научно-популярных статей, посвященных эволюционной теории, социобиологии, генетике, психологии, медицине. Источником информации будут служить англоязычные ресурсы Интернета, такие сайты как www.sciam.com (сайт журнала Scientific American), http://human-nature.com и др. Если вы знаете сайты, где можно почерпнуть информацию на эту тему, пишите по адресу mailto:dklmn@chat.ru. Ваши советы будут с благодарностью приняты и использованы для составления рассылки. Присылайте также свои мнения о прочитанном материале и дискуссионные вопросы - самые интересные письма будут опубликованы в рассылке.

Рекомендую подписаться на рассылку ''Природа и человек'': http://subscribe.ru/catalog/science.natural.humannature

Посетите сайт ''Школа - сайт со шпаргалками, сочинениям, рефератами только для школьников'' http://school.vov.ru Автор - Schoolnik mailto:school@vov.ru

В начало перейти


Предложения о сотрудничестве.

Уважаемые коллеги!

''Машина открытий''. Если Вы хотите купить, помочь распространять, создавать или улучшать программу, связывайтесь с Волюславом Владимировичем Митрофановым: mitrofanovvv@mail.ru

Если Вы хотите, чтобы информация о Вас и Ваших работах была размещена в рассылке, пишите ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву.

В следующем выпуске:

О программе ''Машина открытий''
О книге В.В. Митрофанова ''От технологического брака до научного открытия''

Информация о Ваших исследованиях!
Ждём Ваших писем!

Жду Ваших откликов ancondratyev@petelink.ru
Ведущий - Александр Кондратьев

В начало перейти


Выпуск № 3

18 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.bip.ru

Отписаться от рассылки ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач'' можно здесь
http://subscribe.ru/catalog/science/natural?public
Но лучше напишите нам -
ancondratyev@peterlink.ru, что Вам не нравится в рассылке?



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное