В последние месяцы в Интернете все чаще возникает одна и та же тема - форумчане гневно обсуждают неадекватную езду автомобилей с номерными знаками Литовской Республики. А именно, старые иномарки из Европы с литовскими номерами, не боясь, нарушают ПДД.

Наткнувшись сразу на несколько тем по обсуждению данной проблемы, появление здорового интереса не заставило себя долго ждать. Впрочем, долго искать не пришлось - как выяснилось, достаточно просто вбить в строке поиска Google "машины с литовскими номерами". Количество ссылок, выползающих по запросу, огромное и по каждой из них разгорается спор. Да что Интернет, можно просто выехать на московские дороги - парочка нужных автомобилей точно встретится.

Не секрет, что в столице можно часто увидеть машины с номерными знаками другого государства, будь то Литва или Дания, Белоруссия или даже Великобритания. Однако только в случае первой страны водители транспортных средств позволяют себе хамство на дороге - не пропустить в соседний ряд, подрезать, нарушить скоростной режим. Судя по описанным в Сети проблемам и собственному опыту сотрудников редакции, сложилось впечатление, что имея номерные знаки литовского происхождения, водитель не боится наказания со стороны российской ГИБДД.

Что интересно, управляют такими машинами, в основном, совсем не этнические уроженцы Литвы - высокие голубоглазые блондины, а гости из ближайших к России южно-азиатских стран. В самой Литве-то таких встретишь не часто.

По слухам, приезжие и желающие поработать в России представители иностранных государств с юга нашли новый способ обогатиться. Вероятнее всего, существует некая схема, согласно которой кто-то неведомый регулярно (то есть раз в полгода) должен гонять такие машины на родину и возвращать обратно в Россию. Хотя, скорее всего, этого не происходит, а бюрократические таможенные вопросы решаются немного иным, "исконно российским" коррупционным, путем. А гости столицы берут такой автомобиль в аренду и, не боясь гнева гаишников, нагло рассекают по городу.

"ехал на работу сейчас у трех вокзалов подрезал меня бомбила на старым опеле с литовскими номерами, потом из окна высунулась рука с извиняющемся жестом , ну тут я вооще обалдел- рука черная . Негр за рулем", - пишет пользователь константин-64 на форуме клуба Renault Sandero (орфография автора сохранена).

Автомобили с пробегом в Прибалтике стоят намного дешевле, чем в России. Но неужели настолько, что выгодно таскать их в нашу страну через таможню каждые полгода? Согласно российскому законодательству, именно шесть месяцев такая машина может находиться в России без "растаможки". Есть и другой нюанс. Так как замеченные за рулем машин с литовскими номерами азиаты обычно не являются гражданами России, то они могут ездить по нашей стране на машине с иностранными номерами по доверенности, чего граждане РФ сами сделать не могут. Доверенность им якобы выдают граждане Евросоюза-владельцы автомобилей. С такими ограничениями снова возникает очевидная догадка о нелегальном бизнесе перевозок таких автомобилей и сдачу их в аренду на территории РФ.

На самом деле в соцсетях есть целые группы и сайты, где можно заказать автомобиль из Литвы по его европейской цене, плюс 1500 евро (60 тысяч рублей) за оформление документов и доставку. Схема такая: выбираете автомобиль на сайте, перекупщик привозит его в Россию, делая временный ввоз, оформленный на самого заказчика. Каждые три месяца временный ввоз продлевается, стоит это 3 тысячи рублей. Машина должна ездить только по территории РФ. Прилагается к автомобилю и пакет документов: ТО, ПТС, доверенность (машина стоит на учете на гражданине Литвы). Гарантии предлагаются в виде расписок, заверенных у нотариуса. Для граждан СНГ такая схема вполне себе законна, но перекупщики предлагают похожую схему и для россиян, правда, документы в этом случае поддельные. Вот, что предлагает один из таких сайтов:

Для гостей России купить автомобиль по такой схеме в разы дешевле, чем покупать машину в нашей стране. Например, "семерка" BMW 1994 года обойдется в 170 тысяч рублей, а 3-литровую Audi A6 2004 года можно купить за 400 тысяч. В этих же группах и на специальных сайтах указано, что для граждан России стоимость оформления автомобиля по генеральной доверенности составляет 400 евро, а вот для граждан СНГ - всего 100 евро.

Бизнес этот "серый" и, похоже, касается по большому счету номерных знаков из Литвы (видимо, схема налажена, ведь то же самое можно проделать и с Латвией, и с Польшей, но этого не происходит) и настолько хорошо спрятан, что в российской ГИБДД о нем и понятия не имеют.

"Такой проблемы нет! Машины с литовскими номерами могут находиться на территории РФ без таможенного досмотра 6 месяцев. Их допуск осуществляется через границу, к нам вообще никаких вопросов. Я никакого увеличения серьезного литовских номеров не замечаю. И как проблему этот вопрос рассматривать вообще не стоит", - считает заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России генерал-майор милиции Владимир Кузин.

Вторит ему и столичная ГИБДД. "Нельзя сказать, что стало больше литовских номеров. Их столько же, сколько белорусских или любых других. Никаких опасений по этому поводу у нас нет. И ни о каких нелегальных схемах мы не слышали. Все автомобили, которые нарушают ПДД в Москве, штрафуются инспекторами, независимо от того, из какой они страны", - заявил представитель пресс-службы ГИБДД Москвы Максим Галушко.

Правда, правоохранитель отметил, что чаще всего за рулем таких автомобилей встречаются все-таки лица не славянской внешности, но и это никаких опасений пока у ГИБДД не вызывает. Ведь документы, судя по всему, в порядке. А проверить, например полис ОСАГО на посту на подлинность нельзя. Хотя стоит только копнуть, Интернет кишит историями о ДТП с такими машинами и поддельными документами. В итоге москвичи не просто страдают от хамства виновника на дороге, но и попросту не могут починить машину по страховке.

А теперь самое интересное. Что касается столицы, то за последний год количество камер видеофиксации в городе сильно выросло, а вот число гаишников на дороге сократилось. Благодаря этому казна государственная стремительно пополняется оплаченными штрафами. Более того, ГИБДД стремится по максимуму избавить водителей от общения с инспекторами. Первые же стараются реже нарушать правила дорожного движения. Но, не все. И кто бы мог подумать, что именно автомобили с литовскими номерами совсем не опасаются техники и "писем счастья", слать-то, как оказалось, некуда.

"Этот вопрос сейчас прорабатывается. Камеры видеофиксации пока не фиксируют нарушения, совершенные автомобилями с номерными знаками из других государств, в том числе и из Литвы. Но работа в этом направлении ведется", - пояснил сотрудник столичной ГИБДД.

Вот и ответ. Получается такой автомобиль эдакой "темной лошадкой". Кого-нибудь собьет или нарушит что, и не найдешь его вовсе. Купить в Прибалтике за копейки, выписать доверенность, перевезти в Россию - и бомби на здоровье (а то и просто приди в "левую" компанию и возьми в аренду, главное чтоб деньги были). С одной стороны - все просто.

С другой стороны - правоохранители этой проблемы не видят. А, может быть, уже пора? Пока чего похуже штрафов за превышение скорости и езду по выделенкам не стряслось.