Сретенье в христианстве это, прежде всего, встреча: встреча Нового и Ветхого Завета. Но Сретенье несет и другую нагрузку, может быть, даже более важную.
Сретенье - начало длительного весеннего межсезонья, получившего название «плохого» времени, открывающего дверь в пространство, несущего много неприятного, слякотного, размытого, аморфного, кризисного, из хаоса которого пересоздается новый космос и новый мир.
В этот период нарушается равновесие: отрицательное перевешивает положительное, обостряются болезни, особенно нервно-психические.
Как пограничье, это время отмечается в народе поверьями, заговорами, гаданиями, запретами, особым языком, страшными историями с покойниками, демонами, животными, олицетворяющими потусторонний мир.
Сретенье – дверь, закрывающая одну страницу и открывающая другую, граница, разрыв, который является особым пространством со своими характеристиками, ритуалами и обрядами, в котором стихийное и необузданное превращается в культурное и упорядоченное, меняется центр тяжести, происходит перецентровка жизни.
Следует вспомнить, что в первые времена христианства еще сохранялись римские календы и византийская традиция, по которым февраль был последним месяцем года, а март – его началом. Перенос начала года на 1 сентября, а потом и на 1 января, был одним из способов борьбы с язычеством и природным началом.
Но природа живет по своим законам, отменить которые невозможно. Народ, как часть природы, подчиняется гораздо в большей степени природному ритму, нежели религиозному, поэтому язычество невозможно победить, его можно только понять, впитать и «окультурить».
Праздником Сретенья открывается время подготовки к Великому Посту. Великий Пост – это своеобразный заговор «плохого времени», оберег, расширяющий понимание поста до особого времени, в котором уживаются языческое и религиозное, природное и духовное, переплетенное так, что уже не поймешь, кто кого определяет.
Ранне-весеннее время - это начало пробуждения,подготовки к новому урожаю, время очищения от старого и снова вхождение в мир обновленным. Поэтому Великий Пост – время покаяния, очищения и обновления.
Межсезонье открывается февралем. К нему в славянской традиционной культуре наиболее негативное отношение. Вспомним, что этот месяц короче других, что в нем то 28, то 29 дней. Отсюда названия, подчеркивающие его ущербность и неполноценность: «кривой», «куцый», «короткий», «маленький». Одним словом, «плохой» - «хромой» - февраль.
В феврале все так или иначе почитаемые дни несут негативную окраску, акцентируя внимание на нарушении симметрии, парности, преобладании аномальности в поведении: нарушение порядка постов (масленица и неделя мытаря и фарисея - сплошные); безрассудность, вздорность, буйство и разгульность в карнавальные дни;
волчьи и мышиные свадьбы, родительские поминальные субботы. Все это – отступление от нормы, выраженное в оценке февраля как «плохого» месяца. Для предохранения в реках вновь освящалась вода, как на Крещение, и ею окроплялись дома и постройки.
Самыми страшными днями считаются сретенские дни: 14, 15, 16 февраля, называемые волчьими, а каждый день в отдельности по особому: 14.02- кротиный, 15.02 -мышиный и 16.02 – волчий, по наименованию животных, олицетворяющих антимир.
Из них самый опасный –- волчий - день св. Симеона, 16 февраля. В этот день боялись произносить слово «волк». В Сретенье не делалось никакой работы, не выбрасывали мусор, чтобы не рассердить волков, не разрешалось мотать пряжу, чтобы не замотать волка и т.д.
Народ верил, что Симеон оставляет на людях отметины, знаки, раны, связанные с волчьими укусами. Волки в эти дни бесятся и играют волчьи свадьбы, а по деревням и селам носят чучело убитого волка, чтобы отогнать волков от людей.
Да и сам праздник Сретенья называли днем Волчьей Богородицы. Негативная оценка сретенских дней породила много страшных историй и поверий, связанных с ними, несмотря на то, что сретенские дни освящены авторитетом церкви.
Считалось, например, что ребенок, родившийся в Сретенье, будет несчастным, а беременным женщинам вменялось в обязанность праздновать этот день, т.к. его отрицание будет сказываться на новорожденном младенце.
Чтобы предохраниться от нежелательных контактов, существовал запрет на ряд действий в «плохое» время. В этот период, по народным поверьям, происходит материализация антимира, «вывороченная» реальность начинает показывать свое лицо и необходимо быть осторожным, чтобы уберечься от разгула демонических сил.
Не в последнюю очередь с этим связана традиция освящение в Сретенье огромных свечей. Эту свечу приносили в дом и делали ею крест. Зажигали ее летом, когда случалась гроза, чтобы уберечь дом от пожара. Отсюда народное название праздника Сретения - Громницы.
В Америке этот день известен как День сурка, по погоде на Сретенье определяли погоду на весну и лето.
Самым плохим днем года считается в народе последний - день преподобного Кассиана Римлянина или св. Касьяна. Он приходится на двадцать девятое февраля или тринадцатое марта – по старому и новому стилю, соответственно. Эта дата появляется один раз в 4 года, а Касьян считается недоброжелателем, завистником, злопамятным, святым-демоном.
Про него сложено много поговорок: «Касьян все косой косит», «Касьян куда не глянет, все вянет» и т.д. Говорят, что Господь наказал Касьяна за злобность и злопамятность, и его день празднуется только раз в четыре года.
Вообще последний день февраля – один из самых опасных, будь то 28 или 29 февраля, не имеет значения. В этот день избегают всяких действий и работы, нельзя было и грешить, чтобы не зачать калеку и избежать несчастья. Тень святого Касьяна падает на весь високосный год.
Кривой считается также неделя мытаря и фарисея, т.к. в эту неделю отменяется посты. Словом, во всех славянских традициях, февраль, и особенно его первые и последние дни – сретенские и касьяновские - были наиболее опасными, для них существовали особые правила защиты и запретов, что облегчало вхождение в первые дни нового природного года.
Это интересно
+26
|
|||
Последние откомментированные темы: