Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Вечная тема

Наверное, нет в автомобиле и мотоцикле другой детали, исправная работа которой так часто заботит водителей, как свечи зажигания. Именно она венчает усилия всей системы зажигания, вдыхая жизнь в двигатель. Неудивительно поэтому, что в редакционной почте постоянно встречаются различные вопросы о свечах.

Ответы на них содержатся в предлагаемой статье, подготовленной сотрудниками лаборатории НИИавтоприборов инженерами Б. Бассом и А. Минеевым.

В настоящее время сложилась классическая конструкция свечи, применяемая как у нас в стране, так и за рубежом. Она надежна, долговечна и в то же время ее стоимость при массовом производстве невелика, несмотря на применение дорогих материалов и сложного технологического оборудования.

Автомобилисты иногда забывают, что работа свечей зависит от состояния двигателя: его кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем зажигания, питания, охлаждения и смазки. Опыт показывает, что повторяющиеся отказы свечей из-за шунтирования (замыкания) их электродов продуктами неполного сгорания или от перегрева – это сигнал о необходимости регулировать двигатель, а может быть подумать о его ремонте. Конечно, перед этим следует установить правильность применения свечей для данного двигателя.

Расшифровывание маркировки, которая наносится на изолятор или корпус свечи, приведено в таблице. При доводке и усовершенствовании двигателей могут быть изменены типы рекомендуемых свечей, причем это специально отмечается в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Схема расшифровывания маркировки на свече зажигания автомобиля

Маркировка свечей отечественного производства содержит необходимые данные для установления габаритных и присоединительных размеров, конструктивных особенностей и калильного числа. Соответствие присоединительных размеров свечи гнезду в головке цилиндров двигателя строго обязательно, и нельзя применять более длинные или короткие свечи, чем требуется для данного двигателя. В первом случае свеча будет сильно выступать в камеру сгорания и перегреваться, что неизбежно приведет к калильному зажиганию. В другом случае свободная часть резьбы в головке цилиндров покроется нагаром и при установке свечи с положенной длиной можно повредить резьбу, а кроме того, искровой промежуток свечи окажется в плохо продуваемой зоне, содержащей повышенное количество остаточных газов, из-за чего на отдельных режимах могут появиться пропуски зажигания.

Калильное число свечи должно строго соответствовать рекомендованному заводом для данного мотора. Напомним, что это условное обозначение ее тепловой характеристики. Оно определяется на специальной одноцилиндровой моторной тарировочной установке и численно равно среднему индикаторному давлению в ее цилиндре при возникновении калильного зажигания. Если свеча "горяча", то в двигателе возникает калильное зажигание, если "холодна" – ее электроды покрываются продуктами неполного сгорания и возникают пропуски зажигания.

Ныне все изготовители свечей указывают в маркировке калильное число одной или двумя цифрами.

А теперь – об основных правилах эксплуатации и неисправностях свечей.

Перед установкой на двигатель новую свечу следует очистить от консервационной смазки, особенно тщательно изолятор и электроды. Искровой промежуток установить в соответствии с рекомендациями руководства по эксплуатации автомобиля. Проверить наличие уплотнительного кольца и контактной гайки. Перед установкой свечи полезно нанести на резьбу тонкий слой графитовой смазки, чтобы исключить пригорание. Свечу от руки заворачивают в гнездо головки цилиндров до упора и затягивают специальным свечным ключом. Затягивать свечи с резьбой М14×1,25 надо с моментом не более 4 кгс×м.

Через 10 тысяч километров пробега свечу следует вывернуть, очистить и отрегулировать искровой промежуток. Средний ресурс свечи по ГОСТ 2043–74 на автомобилях колеблется от 25 до 35 тысячи километров.

Свеча может отказать вследствие предельного износа электродов, поломок изолятора (небрежное обращение) или обильного нагара на электродах.

Как было сказано, шунтирование свечи чаще всего происходит из-за неполадок в двигателе и иногда от несоответствия ее тепловой характеристики рабочему процессу в моторе. В этом случае замена свечи более "горячей" (при отсутствии калильного зажигания и детонации в двигателе) может улучшить положение.

Увеличенный свыше 1,2–1,4 мм искровой промежуток вызовет перебои в работе двигателя на холостом ходу, ухудшение пуска, особенно в холодное время. Необходимо отрегулировать зазор до требуемой величины.

Свечи, снятые с двигателя, могут иметь разный внешний вид. Он показывает состояние как ее самой, так и мотора.

Тепловой конус изолятора имеет цвет от светло-серого до светло-коричневого – двигатель работает нормально; свеча правильно подобрана по тепловой характеристике.

Тепловой конус изолятора и электроды покрыты черным сухим нагаром – слишком богатая рабочая смесь: длительная работа на холостом ходу; позднее зажигание; свеча "холодна" для данного двигателя и условий его эксплуатации.

Тепловой конус изолятора и электроды покрыты черным влажным нагаром – избыток масла в камере сгорания вследствие износа цилиндра, поршня и колец; возможно повреждено уплотнение впускного клапана; свеча "холодна" для данного двигателя и условий его эксплуатации.

Тепловой конус изолятора и электроды имеют следы перегрева и оплавления – большое опережение зажигания; свеча "горяча" для данного двигателя и условий его эксплуатации.



Адрес страницы:
Вечная тема
Тэги:
свечи
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное