Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Макс Эрнст

Продолжатель традиции Босха и Грюневальда Макс Эрнст является ключевой фигурой искусства середины XX века. Он стоял у истоков дадаизма и сюрреализма, хотя, когда говорят о сюрреализме, на ум приходит, прежде всего, Сальвадор Дали. Но, будучи младше Эрнста на пятнадцать лет,  Дали многое перенял у своего старшего коллеги. 

Макс Эрнст не получил профессионального образования и вынужден был годами доказывать право быть художником. Некоторые говорят даже о комплексе неполноценности Эрнста, упорно преодолевавшим его самообразованием  и экспериментированием с различными  техниками автоматического письма, впервые позволявшими визуализировать образы сновидений и подсознательного.

Начало

Художник  родился в Германии 125 лет назад (1891). Родился в католической семье, где и отец, и мать  были скорее надсмотрщиками, чем любящими родителями, стремясь сделать детей богобоязненными и благовоспитанными гражданами. В семье родилось девять детей, трое из них умерли. Отец был глухим и потому учительствовал в школе для глухонемых, мать была домохозяйкой.

Воспоминания детства, деспотия отца во многом повлияли на смыслы и образы, которые Макс Эрнст воплощал в картинах и коллажах, изживая свои комплексы. Отец, увлекавшийся живописью, был первым и единственным наставником мальчика в рисовании. Правда, это была живопись академического толка, не допускавшая никаких иных направлений.

maxernst12

Плод многолетнего опыта. 1919

Позднее, когда Макс начал выставляться, отец, увидев его картины,  отрекся от сына, а авангардизм сына стал своеобразной формой бунта против отца. В начале своего пути, пока юноша был в родительском подчинении, он был не вправе выбирать свое будущее. По настоянию родителей, которые в будущем видели сына преподавателем, восемнадцатилетний юноша поступает на философский факультет Боннского университета.

Здесь он  получает высококлассное образование. И хотя молодой человек учился без особого прилежания и очень быстро начал уделять гораздо больше времени музеям, чем учебе и  философии, тем не менее, именно философское образование сделало из него художника-философа, который работал со смыслами, а не с формами.

Из всех предметов университетского курса его больше всего интересовала психиатрия. Макс Эрнст знакомится с теорией Фрейда, которая привела его  в психиатрические больницы. Здесь он заинтересовался искусством душевнобольных, которое сегодня рассматривается как особое направление в искусстве и живописи (арт брют), а тогда никто не видел в нем никакой самостоятельной эстетической ценности.

maxernst10

Слово или женщина-птица 1921

Но молодого начинающего художника живопись душевнобольных  заинтересовала с точки зрения механизма творчества, в котором бессознательное играет не меньшую роль, чем сознание. Есть версия, что именно Макс Эрнст, приехав в 1922 году в Париж, рассказал будущим сюрреалистам, вряд ли читавшим Фрейда на немецком,  о психоанализе, его основоположнике и теории толкования сновидений, чем во многом определил направление и идеологию их творчества. Наверное, поэтому его считают серым кардиналом сюрреализма.

Окончательное решение стать художником Макс Эрнст принял после посещения выставки французских художников  Сезанна,  Моне,  Ван Гога, побывав впервые в Париже в 1913.  В десятые годы он  увлечен немецким экспрессионизмом, Эль Греко, кубистами, футуристами, Кандинским и вполне вписывался в немецкую богему.

Но началась война, его призвали в армию. И хотя Макс Эрнст служил  в штабе армии, рисуя карты, из войны он выходит глубоко травмированным человеком и весьма критически  настроенным по отношению к западной культуре, которая не смогла спасти мир от ужасов войны, скорее оправдывая ее.

maxernst11

Семейные экскурсии 1919

Мировоззрение художника изменилось кардинально. Мир предстает перед ним как абсолютно иррациональный, и эта идея легла в основание всего его последующего творчества.

«Мы, молодые люди, возвратившиеся с войны, испытываем глубочайшее отвращение к окружающему нас миру, - писал он. - Оно выражается в страстном желании отвергать и потрясать устои цивилизации, которая привела человечество к этой войне. Мы готовы объявить свою войну старому языку, логике, литературе и живописи»

А в конце жизни художник пишет, что в семнадцатом году он умер и воскрес - в восемнадцатом, уже совсем другим человеком. Детские и военные травмы художник  изживал и лечил постепенно, визуализируя их в химерах, антропоморфных монстрах, выжженных городах, апокалиптических пейзажах, предвосхитивших еще более страшную бойню Второй мировой. И потому имел основание писать:

«Будучи человеком заурядной конституции...я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя» («За пределами живописи»).

maxernst8

Коллаж. 1920

Поиски своего стиля

Вернувшись с войны, художник женился на вполне обеспеченной и благопристойной девушке Луизе, правда, ее родители не были в восторге от зятя. Чрез год у них родился сын, а еще через несколько лет брак распался.  Макс продолжал самообразование, открыв для себя де Кирико с его манекенами, чертежами машинообразных фигур и бесполезных механизмов.

Де Кирико вдохновил Макса Эрнста на совершенно иное творчество. Новый этап начался с организации в Кёльне вместе со своим  другом, поэтом и художником Хансом Арпом группы дадаистов. Их творчество было представлено в Кёльне двумя выставками. Первая прошла в ноябре 1919, где Эрнст впервые выставил свои коллажи, выполненные в духе де Кирико.

Вторая  состоялась в 1920 на территории пивоваренного завода. В этот раз Макс Эрнст поставил обнаженную девочку - ангелочка, которая пела матерные песни и декламировала такие же стихи. Это был намеренный эпатаж буржуазной публики, а по сути - акт отчаяния.

И по нашим меркам (вспомним Пусси Райот) такие действия  выглядят вызывающими, а тогда – это был грандиозный скандал.  Власти выставку закрыли, каталог конфисковали,  художник стал не выездным. Именно  тогда отец бросил в лицо сыну: «Проклинаю тебя, ты опозорил мое имя». Больше они не виделись.

maxernst14

Морской пейзаж 1921

В эти годы Макс Эрнст сформулировал для самого себя кредо: «Рисование не декоративное развлечение или пластичное изображение реальности. Картина  должна быть одновременно  изобретением,  открытием  и откровением».

От разрушения художник перешел к созиданию, к строительству нового мира со взглядом, развернутым на себя, на свое подсознание, свои комплексы, а не на внешний мир. Первой, по-настоящему сюрреалистической картиной, открывающей нового художника, стал «Слон Сулавеси (Целебес)". Она выполнена в технике коллажа, ставшей основой творчества Эрнста.

Стоит сказать несколько слов об особенностях коллажа художника. Его техника существенно отличалась от техники коллажа кубистов (Пикассо), которые делали его из намеренно разрозненных деталей, не приспособленных друг к другу, в котором разрозненность и разъединенность были главными.

Макс Эрнст делает коллаж, в котором  преобладает единство. Его коллаж несет не негатив, а позитив, не разрушение, а созидание, художник строит новый мир. У него  существовал свой критерий отбора деталей, свои ограничения на бесконечность возможностей и принципы, регулировавшие выбор материала и форм, делавшие  это  единство возможным.

maxernst9

Целебес

В сотворенном художником единстве никогда не видно швов и стыков, детали срастаются в единое целое. Именно по этой причине Эрнст часто фотографировал свои коллажи, сознательно скрывая границы соединения деталей, следуя своей тактике сокрытия. Блестящим достижением Макса Эрнста была разработка синтаксиса коллажа, с помощью которого он управлял стилистическим единством всех своих работ.

Его коллажи, несмотря на всю их странность, стремятся к согласованности и достоверности, в результате чего возникают "правдоподобные" образы, хоть и очень странные. Ему удалось поставить  сознательные ограничения в отношении произвола и аморфности, к которым легко скатиться, используя эту технику.

Детали, вырезанные из журналов, каталогов, различных руководств по ремонту, помещенные в новое пространство в определенном порядке, утрачивают первоначальный смысл, но новое существо, которое появлялется в результате такой операции, приводит в замешательство, тревожит и ставит в тупик, т.к. совершенно непонятно зрителю, привыкшему к иной эстетике.

maxernst15

Приближение половой зрелости или Плеяды 1921

«Техника коллажа – это систематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встреч двух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого в данный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближении двух этих реальных предметов», писал художник о своей технике.

Примером  именно такого, нового типа коллажа и является картина «Сулавеси» (Целебес). В центре ее – огромный слон, больше похожий на железный танк, который двигается на обезглавленную обнаженную фигуру женщины, чью правую руку обтягивает окровавленная перчатка. Здесь художник использует несколько деталей, а главное – несколько смыслов.

За основу названия  картины взят индонезийский остров Целебес, по контуру похожий на слона. В основе формы слона лежит большой бункер (корзина) для хранения зерна, который Эрнст превращает в страшного железного монстра, похожего на танк, добавляя к бункеру голову и ноги. Так нереальное приобретает  реальность, внося тревогу и дискомфорт в душу зрителя.

В 1921 году Анри Бретон организует выставку работ Макса Эрнста в Париже, а в 1922 году Поль Элюар помогает ему по подложному паспорту пересечь границу и приехать в Париж.

(Окончание следует) 

Тина Гай

Это интересно
+14

01.06.2016
Пожаловаться Просмотров: 3025  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены