Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
56176 участников
Администратор Елена
Модератор ViktoR

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240426130013

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Марк Шагал. Русский период

М. Шагал (Мойша Сегал), один из самых интересных художников XX века, в энциклопедиях и справочниках значится как французский художник русского происхождения, однако основа его мировосприятия и стиля сформировались отнюдь не во Франции. И даже если не отрицать французского влияния, оно только присоединилось к тому, что уже в художнике было сформировано. 

Русский период М.Шагала длился, с перерывом на короткие четыре года обучения в Париже, 35 лет: эмигрировал он в 1922 году уже вполне сложившимся мастером. Самобытный стиль М.Шагала вряд ли можно отнести в полном смысле слова к русскому авангарду, хотя художник активно участвовал в авангардных выставках, воспринимая их поиски и впитывая новаторский дух авангарда.

Художник всегда оставался сам по себе, не присоединяясь ни к одному из авангардных течений, ни в России, ни в Париже. Приверженец фигуративного искусства, Шагал оставался, по сути, традиционалистом, в том смысле, что всегда опирался в своем творчестве на национальные традиции: еврейские, белорусские, русские, оставаясь  им верным до конца жизни. Эта фольклорная основа не была вытеснена французскими влияниями, а только обогатила ее.

shagal1Русский период в долгой творческой жизни мастера был самым плодотворным, тогда были созданы лучшие его работы: «Над городом», «Белла в белом воротнике», «Прогулка», «Синий дом», «День рождения», «Вид из окна. Витебск», «Сон», «Синие любовники», «Ворота еврейского кладбища», «Красный еврей», «Окно в сад» и другие.

Именно в революционные 1917-1920 годы М.Шагал достигает пика своего мастерства и в самый разгар революции активно принимает в ней участие, занимая пост народного комиссара по искусству. Когда в 1973 году, после пятидесятилетнего перерыва, Шагал приезжает в Россию, он не скрывает, что всё это время ни на минуту не забывал о родине своих предков, с которой его связывает не только биография, но и понятия любви, красоты и устремленности в Небо.

Не случайно в картинах мастера тех лет так много парящих над землёй людей, так много поэтического в земных пейзажах родного Витебска, так сильны порывы к мировой гармонии и безграничному счастью. И даже в трагических событиях смерти, войны и революции, когда рушатся все привычные основы жизни, всё сдвигается со своих мест, в романтических картинах молодого Шагала проявляется тяга к свету, праздничности и сказке.

shagal2Праздничная философия бытия – основная черта мировосприятия художника, сформировавшаяся под влиянием русского фольклора и русского народно-поэтического сознания. В праздничности мастер видит и предназначение человека в этом мире. Она воплощается в волшебных сказочных сюжетах, в которых чудесным образом переплетаются реальность и фантастика, жизнь и вымысел.

М.Шагал – великий преобразователь обычной жизни – в праздник, простой прогулки – в полет, дня рождения – в объяснение любви. Особую роль в жизни мастера сыграл Витебск, который постоянно появляется в его картинах как особый символ. Это - не просто город, в системе координат художника - это центр мира, колыбель и источник его творчества и вдохновения.

В книге о своей жизни художник рассказывает, как в детстве любил забираться на чердак и любоваться городом с высоты: его улицами и домиками, прогуливающимися барышнями и мужчинами-хасидами, медленно двигающимися коровами и курами, церковью, заброшенным кладбищем на окраине города, дорогами и заборами. Вместе с Витебском в него вошли еврейский быт, еврейские праздники, еврейская национальная культура, которые он поднимает до уровня общечеловеческих смыслов. М.Шагал создал свой миф о Витебске, прославив любимый город на весь мир.

shagal3Мальчик родился в семье хасидов, говорившей на идише, и воспитывался отцом в соответствующем духе. Родившийся младенец был первенцем, которого назвали Моисеем. Рождение мальчика (7 июля 1887) омрачилось крупным пожаром, от которого семья едва спаслась, успев перенести кровать с роженицей в безопасное место.

Потом в семье родилось еще семь сестер и один брат. Любимым чтением в доме была Библия, позднее ставшая любимой книгой и для художника, особенно во второй половине жизни. На библейские сюжеты М.Шагал создаст целый цикл, а еще позднее получит несколько заказов на витражи в разных храмах и синагогах: религиозная тема в творчестве художника будет одной из самых любимых и частых.

Моисей хотел рисовать, но отец хотел, чтобы его первенец стал бухгалтером или, на худой конец, приказчиком в богатом доме какого-нибудь предпринимателя. В тринадцать лет мать за пятидесятирублевую взятку (детям евреев запрещалось учиться) устроила мальчика в ремесленное училище, но школу он не любил, на уроках стеснялся выступать и заикался, его оставляли на второй год.

shagal4Исключениями были уроки рисования, на которых он - лучший. Однажды одноклассник показал свой рисунок, который скопировал из журнала. Тогда Моисей решил тоже испробовать свои силы. С этого всё и началось: он стал фантазировать и рисовать придуманные сюжеты. Друг, увидев рисунки Моисея, назвал его художником, что невероятно польстило подростку.

Когда ему исполнилось девятнадцать, он решил поступить в школу живописи витебского художника Ю.М.Пэна, нужны были деньги. С трудом уговорив отца дать ему нужную сумму, он становится учеником Пэна. Но какого же было разочарование, когда юноша увидел, что занятия в школе далеки от того, что в его представлении связывалось с творчеством художника.

Не проучившись и двух месяцев, М.Шагал бросил школу и уехал учиться в Петербург. И опять уговоры отца - дать денег на учёбу. Заветные деньги получены, и юноша отправляется в столицу, надеясь, что там найдет то, что не нашел в Витебске. Петербург тоже не оправдал его надежд: время учебы здесь он назовет потерянным. Но это было не совсем так.

shagal5Эрмитаж, Русский музей, знакомство с мирискусниками Леоном Бакстом и Мстиславом Добужинским, ставшими его учителями в школе Званцевой, погружение в мир древне-русской живописи и русской иконы, изучение традиций современного русского искусства, знакомство с творчеством Серова, Коровина и Левитана, от которых он воспринимает повествовательность, всё  это не могло не повлиять на стиль и характер живописи М.Шагала.

Особое влияние оказывают на юношу символисты, у которых он учится ощущению мистической загадочности и странности мира, его двусмысленности и неоднозначности, умению раскрывать в случайном сокровенные смыслы, в простом – отклик иной реальности. Здесь огромное влияние на него оказал М.Врубель, обладавший гениальной способностью видеть отсветы иных миров.

А были еще К. Петров-Водкин, художники «Голубой розы», «Бубнового валета» с их яркой звучностью и праздничностью цветовой палитры, Гончарова и Ларионов, погружавшие в мир примитивизма и русской иконы, не подражая, а перевоплощаясь в них. У Велимира Хлебникова Шагал воспринял идею сдвигов и стремление увидеть всю Вселенную разом и заново ее переустроить.

shagal7Весь М.Шагал вырос из стихии русского экспериментаторства начала XX века, и без этого понять его невозможно. Да, следующие четыре года жизни и учебы в Париже, куда он уехал вслед за своим учителем Леоном Бакстом в 1910 году, обогатили эрудицию художника, теперь он стал на западный манер Марком, научился многим приёмам и стал техничнее, но всё творческое мышление и мировоззрение М.Шагала сформировалось в России, напиталось ее жизнью и ее искусством.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Это интересно
+15

02.12.2016
Пожаловаться Просмотров: 3808  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены