Администратор:

МОДЕРАТОР пишет:

Янтарный путь.

Янтарь известен человечеству с древнейших времен. «Солнечный камень»
находили в руинах античных полисов и гробницах египетских фараонов. Янтарь с
древнейших времен имел огромное значение для территории нынешней
Калининградской области. Однако ценить этот «дар моря» местные жители научились
далеко не сразу. По свидетельствам археологов, чем дальше от месторождений
янтаря, тем больше «солнечного камня» встречается в захоронениях. Точно такая
же зависимость касается и стоимости янтаря – чем дальше от мест добычи, тем был
он дороже. Сами же пруссы обработкой главного богатства своей земли не
занимались, для них он был лишь объектом торговли – причем цена, которую
платили им за необработанные куски «солнечного камня» порой казалась им слишком
высокой, чем вызывала у них удивление.

Впервые использоваться янтарь стал в эпоху палеолита – около 450000-12000 гг.
до нашей эры. На первых стоянках первобытного человека в районе Пиренеев, а
также на территории современной Австрии, Румынии и Моравии находили куски
необработанного янтаря. На вопрос, как же попал «солнечный камень» в места,
достаточно отдаленные от Балтийского побережья, историки дают такой ответ:
считается, что древние охотники, которые уходили далеко на север, преследуя
мигрирующих животных, подбирали кусочки камня как диковинку. В эпоху Мезолита
(12000-4000 гг. до н.э.) появились древнейшие объемные произведения из янтаря в
Северной Европе,  в основном это были антропоморфные и зооморфные предметы
религиозного культа. Шесть тысяч лет назад человечество вступило в эпоху
Неолита. Историки считают, что именно в это время янтарь стали обрабатывать в
регионе Балтийского моря. Самые часто встречающиеся изделия из «солнечного
камня» — цилиндрические, круглые или овальные бусины. К крупным находкам того
времени относят глиняные горшки с янтарем, которые использовались в качестве
ритуальных предметов. Причем янтаря было достаточно много – в одном кладе
насчитали 13 тысяч бусин общей массой 4 килограмма, в другом – 4 тысячи бусин,
которые весили 8 килограммов. Янтарные бусы в эту эпоху встречаются и в
захоронениях, но в меньших, чем в жертвенниках, количестве. Большая часть
янтарных изделий того времени выполняла функции боевых амулетов. Куски янтаря
часто встречаются и в египетских захоронениях периода ранних династий, а также
в Междуречье. Однако не весь янтарь в тех находках по составу соответствует
балтийскому. Египтяне окуривали гробницы янтароподобными местными смолами,
также и в Междуречье находили фигурки не только из балтийского солнечного камня,
но и из местных смол Ближнего Востока. Не отставала от востока и Европа –
янтарные  изделия находили в Англии, ну а в Древнем Риме «солнечный
камень» был неоспоримым символом роскоши. Главным центром по импорту и
переработке янтаря в Римской империи был город Аквилея. Особой популярностью у
граждан Рима пользовались кольца, украшенные фигурками Венеры или Купидона, а
чуть позже- женскими головами со сложными прическами. Украшали римляне янтарем
обувь и одежду, из него делали флаконы для благовоний, сосуды для вина. А во
времена императора Нерона янтарем даже украсили амфитеатр для проведения
гладиаторских боев. Возрастание интереса к янтарю характерно для бронзового
века: теперь его оправляли в ожерелья, и, кроме того, улучшившаяся технология
позволяла сверлить более аккуратные отверстия в бусинах.

Более или менее организованная торговля янтарем возникла около 3 тысяч лет
назад. Основными торговыми путями были водные. «Янтарных путей» было немало, но
к основным можно отнести пять. Первый – смешанный водно-сухопутный — начинался
в устье Эльбы, караваны шли до реки Везер (Германия), в районе современного
Падерборна дорога поворачивала на запад и выходила к Рейну. Через Дуйсбург
караваны по Рейну следовали в Базель, а оттуда по суше – до реки Роны, через которую
попадали в Средиземное море. Второй брал начало в Гданьской бухте, шел по рекам
Висле и Варте, через Познань и Вроцлав. Потом по Судетской области и Брно по
реке Мораве, и далее по Дунаю до Вены, где янтарь грузили на сухопутный
транспорт и везли на побережье Адриатического моря. Третий путь шел по Висле,
Сану и Днестру и заканчивался у Черного моря, таким образом янтарь поступал на
рынки Египта, Греции и южной Италии. Четвертый путь – тоже смешанный
водно-сухопутный — шел из Балтики по Неману и притокам Днепра, и заканчивался у
Черного моря. Этот путь получил название «из варяг в греки». Пятый путь,
проложенный в конце III- начале IV века, проходил по Неве и через Днепр
связывал Балтийское море с римскими колониями и Византией.

В то время технология добычи янтаря была примитивной и сводилась к простому
собирательству самоцвета на берегу Балтийского моря. Янтарь по плотности равен
воде или даже меньше ее, поэтому во время штормов его часто выбрасывало на
берег. Как правило, добыча была невелика, однако даже новая история
зафиксировала несколько крупных «янтарных бурь». Так, в 1862 году вместе с
водорослями на берег выбросило около 2 тонн янтаря, а в 1914 – около 870 килограммов.

В безветренную погоду использовали другой древний способ – черпание янтаря со дна
моря, крупные самородки просто поднимали со дна моря сачком.

В VI веке возникает новое государство авар – Каганат, основанное на
подневольном труде и транзитной торговле. Это государство предприняло попытку
захватить янтарный промысел в свои руки и отправили в Пруссию небольшие
вооруженные группы. Захватив мазурские янтарные прииски, они попытались
замкнуть торговлю «солнечным камнем» на себя, их основным контрагентом в этом
стала Византия. Культура пруссов, разумеется, пыталась исправить это положение.
На рубеже VII-VIII веков в восточной части вислинской дельты, в устье реки
Ногат, возник торговый пункт со смешанным населением из пруссов и выходцев с
острова Готланд, под названием Трусо. Трусо успел прославиться в Балтийском
регионе своими торговыми связями – с Западом по морю, с Югом и Востоком – по
реке Висла. Прусский янтарь вызывал большой интерес по всей Евразии. К тому же
местные купцы участвовали в транзитной торговле изделий восточноевропейских
мастеров. Около 850 г. Трусо был разрушен викингами. Но из балтийской торговли
уничтожение Трусо пруссов не вывело. В начале IX века новым ее центром стало
поселение Кауп в юго-западной части Куршской косы. Он стал центром янтарной
торговли, причем, по свидетельствам историков того времени, размер ее достиг
впечатляющего размаха., в том числе Кауп имел довольно прочные торговые связи с
Русью. В начале XI века расцвету Каупа пришел конец, и тоже не без участия
скандинавов – датчан, которые поработили Замланд, однако их владычество не
продержалось долго. По-видимому, действия датчан были направлены не на захват
Самбии, а на уничтожение Каупа как торгового центра, конкурента молодого
Датского королевства.

Новая страница истории янтарных промыслов в Пруссии началась с захватом этих
земель Тевтонским орденом. Если до этого добыча и торговля янтарем фактически
никому не принадлежала и не была монополизирована (несмотря на то, что всплеск
янтарной торговли повлек за собой развитие имущественного неравенства в
прусских племенах), то рыцари Ордена сразу поняли, что имеют дело с уникальным
богатством. Орден тут же монополизировал добычу и торговлю янтарем, санкции за
нарушение этого закона были очень жестокими. Так, в историю вошел фогт Ансельм
фон Лозенберг, который издал указ о том, что каждого, кто будет уличен в незаконном
«обороте» янтаря, будут вешать на первом попавшемся дереве. Такая жестокость
надолго осталась в народной памяти в легенде. Верили, что призрак фон
Лозенберга скитается по побережью и кричит: «Во имя бога янтарь свободен!».

Другая прусская легенда говорит о том, что жестокость тевтонцев прогневала
прусского морского бога Аутримпо, и море перестало отдавать людям «солнечный
камень». Кроме суровых санкций за собирательство и торговлю янтарем, орден не
разрешал создавать цеха по его переработке, первая янтарная мастерская
появилась в Кенигсберге только в 1641 году, то есть уже после изгнания
Тевтонского ордена с этой территории. Но и тогда послаблений было немного:
каждый цеховой мастер и подмастерье давал клятву, что будет неотступно
соблюдать все указания курфюрста, будет приобретать янтарь только у курфюрста
или его арендаторов и обрабатывать только янтарь, купленный легально. Кроме
того, запрещалось перепродавать необработанный янтарь.

Тевтонский орден торговлю янтарем вел самостоятельно. Торговый дом ордена
заключал договоры на поставку различных товаров, но самым выгодным был сбыт
янтаря. Торговый дом покупал сырье и поделки из янтаря у маршала ордена и
перепродавал их значительно дороже в другие страны. Маршал, в свою очередь,
имел дело с подчиненным ему правителем крепости Лохштедт. «Янтарный наместник»,
как его называли, периодически доставлял солнечный камень в замок. Наибольшую
прибыль приносила продажа четок (в переводе с немецкого в оригинале
-»розовых венков», однако, это ошибка, Rosenkranz по-немецки значит
не «розовый венок», а «четки»), но торговали и
необработанным самоцветом.  Большая его часть в бочонках вывозилась в
Любек и Брюгге и продавалась ремесленным цехам, делавшим четки. В среднем за
год кенигсбергские торговые агенты торгового дома доставляли сюда по 30 бочек
янтаря. Получали они за него примерно в 2,5 раза больше, чем дом платил
маршалу.  Кстати, любопытный факт. Ощутимый удар по янтарной торговле
нанесла Реформация – на четки, весьма распространенные у католиков, шла львиная
доля добытого в Пруссии «солнечного камня». Выручив деньги за янтарь и другие
товары, торговые агенты покупали за границей холст, сукно, вина, рис, южные
плоды, пряности, бумагу, железо и везли это в Пруссию. Часть выручки шла на
содержание крепостей.

http://kenigsberg-klad.com/?p=267

Написал МОДЕРАТОР 23.01.2014
Это интересно
+3

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 131  
             

Комментарии:

23.01.2014

Оч интересная статья! Спасибо!

а где "плюсик"?Smile

23.01.2014

Sorry...

Laughing

МОДЕРАТОР 23.01.2014

Очень люблю Балтийский регион. Laughing

Для того чтобы писать комментарии, необходимо