Администратор:

Модераторы:

Активные участники:

пишет:

Восток есть восток, а запад есть запад...

ikona2
Икона "Солнечная" западного происхождения

Дар – так назвал священник Георгий Чистяков привнесение католической иконы в православный обряд. Однако, трудно согласиться с этим утверждением, если учесть, что икона в католичестве долго имела статус Евангелия для неграмотных.

В Византии отношение к иконе в течение веков постепенно менялось: начав с той же точки, что и католический образ, православная икона постепенно становилась все более и более самостоятельной святыней, одухотворенной и наполненной сакральным смыслом столь же значимым, как и чтение Священного Писания.

Скорее можно говорить о даре православия латинской церкви, что стало заметно примерно с XVIII века. Иконоборчество в Византии в связи с особым отношением к иконе, было воспринято очень болезненно и гораздо более серьезно, чем на латинском Западе.

В иконоборческие времена латинская церковь энергично поддержала почитателей икон, не отказывая беглым византийским монахам и мирянам в приюте на латинских землях, но отношение к иконам здесь оставалось не более как к библейским иллюстрациям и картинкам из Священного писания.

Восстановление иконопочитания в VIII веке на Никейском соборе, а в IX веке - установление праздника Торжества православия, на западе было воспринято как реставрация религиозного культа изображения святых. Не более того, но это было слишком поверхностным восприятием иконопочитания.

ikona4
Андрей Рублев. Тайная вечеря. Православная икона

В православии  иконоборчество воспринималось как догматическое предательство, поскольку икона была кровно связана с литургией и возводила к духовной высоте и Тайне Спасения не менее, чем чтения Евангелия на богослужениях. Икона становилась более значительным явлением, чем просто изображение Спасителя, Богородицы или святых.

Иконопочитание получило в ходе кризиса теократическое обоснование в богословских трактатах Иоанна Дамаскина и превратилась в знамение присутствия иного сакрального мира, к которому икона возводит, становясь для молящихся проводником в этот мир.

Момент смены парадигмы в восприятии иконы  на западе был упущен и пути православной и католической иконы стали разбегаться в разные стороны. Католическая икона так и осталась иллюстрацией к евангельским событиям, в то время как православная все больше и больше становилась метафизически и богословски наполненной.

ikona8
Икона "Открытое сердце". Справа - католический вариант иконописи, справа - православный с католической иконы "Открытое сердце"

На латинском западе даже те изображения, которые претендовали на статус культовых, подобных православной иконе, имели единственное свойство сакральности – их недоступность для молящегося. Обычно такие иконы прятали, выставляя на всеобщее обозрение только на очень короткое время или в особые дни.

Или наоборот устанавливали на таком отдаленном и недосягаемом для молящихся постаменте, что подойти к ним было невозможно, тем более приложиться.

В православной традиции наоборот: икона является скорее предметом интимного общения, к ней может обратиться с молитвой каждый, к ней можно приложиться, постоять около нее. Она кладется на аналой или является частью иконостаса в непосредственной близости от прихожан.

ikona10
Иконы Богородицы: слева - Владимирская, православного письма, справа - Ахтырская, католического письма

Католическая икона – чувственная, она приземляет сакральное, в то время как православная, наоборот, сакрализует земное, придавая ему дополнительное метафизическое измерение. Лик Мадонны в латинской иконописной школе должен быть красивым и заставлять им любоваться, в православной иконе лик Богородицы должен побуждать к молитве. В этом вся разница.

«В католических иконах нет метафизического трагизма.  Там трагизм земных, душевных человеческих переживаний. А чаще всего другое - человеческая чувственность, то, что обращено к земле и принадлежит земле. Рай и ад или забыты, или оземлены... Там икона смотрит по- земному, может быть, добрыми глазами, но видит только земной мир… Поэтому так часто на Западе поэты воспевали Деву Марию как "прекрасную даму", а рыцари называли ее королевой своего сердца, что для православного звучит как страшное кощунство и надругательство над святыней» (Архимандрит Рафаил (Карелин).

ikona6
Икона "Коронование Девы Марии". Германия, 16 век

Однако, со времен Алексея Михайловича Романова «фряжеские образы» стали все больше входить в моду, замещая канонические образцы, утвержденные Стоглавым собором – писать «по Андрею Рублеву». Симон Ушаков был первым иконописцем, для которого именно западные образцы стали предметом копирования. Такие иконы патриарх Никон сбрасывал и топтал ногами.

Воссоединение Украины с Россией сыграло еще большую роль в распространении западно-католических икон, которые быстро стали приживаться. Потом католические иконы стали привозить из Европы богатые помещики и дворяне.

Но интересно, что, попадая в иное культурно-литургическое пространство, католические иконы, как живые люди, обретали православный дух, воцерковлялись в православии, становились чудотворными, церковно- и народно-почитаемыми.

ikona11
Остробрамская икона (слева) и икона "Радуйся Невесто Неневестная (справа). В основе обеих икон лежит одна и та же икона Византийского письма, но со временем общая икона приобрела специфические черты в католической и православной вере.

