Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Феофан Грек

В православии вторая неделя главного Поста посвящается исихазму (Григорию Паламе), на почве которого сформировалась классическая  русская иконопись в лице трех великих имен: Феофан, прп. Андрей и Дионисий. 

У каждого из них была своя философия и свое представление о православии. В них отражалась не только  вера, но  дух и веяния конца XIV и всего XV века. Бессмысленно говорить о правильном или неправильном понимании православия каждым из них и вообще – спорить о том, кто из трех иконописцев более точно выражал православную веру.

Разными они были и по-разному видели мир, хотя вера у всех была одна - православная. Но все они - и византийский иконописец Феофан, приехавший в Россию с великим подвижником веры митрополитом Киприаном с особой миссией - проповедью исихазма; и русский монах Андрей Рублев с его философией умиротворения, гуманности, гармонии и доброты,

и профессиональный изограф Дионисий Ферапонтовский – певец вечной Женственности и Материнства, церковного декора и эстетики «иосифлян» - стали воплощением православной веры в древнерусской живописи, ее вершиной и классическим выражением.

feofan4

Феофан Грек

Из всех троих меньше всего сведений о Феофане Греке и даже то немногое, что известно, подвергается многими специалистами-искусствоведами сомнению. Предположительно иконописец родился в Константинополе где-то между 1335-1340 годами, т.е. был гречанином, откуда и пошло его русское прозвище «Грек».

Феофан принадлежал к византийской элите, участвовал в философско-догматических спорах, был убежденным сторонником Григория Паламы и исихазма, чьи идеи нашли воплощение в его иконографии и философско-богословской программе.

Имея за спиной росписи более  сорока храмов в Константинополе, Халкидоне, Херсоне и других городах, Грек  приехал в Россию уже вполне сложившимся мастером со своей философией и своей задачей – обновить русское религиозное сознание в духе исихазма.

Но приехав из аскетической Византии, из окружения, пропитанного религиозно-догматическими спорами, из общения с богословами и строгими подвижниками веры, иконописец попадает в совершенно иную атмосферу Великого Новгорода.

feofan8

Столпник. Спасо-Преображенский храм на Ильиной улице. В.Новгород.1378

Она поразила его своей полуязыческой  праздничностью, нестрогостью в поведении, любовью к красочной яркой жизни, далекой от сурового византийского благочестия, граничившего с ригоризмом. Разрыв с тем, к чему он привык, был слишком велик.

Столкновение с  иным миром,  иными жизненными установками и иной ментальностью настолько поразили Феофана, что он решил все свои силы и творческую энергию направить на просвещение и проповедь исихазма, на «исцеление» новгородцев от духовной слепоты, в которой, по его мнению, они пребывали.

С годами, а прожил он в России примерно тридцать лет, его представления о России и жизни претерпели существенное изменения: его характер стал значительно мягче, и московские иконы 1405 года значительно теплее. Но пока  на дворе  1378 год, год, когда он приступил к росписи своего первого русского Спасо-Преображенского храма, что на Ильиной улице Великого Новгорода.

Об этом сохранились документально-подтвержденные записи, и потому никто не оспаривает авторства фресок Феофана. Вся богословская программа росписи Спаса-на-Ильине  является уникальной авторской разработкой иконописца, воплощенная им с поразительной гениальностью и трагизмом. Нигде в мире нет ничего подобного.

feofan

Дионисий Ареопагит. 1378

И хотя фрески сохранились не полностью, но именно по ним специалисты изучают стиль и характер живописи Феофана. Фрески поражают, прежде всего, своим экспрессивно-эмоциональным накалом. На них фигуры святых напоминают скорее призраки и цветные тени, чем реальных людей.

Их материальная телесная  оболочка кажется  всего лишь феноменом, иллюзией, которая вот-вот рассеется. Люди, охваченные бурным экстатическим движением, словно парят в воздухе, подхваченные сильным порывом ветра и разбросанные им по всему храму. Экспрессия, драматизм, доходящий до трагизма, поражают всякого, кто видит феофановские фрески.

Каждый лик здесь индивидуален, ни одного повтора, каждое движение – выверено и психологически точно,  ничего лишнего, и во всем - жизненная сила и эллинистическая традиция. Именно по этой причине – суровости и эмоциональной экспрессии - фрески Феофана Грека часто сравнивают, как и самого иконописца, с Великим Микеланджело.

feofan11

Троица. Спасо-Преображенский храм. 1378

Экспрессивно-эмоциональный стиль – был понятен новгородцам, потому, что  этот стиль стал во многом и русским, проявившимся  к тому времени в литературе через изображение сильных человеческих чувств и эмоций.

Человек перестал быть статичным и монументальным, он прибрел  свой внутренний мир с чувствами, страстями, психологией. В исихазме, с его акцентом на внутреннем делании, именно они становятся предметом исследования.

Главное внимание исихасты уделяли тому, как человеческий дух постепенно восходит к Богу, какие стадии проходит страсть, прежде чем становится действием, и как перевести негативную энергию страсти в положительное русло.

Феофан Грек в своей «исихастской проповеди» тоже сделал акцент на внутреннем делании, но через  цвет и жесты. Его философия – это философия в красках, суровая и отнюдь не оптимистическая. Именно цвет позволил ему передать эмоциональность, драматизм и даже трагизм ситуации в духовно-религиозной жизни  Новгорода.

feofan14

Господь Вседержитель (Пантократор). Купольная фреска Спасо-Преображенского храма. В.Новгород. 1378

Это особенно импонировало книжным людям, интересовавшимся богословием и философией. Суть философии Феофана Грека  в том, что человек - глубоко греховное существо, безнадежно удаленное от Бога. Его ждет Страшный суд безжалостного Судии – Бога-Вседержителя, который со всей карающей силой смотрит на грешного человека сверху из купола храма.

Фреска Пантократора, Бога-Вседержителя – смысловой центр всей богословской программы росписи храма на Ильинке. Ожидание Страшного суда требует целомудренной жизни, никто не сможет спастись, если только человека не вымолят Богородица, Иоанн Предтеча, праотцы, пророки, апостолы, святители и аскеты-подвижники, которым открылся великий ужас духовного мира.

Трагедия встречи двух миров – мирского и духовного,  плоти и духа показана Феофаном со всей беспощадностью и доведена до предела. Стяжание Божественного света, фаворского огня и Духа Святого требуют от человека неимоверных усилий. Первый мир погиб от Потопа, второй должен пройти испытание Огнем, Светом и Духом. В этом -  суть богословской  идеи Феофана, которая особенно ярко проявлена в  столпниках.

feofan12

Столпники. Храм Спасо-Преображенский храм на Ильинке. 1378

Живописная техника Феофана тоже подчинена его философско-богословским идеям. Его мазок – короткий, энергичный, выразительный и  эмоциональный; его световые блики – это отсветы Божественного фаворского света, которые ложатся на лики и одежды столпников и усиливают драматизм ситуации.

Складки одежды святых образуют ломкий узор, похожий на молнии, состоящие из острых углов. Колорит – густой, темно-коричневый, похожий на смесь огня и белого света в духе византийской традиции.

После Великого Новгорода у Феофана был Нижний, потом Переяславль Залесский и, наконец, Москва, куда его пригласил все тот же митрополит Киприан. В Благовещенском соборе кисти Феофана принадлежит Деисусный чин, выполненный, хоть и в смягченной манере, но так же сурово и молитвенно.

feofan15

Агиосаритисса. Фрагмент. Деисусный чин из Благовещенского собора Московского Кремля. 1405.

Что касается икон Феофана, то их сохранилось не так много, как, впрочем, и фресковой живописи. Многие из них погибли в пожарах. Достоверно доказано авторство  его икон «Преображение», «Успение», «Донской  иконы Богородицы», а также Деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В целом живопись и философия иконописца оказались чуждыми русскому человеку, с его оптимистическим взглядом на жизнь, умиротворенным, гуманистическим, сердечным.

И хотя  Феофан Грек  оказал на древнерусскую живопись огромное влияние, тем не менее, Андрей Рублев, будучи учеником Феофана, пошел своим путем, создав иконописную школу с диаметрально противоположной  философско-богословской программой.

На смену суровому "Микеланджело" пришел мягкий и лиричный "Рафаэль", на смену Феофану – преподобный Андрей, чисто русское явление в живописи Древней Руси.

feofan6

Преображение. 1403

Феофан Грек
Когда я видел воплощенный гул
И меловые крылья оживали,
Открылось мне: я жизнь перешагнул,
А подвиг мой еще на перевале.

Мне должно завещание могил,
Зияющих как ножевая рана,
Свести к библейской резкости белил
И подмастерьем стать у Феофана.

Я по когтям узнал его: он лев,
Он кость от кости собственной пустыни,
И жажду я, и вижу сны, истлев
На раскаленных углях благостыни.

Я шесть веков дышу его огнем
И ревностью шести веков изранен.
- Придешь ли, милосердный самарянин,
Повить меня твоим прохладным льном?
(А. Тарковский)

feofan9

Успение. 1392

Тина Гай

Это интересно
+2

Привилегированный автор 18.05.2016
Пожаловаться Просмотров: 613  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены