Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

И-ПОИСК. Информация. Знание. Моделирование в инф. системах - Понятия. Термины. Определения. Информация. Знание


Понятия. Термины. Определения.

«Мысль произнесенная – есть ложь»

Информация. Знание.

Понятия, подобные таким как «информация» и «знание» очень сложно поддаются категоризации и заданию для них определений. Исследование множества источников дает такое большое количество понятий и определений этих терминов, что подчас они входят в противоречие друг с другом.

А иногда доходит и до абсурда. В одной из защищенных диссертаций (!) была такая фраза: «Информация – это данные, записанные на дискету».

Конечно если не вырывать из контекста, то можно было бы подумать, что имелось ввиду какое-то узкое определение информации в рамках этой диссертации. Возможно …

Одни определения узконаправленны, другие слишком абстракты, третьи требуют для расшифровки понимания очередных терминов, которые затем расшифровываются через первые, получается замкнутый круг.

Пример:

Знание - это информация об объекте. Информация – это описанные каким-либо образом данные, сведения. Сведения – это знания об объекте.

или

знание – это упорядоченная информация.

и пр.

Многие определения давались авторами, которые ориентированы на конкретную область деятельности и специфику, поэтому можно понять их такое представление.

Для чего нужно определение, термин, категория? Как лучше понять и описать категорию? Описывает ли определение сущность объекта? Есть ли сущности, которые невозможно объяснить? А все ли, что можно объяснить является объяснением? …

Оставим эти и подобные вопросы для выпуска, где будем говорить о философских аспектах.

Однако забежим немного вперед и кое о чем скажем. Для того чтобы понять сущности, описанные здесь и далее, недостаточно прочитать и попытаться осмыслить определения и термины, данные различными авторами и в разных источниках. Нужно «войти» в эту область, среду, тему, «прожить» ее, проникнуться сутью всех вопросов, проблем. Иногда на это уходит целая жизнь.

Как ребенок. Ему не объясняют суть вещей терминами и определениями. Он постигает их опытным путем. Потом же, взрослея, он уже не может многие сущности описать с использованием знакомых ему слов, но чувствует ЭТО «внутри».

Что такое лимон? Попробуйте объяснить это человеку, который ни разу не знал, что это такое. Не видел и не пробовал даже подобий лимона. Можно сказать, что это фрукт. Он представит те фрукты, которые знает. Можно сказать, что он – кислый и желтый. Он представит, что он знает о «кислости» и «желтости». И так далее. А если после это он попробует объяснить это другому, также как и он не знающему, что это такое? Все. Потеря сущности.

А если он сам («опытным путем») попробует, увидит, пощупает, «попользуется» и не один раз – он будет иметь уже совершенно другое представление о лимоне.

Все это к тому, что суть вещей не в определениях и понятиях.

Часто ли у вас бывало, что вы понимаете что-то и даже очень хорошо понимаете, но объяснить не можете?

Знание

Попробуйте сперва сами дать определение «знанию», спросите других и сравните в том числе и с описанными ниже понятиями.

Из философии, знание – это объективная реальность, данная в сознании человека.

В классической естественнонаучной парадигме знание рассматривается как нечто незыблемое и постоянное - то, что не зависит от изменяющейся ситуации и является абсолютным (истинным) вне зависимости от диапазона возможных интерпретаций.

Знание – содержание мышления об объектах.

Знание – продукт общественной и духовной деятельности людей, а также идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека.

Знание – мыслительное или сознательное утверждение чего-нибудь таким, каково оно есть в действительности.

Знание – это вера, не подвергаемая сомнению. В основе знания лежит вера. Все, что мы знаем, - это то, во что мы уверовали.

Знание – это не объект и не вещь. Знание – это единство знающего с знаемым.

Знание – не есть мышление или сознание.

Все люди пользуются знанием, но мало кто задумывается, что такое ЗНАНИЕ.

Знающий может и не знать того, что он знает нечто.

Про знание всегда можно сказать, что оно «о чем-то», знание об объекте, о среде, о процессе.

Знание несомненно связано с субъектом, человеком. Нет знания без человека. Знание – для человека. Без субъекта знания нет знания субъекта.

Природа знания такова, что реальные знания (сущность) об объектах, субъектах, процессах и т.п. невозможно полностью описать, да и не нужно.

Знания формируются по мере необходимости и востребованности кому-либо.

Знание связано с сознанием через познание.

Природа знания также будет рассмотрена в отдельной теме. Также там будут рассмотрены динамичный и статичный характер знаний, источник знания, достоверность знания и вероятность достоверности знания, «кусочное знание и др.» В какой-то степени это пересечется с темой «Математика знания».

Другие понятия, определения и термины «знания» будут даваться по ходу раскрытия темы.

Информация

Информация и знание – во многом понятия-близнецы. Для многих людей - это одно и то же. Некоторые определения «знания» можно применить к определению «информации» и наоборот.

Однако эти термины существуют независимо друг от друга. Значит и используются для описания разных категорий.

Информация. От латинского "informatio" - "разъяснение", "изложение".

Из истории. Вначале под словом «информация» подразумевали: «представление», «понятие», затем «сведения», «передача сообщений». В последние время применяют - «мера определенности в сообщении» (из теории информации К.Шеннона).

Информация - смысл данных, факты или понятия, представленные данными ("Словарь по информатике", Минск, "Университетское", 1991)

Информация - это содержание сообщения, сигнала, памяти, а также сведения, содержащиеся в сообщении, сигнале или памяти. "Информатика - энциклопедический словарь для начинающих. (М., "Педагогика-Пресс", 1994)"

Информация - это самые разнообразные сведения, сообщения, известия, знания и умения". Академик Российской АН Д.А. Поспелов

Информация - это атрибут материи, обладающей свойством отражения. "Информация - это отраженное разнообразие (А. Д. Урсул)

Информация - это условное разнообразие, появляющееся как продукт и в то же время как составная часть саморегулируемых систем

Информация есть "самовыражение" окружающего нас мира в знаках и сигналах.

Информация – не ВЕЩЕСТВО и не ЭНЕРГИЯ.

Информация связана с пониманием знания.

Спорно. Скорее информация – это еще не понятое знание

Информация - это то, что открывается при взаимодействии человека с данными с привлечением знания, которым он обладает.

Информация – в понятиях «Теории информации» К. Шеннона. Где существуют такие свойства информации, как «количество информации», «источник и приемник» информации, «потеря информации» и т.п.

Информация – для человека. Для объектов и субъектов без сознания «информация» не имеет смысла.

впрочем наверное как и «знание»

Информация – это знание.

Знание – это более широкое понятие, чем информация. Информация – это то, чем объясняют, излагают знание. Знание существует «раньше» информации. Информация возникает тогда, когда необходимо объяснение, выражение, передача, сохранение, кодирование знания.

Информация есть "выражение" окружающего нас мира в знаках и сигналах.

Знание напрямую человеку недоступно, оно представляется всегда в виде информации, т.е. в виде представления (кодирования, сигнала) знания.

Информация - это оформленное знание.

В мышлении человек больше приближен к знанию, к пониманию «сути вещей». Но как только он пытается эту суть изложить, показать, объяснить (то получается информация), то для других эта суть, «сущность» теряется: «Мысль изреченная – есть ложь».

Как правило говорят: «передача и прием информации», «фиксация информации на материальном носителе», «уничтожение информации» (хотя это скорее уничтожение носителя информации), и не говорят того же про знание.

Если вы заметили, то для того, чтобы понять сущность любого «предмета», в данном случае «знания» и «информации», применяются приемы описания их свойств, характеристик, качеств, атрибутов.

Сущность «знания» и «информации» можно постичь по таких характеристикам и качествам, как неделимость, целостность, динамичность, непрерывность, достоверность, погрешность, вероятность, «отсутствие информации – тоже информация», неучтожимость и др.

 

Напоследок задумайтесь над следующим

Понимание знания – уменьшает количество информации.

 

Не претендую на подтверждение правильности или неправильности описанных выше понятий. Показываю лишь многообразие мнений и представлений.

 

Для чего нам дальше нужно будет понимание сущностей «информации» и «знания»?

- для моделирования знаний, информации в информационных системах,

- для нахождения нужных методов моделирования разной информации, знаний,

- для понимания и правильного создания хранилищ информации

- для разработки более качественных информационных и автоматизированных систем

и не только …


С уважением

Сергей


В избранное