Надо отметить, что самое полезное в книжке Джейн Хокинг — это название, поскольку оно единственное не вводит никого в заблуждение (чем не могут похвастаться ни оригинальное, ни переводное название фильма). Да, есть такой довольно популярный жанр «мемуары жён» великих, в данном случае, учёных, в которых они рассказывают всему свету, какой это ад и какие они молодцы, что с честью через него прошли.

Попутно на читателя выливается некоторое количество слёз и соплей в печатной форме, книжка же оказывается не столько про великого учёного (ради чего, в теории, всё и затевалось), сколько про страдания главгероини, которую в итоге никто не ценит. Занавес. В отечественной традиции такого рода эпистолярная мылодрама вертелась в своё время вокруг жены академика Ландау Конкордии, которая и сама написала книжку, а потом ещё её поправили возмущённые свидетели отдельной эпистолой, в общем, такой девичий роман с продолжением.

Джейн Хокинг стараниями своего редактора (эти книжки обычно пишутся не самолично) ни на йоту не отходит от этого канона, за одним нюансом, если Ландау в итоге всё-таки остался с Корой, забыв про своих промискуитетных аспиранток ввиду аварии и в итоге, несмотря на героические усилия коллег, а также советских медицинских светил, преждевременно скончался, то Хокинг со своим диагнозом сумел справиться, и в настоящий момент успешно развёлся уже со второй женой. То есть как минимум огульно делать из себя неблагодарную скотину при живом себе не позволит.

Да и авторам фильма в высшей степени скучно следить за Джейн, им важен Хокинг, так что разводить на весь фильм заламывания рук и размазывания соплей они не стали. В фильме есть и кой-какая наука (правда, Зельдович превратился в некоего Халатникова, а Прескилл с Саскиндом вообще куда-то делись) в лице постоянно маячащих в кадре Торна, Сиамы и немного Пенроуза, несколько раз даже пишут какие-то формулы, а также рисуют сингулярность (тут фильм угадал, после Нолана это слово выучили все). Однако материал есть материал, вся высоколобая материя, в которой Джейн понимает не лучше Коры, быстро иссякает, и на выходе остаётся лишь Хокинг-колясочник, который сначала был таким романтичным, а потом стал невыносим.

Так что, начиная с постановки диагноза и появления в кадре первых детей кино про Хокинга немедленно встаёт на рельсы самолюбования Джейн, какая, мол, я несчастная и какая тяжёлая у меня жизнь. Словно и не было вокруг Хокинга постоянно толпы студентов, словно и не мотался он круглогодично по конференциям (разумеется, без Джейн), всё выглядит так, будто физик перестал быть физиком, зато крепко присел жене на шею, и денег в доме ни гроша, и колясочку катать кроме неё некому, и времени защитить пиэйчди по средневековой поэзии совсем не остаётся — сплошные пелёнки и медицинский запах в доме.

В общем, полная безнадёга. Хорошо, в кадре появляется героическая мама (мама плохого не насоветует, это знает каждая куриц… эээ… жена физика-теоретика) и отправляет на хор. Мол, там, благорастворение воздухов, нижнее «ля» и вообще церковь же, никакого разврата.

Когда новый «друг семьи» настолько намозоливает глаза коллегам и студентам, что даже самому Хокингу приходится вступиться за излишне пристрастившуюся к хоровому пению жёнушку, заодно успешно народив ей третьего ребёночка, не вставая с коляски (тут зрительницы в зале начинают смотреть на улыбчивого профессора уважительно), тут с мил-дружком приходится уже всё-таки расстаться, а для вящей убедительности изобразить в кадре негодяйскую разлучницу, лестью и коварством пробравшуюся к телу, мол, «никогда не видела такого умного мужчину». Ах ты ж стерва крашена! — хором восклицают зрительницы в зале.

В общем, на вынос тела оказывается, что Хокинг резко разбогател на книжках («Я продал больше книжек про физику, чем Мадонна про секс») и сделал жене ручкой, напоследок скрасив расставание репликой про детей, мол, смотри, что мы создали.

А как же физика, чёрные дыры там, космология? А почти и никак. Автор ничерта в этом не понимает, а потому несёт изрядную ахинею про «элегантные формулы» (Хокинг вообще не любит формулы, предпочитая действовать на поле «мысленных экспериментов»), «общую теорию всего» и прочий маловнятный околонаучпоп, рядом с которым детский «Джордж и тайны вселенной» Хокинга выглядит полноценным научным трактатом. Да и неинтересно это автору, поскольку это совершенно не вписывается в каноны слезоточивой мелодрамы с перевоплощением, за которые часто дают «Оскары», но которые редко бывают хоть сколько-нибудь осмысленны.

В результате, если забыть про обидки «брошенной жены», которая «на него лучшие годы потратила, а он», то на выходе самой достоверной оказывается та самая сцена знакомства, в которой «кулёк пришёл на физтех цеплять парней». Вот эт да, тут есть и прочувствование материала, и достоверность, и даже некая сермяжная правда.

Автор: Роман Корнеев