«Семистрельная», «Васильковская», «Ахтырская», «Святое (Открытое) сердце», «Гефсиманское моление», «Радуйся Невесто Неневестная» («Умиление» Серафима Соровского»), «Всех скорбящих радость», «Икона трех радостей» Рафаэля, «Прибавление ума», «Трилетствующая», «Груздовская», «Лидская» и другие – все католические.

Обилие икон католического происхождения в православных храмах иногда поражает, что, конечно, дает основание говорить об иконном даре католичества православию.

ikona12
Слева - "Груздовская икона БМ", в центре - "Белынчская икона БМ", справа - икона "Всех скорбящих радость". Все иконы католического происхождения

На западе же шел обратный процесс: там все больше и больше ценились русские и византийские православные иконы, особенно старинные и рублевские. Их копировали, выдавая за старинные, помещали в храмы и монастыри как особые святыни, их вывозили из России десятками и сотнями, составляя из них богатейшие частные коллекции.

Происходил обмен, на мой вгляд, далеко не равноценный. В России – на понижение, на западе – на повышение. Достаточно сказать, что Казанская икона почиталась папой Иоанном Павлом II как величайшая святыня, перед которой он ежедневно молился.

ikona13
Православные иконы, находящиеся в храмах и монастырях Европы (справа налево): Мариа делле Грацие аль Трионфале. Мadonna delle Grazie; «Мадонна Помогающая», в церкви Св. Альфонса, Рим; Богоматерь с Младенцем, монастырь св. Нила, Гроттаферрата; «Меsopanditissa» из церкви Сайта Мария делла Салюте в Венеции.

К православным иконам, которые находятся на западе, составляя предмет гордости и почитания, относятся иконы «Мадонна Помогающая» в церкви Св. Альфонса в Риме; «Мадонна Никопея» (X в.) Собора Св. Марка в Венеции; «Меsopanditissa» церкви Сайта Мария делла Салюте в Венеции; «Восточная Богородица», г. Тальякоццо и другие.

Понижение богословского уровня верующих в России, разорение храмов, уничтожение старинных русских икон привели к тому, что поколения, выросшие на католических образцах как икон, так и церковного песнопения, практически не разбирающиеся в богословии, уже не воспринимают истинно православного древнего знаменного пения и истинно православных икон, не умеют читать и раскрывать их сакральный смысл.  

Сайт: В поисках мира и душевного покоя

Написал 01.02.2014
Это интересно
+21

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 1973  
             

Комментарии:

01.02.2014

Истинно православного древнего знаменного пения сейчас ведь и не услышишь.  Был у нас концерт хора Московской епархии /не знаю, правомочно ли называть это действо концертом. Но проходило оно в театре/. И один раз услышала также вживую в монастыре на Валааме. Еще батюшка храма Архистратига Михаила включает запись этого хора и можно послушать - и заслушаться, выходить не хочется, душа улетает.  А так негде больше услышать, потому люди и не разбираются. А про иконы - не знаю, Тина. Конечно, Вы наверняка правы. Ваше ответственное отношение к любой Вашей работе дает основание верить Вашим выводам. Но, мне кажется, и Вы об этом и сами написали, отношение православного к иконе - это сердечный разговор напрямую с Высшими. Когда перед иконой ставят свечку, то - как часто наблюдала - терпящие бедствие  верующие истово смотрят в глаза иконе /не могу писать - изображенному на иконе/. Привычно верующие смиренно опускают глаза, как будто боятся, что "оттуда" увидят лишнее, как ученики прячут мелкие грешки от директора школы. Маловеры смотрят почти искоса, быстро отводя глаза, как бы стесняясь того, что, вот, не верим, а пришли клянчить, но ты уж не серчай, прости и поддержи в жизни этой неспокойной. Все это потому, мне кажется, что для православного человека икона не проводник, посредник между человеком и Святым. Постучись и оттуда выйдут к тебе.Это большее, это сам Святой, глядящий прямо в душу твою. Но, возможно, мне вообще не следует говорить на эти темы, я здесь мало что понимаю.

03.02.2014

Нуя, читаь Ваши комментарии - одно наслаждение! По поводу знаменного пения. Есть старообрядческие церкви, в которых его можно услышать, есть в Екатеринбурге женский Новотихвинский  монастырь. Там матушки много лет собирали по крупицам пеквческие книги со знаемнами и восстановили его. Теперь они поют только его. В Москве есть Андроников монастырь. Там регент Борис Кутузов - большой поклонник знаемнного пения и резкий критик Никоновской реформы (считает, что это была западная диверсия напрочь разрушившая все русское православие). Его там можно услышать. Сейчас потихоньку, но очень медленно идет восстановление этого пения, но оно настолько непривычно для уха прихожан и даже священников, а кроме того уровень хоров стал совершенно иной. Знаменное пение требует единогласия, а не многоголосного пения, за которым легко скрыть огрехи. И потому большинство регентов  не рискуют его исполнять. Да и сами они с традиционным музыкальным образованием, основанном на итальянской школе. И также, как художник не может стать иконописцем, не перестраиваясь соответствующим образом, так и обычный музыкант не становится регентом, способным осовить знаменное пение. Хотя некоторые считают, что выжило самое сильное. И если знаменное умерло, то значит оно было слабым и его время ушло.

 

Насчет иконы. Да, наверное, Вы более точны, если иметь в виду настоящую русскую икону, как рублевская Андрея Рублева. Его Успенские фрески поражают. Но иконы бывают разные. Очень не люблю западные списки, но это мое личное отношение. Есть мои любимые иконы и со святыми. Но вот чего не выдерживаю, так это взгяда Спасителя на иконе Андрея Рублева. Я на него могу долго смотреть, но проникнуть в него не могу, чувствую, что это требует чего-то еще, кроме взгляда. Ваши наблюдения о том, как люди подходят к иконе и реагируют на нее - просто удивительны. Я никогда не обращала на это внимание, считая, что это как-то не очень хорошо, словно вторгаешься в интимное пространство человека. Но наблюдение интересное!

Спасибо! Это интересно!  Я живу в Беларуси и мы часть ездим на экскурсии. Много и православных церквей и католических соборов. Многие ныне католические храмы были когда-то кальвинистскими и т.д.

Я выросла в атеистической среде и плохо в отличиях церквей разбираюсь, но интересно, например, в какой церкви у Христа на кресте ноги скрещены, а в какой - нет... и т.п. Кроме названных, есть и синагоги, и мечети, и баптисты у нас. 

 Вобщем спасибо ещё раз.

03.02.2014

Однако, какое мульткультурное у Вас пространствол. У нас, в Татарии только мечети и православные храмы, в том числе один старообрядческий. Есть протестанты, немало, но их как-то незаметно, они могут собираться в любом месте (в кинотеатре, школе...). А вот католиков - нет, иудее - тоже.

02.02.2014

....Симон Ушаков был первым иконописцем, для которого именно западные образцы стали предметом копирования. Такие иконы патриарх Никон сбрасывал и топтал ногами...

Frown

 

Симон Ушаков
Икона "Тайная вечеря"

1685

Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря




03.02.2014

Я вообще не воспринимаю эти картинки за иконы, не люблю Симона Ушакова и не я одна. Это направление в иконописи имеет особое название живоподобие, т.е подражание жизни, а это так далеко от молитвенного настроения! Им молжно любоваться как картиной, но молиться ей невозможно!  В этом смысле я поддерживаю Никона.

02.02.2014

...Воссоединение Украины с Россией сыграло еще большую роль в распространении западно-католических икон...                   Surprised

Даже воспользовавшись "западными" образцами для своего письма, С. Ушаков в силу своего таланта и технологических особенностей иконописи не слишком далеко ушёл от пластики русской иконописи и требований своего времени. Царские иконописцы были тогда в фаворе и социум во многом определял стилистику. Не Ушаков задал направление для трансформации догматических образцов, а востребованность "богатых и красивых" икон,  что впрочем наблюдается и сейчас. Как расписывать храмы так по "византийским" канонам, а как в подарок Кирилу  или ещё кому - так "палехского" письма извольте...

03.02.2014

!!! Согласна, социум диктует! У нас со времен Андрея Рублева уровень иконописи постоянно снижался, потому что снижался уровень богословской образованности и церковной жизни. Об этом хорошо пишет Успенский. Красота стала главной и определяющей в иконе, хотя она икона предназначена для молитвы и возведения человека в молитвенное состояние. Она была помещена в особое литургическое пространство богослужения. А если ее из него вынуть, то и остается только картинка, на которую молиться невозможно. Талант Ушакова как иконописца веьма сомнителен, как художниа - возможно.

Не стану спорить, я Ушакова рассмаириваю как художника.

03.02.2014

Понятно, отсюда и разная оценка его трудов.

комментарий удалён

03.02.2014

Да-да. Вы знаете, когда это произошло многие монахи русских монастырей уходили из них, когда туда приходили монахи из Украины, считая их неправославными. И это же видно по их иконам, по песнопениям (многоголосному), которое в Росии прижились, потому что человек всегда искушается глазом и слухом. Отсюда же: закрыть глаза,  уши и уста, чтобы ничего не видеть, ничего не слышать и молчать. Монашеское правило. В миру, конечно, все по-другому. Но у нас нет приходского устава, есть устав только монашеский.

06.02.2014

Очень грамотная, глубокая и интересная статья. Спасибо!

07.02.2014

Спасибо большое за такую оценку. Я действительно старалась.

Для того чтобы писать комментарии, необходимо