Администратор:

пишет:

Дороги Крыма.

Каждый раз, собираясь в очередную поездку в Крым, я вспоминаю, какие всё-таки удивительные, красивые и удобные дороги Крыма. Будь то поездка в зоопарк « Сказка» или в ботанический сад на Парад Хризантем, в любом случае ты добираешься туда по уникальной, единственной в мире самой длинной горной троллейбусной трассе. Её протяженность от аэропорта до конечного пункта в Ялте составляет 96 км.

Прежде в Ялту была лишь почтовая дорога, которая представляла собой сплошной серпантин, а некоторые её участки были очень опасны. В 30-е годы прошлого столетия были проведены работы по спрямлению некоторых резких поворотов и были устранены оползни. Дальнейшие работы остановила война.  В послевоенные годы Крым был объявлен «Всесоюзной здравницей», и поэтому требовались более удобные дороги, чтобы можно было с комфортом добраться до моря. Про прежние дороги писались даже стихи:

«Вверх и вниз по склонам гор нас везет лихой шофер.
Сумасшедшая дорога – так и кружит, егоза!
Сердце екает немного, разбегаются глаза.
Интересно все, без спора:
Слева – пропасть, справа – горы…».

Ещё в конце ХІХ века были попытки связать южный берег Крыма  с другими городами полуострова. На рассмотрение было представлено три проекта: железная дорога, монорельс и троллейбусная дорога. Для железной дороги была большая вероятность  сползти в море, монорельс был слишком дорогим удовольствием, поэтому остановились на троллейбусной линии.

Взялся за то, чтобы связать Симферополь и ЮБК, Никита Хрущев. К тому времени в Европе уже были подобные горные трассы, но гораздо меньшей протяженностью: в Италии – 15-30 километров,  в Англии Южно-Лакаширский маршрут был протяженностью в 51 километр, и это была самая длинная дорога.

В Крыму решили строить дорогу от симферопольского аэропорта «Центральный» до Ялты протяженностью в 96 километров.

Выбор именно на троллейбусную линию был не случаен. В салонах  автобусов пахло бензином, по старой Ялтинской дороге в машинах сильно укачивало, и нередко люди добирались до места в полуобморочном состоянии. Ну, о каком отдыхе могла быть речь, когда люди вспоминали, как им отсюда предстоит снова добираться до Симферополя? В троллейбуса же бензином не пахло, движение плавное, без резких толчков.

Первая очередь трассы в 52 километра была построена за фантастически короткое время – 11 месяцев. При этом параллельно со строительством самой дороги, строились мосты через горные речки, укреплялись склоны гор от оползней, ставились опоры, тягловые подстанции.  Таких темпов строительства дорог не было ни до, ни после в СССР.

Хрущев часто интересовался тем, как идёт новостройка. Первое время после запуска трассы, участок дороги перед Ангарским перевалом , на котором ездили и автомобили, и троллейбусы, проходил по старой Ялтинской дороге, пока строилась новая. Однажды, осенью 1960 года, проезжая на отдых по этому участку, Хрущев посетовал на то, что до сих пор «копаются» здесь, и приказал, чтобы по возвращению с отдыха он ехал уже по новой дороге. Так и произошло, и не только правительственные машины к тому времени ездили по этому участку, но и троллейбусы тоже.

Раз уж зашел разговор о правительственных кортежах, то стоит упомянуть тот факт, что все водители троллейбусов были проинструктированы о том, что  в это время они должны не только остановиться, но и закрыть все окна по левой стороне , чтобы никто из любопытных не высунулся.

Первые кондукторы по совместительству работали и экскурсоводами – рассказывали пассажирам о достопримечательностях Крыма и истории крымской троллейбусной дороги.

Что ещё интересно, что билеты на троллейбус можно было купить ещё в поезде у проводников, бригадиров или начальника поезда.  Для удобства пассажиров билеты на троллейбусы в Алушту и Ялту продавались вместе с железнодорожными билетами до  Симферополя в кассах городов: Москва, Ленинград, Киев, Минск, Харьков, Рига и Вильнюс. И даже если поезд опаздывал, данные тут же передавались в управление, и этот рейс передвигался на более поздний срок. Если учитывать, что в то время интервал между троллейбусами был всего 2 минуты, то можно представить, какого высочайшего класса было то управление. Такого расписания не было во всем мире, и стоило бы этот факт внести в Книгу рекордов Гиннеса!

Удивительное дело, но в эту Книгу самая протяженная троллейбусная трасса попала вовсе не потому, что она самая длинная, а потому, что по ней ездят самые старые троллейбусы. 95% троллейбусов подлежат списанию, и среди них есть ещё те, на которых ездили в 70-е годы.  Вот, такой парадокс!

Что касается самих троллейбусов, то тут есть ещё один интересный факт – только в Крыму по троллейбусной трассе ходили грузовые троллейбусы. Да, такие троллейбусы были, и они могли ездить как от электрической сети, так и на бензине – эдакий симбиоз троллейбуса с автомобилем. Делали такие уникальные машины в Киеве, и были они очень надежные и недорогие. Но их всё-таки пришлось снять с трассы, дабы не слишком нагружать тягловые подстанции.

Обычные же рейсовые троллейбусы почти все были закуплены в Чехословакии, на заводе «Шкода», отечественных было совсем немного, т.к. они не выдерживали крутых подъемов и спусков.

И тем не менее, этой удивительной и поистине уникальной трассой интересуются иностранцы, они приезжают прокатиться по ней, насладиться открывающейся красотой гор и моря,  и удивляются тому, что наше правительство не поддерживает должным образом такой экологический вид транспорта.

В 2009 году троллейбусной трассе в Крыму исполнилось 50 лет.  Сейчас по дорогам Крыма ездят маршрутные такси и быстроходные автобусы, и свои лидерские позиции троллейбус стал терять,  становясь живой легендой времен Советского Союза.  Но он до сих пор продолжает возить через перевал тысячи курортников.  И если к этой проблеме отнестись, как к бизнес-проекту, то можно ситуацию поправить и решить задачу модернизации с помощью средств от рекламы на дороге, что, собственно, уже и происходит.

Каждый год ремонтируются отдельные участки дороги, делаются  всё новые и новые «ловушки» на случай, если отказали тормоза.

Не хочется заканчивать свой рассказ на грустной ноте, поэтому постараюсь его немного подсластить позитивной информацией:

- Открылся новый экскурсионный «маршрут  выходного дня» по горной трассе Симферополь-Алушта-Ялта, на котором пассажирам раздают минеральную воду и мятные конфеты ( их стоимость входит в стоимость билета, равной 30-ти гривнам).

- 114млн. гривен обещает выделить Крымское правительство на покупку 300 современных троллейбусов и на реконструкцию самой дороги.

- Началось тестирование на одном из маршрутов на предмет доступа услуги Wi-Fi  во всех  троллейбусах Крыма.

Так что, приезжайте в Крым, добирайтесь до моря по троллейбусной трассе, вдыхая чистый горный воздух.  Используйте свой активный отдых с пользой, как для здоровья, так и для души. Дороги  Крыма – это безопасные и очень красивые дороги.

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Написал 14.02.2012
Это интересно
+3

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 1253  
             

Комментарии:

Для того чтобы писать комментарии, необходимо