Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный автор пишет:

Уехавшие в эмиграцию...

Русские художники, уехавшие в эмиграцию после семнадцатого года и составившие русское зарубежье, почти закрытая для нас  страница истории искусства России. Эти художник автоматически попадали под запрет, который был снят только после перестройки. Но время ушло, другие интересы, другие настроения… 

Но лично меня привлекает именно эта страница русского искусства и не только меня. Однажды я увидела картины этих художников в Русском музее.Стояла перед ними завороженная, как когда-то стояла перед Ван-Гогом в  музее Орсе.

Сколько их уехало тогда из России и сколько они потом создали, никто точно не скажет, но есть уникальные коллекционеры и ценители русского искусства за рубежом, к числу которых относится князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, собравший уникальную коллекцию картин и эскизов костюмов русских художников.

russkoe_zarubegje4

А.А.Экстер. Фрагмент оформлена спектакля

 Он не только по крупицам собирал картины русских художников зарубежья, писал о них книги, приезжал в Россию с выставками, но и дарил, продавал свои уникальные собрания  России. Говорили, что на чужбине художники спиваются, нищенствуют, страдают. Были и такие, но когда смотришь на их работы, то первое, что происходит - тихий шок от красоты и изобилия первоклассных картин.

Особенно, если смотреть работы художников-эмигрантов не по отдельности, а собранными вместе. Тогда-то и понимаешь, какой мощный заряд энергии они увезли с собой. Их картины поражают разнообразием стилей, яркостью цветов, неожиданностью композиционных решений, свежестью и русским колоритом, в котором узнаются мотивы народных сказок и русского фольклора.

russkoe_zarubegje7

П.Ф.Челищев. Феномена

 Среди художников русского зарубежья есть несколько имен, о которых я, как и большинство, не слышала и даже не видела никогда их картин. И только благодаря книгам Никиты Лобанова-Ростовского прикоснулась к истории искусства русского зарубежья. Коллекционер приводит любопытную таблицу с цифрами и именами, которая дает представление о масштабах эмиграции. 

russkoe_zarubegje16

О некоторых из них (М.Ларионове, Б.Григорьеве, Л.Баксте и А. Бенуа) я уже рассказывала,  об остальных - разговор впереди. Хочу, хотя бы пунктирно, остановиться на некоторых, наименее известных, именах из этого списка. Это позволит увидеть каковы были потери русского искусства не только в картинах, но в лицах и именах. Эти художники оказали огромное влияние на искусство многих стран, по крайней мере в тех, где жили. К сожалению, их имена и работы почти не оказали  влияния на искусство в России.

russkoe_zarubegje6

А.А.Экстер. Город ночью

 Пойдем по списку снизу вверх. Экстер Александра Александровна, одна из самых талантливых, ярких художников и декораторов. Она работала в русле русского авангарда и участвовала во всех выставках, которые устраивали авангардисты в России. Александра Экстер входила в объединение «Бубновый валет», потом примкнула к группе К.Малевича.

Наиболее ярко ее талант проявился, когда Александра Александровна начала сотрудничать с Камерным театром. Она оформила драму И.Анненского "Фамира Кифаред", потом «Саломею» Уайльда и «Ромео и Джульетту» Шекспира. Ее декоративность, сочность красок, необычность их сочетаний и многомерность неизменно привлекают и покоряют внимание. Умирала она тяжело, почти в нищете, но сегодня ее картины оцениваются в миллионы долларов

russkoe_zarubegje9

С.В.Чехонин. Клоун-жонглёр

 Сергей Васильевич Чехонин, тоже малоизвестный и недооцененный художник, хотя в десятые и двадцатые годы прошлого века  был самым востребованным и модным. Его стиль узнавали, ему подражали, его тиражировали.

Тонкий эстет и декоратор Сергей Чехонин принадлежал к  поколению младших «мирискусников», славился оформлением книг, фарфора, интерьеров, плакатов, газетных заголовков, ювелирных изделий и был очень популярен в элитной среде.

Когда  наступили сталинские времена, Сергей Чехонин эмигрировал, за границей он продолжал работать так же много, как и в России. И хотя книжной графикой художник уже не занимался и фарфор не расписывал,

но очень хорошо освоил технику росписи тканей. Чехонин был самым плодотворным и многосторонним художником-декоратором, но в последние годы жизни его имя оказалось почти забытым, даже в Париже.

russkoe_zarubegje11

С.В. Чехонин. Тарелка декоративная «Кубистическая с молотом»

 Павел Федорович Челищев - ученик Александры Экстер, у которой многому научился. Это  был очень необычный художник - мистик, философ, рыцарь, благородный и общительный, ценивший красоту и гармонию.

Он умел углубляться в свой внутренний мир, полностью отключаясь от внешнего,  медленно и кропотливо исследуя свои мысли и эмоции, путешествуя по разным мирам. Павел Челищев любил экспериментировать с разными стилями, в каждом из которых достигал совершенства.

Его картины – яркие, сочные, радостные почти всегда заключены в круг, что подчеркивает динамичность изображаемого. Его называли русским Дали и восхищались его необычными сюрреалистическим картинами. Но в России Павел Челищев практически никому не известен, и его работ в музеях тоже почти нет.

russkoe_zarubegje8

П.Ф.Челищев. Костюмы к трагедии "Савонарола"

 

Александр Борисович Серебряков, Сын Зинаиды Серебряковой, уехал к ней в Париж. Там он стал декоратором и театральным художником, прославился умением оформлять интерьеры, огромные залы и праздники. В этом он был художником, равным которому не было во всей Франции.  Но он был очень скромным художником, старался держаться в тени и не привлекать к себе внимание.

Иван Альбертович Пуни, которого относят к младшим импрессионистам, обязан своей известностью жене, которая после смерти мужа в течение тридцати лет все время и деньги отдавала тому, чтобы создать картотеку его работ и выпустить двухтомник о жизни и творчестве Ивана Пуни.

russkoe_zarubegje12

Иван Пуни Composition. 1915 г.

 

Принадлежал к русскому авангарду и был тесно знаком с братьями Бурлюками, В.Маяковским,В.Хлебниковым и К.Малевичем. После революции активно сотрудничает с советской властью: преподает, оформляет первомайские праздники и октябрьские годовщины. Эмигрирует в 1923 году и постепенно отходит от раннего стиля своих работ, пережив период увлечения кубизмом и дадаизмом. В последние годы пишет картины в стиле импрессионизма.

(Окончание следует)

Тина Гай

Это интересно
+1

Привилегированный автор 03.09.2015
Пожаловаться Просмотров: 858  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены