Немецкий автопроизводитель, некогда из года в год соперничавший с конкурентами за первое место на авторынке мира, переживает системный кризис. Который может стать началом конца этого столпа автопрома.

Недавно VW объявил о запуске крупнейшей в своей истории программы сокращения расходов. Прежде всего, немцы намерены сэкономить в течение 5 лет 1 млрд. евро путем сокращения срока разработки новых моделей с 50 до 36 месяцев. За счет уменьшения вдвое количества тестовых машин-прототипов, в бюджете компании должно сохраняться еще по 400 млн. евро в год. Дополнительно 320 млн. евро даст сокращение сроков подготовки производства новых моделей. Реорганизация бизнеса послепродажного обслуживания принесет концерну более 250 млн. евро в год.

Эти и ряд других мер, включая сокращение персонала, позволят концерну, как ожидается, сберечь в общей сложности более 10 млрд. евро. Чаще всего столь масштабные шаги предпринимаются, когда компания оказывается в экономическом тупике: руководство понимает, что дальше двигаться привычным курсом смерти подобно, но не может свернуть с проторенной дорожки, ведущей под откос.

Одно из объяснений происходящего связано с глобальным трендом на электромобилизацию ведущих авторынков планеты, в который, как ни странно, у Volkswagen не получается вписаться.

Неприятности у германцев начались в 2019 году. Тогдашний глава Volkswagen Герберт Дисс понимал, что сохранить позиции на ключевых мировых авторынках — США и Китая — можно, лишь участвуя в гонке производителей электротранспорта. VW к тому моменту уже имел собственную электрическую платформу MEB: сейчас на ней построены модели ID.3, ID.4, ID.7.

Однако уже тогда было понятно, что эта линейка не совершенна и следует идти по пути Tesla: превращать электромобиль в компьютер на колесах. В итоге была принята корпоративная концепция программно-определяемого автомобиля (SDV) и основана дочерняя компания Cariad, которая должна была разработать ПО для полностью электрических авто, производимых всеми брендами Volkswagen Group. Но до сих пор, за 5 лет, рабочий продукт у Cariad так и не смог родиться.

Что привело к задержке внедрения архитектуры Premium Platform Electric (PPE): электромобили Porsche Macan EV, Audi Q6 e-tron и Audi A6 e-tron, включая их аппаратное обеспечение, готовы к производству, а программ для них до сих пор нет.

За такой «факап» Дисса выперли с поста руководителя VW. И новое руководство концерна заморозило все его проекты, включая строительство огромного завода электромобилей в Вольфсбурге. Параллельно Volkswagen Group остановила разработку всех электромобильных платформ.

Отказ от разработки электрокаров в то время, когда другие автопроизводители активизируют свои усилия в этой области грозит тем, что VW будет вытеснен с основных рынков конкурентами. Продажи электромобилей Volkswagen быстро падают. Причем как в Европе, так и в Китае, на который приходится 40% мировых продаж группы.

Потеря этого рынка — очень плохая новость. Особенно на фоне того, что продажи электромобилей марки в Европе выглядят не намного лучше. Что уже привело к недавним остановкам производства на основных заводах компании. На таком фоне недавнее решение Volkswagen инвестировать в китайского производителя электрокаров Xpeng Motors выглядит, как пожарная мера. Без гарантий получения от нее положительного эффекта.

Оценивая происходящее, ряд американских и европейских экспертов называют шаги, предпринимаемые руководством VW, «перестановкой шезлонгов на палубе тонущего Титаника». Что в переводе на русский означает: Volkswagen уже мертв, просто пока не знает об этом.