Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7917 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240426140222

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему...

Праздник Сретение Господне, один из двенадцати главных праздников, который православный мир отмечает 15 февраля.

На западе Праздник "Сретение Господне"больше известен как праздник «Очищения Марии» и имеет в католичестве еще одно название – «День свечей» или «Светлая обедня». 

Во время литургии в этот день молящиеся зажигают свои свечи и проходит процессия с зажженными свечами священнослужителей.

Установлен праздник Сретение Господне в Византии в VI веке. В VII веке он распространился на весь западный мир. Однако статус этого праздника в католичестве ниже, чем других двунадесятых праздников.

Корнями праздник  уходит в Ветхий завет. В этот день, по истечении сорока дней после рождения младенца, по иудейским законам необходимо было совершить два обряда: матери – очиститься от родовых кровей, а младенца –-первенца мужеского пола посвятить Богу с дальнейшим его выкупом от служения Господу.

Во очищение роженицы приносились две жертвы: всесожжения – годовалый агнец, и за грех – молодой голубь. Бедным можно было агнца заменить голубем. Кроме того, за младенца-первенца мужского рода надо было родителям отдать выкуп в виде определенной суммы.

Итак,  ровно сорок дней назад мы праздновали  Рождество Христово, отмеченное знаменательными событиями: яркой звездой, поклонением волхвов, воспеванием рождения Богомладенца ангельским хором и возвещением о Рождестве вифлеемским пастухам.

Настало время принести Младенца в храм, как сегодня сказали бы – для крещения и посвящения младенца Богу. Поэтому праздник Сретения завершает рождественский цикл.

Святое семейство – Иосиф-Обручник, Богородица с Младенцем несут с собой положенное – двух горлиц в жертвы и немного денег – для выкупа Младенца. Хотя Мария и осталась Девой после рождения, но все положенное законопослушным гражданам надо было совершить.

 Праздник Сретение Господне
И случилось, когда пришли в храм Мария и Иосиф, пришел и праведный Симеон. Симеон был одним из 72 толковников, которые переводили Ветхий завет (по указанию Птолемея II, собиравшего знаменитую Александрийскую библиотеку) с еврейского языка на греческий.

Каждому толковнику досталась отдельная книга. Симеону надо было перевести книгу Исайи - очень сложную, называемую еще ветхозаветным евангелием. В книге есть фраза «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына».

Симеон усомнился: «Как?  Разве Дева  может зачать и родить без мужа». И решил перевести слово «Дева» по другому, заменив его на слово «Жена».
Тогда, по преданию, во сне явился ему Ангел и сказал: «Поскольку ты не поверил словам пророка, то не умрешь, пока сам не убедишься в его правоте и не увидишь живого Мессию».

По другой версии, когда Симеон возвращался в Иерусалим из Египта, он выкинул свой перстень в реку и сказал: «Найду перстень-поверю словам пророка». И купил он рыбу на базаре, обнаружив в ее чреве свой перстень. Тогда и  услышал то пророчество Ангела.


И стали тянуться годы: прошло сто лет, потом - прошло и двести, и триста, и триста пятьдесят, уже исполнились все пророчества, указывающие на рождение обещанного Мессии, ожидаемого еврейским народом. А праведный Симеон все еще жил. Оставалось последнее пророчество – «Се Дева во чреве приимет и родит Сына».

И вот однажды нашло на него вдохновение: «Ему надо идти в храм». В тот день  пришли Мария и Иосиф с Младенцем. И Дух Святой подвел его к Младенцу, которого держала на руках Матерь. Симеон с нежностью взял в свои руки Младенца и с улыбкой сказал слова благодарения Богу:

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля  (Лк.2:29—32).

Эта песнь – одна из трех, взятая из Евангелия, и поется она на каждой вечерней службе. В ней звучит торжество окончания сроков ожидания Спасителя и раскрытие Симеоном тайны Боговоплощения.

Симеон посмотрел на Марию и говорит Ей страшные слова: «И Тебе пройдет оружие сквозь душу, потому что лежит здесь Тот, кто станет знаменем пререкания: одним на восстание, другим на падение».

Рембрадт. Симеон-Богоприимец

Это пророчество исполнилось в день Распятия Иисуса и послужило сюжетом для известных в православии икон «Умягчение злых сердец» («Симоново проречение») и  «Семистрельная».

При храме служила также старица Анна,84 лет. Она все видела и слышала, и рассказывала о случившемся в храме людям, но не все  верили ей. В церкви память Симеона, пророчицы Анны и иконы «Умягчение злых сердец» совершается на другой день – 16 февраля. По православной традиции считается, что Симеон Богоприимец умер сразу после этих событий. Ему было 360 лет.

Кроме событийной рамки праздника важно уяснить его сакральный и богословский смысл. Очищение Марии здесь отходит на второй план, на первый выходит встреча: встреча человека с Богом, Ветхого и Нового Завета, старости с юностью.

Это граница эпох: Ветхий Завет в лице Симеона и пророчицы Анны уходят в прошлое, передавая эстафету служения вновь нарождающемуся Новому - радость окончания времени томительного многовекового ожидания. Это очень хорошо передано на иконе Сретения Андрея Рублева. Но Бог отдает себя в руки человека, человек отвечает ему Распятием.

Очень красивые в этот день богослужебные тексты. В них во всей полноте дается богословский смысл праздника. Их авторы - лучшие гимнографы и богословы всех времен и народов: Андрей Критский, Иоанн монах и Косма Маюмский, преподобные отцы Герман и Анатолий, патриархи Константинополя. В их словах слышна речь Симеона, прославление его как величайшего пророка, сподобившегося лицезреть и держать на руках всех Бога.

И тут же звучит просьба освободить его от земного плена, чтобы возвестить всем ушедшим в мир иной праведникам, Адаму и Еве, радостную весть, что пришел, наконец, на землю Тот, Кого чаяли они увидеть, но так и не дождались. Песнопевцы живописуют Младенца неземными красками: как Господа Славы, как Того, Которого предвосвестил Давид, о Ком пророчествовали лучшие мужи. Воспевают они и имя Богородицы.

Праздник длится 8 дней: один день, 14 февраля, - предпразднество, 15 февраля - сам праздник, 5 дней – попразднество, 22 февраля – отдание праздника. 

Тина Гай

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+9

14.02.2016
Пожаловаться Просмотров: 1471  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены