Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Управление рулевым колесом | Школа начинающего спортсмена

При подготовке материала мы в который раз просмотрели многочасовую видеозапись тренировок нашей сборной команды по авторалли, где мастера международного класса демонстрировали искусство управления автомобилем. Надо отметить, что недочеты в действиях рулевым колесом были у всех. Но они скорее выражали индивидуальность каждого гонщика, чем свидетельствовали о серьезных ошибках. Отчетливее всего характерный стиль в управлении автомобилем прослеживался у В. Гольцова, Н. Елизарова и Н. Больших. Всех их объединяло одно: руки служили им еще как бы дополнительным органом чувств, способным точно воспринимать автомобиль и его контакт с дорогой. Особенно выразительны в работе руки у Владимира Гольцова.

На экране монитора видны часть панели приборов, руль и набегающая панорама зимнего леса. Из динамика приглушенно доносится голос двигателя, работающего на максимальных оборотах. Не требуется много фантазии, чтобы представить, как автомобиль, оставляя за собой клубы снежной пыли, стремительно мчится по дороге. Глядя в это время на руки гонщика, даже непосвященный почувствует огромное внутреннее напряжение и их восприимчивость к малейшим отклонениям от избранной траектории. Это в еще большей степени подчеркивает, так сказать, лаконичность движений рулем у Гольцова, что говорит о высочайшем умении распознать, а скорее даже предугадать опасность до того, как начался занос, и мгновенно, импульсивным воздействием на руль сделать необходимую коррекцию и удержать машину в нужном направлении. И еще одна черта, общая у всех троих, обращает на себя внимание – способность в любой ситуации ни на мгновение не терять контакта с колесом руля.

А теперь конкретные рекомендации по рулению. Существует три разновидности управления рулевым колесом. Коррегирующее руление. С его помощью осуществляют коррекцию при незначительных отклонениях автомобиля от заданной траектории. Оно выполняется поворотом руля на небольшой угол. Причем необходимо помнить, что точность управления двумя руками гораздо выше, чем одной. Компенсаторное руление. Его цель – ликвидировать заносы автомобиля, то есть стабилизация при потере поперечной устойчивости. И основное руление. Им изменяют траекторию движения автомобиля.

Основное и компенсаторное руление в зависимости от того, как быстро развивается ситуация, осуществляется двумя способами – силовым и скоростным.

Поворот рулевого колеса направо силовым способом
Рис. 1. Поворот рулевого колеса направо силовым способом на 180о: а – положение рук до начала поворота; б – правая рука поворачивает рулевое колесо направо, левая скользит вниз; в – левая поворачивает, правая скользит вверх.

Силовой способ. Рулевое колесо при выполнении поворота как бы передается из руки в руку. На рис. 1 показан поворот, выполняемый поочередно двумя руками с перехватами. Силовой способ применяется для управления автомобилем в колее, в тяжелых сыпучих грунтах, на дорогах с большим количеством неровностей.

Основное и компенсаторное руление в зависимости от того, как быстро развивается ситуация, осуществляется двумя способами – силовым и скоростным.

Перехват через тыльную сторону кисти при скоростном рулении одной рукой
Рис. 2. Перехват через тыльную сторону кисти при скоростном рулении одной рукой: а – положение руки до начала поворота; б – момент начала перехвата через тыльную сторону кисти; в – перехват (первые, от ладони, фаланги пальцев сильно прижаты к рулевому колесу и продолжают вращать его без проскальзывания); г – поворот рулевого колеса после перехвата.

Скоростной способ. В зависимости от индивидуальных способностей водителя он позволяет поворачивать рулевое колесо на большие углы в три-пять раз быстрее, чем силовым. Для скоростного способа достаточно действовать одной рукой (рис. 2), можно и поочередно двумя (рис. 3), а также сочетанием рук: одной – двумя или двумя – одной. Причем во всех случаях при поворачивании рулевого колеса более чем на 180о пользуются скрестным перехватом рук (см. рис. 3, в).

Поворот рулевого колеса направо скоростным способом
Рис. 3. Поворот рулевого колеса направо скоростным способом, выполняемый поочередно двумя руками с перехватами: а – положение рук до начала поворота; б – поворот рулевого колеса направо до момента скоростного перехвата рук; в – поворот рулевого колеса направо левой рукой с одновременным перехватом правой; г – продолжение поворота правой рукой с одновременным перехватом левой.

Выбирая способ руления, необходимо помнить, что угловая скорость поворачивания руля обязательно должна соизмеряться со скоростью движения автомобиля и кривизной выбранной траектории. В ситуациях, когда внезапно возникает необходимость совершить глубокий маневр (объезд камня на дороге, ямы), особенно на скоростях до 60 км/ч, всегда следует пользоваться только скоростным способом.

Предварительный захват. Изменение стандартного хвата рулевого колеса допустимо, когда водитель может точно прогнозировать свои действия в повороте, учитывая его крутизну и скорость прохождения, что характерно для кольцевых и трековых автогонок. Заранее зная предстоящий угол, на который надо повернуть рулевое колесо, спортсмен делает предварительный захват (рис. 4) с таким расчетом, чтобы при движении в повороте, когда потребуется максимальное напряжение и точность руления, действовали обе руки.

Предварительный захват рулевого колеса
Рис. 4. Предварительный захват при подготовке к повороту налево.

Есть в технике руления парадокс: чем выше мастерство спортсмена, тем реже ему приходится пользоваться скоростным способом. И наоборот, чем ниже уровень общей подготовки, тем чаще появляется необходимость к нему прибегать. Поэтому мы настоятельно рекомендуем начать тренировки с отработки техники руления. Для проверки скоростных навыков владения рулем и координации движений выполните тест. На вывешенном автомобиле установите передние колеса в крайнее левое или правое положение. Их нужно повернуть рулем в другое крайнее положение и обратно. Это один цикл. Тест состоит из 10 таких циклов.

Э. Цыганков
кандидат технических наук
О. Богданов


Адрес страницы:
Управление рулевым колесом | Школа начинающего спортсмена
Тэги:
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное