Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как делать открытия. Приемы решения научных задач


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Как делать открытия. Приемы решения научных задач. Выпуск 1.

Рассылка "Как делать открытия. Приемы решения научных задач"

Выпуск № 1

9 сентября 2001 г.

Сайт http://bedload.bip.ru

ancondratyev@peterlink.ru


Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо за интерес к нашей рассылке.

Сегодня в выпуске:

1. Как делать открытия. О программе "Машина открытий". перейти

2. Отрывок из книги Митрофанова Волюслава Владимировича "ОТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БРАКА ДО НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ". перейти

3. Реклама сайта "Русловые процессы и ТРИЗ" (http://bedload.bip.ru). перейти

4. Предложения к сотрудничеству. перейти


Как делать открытия

В начало перейти

Хотим рассказать о необычном педагогическом проекте, в котором сейчас принимаем участие. Это специальная обучающая компьютерная программа с фантастическим названием “Машина открытий”.

Автором создаваемого “алгоритма открытий”, основанного на приёмах решения научных задач, является Волюслав Владимирович Митрофанов – друг и ученик автора ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера. Более 25 лет В.В. Митрофанов возглавляет созданный им Международный университет научно-технического творчества и развития при Выборгском дворце культуры и техники в Санкт-Петербурге.

Этот удивительный человек сделал за свою жизнь (трудно представить!) несколько открытий. Например, эффект Тваймана был открыт в 20-е годы настоящего столетия, а В.В. Митрофанов его объяснил в 1990 году. Эффект Рассела был открыт в 1897 году, а В.В. Митрофанов его смог объяснить в 1975 году и т.д. Этими эффектами занимались многие учёные, но не смогли постичь их секретные причины. Почему? После многолетней работы и успешного решения нескольких научных задач он сформулировал для себя набор приёмов решения научных задач, которых любовно назвал “нотами”. В прошлом году вышла его книга “От технологического брака до научного открытия”, в которой описаны эти приёмы. Очень рекомендуем прочитать эту книгу. Это прекрасный сплав увлекательного и понятного даже школьнику способа изложения и насыщенного фактами и примерами научного материала, пропитанного многолетним опытом В.В. Митрофанова. К сожалению, первый тираж этой книги полностью разошёлся. Мечтаем, что удастся выпустить второе издание этой замечательной книги.

Появилась идея создать компьютерную программу с двумя неразрывными целями.

Первая цель: в доступной форме, через диалог с машиной, научить будущего исследователя применять найденные приёмы для решения научных задач. А научиться решать задачи можно только решая их, как плавать - плавая! Поэтому работа с программой будет представлять собой решение 40-60 настоящих научных задач - Гриффитса, Резерфорда и других. По ходу решения будут задаваться наводящие вопросы, подсказки, аналогии, чтобы обучающийся САМ мог пройти путь к открытию, а может быть и найти свои оригинальные решения. Приёмы (семь “нот”) вводятся по ходу решения задач (найдите диссимметрию, в чём эта диссимметрия внешне выражается, рассмотрите превращения энергии в соответствии с принципом компенсации, сформулируйте противоположный эксперимент и т.д.). Обучающийся сам применяет ноты и сам ищет и находит решения реальных научных задач. В процессе решения этих задач все получат кроме удовлетворения от узнавания нового возможность оценить себя: как я умею выдвигать гипотезы. Мы не исключаем – Вы сделаете первое открытие для себя, а затем, оценив его, возможно, и для всех. Всегда имеет место девиз – “Пошёл в Индию – открыл Америку!”

Вторая неотъемлемая цель этой программы - одновременно воспитать у обучающегося необходимые для него при решении задач качества характера. Это стержень программы. В.В. Митрофанов долго искал стержень, фундамент, на который можно такую программу поставить. И вот у него появился вопрос – “Почему я смог решить эти задачи, а они сотню лет не могли решить их?” Что надо сделать, чтобы озарение наступило более быстро, и вообще пришло, а не прошло мимо? Волюслав Владимирович тщательно пересмотрел огромное количество человеческих качеств. И выделил около 40 таких основных свойств характера, которыми обладал он, и которые помогли ему сделать открытия в тех проблемах, которыми десятки лет занимались специалисты.

В книге С.Г. Бернатосяна “Воровство и обман в науке” полностью подтверждается мысль по поводу свойств и черт характера различных учёных. При работе с программой ученик самостоятельно проследит за изменением своих качеств характера в процессе усвоения приёмов решения научных задач. Считаем, что познание методики должно постепенно вселить в исследователя уверенность в своих силах. Победите себя, преодолейте всё, что Вам мешает находить решение – лень, слабый дух, боязнь, сомнение, комплексы и приобретайте любознательность, упорство, смелость в мыслях и делах!

Эта программа может использоваться для обучения всех категорий пользователей от студентов и школьников и, возможно, будет полезна и для опытных учёных.

Первая версия программы включает:

  • описание приёмов решения научных задач (7 “нот”),
  • тексты подробных разборок 10 реальных уже решённых задач,
  • таблица для самостоятельной оценки обучающимся своих качеств характера,
  • тест для объективной оценки типа личности и совет по выбору способов решения задач,
  • два алгоритма решения научных задач для разных типов личности,
  • терминологический словарь.

Работа над этой обучающей программой до настоящего времени ведётся на энтузиазме автора создаваемого “алгоритма” В.В. Митрофанова и его помощников.

На первый взгляд, предлагаемая идея – создать алгоритм открытия, может показаться необычной. Но именно это и именно сейчас мы сделали! Впереди разработка расширенного варианта программы.

 

Более подробно о проекте обучающей компьютерной программы "Машина открытий" смотрите http://bedload.bip.ru/triz/mo.htm

Вопросы посылайте Митрофанову Волюславу Владимировичу: mitrofanovvv@mail.ru

Заказывайте программу mitrofanovvv@mail.ru

Спасибо!

В начало перейти


 

из книги Митрофанова Волюслава Владимировича

mitrofanovvv@mail.ru

ОТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО БРАКА ДО НАУЧНОГО ОТКРЫТИЯ

1998

В начало перейти

ОБ АВТОРЕ

Митрофанов Волюслав Владимирович родился в 1928 году. С 1943 года - юнга Северного флота, матрос, а с 1950 года лаборант-механик в Ленинградском Государственном Университете. В период с 1953 года по 1960 работал лаборантом, младшим научным сотрудником в Радиевом институте им. В.Хлопина, а с 1960 года старшим инженером, ведущим инженером, начальником лаборатории и главным инженером СКТБ. Затем заместителем главного конструктора полупроводникового производства Объединения "Светлана". В процессе работы окончил ЛИТМО.

В.В.Митрофанову присвоено звание "Заслуженный технолог РСФСР".

В 1973 году он организовал школу изобретателя, а затем при Выборгском Дворце культуры и техники - Народный Университет научно-технического творчества, ректором которого является и сейчас. В основе университетского курса лежат научные труды Г.С.Альтшуллера - инженера, писателя-фантаста, автора знаменитой Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В.В.Митрофанов - один из немногих "апостолов", т.е. прямых учеников и соратников Г.С.Альтшуллера - является основателем и руководителем крупнейшей в стране научной школы "практической ТРИЗ". Из стен Университета вышли не только изобретатели, разработчики, но и блестящие преподаватели ТРИЗ. Среди них Герасимов В.М., Герасимов О.М., Злотин Б.Л., Крячко В.Б., Кислов А.В., Литвин С.С., Петров В.М. и многие другие.

В.В.Митрофанова отличают энциклопедичность, глубокие и разносторонние интересы, активное научное любопытство, умение взглянуть с неожиданной стороны на серьезнейшие проблемы в различных областях знаний, в том числе - далеких от его основной специальности, предложить оригинальные подходы к решению этих проблем, а в ряде случаев найти сами решения на уровне открытий. Все это нашло отражение в книге, однако, серьезность материала не помешала увлекательности его изложения.

Книга предназначена для слушателей школ и университетов научно-технического творчества, но может быть полезна научным сотрудникам, технологам, аспирантам, студентам Вузов и просто любителям - всем, кто хочет познакомиться с нетрадиционным подходом при поиске причин брака в технологических процессах, а также при решении научных задач.

ВВЕДЕНИЕ

"Жизнь слишком коротка,
чтобы мы могли извлекать пользу
из своих ошибок".

Д.Гранин [147]

Это означает, что нам следует извлекать пользу
из чужих ошибок.

В.М.

Стою у открытой двери вагона метро и вижу проходящую по перрону молодую женщину Идет прямо, грудь вперед, голова слегка откинута назад - легкая, гордая, свободная. И вдруг появилось желание выскочить из вагона, подойти к ней и сказать: "Сударыня, научите, как мне также красиво и свободно ходить". Но дверь закрылась, сударыня прошла, а я поехал дальше и начал вспоминать. Очевидно, многим хотелось бы научиться отлично, красиво ходить, говорить, бегать, играть в различные игры, например, в теннис, футбол, хотелось бы научиться писать стихи, рассказы, рисовать, исполнять музыку или даже сочинять самому. Возможно, кое-кому хотелось бы научиться решать технические задачи. Когда мне рассказывают отличное, красивое техническое решение, мне всегда хочется задать вопрос: "А как же Вы его получили?" Аналогично, когда читаешь какую-нибудь научную статью, в которой приводятся блестящие результаты, так и хочется спросить: "Ну а как же Вы получили эту идею, результат?" Очевидно, можно согласиться с Р.Фейнманом [2] и И.М.Гельфандом [З], которые утверждают, что для каждой научной задачи должен быть свой подход. Подобное же утверждалось и для решения технических задач. Однако за последние десятилетия, благодаря работам целого ряда инженеров и ученых, это утверждение частично сломлено. Так в работах Г.С.Альтшуллера не только показаны подходы к решению технических задач, но и приведены результаты по решенным задачам [4, 5, 6]. Его последователи создали компьютерную версию методики решения изобретательских задач, при помощи которой к началу 1995 года решены сотни задач. Естественно, существует разница в подходах при решении научных и "технических задач, хотя бы уже потому, что для научных задач верное решение должно быть одно, а для технических задач, как правило, возможно несколько решений. Научные задачи окружают нас - это загадки Природы, человека, живого и растительного мира, космоса и т.д. Отгадать эти загадки представляет громадный интерес. Можно утверждать, что как многообразен мир. в котором мы живем, так же многообразны и методы решения научных задач. Каждый, кто решал научные задачи, знает, что когда ответ найден и рассматривается пройденный путь к нахождению ответа, то становится наиболее ярко видно, сколько было проделано лишней работы и сколько времени затрачено впустую. И из каждой работы можно почерпнуть некий опыт, который, возможно, пригодится при решении других задач.

За годы работы автору пришлось решать ряд научных задач. Это задачи, связанные с эффектом Тваймана, эффектом Рассела, образованием локальных выпрямляющих контактов при пробое термического окисла кремния, образованием сквозных пор в окисле, неравномерным травлением алюминия и т.д. Все эти исследования вытекали из поиска причин брака, который образовывался в технологическом процессе изготовления интегральных схем. Найдя причину брака и устранив ее, мы не ограничивались этим, а пытались выдвинуть гипотезу и подтвердить ее экспериментально. Как правило, на это требовалось много времени, но ответ мы все же находили. Полученный опыт с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) излагается ниже.

Автор - технолог. Именно в различных технологиях переплетаются и идут одновременно физические, химические, биологические процессы. И иногда при отклонениях от заданных режимов, даже самых незначительных, образуются такие узлы, что распутывать их технологам достаточно сложно.

У автора нет сомнений в том, что такого рода публикации могут оказать помощь в работе инженерам-технологам, научным сотрудникам, аспирантам в их прекрасной деятельности.

И последнее, что мне хотелось бы сказать здесь - это выразить глубокую благодарность авторам книг, статей, журналов, список которых я привожу в конце работы. Особенно мне хотелось поблагодарить редакцию журнала «Химия и жизнь». Отрывки из статей этого журнала я часто привожу в тексте. Именно они, независимо от того, правильные или спорные выводы в них приводятся, помогали мне работать и жить. Именно они вдохновляли на исследовательскую работу. И я считаю своим долгом передать другим то малое, что мне удалось найти, связать, систематизировать обобщить.

Это отрывок из книги Волюслава Владимировича Митрофанова
"От технологического брака до открытия", 1998 г.

В перспективе выход в свет второго издания книги.
Предварительные заявки посылайте mitrofanovvv@mail.ru
В начало перейти

В начало перейти

Сайт "Русловые процессы и ТРИЗ"

Сайт "Русловые процессы и ТРИЗ" http://bedload.bip.ru посвящен приемам решения научных задач. Решены некоторые задачи русловедения, гидрологии и гидравлики. Использованы приемы ТРИЗ и 7 "нот" В.В. Митрофанова.

О применении приемов для решения научных задач я собираюсь рассказать Вам в настоящей рассылке.

На сайте представлены статьи о решении задач http://bedload.bip.ru/MyPapers/index.html

Об авторе рассылки смотрите http://bedload.bip.ru/MySelfAbout/index.html. Я гидролог, изучаю русловые процессы.

О русловых процессах (изменении реки под воздействием текущей воды) смотрите здесь http://bedload.bip.ru/Channel/index.html

О теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) http://bedload.bip.ru/TRIZ/index.html

О компьютерной программе "Машина открытий" http://bedload.bip.ru/TRIZ/mo.htm

Если Вы занимаетесь решением научных задач и хотите, чтобы информация о Вас и Ваших работах была размещена на сайте, пишите ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву.

В начало перейти

 


Предложения о сотрудничестве

Уважаемые коллеги!

Нас интересуют приемы решения научных задач.

С большим интересом примем Вашу информацию и предложения!

Если Вы хотите, чтобы информация о Вас и Ваших работах была размещена в рассылке, пишите ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву.

В следующем выпуске:

Прием решения научных задач - диссимметрия.

Жду Ваших откликов ancondratyev@petelink.ru

Ведущий - Александр Кондратьев

В начало перейти



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное