Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Бучкури Александр Алексеевич - гордость Воронежа

 

 

 

 

Мадонны Бучкури
Улекса фон Лу

Загадочный художник, неизвестный,
а краски наполняют рамы хором
палитры - радость самой светлой вести!
А женщины - колдуньи иль мадонны?!

Улыбки чуть намечены загадкой,
Уборы - почти сказочны и ярки,
прикосновенье кисти - вздох, подарок
от жизни взгляд - полет под вербной аркой.

 

 

Бучку́ри Алекса́ндр Алексе́евич (18 ноября 1870 года, сл. Бутурлиновка, Воронежская губерния — 5 июля 1942 года, Воронеж) — российский, советский художник-живописец. 

Ко  Дню Победы просматривала художников – очень хотелось написать о художнике, кто своими работами увековечил подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Но потом вспомнила про А.А. Бучкури и решила  именно в эти дни написать о нем.  У А. А. Бучкури нет работ о войне, и он не был на фронте. И картин его осталось совсем немного…

В 1942 году, в период временной оккупации Воронежа, Александр Алексеевич Бучкури погиб от рук фашистов. Одна из жительниц города, знавшая художника, рассказывает, что в конце лета (в июле-августе) 1942 года группа воронежцев была приведена оккупантами в район Красноармейской улицы.

В этой группе находился и Александр Алексеевич со своей женой, которую он поддерживал под руку. Высокий, в сером плаще, он очень выделялся в толпе. Вскоре все были расстреляны.

Есть и другие версии гибели художника. Некоторые воронежцы утверждают, что он был расстрелян в конце улицы Кольцовской. Другие говорят, что художник Бучкури и его жена были расстреляны фашистами во дворе комендатуры 5 августа на улице 9 Января 1942 года.

Во всей этой трагедии достоверно известно только то, что художник был расстрелян гитлеровцами вместе с женой и другими жителями города ни за что…

Его дом и мастерская были сожжены вместе с большим числом работ художника.

Один из учеников художника рассказывал, что с приходом немцев  Александр Алексеевич  закапывал свои произведения в саду, однако после войны была обнаружена лишь малая часть тайников. То, что нашли – передали в музеи, в т.ч. в Воронежский музей им. Крамского.

Но что интересно, в н.в. картины Бучкури объявляются, то на аукционах, то в Америке...

В Воронеже есть улица имени Александра Алексеевича Бучкури.

Практически вся жизнь художника связана с этим городом.

Александр Алексеевич Бучкури родился в слободе Бутурлиновка Бобровского уезда Воронежской губернии 18 ноября 1870 года.

Отец Александра Бучкури был таганрогским купцом, греком турецкого подданства. С раннего детства мальчик жил в доме отчима А. И. Михельсона, человека интеллигентного, поощряющего стремления будущего художника к рисованию.
 Бучкури уже в детском возрасте знакомится с жизнью и бытом деревни.

Он любил слушать деревенские песни, смотреть, как водят хороводы, как гуляют по праздникам деревенские девушки и парни, наряженные в цветастые, яркие сарафаны и рубахи, армяки.

Своеобразные обычаи и костюмы мог видеть юный Бучкури и в селе Хреновом Воронежской губернии, где он жил некоторое время вместе с отчимом. А позже, уже живя в Воронеже и бывая в окрестных селах, Бучкури еще глубже знакомится с народным деревенским бытом.

А. А. Бучкури рано пристрастился к рисованию, восьми лет он с увлечением срисовывает карандашом из книг отчима портреты писателей, картинки из иллюстрированных журналов.

Александр Бучкури пробует рисовать и с натуры. Первой «натурой» юному художнику послужила соседская лошадь, которая хотя и «позировала» довольно спокойно, поедая брошенную ей траву, никак не хотела помещаться на листе.

По своему развитию Бучкури опережал многих сверстников. К 12 годам он стал уже репетитором вышеповозрастных сынков бутурлиновских богатеев.
 Когда Александру Бучкури было 14 лет, он вместе с родителями переехал в Воронеж. Здесь он пробует писать красками, начинает мечтать о профессии художника.

