Получили долгожданное повышение? Поздравляем! И предлагаем сразу разобраться с некоторыми из эмоций, которые вы можете испытывать первое (или долгое) время на новой позиции, — со страхом, тревогой и даже виной. Справиться с ними и закрепиться в приобретенном статусе помогут приемы из когнитивно-поведенческого подхода.

Любые карьерные изменения — это стресс, а в случае перехода на более высокую должность возникают еще и дополнительные тревоги: «А смогу ли я?», «Как оправдать доверие руководства и обеспечить выполнение ключевых показателей?», «Как выстроить отношения с подчиненными и завоевать их авторитет?». Особого внимания заслуживают сложности при переходе на руководящую позицию на текущей работе, когда нужно перестраивать уже устоявшиеся роли и отношения.

Предлагаю рассмотреть рабочие ситуации, которые возникают при переходе на новую должность, через когнитивно-поведенческий подход в коучинге — он является научно-доказательным и базируется на принципах когнитивно-поведенческой терапии. В основе подхода лежит модель АВС Aльберта Эллиса, где A — активирующее событие, B — наши мысли, интерпретации этого события, С — наши реакции на него в виде эмоций, физиологических проявлений тела, поведения.

КАК ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА РЕЗУЛЬТАТ

Напряжение, страх, тревога, стыд, вина и другие нефункциональные эмоции как ответ на первые сложности на новом месте влияют на действия, которые мы совершаем под влиянием этих эмоций, а действия влияют на результат. Нефункциональными считаются такие эмоции, которые мешают достижению цели и желаемого результата — в нашем случае адаптироваться в новой должности и чувствовать себя уверенно.

Согласно модели ABC, эмоции возникают в ответ на мысли и убеждения, возникающие в той или иной ситуации. Например, нам необходимо делегировать задачу и проконтролировать ее выполнение в срок. Если мы никогда этого не делали, то вполне вероятно, что появятся страх и тревога. Как мы поступаем под их влиянием?

Наше поведение в условиях стресса сводится к автоматическим реакциям «Бей! Беги! Замри!»

Можно несколько раз за день «дергать» сотрудника, спрашивая, на какой стадии находится задача — тем самым создавать напряжение и не позволять ему спокойно работать. Можно отдать поручение и буквально «забыть» о нем, опасаясь столкнуться с реальным ходом выполнения. А можно «замереть» — растеряться, что кому и как делегировать, и откладывать принятие решения.

Подобных ситуаций на новом месте возникает масса: к примеру, первый доклад с презентацией перед высшим руководством, совещание, донесение разной, иногда не самой приятной информации до команды.

КАКАЯ СТРАТЕГИЯ ПОМОЖЕТ ВЗЯТЬ СИТУАЦИЮ ПОД КОНТРОЛЬ

Помните, что наше поведение зависит от эмоций и что действия из нефункциональных эмоций не ведут нас к цели — или ведут очень окольными и энергозатратными путями.

Предположим, вам впервые нужно выступить в новой должности с докладом на совещании. Вы испытываете страх и тревогу, тело реагирует учащенным сердцебиением, потливостью, в груди что-то сжимается. На уровне действий вы словно «замираете» и никак не можете приступить к подготовке доклада. Уже и сроки поджимают, отчего еще больше нарастает напряжение. Можно, конечно, и в таком состоянии подготовить доклад и выступить, но будет ли это выступление эффективным, будет ли оно работать на вас и вашу цель?

1. Выявите мысли, которые запускают нефункциональные эмоции

Для этого задайте себе следующие вопросы:

Что я сейчас чувствую? (например, страх)

Какие мысли вызывают этот страх?

Что я думаю сейчас о себе, о людях, о мире?

Как правило, мысли у разных людей в таких ситуациях похожи: «Я не справлюсь. Все поймут, что я недостаточно хорош для новой роли. Они обнаружат, что я не тот, кто нужен на этом месте. В итоге я провалю доклад и меня уволят, зачем я только согласился».

2. Найдите доказательства (не)верности своих рассуждений

Какие есть факты «за» эти мысли? Как правило, их найти сложно. Если такие факты есть, то это конкретные ситуации в прошлом, которые не стоит переносить на все похожие ситуации в настоящем и будущем. А какие факты «против»? Важно найти реальные доказательства того, что вы умеете четко, лаконично доносить свои идеи. Наверняка такие факты есть: если вам уже доверили новую должность, значит есть за что.

3. Оцените пользу своих мыслей

Насколько выявленные мысли помогают достичь цели — закрепиться в новой должности? Насколько помогают завоевать авторитет у руководства и команды? Очевидно, что такой ход мыслей не укрепляет руководящую и лидерскую позицию.

4. Примерьте чужую роль

Как в подобной ситуации мог рассуждать кто-то другой? Тут можно представить желаемый образ себя как руководителя или образ другого человека, кто уже сейчас вызывает ваше уважение и восхищение как руководитель. Представьте себя в будущем, когда вы уже уверенный руководитель, который много лет обеспечивает выполнение результата для компании, пользуется уважением сотрудников.

5. Измените фокус внимания

Какие мысли о себе, о людях, о мире будут полезными в данной ситуации? Вероятно, полезнее думать, что, несмотря на сложность задачи, вы сможете подготовиться. А также сосредоточиться не на идеальном выступлении, а на фактах, материале, идеях, которые важно донести людям.

Что вы чувствуете, когда думаете по-другому? Интерес, энтузиазм. Что вы делаете в таком состоянии? Появляется мотивация приступить к презентации, собирать материал и идеи для подачи доклада. Таким образом, понимание и следование принципам когнитивно-поведенческого подхода помогут сделать первые шаги вступления в должность и оставаться эффективным и уверенным в самых сложных рабочих ситуациях.

Линда Боровцова

Бизнес-коуч, КПТ-психолог для руководителей и предпринимателей