Антропогенез.РУ. Новости портала об эволюции человека | Выпуск N 23

Обновления на портале АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ: О возникновении рас

На нашем портале появился новый раздел проекта "Достающее звено".

Раздел посвящен чрезвычайно интересной теме. Но сразу предупреждаем: это совсем не лёгкое чтение!

Станислав Владимирович Дробышевский: Становление современных расовых комплексов (Часть I)

В целом, можно констатировать, что расовая изменчивость современного человечества исследована крайне плохо! После такого введения, думаю, не очень удивительно, что становление расовых комплексов изучено ещё хуже, то есть чрезвычайно недостаточно. Ситуация усугубляется тем, что специалисты по антропогенезу, как правило, не расоведы, а расоведы не очень ориентируются в палеоантропологических находках большой древности. Это приводит, например, к таким ситуациям, когда напрямую сопоставляются находки, имеющие хронологическую разницу в десятки тысяч лет. Тем не менее, попытка упорядочить имеющиеся на нынешний день данные в этой области не лишена смысла.

Читать и просвещаться

Кстати, сейчас выходит новое издание книги С.В. Дробышевского "Эволюция мозга человека", и готовится к переизданию вся серия "Предшественники. Предки?" Подробней о том, где можно достать эти книги - здесь. По этому поводу мы опубликовали фрагмент из последней книги серии. Тема фрагмента перекликается с предыдущей:

О верхнепалеолитических расах

По мнению В.В. Бунака, верхнепалеолитическое население Европы может быть охарактеризовано как "смесь разновидностей одного полиморфного подвида, ещё не распавшегося на отдельные определённые расы" (Бунак, 1959); этот исследователь выдвинул теорию верхнепалеолитического краниологического полиморфизма, согласно которой верхнепалеолитические черепа имеют признаки разных современых рас, с преобладанием черт какой-либо одной, а верхнепалеолитические типы не соответствуют более поздним. Дополнительным подтверждением этой точки зрения служит тот факт, что неевропейские неоантропы даже конца эпохи верхнего палеолита не могут быть чётко диагностированы с применением современной расовой классификации и одновременно проявляют очевидное сходство с европейскими кроманьонцами. Относительно классификации и родственных отношений этих внеевропейских неоантропов можно сказать немногое.

Читать и думать

В разделе "Видео" выложены видеозаписи ВСЕХ 4-х выступлений на 2-м заседании Клуба АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, прошедшем 26 февраля в Дарвиновском музее:

• Александра Петровна Бужилова (д.и.н., член-корреспондент РАН, директор НИИ и Музея антропологии МГУ): «Неандерталец из Киик-Кобы (Крым). Реконструкция состояния здоровья по данным антропологии».
  • Александр Владимирович Марков (д. б. н., ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН): «Как палеогенетика помирила моноцентристов с полицентристами».
  • Станислав Владимирович Дробышевский (к.б.н., ассистент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова, Научный редактор АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ): «Судьба неандертальцев».
  • Мария Всеволодовна Добровольская (д. и. н., ведущий научный сотрудник Института археологии РАН): «Откуда мы знаем, чем питались неандертальцы?».

СМОТРЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНО

Наш Научный редактор продолжает отвечать на вопросы. Сегодня - ответы сразу на 9 вопросов Читателей:

Станислав Владимирович Дробышевский: О 4-миллионолетних сапиенсах и гейдельбергских носах

Вопрос про плечевую кость из Канапои KNM-KP 271. В ряде маргинальных источников ее описывают как "по всем признакам явно принадлежащую гомо сапиенс", и мол только гнусные учёные приписывают ее австралопитеку, чтоб не признавать существование современных людей 4 миллиона лет назад. Что можно на это возразить?

Ответ: Плечевая кость из Канапои точно не по всем признакам принадлежит сапиенсу. По этому поводу есть, например, старая, но отличная статья... Читать и улыбаться

Короткая антропологическая новость:

Предки современных человекообразных обезьян возникли в Евразии...

... и эволюционировали независимо от африканских предков человека. Об этом - в статье испанских исследователей, опубликованной на сайте PNAS.

Читать и разбираться

И в заключение: АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ теперь в Твиттере :)

Я готов ответить на Ваши письма.

С уважением,