По репродукциям Бучкури знакомится с произведениями К. Брюллова, А. Иванова, голландского художника Рембрандта.
 В 1888 году в Воронеже была устроена выставка партии Товарищества передвижных выставок, на которой экспонировались произведения И. Е. Репина, Н. М. Шишкина, Н. Н. Крамского и других выдающихся русских живописцев.

Они очаровывают, приводят в восторг юношу. «Я целыми днями торчал на выставке, пытаясь угадать секрет, как можно писать так хорошо, выразительно, так правдиво!» - вспоминал впоследствии А. А. Бучкури.

Эта первая в Воронеже выставка картин художников-передвижников была значительным событием в культурной жизни города.
Л. Г. Соловьев был одним из организаторов и руководителей Воронежской школы любителей рисования. Под его руководством и начинает свою учебу в школе 23-летний Бучкури.

 

 Автопортрет в шутовском колпаке.1898г

В 1898 году в А. Бучкури, будучи уже взрослым человеком, отправляется  Петербург, чтобы держать экзамен в Академию художников.

Пожив некоторое время в столице, осмотревшись в ней, А. А. Бучкури решает, наконец, пойти к И. Е. Репину и попроситься к нему в ученики.

Высокий, богатырского сложения, почти 30-летний человек вдруг почувствовал себя маленьким школьником, идущим на экзамен к строгому учителю. С трепетом стоял у двери репинской квартиры воронежец, принесший на суд великого художника свои работы.

Первый прием был не очень теплый, да и работы, которые захватил с собой Бучкури, не относились к числу наиболее удачных. Все же кое-что из принесенного понравилось великому художнику.

Из академических документов видно, что А.А. Бучкури очень хорошо учился по теоретическим предметам. В табеле оценок у него из года в год стоят пятерки и четверки по истории искусства, по перспективе и анатомии.

Успешно работает А.А. Бучкури на каникулах, приезжая в родной Воронеж. Здесь он путешествует с альбомом и красками по окрестным, а иногда и отдаленным селам. В «Деле» сохранились справки, удостоверявшие, что студент Бучкури ежегодно «отправляется по России для выполнения художественных работ с натуры и снимания видов и местностей» .

Из произведений, относящихся к периоду Бучкури в Академии Художеств СССР сохранился его эскиз «Палач». На нем изображен холодный зимний день, люди, сгибающиеся в низком поклоне или упавшие на колени перед сидящим на коне царем.

Почти в центре полотна, возвышаясь на большом помосте стоит палач с топором в руках. Позже по этому эскизу А.А. Бучкури пишет картину «Иван Грозный» и выставляет ее на Весенней выставке в 1913 году.

 

 Иван Грозный. Эскиз (репродукция из журнала)

В трактовке исторической темы А.А. Бучкури хорошо чувствовал народные типы, уличную тему. Всё это в полной мере сказалось в его конкурсной картине «Смерть самозванца», написанной для получения звания художника.

 

Смерть самозванца (репродукция из журнала)

После получения звания художника А.А. Бучкури продолжает посещать Академию еще некоторое время в качестве вольнослушателя.

А.А. Бучкури не был трибуном, он не мог создавать произведений, дышащих гневом и борьбой, но его слово в искусстве выражало благородные чувства, большую человеческую теплоту.

 

 Похороны. 1905г (репродукция из журнала)

В картине «Похороны» художник сдержанно, но сильно рассказал о тяжелой доле деревенского бедного люда, о жизни без просвета и радости.
Чувство тоски и горя возникает у каждого, кто смотрит на эту картину.

За эту работу "Похороны" Александр Бучкури получил в Петербурге, в 1905 году премию им. А. И. Куинджи.

В 1907 году вместе со своей женой художницей В.И. Епифановой Бучкури уезжает в Воронеж, но он не теряет связи с Петербургом. Когда его картины экспонируются на столичных выставках, он приезжает в Петербург.

С 1907 года начинается новый период жизни художника, который был для него особенно плодотворным.
 А.А. Бучкури устраивает свою летнюю мастерскую в селе Подгорном, близ Воронежа. Хотя художник работал здесь и раньше (во время летних каникул), подгоренцы не сразу привыкли к «списчику».

«Один раз, - вспоминал художник, - даже побить хотели, спасибо, хозяин предупредил: беги, бить собираются тебя… Говорят, кого ты списываешь, тех выселять будут».

Жизнь в Подгорном оставила большой след в творчестве художника. Здесь были задуманы и частично написаны многие его произведения.

В Подгорном он собирал этюды для картины «Похороны». Здесь же Бучкури пишет в 1908 году полную поэтической прелести картину из деревенской жизни «Бабы на бугре».

 

 Прачки.

 

 Свадебный поезд

 

Очень интересные две работы А.А. Бучкури, находящиеся в Воронежском музее изобразительных искусств, одна из них – «Прачки» (1908 год). Другая работа Бучкури относится к 1913 году – это «Свадебный поезд», впервые экспонировавшаяся на Весенней выставке в Петербурге в 1914 году. «Свадебный поезд» - картина с прекрасно найденным цветовым решением, с интересными образами.
 В эти годы художник много и плодотворно работает, он создает большое количество рисунков, набросков и этюдов, а также серию картин "Крестьянки"

Тугариха. 1910г 

 Баба. 1909г 

Крестьянки 

 Мавруша 

 

 

В праздничном наряде

 

Крестьянка Моня в саду 

Крестьянка Ганя с нарядами 

Настя

 

 Пряхи

Поля в кокошнике

Крестьянки Бучкури  не похожи на крестьянок Васнецова. В отличие от Васнецова, в каждом портрете видна индивидуальность женщины, ее характер.

Совершенно разные женщины смотрят на нас с портретов …Каждая со своей судьбой!

Александр Алексеевич, выросший в слободе, знал о нелегкой доли крестьянок, но в своих работах он изобразил не замученных тяжелым трудом женщин, а крестьянок в их редкие праздники, нарядных и очень красивых!

Бучкури сложился как яркий и самобытный бытописатель русской деревни с ее своеобразным укладом жизни, обычаями, обрядами, нравами. Он отдавал дань художника очарованию сельского пейзажа.

  

Пасхальное утро


  

От святой заутрени

 

 

Катание на святках

 

У хаты (открытка) 

 

 

 Рождественский базар

В 1917 году началась новая эпоха в истории нашей страны.

В это время А.А. Бучкури продолжает работать  преподавателем в Воронежской бесплатной рисовальной школе (с 1909).  С 1919 по 1922г работает в Свободных художественных мастерских , затем в Художественно-промышленном изотехникуме (1923-29). В 1920-е гг он один из организаторов филиалов Ассоциации художников революционной России и ОМАХР в Воронеже. В 1933 г. Александр Алексеевич вел активную деятельность по организации "Союза художников ЦЧО", в которую входили художники Воронежа, Орла и Курска, и от Воронежа входил в президиум правления "Союза".  

Необходимо отметить, что при такой большой общественной нагрузке, художник в 1920-1930г сам писал мало и испытал сильнейший творческий кризис.

"Я самого себя, как художника, давно похоронил". "По правде сказать, я бы мог работать. Но сейчас у меня нет воли порвать с педагогикой и поверить в свои силы. Я не знаю, что я могу и что нужно".

Ему были чужды стремления его коллег к новаторству в содержании произведений, а тем более в их исполнении, хотя он и старался их понять. "Из колхозов вернулись художники, понавезли массу вещей. Видел кой-что. Есть порядочные вещи, а главное свежие, работали с увлечением".

Но сам Александр Алексеевич, как художник, не видел в себе желания искать и отображать черты переустройства в так хорошо знакомой ему прежде крестьянской жизни. Тема деревни осталась в прошлом.

Но художественная и культурная жизнь Воронежа настоятельно звала его к активному участию. И в письмах Бучкури зазвучали иные нотки.

"Я сейчас еще ничего не работаю основательно. Только маленькие эскизы, не могу еще ни на чем останавливаться, а надо что-то сделать для всей культуры. Они ждут. Вообще все думают, что я могу что-то хорошее сделать, а я ни с места, бывает такая заминка".

