Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Художественный шедевр Андрея Рублева

Ни одна икона не вызывает у специалистов и искусствоведов столько внимания, столько разных толкований и интерпретаций, как Троица Андрея Рублева, а некоторые из них и вовсе не считают ее иконой. А что же это? Вот и разберемся. Троица Андрея Рублева имеет своим основанием библейскую историю о том, как к Аврааму пришли три Ангела, принеся весть, что скоро у 99-летнего старца родится сын. 

Услышав это, девяностолетняя жена Авраама Сарра тихо засмеялась, подумав про себя: «У меня, замотаревшей, да сын?!» Тем не менее, через год у супружеской пары действительно родился сын, которого назвали Исаак, что в переводе означает «Смех». Авраам тут же велит своим слугам испечь хлебы и заколоть упитанного тельца, устроив гостям трапезу, ставшую прообразом Евхаристии.

Иконы и фрески с этим сюжетом писались со II века  и назывались они «Гостеприимство Авраама», позднее ставшее «Святой Троицей» с добавлением – Ветхозаветной Троицей. Но эти изображения  лишь иллюстрировали  событие явления трех ангелов Аврааму, не неся догматического смысла.

Андрей Рублев берет за основу эти иконы, но интерпретирует событие совершенно по-новому, по-евангельски, по-новозаветному, убирая  предстоящих Ангелам Авраама и Сарру и детали с закланием тельца и приготовлением хлебов. Русский иконописец  оставляет только Ангелов, которые превращаются в символическое изображение Триединого Бога, ипостаси Которого располагаются слева направо согласно Символу Веры.

troica_rubleva3Икона создавалась преподобным, когда ему уже было за шестьдесят, жизнь подходила к концу. В стране в это время господствуют монголо-татары, идут междоусобные войны, льется кровь, царит хаос. И в это время ученик Сергия Радонежского, настоятель Троицкого монастыря Никон, не желая, чтобы вновь построенный храм в честь Троицы стоял не расписанным и без иконостаса, приглашает к себе самого знаменитого иконописца того времени преподобного Андрея Рублева.

Именно он должен написать икону «Троицы» и расписать храм в похвалу  Сергию Радонежскому, скончавшемуся семнадцать лет назад. Преподобный Сергий положил  жизнь на то, чтобы братия основанного им Троицкого монастыря  жила в мире и любви друг с другом, а на русской земле наступили  тишина и мир. И это - ключ к пониманию Троицы Андрея Рублева, сумевшего передать эту идею в цвете и линиях.

Все русские иконописцы решали религиозные темы эстетически-художественными средствами: не выходя за пределы иконописного канона с содержательной точки зрения, делали акцент на форме, линии, цвете и композиции. Именно формальная сторона позволяла превращать иконопись в индивидуальное мастерство, отличавшее одного иконописца от другого.

Троица Андрея Рублева – это  художественный шедевр, в котором простая композиция с тремя неподвижными Ангелами, чуть грустными и меланхоличными, являет собой невыразимую словами Тайну Святой Троицы. Связанность и слитность трех Ипостасей при одновременной их разделенности составляет суть и содержание образа.

troica_rubleva4

Фреска "Гостеприимство Авраама". Храм Сан Витале. Равенна.

Это уже не три ветхозаветных ангела-три вестника, похожих друг на друга как три капли воды, это – символическое изображение Троичного догмата, выработанного на Первом Вселенском Соборе, положившим конец арианским спорам, расколовшим  церковь на западную и восточную. Поэтому не случайно память об Первом соборе отмечается в седьмую неделю по Пасхе, предваряющую  неделю Троицы.

Структурную основу образа составляет круг, который образуется силуэтами левого и правого ангелов. Круг с древних времен является  символом Вечности, единства и совершенства. С главным кругом рифмуются плавные круговые  линии  нимбов, голов, причесок, подбородков, крыльев Ангелов, что создает единство всей композиции.

В центре круга – евхаристическая чаша с жертвой, которая повторяется трижды, постепенно увеличиваясь в размерах: первый раз мы видим ее на трапезе, второй раз - она образуется внутренними линиями  силуэтов левого и правого ангелов, и наконец, третий раз – внешними силуэтами тех же Ангелов.

Так Андрей Рублев художественными средствами   подчеркивает идею добровольной жертвы Бога-Сына, о которой идет речь в беседе, превращающейся в Предвечный Совет, принимающий решение о спасении человека через жертву второй Ипостаси.

troica_rublevaПлавности и волнообразности линий противостоят прямые линии восьмиугольника, в который вписан круг, а также резкие прямые и изломанные складки одежды всех трех ангелов. Восьмиугольник появляется не случайно, поскольку цифра восемь в православии – это образ будущего века, который наступил после Воскресения Христова и число дней в православной неделе не семь, а восемь: воскресение – это первый и он же восьмой день.

Плавные линии придают мелодичность и музыкальность всей композиции, а чередование округлых волн с резкими прямыми линиями задают ритм и подобны стихотворным строчкам. Соединение музыкальности со стихотворными ритмами создают полифонию образа.

Особую выразительность иконе придает ее цветовой колорит. Рублев мыслил силуэтами и цветовыми пятнами. Преподобный хотел, чтобы образы схватывались глазом как единое целое даже на большом расстоянии. Он любил яркие краски, но главным в его колорите была все-таки не цветовая насыщенность, а гармония, которой объединены взаимоотношение Ангелов.

Мягкие и легкие оттенки розово-сиреневых тонов левого Ангела,  цвета зеленеющей ржи – правого и золотисто-желтые крылья объединяет голубой  цвет, который в Троице – основной. Он меняет оттенки от ярко-синего  до бледно-голубого. Голубой – это цвет тайны, цвет небес, любимый цвет Андрея Рублева.

troica_rubleva1Яркий голубец  гиматия среднего Ангела  отражается менее ярко в одеждах правого Ангела и еще бледнее – в одеянии левого. И совсем нежно-голубой  ложится на нижнюю часть крыльев всех трех Ангелов. Икона не только цветоносна, но и светоносна. Лучи Божественного света пронизывают фон, лики, одежду, преображая фигуры Ангелов.

Икона имеет два плана: первый – это фигуры трех Ангелов – Единого в Трех Лицах Бога,  второй - фоно, на котором над каждым Ангелом выписанего символ. Над левым - палаты, означающие домостроительство Бога-Отца; над средним - дерево, символ Распятия и одновременно - Древа жизни. Наконец, над третьим Ангелом – гора, с которой всегда ассоциируется Дух Святой.

На горе произошло Преображение и там же  произошло Вознесение, на горе Господь  произнес Нагорную проповедь и молиться  Он уходил тоже в горы. Восхождение по ступенькам на вершину горы на иконе означает духовное возрастание человека. Андрею Рублеву чужд дух трагичности, его печаль светла, потому что в его мире все пронизано любовью: всё – вокруг нее и для нее. Бог есть Любовь и это реальность, которая превыше всего и которую невозможно не почувствовать в  гениальном творении - "Троице" Андрея Рублева. 

Тина Гай

Это интересно
+1

Привилегированный автор 19.07.2016
Пожаловаться Просмотров: 795  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены