Шестой этап чемпионата мира «Формулы-1» стартовал в Монте-Карло свободными практиками. Почему в Гран-при Монако на шинах появились новые фиолетовые ободки, на что может рассчитывать Даниил Квят и какова цена ошибки в гонках по городским улицам?

Закончилась пауза между этапами «Формулы-1», которая в этот раз оказалась не такой длинной, как обычно. Виной тому — раннее начало гоночного уикенда в Монако, где свободные практики проводятся уже в четверг, а в пятницу вечером местные жители получают возможность пользоваться городскими улицами, пока пилоты участвуют в различных мероприятиях.

Кроме того, от телевизионного ока ускользнули несколько дней, на которые команды задержались в Испании, чтобы провести первые в этом году сезонные тесты. В недавнем прошлом они были запрещены, но вернулись в календарь в 2016-м под давлением команд и производителей шин из «Пирелли».

Заезды пришлись особенно кстати Даниилу Квяту, который получил возможность провести дополнительное время за рулем болида «Торо Россо», не отвлекаясь при этом на необходимость показать какой-либо определенный результат или на давление соперников.

«Мне удалось проехать большую дистанцию, что было важно. Это был отличный день, поскольку я получил дополнительное время для работы с болидом и теперь чувствую себя гораздо увереннее за рулем STR11», — поделился своими ощущениями Квят.

Гран-при Монако — особенный этап календаря чемпионата мира «Формулы-1», который проводится с 1929 года, причем с 1955-го — без перерывов, и входит в число наиболее значимых.

Достаточно вспомнить, что для завоевания «Тройной короны» (неофициального, но чрезвычайно значимого достижения в мире автоспорта. — «Газета.Ru») необходимо за карьеру одержать победы в трех наиболее престижных гонках: помимо заездов в Монте-Карло, это «Инди-500» и «24 часа Ле-Мана». И такое удалось лишь одному пилоту за всю историю — двукратному чемпиону мира «Формулы-1» британцу Грэму Хиллу в начале 70-х.

Трасса в Монте-Карло является самой сложной в календаре чемпионата, ведь узкие городские улочки, перекрытые ради проведения этапа, не прощают ни малейшей ошибки — болид сразу оказывается в отбойнике, а пилот завершает свое выступление.

Тяжело и просто сохранить концентрацию на протяжении гонки — длинных прямых, где пилот мог хотя бы на секунду расслабиться, на этапе нет совсем, а повороты, каждый из которых обладает собственным названием, разительно отличаются друг от друга: присутствуют и быстрые шиканы, и медленные шпильки, а также слепые повороты с перепадом высот, для которых требуется максимальная прижимная сила.

Городская трасса Монте-Карло — одна из наиболее аварийных, а обгоны здесь чрезвычайно сложны. Особое значение имеет квалификационный результат — сохранить свое место гораздо проще, чем отвоевать позицию впереди.

И впервые в гоночном уикенде «Формулы-1» в Монако используются новейшие шины «Пирелли» с самым мягким составом резины — UltraSoft, обозначенные непривычным фиолетовым ободком.

Уровень сцепления покрышек настолько хорош, что позволяет показать невероятно быстрое время (преимущество, по оценкам «Пирелли», составляет около секунды на круге), но лишь в самом начале использования комплекта — изнашиваются шины тоже быстрее, чем все остальные составы. При этом нужно помнить, что в Монако нагрузка на резину минимальна, а вот лишний пит-стоп вполне может отправить гонщика в трафик, из которого будет крайне сложно выбраться.

За счет того, что лишь чуть более 40% дистанции проходятся с вжатой в пол педалью газа, трасса является наименее требовательной к моторам, а на первый план выходит удачная конструкция шасси и аэродинамика.

Свой шанс получают команды, которым не хватает мощности силовой установки на других этапах — так, в 2014 году свои единственные очки за всю историю выступлений в «Формуле-1» завоевала команда «Маруся» усилиями Жюля Бьянки, скончавшегося позднее из-за последствий трагической аварии на Гран-при Японии.

За последние 10 лет победителем гонки становился обладатель поула. В 2016 году сюрприз может подкинуть погода: сессии в четверг прошли по сухой трассе, под солнцем пройдут и заезды в субботу, а вот в воскресенье метеорологи обещают дождь и грозы во второй половине дня — пойдет ли ливень до, во время или после гонки, мы узнаем уже скоро.

Две свободные практики, прошедшие в четверг, показали, насколько сильны на медленной трассе «Ред Булл», а также дали пищу для размышлений стратегам команд. Оказалось, что UltraSoft хотя и изнашивается быстро, но все же позволяет проехать дистанцию в более чем 20 кругов.

«Решится ли кто-либо из гонщиков отказаться от варианта с единственным пит-стопом, который оказывался выигрышным в четырех из шести предыдущих Гран-при Монако?

— задается вопросом руководитель автоспортивного подразделения «Пирелли» Пол Хембри. — Командам предстоит проанализировать немало данных, чтобы принять окончательное решение по стратегии уже к субботней тренировке, но из-за нестандартного перерыва в пятницу состояние асфальта в тот момент может оказаться совершенно иным».

Сможет ли воспользоваться преимуществом Даниэль Риккардо, возглавивший протокол во второй тренировке? Австралиец выступает в Монако с обновленным двигателем «Рено» (новинка досталась лишь ему, а Макс Ферстаппен проводит уинкенд со старой версией силовой установки) и уверенно возглавил протокол после обеда в четверг.

«Обновленный мотор немного помог, но и наше шасси на этой трассе весьма эффективно, так что сегодняшний результат — следствие обоих факторов. Уверен, к квалификации и гонке в «Мерседес» заметно прибавят, но я все-таки надеюсь остаться впереди, — не сомневается в успехе Риккардо. — Если погода не изменится, нам не придется существенным образом менять настройки, так что цель — поул и победа!»

Многие из пилотов неверно выбирали точку торможения после стартовой прямой в «Сен-Девот», а вторым по популярности местом для ошибки стал выход из тоннеля, где небольшая кочка мешает гонщикам сбросить скорость перед шиканой.

Трагически могла закончиться первая сессия свободных заездов, когда отломившаяся крышка дренажного люка проколола колеса Нико Росберга, а затем на мелкие осколки разнесла переднее крыло Дженсона Баттона.

Лети этот обломок на чуть большей высоте — можно было бы начинать рассуждения о необходимости срочно вводить «гало» или «защитный экран».



«Люк разболтался и сломал мое переднее крыло, подвеску, тормозной проток и днище. Обычно стандарты безопасности здесь весьма высоки, но повторения такого инцидента мы бы не хотели — повезло, что люк остался довольно низко над землей», — сохранял хладнокровие Баттон, которому обломок мог попасть прямо в шлем.

К счастью для гонщиков, все закончилось благополучно, а завершившуюся под красными флагами сессию в итоге выиграл Льюис Хэмилтон, опередивший и напарника, и «Феррари» Феттеля, и оба болида «Ред Булл».

Стабильно быстрое время показал в обоих заездах россиянин Даниил Квят на «Торо Россо», ставший шестым утром и пятым вечером. Похоже, что трасса в Монте-Карло подходит не только старшей команде «быков», но и их младшему коллективу.

«Продуктивный день, мы узнали много нового. К примеру, гонщики работали с разными комплектами шин и собрали большое количество данных, — сообщил старший гоночный инженер «Торо Россо» Фил Чарльз. — Теперь нам предстоит поработать над тем, как добиться максимального результат в квалификации — нам нужно подобрать правильное время, когда выпустить пилотов на трассу, чтобы избежать трафика, на который они жаловались сегодня».

Если Квят продолжит штамповать подобные времена, а никто из конкурентов — особенно «Феррари» и «Уильямсов», проваливших практику, — не сможет заметно прибавить, то россиянин вполне может рассчитывать на заветные очки.

Главное — справиться с трафиком и напряжением в квалификации, а затем уверенно стартовать и без происшествий пройти первый поворот.

Одним из нововведений сезона должен был стать запрет на выбор пленок с визоров шлемов пилотов — руководство «Формулы-1» беспокоилось, что они могут попасть в воздухозаборники идущего позади болида. Однако в ходе этапа в Монако стало известно, что запрет вводить не станут — как и с новым форматом квалификации, от этой идеи было решено отказаться.

«Поговорив с пилотами, я решил, что для них опаснее будут попытки разместить пленку в кокпите, чем то, что она попадет на трассу. Учитывая это, я решил положиться на здравый смысл и попросить пилотов сократить количество используемых пленок до абсолютного минимума», — сообщил делегат FIA и гоночный директор «Формулы-1» Чарли Уайтинг.

Напоследок нельзя не поделиться кадром, сделанным сегодня во время свободной практики (слева), и снимком, сделанным в том же месте несколько лет назад (справа). Все меняется, «Формула-1» в том числе, а как говорил один футболист: «Ваши ожидания — это ваши проблемы».

Торможение после стартовой прямой в «Сен-Девот», разгон и подъем в гору в «Бо Риваж», знаменитый «Казино» и самый медленный поворот сезона — шпилька «Гранд-отель». Спуск в «Мирабо» и «Портье», проезд по тоннелю и выезд на набережную с припаркованными у причала яхтами, с которых за гонкой будут наблюдать многие любители роскошной жизни, — все это ждет нас в ближайшие выходные.

Третья свободная практика начнется в субботу в полдень, а уже в три часа дня пит-лейн откроется для старта квалификации. Гонка Гран-при Монако «Формулы-1» пройдет в воскресенье, 29 мая, и начнется в 15.00 по московскому времени. «Газета.Ru» проведет онлайн-трансляцию решающих заездов.