Новости: Результаты онлайн опроса: "Некоммерческие организации"


Администратор:

Модераторы:

Активные участники:

пишет:

Что такое «Апокалипсис»? История и смысл термина...

 

 

 

 

 

Само слово «апокалипсис», привычное для слуха и интуитивно понятное по смыслу, на самом деле имеет библейские корни: в переводе с греческого термин обозначает «раскрытие, откровение» и отсылает нас к книге Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова»

 

 

Семь версий апокалипсиса - и конкретные экспертные комментарии о том, почему конца света не будет

ВСЕ СТАТЬИ

 

Это последняя книга Библии и единственная пророческая книга Нового Завета; она была написана, согласно церковному Преданию, одним из двенадцати апостолов – Иоанном Богословом.

Большая часть Апокалипсиса повествует о финале земной истории человечества, поэтому в современном сознании это слово, как правило, ассоциируется с чем-то ужасным, катастрофическим.

Тициан, «Святой Иоанн евангелист на Патмосе», 1544 г.

Как Библия трактует «конец света»? «Страшный суд» по христианским представлениям – это заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом.

В новозаветных текстах упоминания о Страшном суде носят чаще всего аллегорический характер — отделение агнцев от козлищ (Мф. XXV, 31-33), притча о девах разумных и неразумных (Мф. XXV, 1-13) и др.; но, безусловно, самое подробное описание грядущего Страшного суда содержится в «Откровении».

Ангел обращается к Иоанну Евангелисту: "Иди и смотри!" Иллюстрация из английской книги Нового Завета, 1250 г.

Кем был Иоанн Богослов?

Апостол Иоанн был одним из ближайших учеников Христа. То, что текст «Откровения» принадлежит именно Иоанну Богослову, подтверждается свидетельствами его учеников и признается Церковью. С его именем церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета: помимо Откровения, это четвертое Евангелие (от Иоанна), а также Послания.

Альбрехт Дюрер, "Снятие шестой печати", 1498 г.

Когда и где было написано Откровение?

О времени написания Апокалипсиса ведутся споры, но считается, что труд был создан не позднее начала II века.  Местом написания Апокалипсиса считается остров Патмос, упоминаемый самим Иоанном Богословом как место получения им откровений. Патмос находится в Эгейском море, к югу от города Ефеса.

Альбрехт Дюрер, "Четыре всадника Апокалипсиса", 1497-1498 гг.

Толкования

За прошедшие 20 веков появилось множество различных толкований Апокалипсиса. Их обычно разделяют на четыре группы. Первые относят пророчества апостола Иоанна Богослова к «последним временам», второму пришествию Христа и Страшному суду. Другие рассматривают Откровение с точки зрения исторических событий, таких, как гонения на христиан в I вене н.э. Третьи ищут в современной истории признаки апокалиптических предсказаний. Четвертые трактуют Откровения как источник не столько пророчеств, сколько нравственных аллегорий.

Алексей Рыбников, "Остроугольный ангел апокалипсиса", 1918 г.

Вместе с тем, нужно помнить, что нигде в Библии нет указания о точном дне Страшного суда: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один», говорится в Евангелии (Мф., 24: 36).

Микеланджело, "Последний суд", фреска в Сикстинской капелле, 1537-1541 гг.

Особенности изложения:

- Вневременность и слияние исторических эпох: духовно родственные события, отстоящие одно от другого на много столетий и даже тысячелетий, сливаются в одну пророческую картину; автор Апокалипсиса некоторые события будущего описывает, как прошедшие, а прошедшие - как настоящие: ведь апостол говорит не о хронологической последовательности событий.

Эль Греко, "Открытие шестой печати", 1610-1614 гг.

- Символичность: символы и аллегории дают возможность автору Апокалипсиса говорить о сути мировых событий через обобщение. Так, например, глаза символизируют ведение (знание), много глаз — совершенное ведение (всеведение). Рог — символ власти, могущества. Длинная одежда означает священство; венец — царственное достоинство; белизна — чистоту, непорочность; город Иерусалим, храм и Израиль — символизируют Церковь.

- Числа тоже имеют символическое значение: три — символизирует Троицу, четыре — символ мира и мирового порядка; двенадцать — народ Божий, полноту Церкви (то же значение имеют числа, производные от 12-ти, как 24 и 144000). Большое значение придается числу семь (семь печатей; композиционно книга делится на семь частей).

Лука Сигнорелли, "Конец света, Апокалипсис", 1499-1502 гг.

Образы из «Откровения»

Агнец - это символическое наименование Иисуса Христа, принесшему себя в жертву для спасения человека.

Книга Жизни - согласно христианской традиции, книга, в которую записаны имена праведников. Она запечатана 7 печатями, открыть которые может только Агнец Божий перед наступлением Страшного суда.

Четыре всадника Апокалипсиса – это персонажи шестой главы «Откровения». Они появляются друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырех печатей Книги Жизни (всего печатей, как уже было сказано, - 7).

Виктор Васнецов, «Воины Апокалипсиса», 1887 г.

Первым появляется всадник на белом коне, он символизирует рождение человека, имеет лук и венец и назван Иоанном «победоносным». Вторым появляется рыжий скакун, на нем — всадник с мечом, считается, что в тексте он символизирует истребительную войну. Третий всадник на вороном коне держит в руках весы и символизирует взвешенную зрелость. Четвертый всадник на белом коне, «которому имя – смерть».

7 ангелов Апокалипсиса и 7 труб символизируют собой конец времен и суд Божий: «И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить». В древности, звук трубы (рога) использовался для предупреждения об опасности, подачи сигналов в сражении или возвещал о важных событиях.

Ханс Мемлинг, "Страшный суд", центральная панель триптиха "Архангел Михаил, взвешивающий души", 1470

«Страшный суд» - одна из важнейших тем мирового искусства. Так или иначе ее затронули большинство великих художников, в том числе Микеланджело, Эль Греко, Альбрехт Дюрер, Николай Рерих и другие.

Николай Рерих, "Армагеддон", 1936

Авторы, безусловно, привнесли в произведения свое личное видение, интерпретируя образы Ангелов Апокалипсиса, Всадников (Воинов) и самого Судного дня. Но глядя на эти работы, можно предположить, как будет развиваться Апокалипсис в его христианском «сценарии».

Николай Рерих, "Армагеддон", 1940

Написал 17.12.2012, обновлено 17.12.2012
Это интересно
+4

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 455  
             

Комментарии:

17.12.2012

Книга  конечно особенная, первый раз читал еще будучи неверующим, показалась сказкой. С тех пор прочитал её уж наверно раз 12, и каждый раз по новому.

Откр.20:6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

Для того чтобы писать комментарии, необходимо