Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный пользователь пишет:

Богатства мне не нужны, у меня совсем другие цели

В семнадцать лет Бенедикт Спиноза вынужден был уйти из училища, чтобы помогать отцу, но он хотел продолжать учиться и стал уговаривать отца, чтобы тот разрешил ему посещать занятия известного в Амстердаме учителя латинского языка, бывшего иезуита, Франциска ван ден Эдена.

В конце концов, Бенедикт Спиноза становится его учеником и знакомится здесь с европейской мыслью. Сближение с христианским миром, изучение Нового Завета и трудов европейских мыслителей постепенно отдаляют его от еврейской общины и традиционного иудаизма.

Он перестает посещать синагогу, критически отзывается о Ветхом Завете, подвергает сомнению многие даты и факты Священного Писания, отрицательно высказывается о бессмертии души и в его словах все больше слышны атеистические нотки, что вскоре доходит до ушей раввинов. Но пока был жив его отец, это не выливалось в открытый конфликт.

Со смертью отца отношения с еврейской общиной резко обостряются.  Сначала Спинозу предупреждают за высказывания крамольных мыслей и отлучают от общения только на месяц, потом его хотели подкупить, чтобы он не распространял хульные мысли, наконец, двадцать седьмого июля 1656 года состоялось «великое отлучение», обставленное по всем правилам иудейской традиции.

Отныне ему запрещалось общение со всеми евреями, со всеми родственниками, его труды подлежали уничтожению и запрещены для чтения. Отлучение было пожизненным и неотменяемым, до сих пор имеющим силу. Была попытка и смертельного «отлучения» Бенедикта Спинозы.

 Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. Окончание

Покушение на Бенедикта Спинозу

Когда никакие уговоры и угрозы не помогли,  к нему подослали убийцу. К счастью, нож только изрезал его плащ, который потом мыслитель хранил всю жизнь. После этого случая, стало  понятно: оставаться в Амстердаме становится опасным.

Закончив  судебное разбирательство с сестрами о наследстве отца, которое  выигрывает, он добровольно отдает почти все имущество Ревекке и Мириам и уезжает в деревню Оуверкек недалеко от Амстердама. На вопрос, зачем же он судился, если все равно отдал наследство, молодой человек ответил в своем духе:

«Для того, чтобы уяснить, существует ли ещё в Голландии справедливость и правосудие. Богатства мне не нужны, у меня совсем другие цели».

Итак, в двадцать четыре года он становится абсолютно свободным и полностью независимым как материально, так и духовно. Начинается двадцатилетний период жизни, который Спиноза полностью посвящает философским и научным трудам, зарабатывая на жизнь шлифованием линз. Он погружается в изучение философии Декарта и латинского языка, на котором отныне пишет все свои труды.

Уроки немногим ученикам он давал бесплатно, что тоже ставилось ему в упрек: мол, даром распространяет атеизм и свое зловредное учение. К известности Бенедикт Спиноза никогда не стремился поэтому за двадцать лет было напечатано под его собственным именем единственное  сочинение –

«Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом» с приложением «Метафизические мысли».

 Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. Окончание

Убийство Яна де Витта

Через десять лет вышло второе сочинение философа «Богословско-политический трактат», написанное им по просьбе премьер-министра голландского правительства Яна де Витта, близкого друга Спинозы, убитого заговорщиками. Всегда уравновешенный и внешне спокойный, на этот раз Спиноза плакал.

Трактат вышел под вымышленным именем. Однако подлинное авторство было вскоре установлено и  через четыре года сочинение запретили. Все остальное («Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», главный труд философа «Этика», последнее произведение  «Политический трактат» и «Учебник по грамматике иврита») было напечатано друзьями после смерти мыслителя.

Последние годы философ жил  в Гааге, в доме художника, с которым был дружен. После смерти Бенедикта Спинозы двадцать первого февраля 1677 году в его кабинете было найдено много готовых линз, его рукописи и письма, двести гульденов и долги...

Соединение иудаизма и европейского мышления делали Бенедикта уникальным мыслителем. Главное, что отличает философию мыслителя от иудаизма и христианства, а также многих других религий, наделяющих Бога человеческими качествами, так это его совершенно особое понимание Бога.

Он не признает Бога подобного человеку, состоящему из тела и разума, подверженного страстям и своим желаниям: хочу - творю, хочу - нет, хочу наказываю, хочу - милую. У Бога нет ни воли, ни ума, как у человека.

И все разговоры о Божьих целях, намерениях, воле, предпочтениях и т.д. является просто фикцией. Поверить в обратное, значит стать жертвой тех суеверий, которые лежат в основе организованных религий.

 Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. ОкончаниеБог – это причина всех вещей, с необходимостью порождающая горы, травы, животных, человека…С той же необходимостью и по тем же строгим правилам, по каким сумма углов треугольника всегда равна двум прямым углам.

Вещи произведенные могли быть произведены Богом только так, и никак иначе. Порождающая природа или Бог всегда строит все по строго математическим законам, которые всегда и везде одинаковы, им нет альтернативы. Нарушаться могут только человеческие законы, но не божественные.

В Боге нет ничего случайного, все - необходимость и всему есть причина. Позднее Альберт Эйнштейн, большой поклонник Спинозы, образно выразил это так: «Бог не играет в кости». Эйнштейн считал, что Спиноза произвел настоящую религиозную революцию, создав особую космическую религию.

А поскольку все существующее необходимо, рассуждает далее Спиноза, то свободы воли не существует в принципе. Только в силу ограниченности человек не видит связи между вещами и не может найти причину, потому что ему присущи страсти и аффекты. Свобода – это то, что противостоит насилию и рабству, а не необходимости и причинности.

Бог - это безличная, беспредельная, абсолютно совершенная и не похожая на человека субстанция или вещество, из которого состоит всё и вся. Это не личный Бог, сотворивший человека по своему образу и подобию, вдунувший в него Свой дух.

Не тот Бог, который отлучает человека от  общения с собой в наказание за грехи или возвращает свое общество за хорошее поведение и добродетель. Это также невозможно, как невозможно приписать человеку атрибуты, делающие совершенным слона или осла.

Бог - это порождающая природа, единая и неделимая, единственная и уникальная, бесконечная и вечная, не нуждающаяся для своего существования ни в ком и ни в чем. Она обладает только двумя свойствами, независимыми друг от  друга, протяженностью и мышлением. Первое из них свойственно материи, второе – разуму.

А поскольку Бог существует везде, в каждом его порождении (природе порожденной) – в травинке, паучках и муравьях, в каждой вещи и  каждом человеке, то и в каждом из них присутствуют оба атрибута: первый проявляется в движении и покое,  второй - в наделенности каждой вещи, животного и человека душой, которую философ называет идеей.

 Бенедикт Спиноза: смерть и бессмертие. Окончание

Марк Матвеевич Антокольский. Барух (Бенедикт) Спиноза. 1887. Мрамор

Назвать Бенедикта Спинозу атеистом может только тот, кто не принимает его понимание Бога, а называть его пантеистом можно только в том смысле, что он не признает трансцендентного Бога, находящегося где-то там, далеко и строго наблюдающего сверху за деяниями каждого.

Спиноза пропитан Богом, он им опьянен, хотя его Бог абсолютно трезв. Мыслитель порвал только с преступлением и наказанием от Бога, только с тем Богом, который внушает человеку страх.

Мыслитель был против страха в любом его виде, в том числе, и прежде всего, религиозном. Невозможно строить  нравственность и совершенство на страхе.

В этом сила Бенедикта Спинозы и слабость тех, кто считает, что  страх может удержать человека от проступка. Это не более как суеверие и манипуляция, которыми активно пользуется организованная религия. Ключ к открытию и познанию Бога - философия и наука, а не религиозный трепет и благоговейное подчинение.

Первые ведут к просветлению, свободе, правде и покою, вторые -  к суеверному поведению и подчинению не Богу, а  церковной власти. Конечно, человек, в отличие от Бога, совершенного и беспричинного, есть существо несовершенное.

В нем присутствуют страсти, которыми человек часто не может управлять. Но к его совершенству, по глубокому убеждению Бенедикта Спинозы, ведет не страх, а истинная вера и ясное познание.

Тина Гай

Это интересно
+2

Привилегированный пользователь 05.03.2015
Пожаловаться Просмотров: 932  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены