Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) подвела итоги 2016 года. Топ основных событий возглавили введение «налога на Google», принятие «пакета Яровой» и блокировка LinkedIn. Среди основных трендов развития российского сегмента сети интернет эксперты отметили его «мобилизацию».

В целом среди 25 главных трендов года, которые выделили опрошенные Российской ассоциацией электронных коммуникаций к конференции «Рунет: итоги года – 2016» эксперты, встречаются достижение интернет-экономики 2,4% ВВП, восстановление рекламного рынка, мобилизация, e-commerce, подготовка «дорожных карт» по развитию интернета вещей и другие события.

Однако большое внимание игроки рынка уделили правовым вопросам и работе с государством.

Топ главных событий по версии РАЭК возглавили принятие закона о введении НДС для зарубежных компаний («налог на Google») и пакета антитеррористических поправок («пакет Яровой»), а также первую масштабную блокировку за неисполнение закона о хранении персональных данных на территории России (LinkedIn).

Открывая мероприятия, директор РАЭК Сергей Плуготаренко традиционно назвал прошедший год сложным и добавил, что приходилось работать больше, чем обычно, в области обсуждения законов.

Специалисты Института исследования интернета (ИИИ) для РАЭК подготовили дайджест законодательных инициатив за 2016 год. Эксперты отметили, что по числу резонансных правовых норм, касающихся регулирования рунета, текущий год конкурирует только с 2013-м.

В 2016 году многие законопроекты, по мнению аналитиков, было сложно однозначно оценить положительно или отрицательно. В связи с этим 37% получили оценку «неоднозначно». Эксперты связывают это с большим количеством отсылочных норм и неясностью будущего правоприменения предлагаемого или принятого регулирования. К таким, в частности, относится закон, за которым стоит депутат Ирина Яровая.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин в ходе «Итогов года» назвал принятие так называемого пакета Яровой примером неуспешного сотрудничества государства с отраслью. Депутат полагает, что из-за несогласованности с индустрией документ ждут дополнительные законодательные корректировки со стороны исполнительных органов власти, так как «проблема дошла и до президента».

«Если бы диалог с индустрией был бы проведен, то многих рисков и сложностей можно было бы избежать», — добавил Левин.

В свою очередь интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев более категорично высказался об итогах 2016 года, заявив, что «государство не научилось слышать» IT-отрасль.

Тенденцию по принятию регулирующих разные сферы интернета законов уполномоченный по вопросам интернета сравнил с игрой в «Мафию», в которой игроки по очереди «отстреливают» тех, кого «не жалко».

«Мы не разговариваем с государством, мы защищаемся и смотрим, кто кого съест», — заключил Мариничев. Эксперт также заявил, что, по его ощущениям, в 2017 и 2018 годах ситуация будет только усугубляться.

Рунет мобилизовался на четверть

Говоря о позитивных трендах 2016 года, аналитики выделили мобилизацию рунета. Данные РАЭК, которая впервые подробно подсчитала данный сегмент, свидетельствуют, что в России на мобильный интернет приходится около 25–30% от общего объема цифрового рынка.

В частности, влияние было заметно по таким направлениям, как разработка сайтов, разные виды рекламы, контент-маркетинг, онлайн-тревел, онлайн-ритейл, услуги, игры, контент.

Эксперты в ходе мероприятия «Итоги года» традиционно назвали мобильный интернет одним из главных драйверов развития цифровой экономики.

По данным РАЭК и Mediascope (бывшая TNS), 62 млн россиян являются пользователями мобильного интернета. Важным моментом является и тот факт, что, согласно статистике Liveinternet за июль – сентябрь 2016 года,

62% трафика российского сегмента сети интернет приходится на смартфоны и планшеты.

Помимо прироста онлайн-аудитории в первую очередь за счет мобильных технологий эксперты выделяют и влияние на e-commerce. По итогам 2016 года каждые две из пяти покупок, включая билеты и еду, совершены через смартфоны и планшеты.

Кроме того, как выяснили аналитики, Россия является пятым в мире рынком по числу скачиваний мобильных приложений. При этом данному сегменту еще есть куда развиваться. Главный аналитик РАЭК Карен Казарян обращает внимание, что реклама в мобильных версиях сайтов и приложений пока еще не устоялась, а стоимость клика или показа остается очень низкой.

«Предстоит многое сделать, чтобы мобильные платформы стали приносить такие же деньги, как десктоп», — подчеркнул спикер.