Он нашел в себе силы преодолеть душевный и творческий кризис, испытывает прилив новых творческих сил. В обновленной жизни острым взглядом художника ищет достойный внимания сюжет для картины по заказу Дома санитарного просвещения и находит "Физкультурный парад". И работает с увлечением. "Я сейчас пишу праздник физкультурников. Это очень интересно по костюмам и краскам".

Творческое вдохновение ему дарят также сохранившиеся эскизы, наброски, варианты задуманных картин в прежние годы. Среди давних замыслов была и тема цирка. Еще в 1913 году на весенней выставке Товарищества художников в Петербурге среди произведений, представленных Бучкури, значится выполненный гуашью картон с названием "Наездница и клоун".

У цирка. 1936г

Эти же не придуманные, а взятые из жизни персонажи стали центральными героями его картины, написанной двадцать три года спустя.

В основу содержания большого жанрового полотна положены не только прежние подготовительные работы, но и свежие личные впечатления художника. Но он не ограничивается воспроизведением увиденного в жизни эпизода.

Картина "У цирка", написанная в ясной, доступной для восприятия реалистической манере, имеющая множество художественных достоинств, по словам ученика Бучкури Константина Михайловича Стаховского, не имела успеха в коллективе современных ему воронежских художников.

Вероятно, от него ждали не свойственных ему живописных "новшеств". Полотно не было принято художественным советом и, написанное по договору, продавалось в салоне художников за долги.

К счастью, его приобрел музей изобразительных искусств. И потому оно сохранилось и не погибло, как многие произведения художника при пожаре города в период фашистской оккупации Воронежа. И теперь в коллекции его работ картина "У цирка" представляет одну из ярких страниц в творческой жизни Бучкури-художника.

В 30-ые годы А.А. бучкури закончил еще две интересные работы "На сенокосе" и "Вывод"

 

 

На даче (репродукция из журнала)

 

 На сенокосе (репродукция из журнала)

 

 Вывод (репродукция из журнала)

Картина написана по одноименному рассказу Максима Горького - "Вывод". "Выводом" в деревне называли прогон голой жены-изменщицы через всю 
деревню с жуткими издевательскими и унизительными штуками.

Всё это смотрится очень страшно: Один человек находится в полной власти жестоких и циничных единомышленников. Вот так выражался крестьянский домострой.

Последним по времени дошедшим до нас произведением Бучкури является его «Автопортрет» 1941 года, находящийся в Воронежском музее изобразительных искусств.

Автопортрет 

Своим ученикам А.А. Бучкури говорил:

"Рисуйте просто, подходя со вниманием и без заученности к каждому рисунку, как будто вы никогда не рисовали, не будьте гордыми, не бойтесь унизиться до того, чтобы передать то, что есть в природе, работайте изо дня в день неустанно и упорно и не ради славы или корысти".

Призывая учеников к неустанному творческому труду, А.А. Бучкури сам служил им примером в этом отношении. Он почти никогда не расставался с карандашом и карманным альбомчиком, постоянно делая зарисовки с натуры даже на собраниях, во время беседы и т.д.

Велико было личное обаяние художника. Там, где был Бучкури, неизменно возникала творческая атмосфера, вокруг него группировались все, кто любил искусство, увлекался творчеством.

Очень простой и добрый, немного чудаковатый. Потому что жил всегда в мире художественного творчества, он был по-своему горд и принципиален. Когда дело касалось искусства.

Многочисленные ученики и последователи А.А. Бучкури не являются его подражателями. Но реалистический фундамент, заложенный в них Бучкури, - это, то общее, что объединяет учеников замечательного мастера.

И в заключении хочу привести слова И.Репина о А.А.Бучкури. В одном из своих писем он писал: " Здесь близ Выборга, в имении И.И.Толстого, висит несколько работ Бучкури, превосходные вещи. Он отличный художник, и я горжусь таким бывшим моим учеником!" 

При работе над постом использованы материалы с сайтов:

http://www.proza.ru/2012/01/11/1336

http://www.buturlinovka.ru/econorg84.html

http://artpoisk.info/artist/buchkuri_aleksandr_alekseevich_1870/bio/

https://artchive.ru/artists/13703

http://artru.info/il/ar/186/ 

 

Это интересно
+21

11.05.2015
Пожаловаться Просмотров: 14729  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены