Тайны и открытия

Выпуск № 70

Новости и "О дельфинах"
9 сентября 2004 г.
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ

Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях.

Автор рассылки:
Татьяна Алёшина.

Адрес для писем:
aleshina@imperium.ru.
Сегодня в рассылке:

Здравствуйте!

Как доказывают австралийские биологи, манипуляции с генами крокодильей крови могут привести к созданию гемоглобина для людей более совершенного, чем все известные заменители крови и даже сама природная кровь. Вот так гены крокодила Гены могут спасти человечество. В свете последних событий большой вопрос, стоит ли его спасать вообще.

Кто подал голос с небес?

С февраля 2003 года мощный радиотелескоп Аресибо в Пуэрто-Рико слушает небеса, чтобы уловить сигналы внеземных цивилизаций. Миллионы компьютеров по всему миру участвуют в их обработке в рамках программы SETI@home.
Недавно группа астрономов, в их числе Эрик Корпела, закончила свою сортировку сотен космических голосов. В результате через "сито" прошел один - сравнительно сильный и загадочный. Названный SHGb02+14a, этот сигнал имеет частоту около 1430 мегагерц - одну из частот самого распространенного элемента вселенной, водорода. Он исходит из участка между созвездиями Рыб и Овна, где в пределах ближайших 1000 световых лет вроде бы нет подходящих звезд и планет.
Сигнал был очень коротким для подробного анализа - не больше минуты в целом. Это не радиопомехи, не след какого-либо известного астрономического объекта - но, возможно, "подпись" пока не известного нам. Версию розыгрыша радиолюбителей пока исключают, потому что сигнал был получен трижды разными участниками программы SETI@home.
Однако между астрономами согласья нет: напротив, ведущие кураторы проекта SETI считают, что шумиха преждевременна. Доктор Горовиц сообщает, например, что этот сигнал "совсем не нов и вообще никакое это не послание".

Кстати,
* В 1967-м астроном Белл Бурнелл зафиксировал радиосигнал, который посчитали внеземным посланием. Оказалось же, что то был первый полученный на Земле сигнал от пульсара.
* Группа ученых из Нью-Джерси высказалась в журнале "Нэйче", что инопланетяне, чем слать нам радиосигналы, лучше бы написали письмо на каком-нибудь артефакте и послали его на астероиде. Это, считают они, эффективнее, чем тянуть через длинный космос электронные лучи.
* На "Вояджере", который недавно покинул Солнечную систему, к братьям по разуму летит 29-сантиметровый в диаметре позолоченный диск со 115-ю картинками и звуками ветра, волн, пения птиц, китовых голосов, посланиями на 55 языках и прочими визитными карточками земной жизни и культуры.

Арктика была Африкой

Арктика была когда-то зеленым раем, и стада животных паслись на ее лужайках. 55 миллионов лет назад прибрежные температуры были те же, что фиксируют в океане неподалеку от Нью-Йорка в августе: плюс 20 по Цельсию в сравнении с сегодняшними 1,5.
Это - информация международной арктической экспедиции, которая бурила арктический лед в районе Ломоносовского горного хребта между Сибирью и Гренландией. Ученые обнаружили окаменевшие водоросли на глубине около 1300 м.

Также за последнюю неделю стало известно, что…

…Шведские и американские ученые создали геномную базу деревьев, в которой -- около 102000 тысяч последовательностей самых распространенных древесных генов.
…В Японии скоро начнут выпускать холодильник, который повышает содержание витамина С в некоторых продуктах аж до 10%. Светодиоды, установленные в нем, влияют на фотосинтез и не дают овощам прорастать.
…В Норвегии на одном арктическом острове Свалбард обнаружены останки двух гигантских рептилий - ихтиозавра (с хорошо сохранившимся черепом) и плезиозавра. Это первая норвежская находка подобного рода.

А дельфины как люди...

Как люди они одиноки, если нет с ними души компании. Представьте: пришли вы к кому-нибудь в гости, а там все кислые и скучные, тоскливо разбрелись по углам... И тут в квартиру врывается новый гость -- вихрь, свежая струя -- и все сразу же выходят из состояния оцепенения и начинают петь, пить и плясать. То же и с дельфинами.

Не трогайте лидеров!

Они-то, конечно, не употребляют, но свои заводные товарищи есть и в дельфиньей стае. Отлов которых злыми людьми для демонстрации в дельфинариумах и аквапарках ведет к полной потере интереса к совместному пребыванию стаей.
Любознательный эколог Дэвид Люссо из Абердинского университета исследовал социальное поведение сообщества, состоящего из 62 дельфинов вида афалина, в Новой Зеландии с 1994 по 2001 годы. Этот ученый наблюдал за выбранными животными, различая их по отметкам на спинных плавниках. В результате такого наблюдения за стеклом фотокамеры Люссо удалось выделить дельфинов, появляющихся вместе чаще, чем этого можно было бы ожидать, если бы это были просто совпадения. Ученый сделал вывод, что, поскольку данные особи проводили вместе значительное количество времени, они являются частью социальной группы.
Люссо заинтересовался и решил изучить структуру дельфиньей группы. За помощью он обратился к Марку Ньюману, физику из Мичиганского университета, который был первым, кто применил математические методы к сложным системам, таким как интернет. Ученые решили выяснить, существуют ли тесно сплоченные группы внутри большой системы, то есть те, внутри которых между дельфинами происходит наибольшее количество контактов. И такие сообщества были обнаружены! В большой дельфиньей стае существовали две группы, связанные между собой несколькими общими членами. Эти животные ничем не выделялись внешне, но, по всей видимости, занимали в стае центральное положение, потому что, когда через несколько лет двое из этих лидеров исчезли, сообщество распалось на две самостоятельные группы. Возвращение блудных лидеров снова привело к объединению стаи.
Как отмечает Дэвид Люссо, при отлове дельфинов для демонстрации в аквапарках забирают в основном молодых самок, здоровых и способных к размножению. И если эти животные пользовались особой популярностью среди своих сородичей, являясь хранительницами мира и взаимопонимания, то их исчезновение приведет к очень грустным для дельфиньей стаи последствиям.

Что можно улучшить, если отшелушить

То, что дельфины -- не рыбы, известно давно. То, что дельфины похожи на рыб из-за своей обтекаемой формы, улучшенной эволюцией для уменьшения лобового сопротивления и трения воды во время движения, -- и так видно. Но вот то, какую важную роль в процессе плавания дельфина играет его кожа, покрытая мелкими чешуйками, которые отшелушиваются через каждые два часа, японские физики выяснили недавно.
Исследователи киотоского технологического института смоделировали с помощью компьютера весь процесс: поток воды, который встречает плывущий дельфин, каждую чешуйку кожи и сам процесс отшелушивания.
Профессор Йошимичи Хагивара с коллегами установил, что необычайная "мягкость" и "волнистость" кожного покрова дельфинов позволяет уменьшить сопротивление воды, вызванное трением. А постоянно отшелушивающиеся чешуйки "гасят" маленькие воронки, которые возникают в потоке воды рядом с кожным покровом дельфина, замедляя его движение. Для проверки своей гипотезы ученые поставили лабораторный опыт, смоделировав кожный покров дельфинов при помощи пластинки, покрытой мелкими кусочками пленки, которые отшелушиваются при соприкосновении с водой.
Собственно, японским физикам понадобилось разузнать все это не праздного любопытства ради, а научно-технического прогресса для. Это открытие могло бы пригодиться ученым в разработке более быстроходных кораблей, океанских лайнеров и подводных лодок, экономно расходующих энергию.
В настоящее время профессор Хагивара и его коллеги занимаются усовершенствованием своих моделей и строят новый экспериментальный прибор с использованием мягкой силиконово-каучуковой оболочки, еще более точно имитирующей кожный покров дельфина.

Алена ГРУДНИЦКАЯ

Информация о рассылке.
Использованы материалы сайтов:

Архивы предыдущих выпусков лежат здесь:

В рассылке использованы материалы еженедельника "Комок"

Форум "Тайн и открытий":

Р.S. Специальное предложение для подписчиков рассылки "Тайны и открытия"! Бонус в 20% при покупке хостинга на www.unikum.ru и оплате его с помощью виртуальных платёжных систем Webmoney или Яндекс.деньги. Для получения скидки в 20% при оплате счетов хостинга Unikum.Ru просто введите слово taleshina в поле "Примечание" на странице http://www.unikum.ru/wmoney.php при оплате счёта. Предложения действительны только до 1 октября!

© «ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ» 2004 г.

Код этой рассылки: science.news.nauka