Астрономия для всех!

Возобновление рассылки. "Космос" Карла Сагана. Лунное затмение 28.04.2004

Информационный Канал Subscribe.Ru

Астрономия сегодня, #17 от 2004-10-26
Архив рассылки

Приветствую вас, господа подписчики!

1. Возобновление рассылки

Два года была заморожена рассылка "Астрономия сегодня". Однако пришло, наконец, время возобновить ее выход. Спасибо администрации Subscribe.ru за долготерпение и за напоминания.

За два года у меня, как у автора произошел ряд изменений, которые неизбежно отразятся на характере рассылки. В частности, моя основная работа теперь непосредственно связана с научной журналистикой. Я готовлю новости науки для радиостанции "Свобода". И, конечно же, астрономия занимает в новостях достойное место, хотя и не в ущерб другим наукам.

Новости выходят в эфир на волнах "Свободы" по будним дням в 7:16, 12:16 и 17:16 по Москве. Приглашаю послушать. Кстати, это можно сделать не только по радио, но и в интернете, причем для нормального звучания вполне достаточно даже модемного соединения. (А еще по воскресеньям в 19:48 MSK выходит передача "HiTech: новости и комментарии". Смысл, надеюсь, понятен из названия, а по формату она более "разговорная", чем новости науки.)

Таким образом, я теперь плотно "сижу" на потоке научных новостей, отслеживая свыше двух сотен источников. И выпуски рассылки я буду готовить, отталкиваясь от поступающих новостей астрономии, как попавших в радиообзоры, так и прошедших мимо них.

2. Обратная связь

А еще одним источником тем для рассылки, я надеюсь, станут ваши письма. Задавайте мне вопросы, сообщайте свои впечатления. Я обязательно буду их учитывать. И не забывайте голосовать в опросах в конце выпусков. Эти опросы позволят мне лучше представлять аудиторию.

Особо обращаюсь к профессиональным астрономам из числа подписчиков. Будучи популяризатором, я, конечно, могу допускать неточности в изложении или быть не в курсе самых свежих исследований. Буду очень благодарен тем из вас, кто согласится при необходимости консультировать меня по отдельным вопросам или иногда отвечать в рассылке на вопросы читателей. Если вы готовы оказать такую поддержку, напишите, мне темы, по которым к вам можно обращаться. Также я всегда готов выслушать профессиональные замечания и уточнения к моим текстам и при необходимости буду давать уточнения в новых выпусках рассылки.

3. Новая книга

Еще одно важное для меня событие произошло этим летом. В издательстве "Амфора" вышла знаменитая книга Карла Сагана "Космос". Переводчик, составитель комментариев и автор довольно обширного предисловия — ваш покорный слуга. Вот пара независимых рецензий на издание: в газете "НГ-Экслибрис" и в журнале "Петербургский календарь". Ну, а здесь я приведу свой собственный анонс этой книжки, опубликованный в июле журналом "Что нового в науке и технике".

Карл Саган. КосмосКарл Саган, Космос, серия "Новая эврика", "Амфора", 2004, 526 стр.

Одинокий человек на берегу океана. Одинокое человечество на берегу беспредельного Космоса. Такой метафорой открывается знаменитая книга Карла Сагана "Космос". Миллиарды лет назад вещество нашего мира образовалось в раскаленных недрах звезд. Потом сформировались планеты, зародилась жизнь, и появился разум, которому под силу осознать себя и масштабы Космоса. Книга Сагана не только об астрономической Вселенной, но и о разуме, который ею порожден и ее познает.

Саган не просто доходчиво излагает научные результаты. Оригинальные аналогии увязывают космические исследования, в которых он сам принимал активное участие, с различными эпизодами истории цивилизации. В главу о полете "Вояджеров" к Юпитеру вплетена тема географических открытий Голландской республики XVII века. Трагический эпизод из японской истории служит мотивом для рассказа о биологической эволюции. Исследования эволюции Вселенной сопоставляются с древними космологическими мифами.

Трудно даже перечислить все затронутые в книге вопросы. Космические столкновения и межзвездная связь, поиск жизни на Марсе и теория относительности, выживание цивилизации и общение китов... Все это сопровождается интереснейшими историческими фактами и многочисленными совершенно неожиданными эпиграфами, взятых из книг самых разных культур.

"Космос" был написан в 1978-1980 годах параллельно со съемками одноименного научно-популярного сериала, который увидели полмиллиарда зрителей. Книга и фильм принесли Сагану мировую известность. Однако до СССР его работы так и не дошли. Только сейчас этот литературный и научный шедевр, и теперь еще вдобавок интереснейший документ эпохи опубликован на русском языке.

Конечно, за 25 лет текст местами устарел, однако в издании это компенсируется подробными комментариями. Также нельзя не отметить редкие нынче в популярных изданиях индекс, цветные иллюстрации на вклейке и предисловие переводчика.

Книга пока еще есть в продаже. Например, на "Озоне" и в "Болеро". Буду рад получить отзывы.

4. Лунное затмение

И, наконец, несколько слов об астрономии. Главная новость на сегодня — предстоящее 28 октября полное лунное затмение. Нельзя сказать, что это затмение столь же удобно для наблюдений в России, как затмение 4 мая, но все же к западу от Урала увидеть его вполне возможно. Особенно, если вы умеете просыпаться рано утром.

Моменты контактов по московскому летнему времени:

04:00:35 — первый контакт с полутенью, начало полутеневой фазы затмения
    05:14:25 — первый контакт, Луна начинает входить в тень Земли
    06:24:28 — второй контакт, Луна полностью входит в тень Земли, начинается полная фаза
    07:04:36 — максимальная фаза затмения
    07:44:43 — третий контакт, Луна начинает выходить из тени, конец полной фазы
    08:53:44 — четвертый контакт, Луна покидает тень Земли
    10:02:44 — последний контакт с полутенью, конец затмения

Эти моменты одинаковы для всех наблюдателей, то есть не зависят от того, где вы находитесь. Важно только, чтобы Луна в период полной фазы была у вас над горизонтом. Если вы хотите просто полюбоваться затмением, то начинать наблюдения имеет смысл незадолго до первого контакта. Раньше вы вряд ли заметите какие-то изменения. Даже начав наблюдения минут за 15 до полной фазы, вы немного упустите. Конец затмения в России и на Украине будет виден на фоне рассветного сумеречного сегмента неба. Подозреваю, что это должно быть впечатляющее зрелище.

Подробно все обстоятельства затмения можно посмотреть на странице Фреда Испенака на сайте NASA. На этом же сайте, кстати, можно найти подробную информацию и по другим предстоящим затмениям.

5. Опрос

И в заключение, как обычно небольшой опрос.

Будете ли вы наблюдать затмение 28 октября, если позволит погода?

Да, с самого начала
Да, но только под конец
Да, если увижу по пути на работу
Нет, слишком рано и холодно
Нет, уже видал, не интересно
Нет, у нас не видно
Не знаю, как получится
Результаты

Жду ваших откликов,
Александр Сергеев
algen@mail333.com

© Александр Сергеев, 2001-2004.
Все права на материалы, опубликованные в рассылке "Астрономия сегодня" принадлежат автору, если не указано иное. Любое воспроизведение материалов в печати или в Интернете возможно только по согласованию с автором. Автор готов предоставить варианты сообщений, адаптированные для СМИ различного профиля. Допускается некоммерческое использование материалов в образовательных и научных целях с указанием ссылки на источник в форме: "Астрономия сегодня", http://astronomytoday.da.ru.

Код этой рассылки: science.news.astronomy