Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир света

  Все выпуски  

Мир света. Точность воспроизведения цвета в музейном освещении


Что такое точность воспроизведения цвета в музейном освещении?

Опубликовано в №5 журнала "Светотехника" за 2014 г
Я. ШАНДА
Университет Паннонии, Веспрем, Венгрия

Аннотация

Наилучшей точности воспроизведения цвета можно добиться, если спектральный состав падающего на картину света совпадает с тем, при котором художник создавал своё произведение. Для картин возрастом более ста лет это естественный свет.

Так что может показаться, что освещение, обеспечивающее наилучшую точность воспроизведения цвета, – это искусственный естественный свет. Однако известно, что естественный свет содержит очень большое количество вредного излучения (коротковолновое видимое и УФ излучение), и хранители музеев обычно возражают против источников света с цветовой температурой под 6500 К.

Исходя из требования хранителей музеев применять свет с коррелированной цветовой температурой не более 3500 К, был разработан метод выявления спектрального состава света, который бы при заданном сочетании светодиодных источников света обеспечивал наименьшее различие между цветами, воспринимаемыми при естественном свете и при создаваемом в музее освещении. И это не тот свет, который характеризуется наибольшим индексом цветопередачи.

Ключевые слова: цветопередача, точность воспроизведения цвета, цветовое предпочтение.

1. Введение

В освещении музеев происходят революционные изменения. С появлением освещения светодиодами (ОССД) светотехники обрели свободу выбора ИС (ИС), имеющих практически любые спектры излучения. Здесь этот вопрос обсуждается на примере картинных галерей, так как, скорее всего, цвет и цветопередача ИС наиболее важны именно для этой области освещения музеев, где наиболее велика опасность повреждения художественных произведений оптическим излучением. МКО опубликовала два отчёта по вопросу предотвращения повреждения светом выставочных экспонатов [1, 2]. Однако они были опубликованы до начала широкого применения светодиодов (СД) во внутреннем освещении, так что в них нет подробного рассмотрения ОССД. Этот вопрос обсуждался в докладе [3], где, однако, отсутствовало детальное рассмотрение того, какой спектр излучения ИС наилучшим образом подходит для освещения картинных галерей. Более подробно выбор ОССД для музеев обсуждался в недавно опубликованной работе [4].

Ряд появившихся в последнее время публикаций был посвящён модернизации освещения музеев. Если попытаться перечислить требования, предъявляемые к музейному освещению, то придётся учитывать предназначение музеев. Существуют небольшие музеи с небольшим числом экспонатов, например музеи, демонстрирующие наследие художника или традиционное крестьянское искусство. В этих случаях наиболее существенным является образовательный аспект, и важными элементами служат хорошая видимость и приятная зрительная среда. Существуют и многочисленные музеи средних размеров, играющие роль образовательных учреждений, где экспонаты должны привлекать внимание и где важно, чтобы посетитель, направляемый светом от экспоната к экспонату, чувствовал себя как дома. Задачу проектировщика освещения и хранителя музея можно сравнить с работой дирижёра оркестра, когда требуется заново интерпретировать шедевр прошлого, с тем чтобы он был интересен современной публике. Конечно, во всех этих случаях первостепенное значение имеет сохранность произведений искусства.

Однако существует и третья категория музеев, в которых хранятся наиболее ценные достижения человеческой культуры и где, по мнению автора, произведения искусства необходимо демонстрировать в том первозданном виде, в котором авторы хотели представить их публике. Ниже будут приведены некоторые примеры музеев этого типа, а также – являющееся предметом данной статьи и попадающее в эту категорию – освещение Сикстинской капеллы.

Если не вдаваться в подробности, то лишь некоторые из сообщений европейских музеев говорят о наличии в них современного освещения. В парижском Лувре, Мона Лиза Леонардо да Винчи была впервые  освещена семью разными СД в 2005 г. Хотя тогда эта схема освещения была вполне современной, в 2013 г. проектировщики освещения решили её модернизировать, применив 34 СД [5]. Окончательный выбор спектра излучения СД был основан на мнении хранителей музея.

В лондонской Национальной галерее в 2013 г. был осуществлён проект «Улучшение окружающей среды», в рамках которого была проведена модернизация освещения её части [6]. Имеющие цветовую температуру 2800 К лампы накаливания мощностью 100 Вт были заменены на СД-лампы мощностью 14 Вт с коррелированной цветовой температурой (Тц) 3200 К. Интересно, что это сравнительно небольшое увеличение было сочтено хранителями «лучше соответствующим отфильтрованному естественному свету», и, также, по их мнению, «новое освещение заметное усилило восприятие пространства во многих картинах». В то же время, освещённость была снижена со 150 до 130 лк.

Освещение Амстердамского национального музея (Рейксмюзеум)было модернизировано с использованием СД светильников компании Philips, тогда как модернизация освещения Музея Ленбаха в Мюнхене и, совсем недавно, Сикстинской капеллы в Ватикане была осуществлена с использованием новых СД светильников компании OSRAM. Вплоть до этого последнего примера, во всех случаях проектировщики освещения могли разработать лишь предложения по освещению, тогда как последнее слово оставалось за хранителями музеев. И только для Сикстинской капеллы мы попытались разработать схему освещения на основе нового подхода: искусственное освещение с относительно низкой Тц (как этого требовали хранители) должно демонстрировать фрески, по возможности, в тех цветах, в которых их впервые увидели современники.

Читать далее на сайте журнала... 


Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу inet@sveto-tekhnika.ru.
Успехов Вам!

Выпуск подготовила Новикова Евгения
Журнал "Светотехника"


В избранное