На воротах Бахчисарайского дворца есть резное изображение двух сплетающихся змей - это фамильный герб Гиреев. Ворота ведут в большой внутренний двор, вымощенный камнем и с трех сторон окруженный стенами.
Здесь крымские ханы, прежние властители этих земель, напутствовали войска, отправляя их в походы и набеги.
Когда знаменитые итальянские мастера ехали по приглашению государя Ивана III в Москву, хан Менгли-Гирей остановил их в Крыму и придержал у себя... на несколько лет. Он, мягко говоря, предложил итальянцам поработать во дворце. И мастера создали в Бахчисарае одну из самых ценных архитектурных реликвий - портал железных дверей «Демир-капу».
Жаль, нынешнее здание не есть настоящий дворец династии крымских ханов: была слишком кровавая эпоха. В 1736 году русские войска под командованием генерал-фельдмаршала Миниха захватили Бахчисарай и, в ярости за все зло от татарских набегов, сожгли знаменитый «Дворец в садах» - так переводится слово Бахчисарай.
Когда война закончилась, приехали строители из Константинополя, привезли материалы и принялись восстанавливать сгоревший дворец. Но уже в своем стиле, турецком.
С конца XVIII в. Бахчисарайский дворец признан памятником восточной архитектуры. Это один из первых музеев на юге России.
Сколько ни ремонтируют главный музей Бахчисарая (единственный в Крыму!), он и теперь, как во времена Пушкина, вызывает сожаление своей ветхостью. Но в этом тоже особенность «хан-сарая», который никогда не поражал приезжих роскошью, как южнобережные дворцы и виллы XIX в.
Торжественно заводят экскурсантов в Зал Совета и Суда. Усевшись на большом ковре, советники хана решали здесь многие важные дела, намечали планы и маршруты военных походов, точнее, налетов на города и деревни, из которых привезут потом пленных, чтобы продать в рабство...
Зал Совета и Суда - место довольно мрачное. Оттуда приятно выйти в Бассейный садик. И отдохнуть душой при виде хорошо освещенных живых растений, воды, рыбок.
Страшная, печальная комната с деревянными решетками на окнах - это гарем. Очень жаль, что давно убрали оттуда искусно выполненные статуи занятых рукоделием наложниц и грозного евнуха с плетью - эти фигуры запоминались. На старинных планах обозначены четыре гаремных корпуса - по числу законных жен хана (наложницы не в счет). В каждом корпусе было много маленьких комнат.
Слово «гарем» по-арабски означает «неприкосновенный». Никому, кроме хана и его малолетних сыновей, нельзя было входить в гарем.
Запоминаются летняя беседка и фонтаны, без которых не обходился в средние века ни один крымский город. Первый из двадцати фонтанов ханского дворца и сада, высокий, в восьмигранной чаше в виде цветка, установлен на площади при входе во дворец.
Строительство фонтанов в Бахчисарае считалось делом богоугодным - ибо пользовались ими все. Одни фонтаны предназначались для сбора воды, другие для омовения перед молитвой. Были и специальные священные фонтаны.
Однако гостям нынешнего дворца всего интересней увидеть скромный «Сельсебиль» — «Фонтан слёз». Вначале он был установлен в глубине сада, возле одинокого мавзолея законной супруги хана Диляры Бикеч (в переводе - Прекрасной княжны), построенного в XVIII веке, но по образцам османской архитектуры XV-XVI веков. Это ей был посвящен фонтан слез, позже перенесенный в фонтанный дворик.
История Диляры Бикеч загадочна - не то быль, не то легенда о Фонтане Слёз. Экскурсоводы рассказывают, что татары после очередного набега на Польшу привезли Крым-Гирею во дворец необыкновенно красивую девушку. Она была в его полной власти, но чудо - хан влюбился! Повелитель кровавых разбойников, один из самых воинственных за всю историю крымского ханства, Крым-Гирей выжидал, надеялся, страдал... С пленницей Крым-Гирей обращался нежно и кротко, оберегал ее покой, ублажал подарками. Он даже сочетался с нею законным браком, но так и не смог тронуть сердце девушки, насильно оторванной от родины. Печаль, тоска, бессильная ненависть к завоевателю настолько измучили пленницу, что она тихо угасла... Хотя, возможно, ее убила другая законная жена, видя в юной полонянке непобедимую соперницу.
Опечаленный хан приказал похоронить любимую возле дворца, сложить мавзолей и построить такой фонтан, чтобы «каждый, кто на него взглянет, почувствовал, как плачет моя душа». Турецкий скульптор Омер в 1764 году создал именно такой «Фонтан слёз».
Во время Великой Отечественной войны дворец могли полностью разорить, однако перед самым приходом оккупантов ценные экспонаты удалось припрятать в пещерах Чуфут-Кале.
Все же после освобождения города оказалось, что очень многие раритеты вывезены в Германию. Исчезли ковры, старинные монеты, ценные керамические изделия...
http://adonis-crimea.com.ua/dostoprimechatelnosti/319-bahchisarajskij-hanskij-dvorets.html
Это интересно
+9
|
|||
Последние откомментированные темы: