Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Когнитивные карты - инструмент временной памяти

 

Человек способен воспринимать свое окружение с помощью естественного инструмента

репрезентации, называемого когнитивными картами.

 

В его работе могут возникать ошибкии неточности, анализом которых занимается

функциональная и психофизическая наука.

 

Последний вид исследования занимается решением вопросов соответствия образом,

которые воспринимаются из реального пространства, образуя репрезентацию.

 

Когнитивные карты нельзя рассматривать в качестве полноценного механизма памяти —

это промежуточный инструмент, создающий эскизы образов, действующие по принципу

временной памяти.

 

По мнению У. Найссера, когнитивные карты отвечают за формирование персональных

образов, которые широко известны, как воображение. Они имеют существенное отличие

от реально воспринятых образов, так как когнитивные карты запоминаются в искаженном виде.

 

Многое зависит от специфики восприятия, и под действием визуальных ошибок, образы

могут заноситься в память искаженными. К примеру, несколько путей могут представляться

прямыми, относительно угла, но, на самом деле, будут отдаленными, или же дорога кажется

ровной, но является извилистой с данной точки восприятия. Человек запомнит именно неправильный образ.

 

Процессы познания этим инструментом являются промежуточным звеном между личным

поведением под воздействием внешних факторов. Это дает основания рассматривать

когнитивные карты в качестве социального инструмента. В широком понимании, это

субъективный образ, который создается под влиянием взаимодействия человека с

окружающей средой, и характеризуется координатной привязанностью: право-лево,

верх-низ, а также далеко-близко. Она позволяет фиксировать расположение отдельных

предметов.

 

Даже у ребенка имеется когнитивная карта. Для ее понимания можно представить

наименьшую часть сборной матрешки, только ее разрисованная часть располагается

во внутренней полости, а не внешней. Но изображение внутренней матрешки не

является полным.

 

Оно схематичное и образное, не передает полноту деталей. Именно это воспринимает

малыш изнутри. Его когнитивная карта еще тесна, она может воспринимать только

простые образы, ограниченные простыми углами, которые ребенок видит при поворотах головы.

С ростом ребенка увеличивается его кругозор, приобретая форму второго слоя матрешки.

 

Теперь он шире, использует больше красок, в нем воспринимаются новые детали, более

сложные углы и яркая прорисовка. Этот процесс не останавливается, и с ростом ребенка до

взрослого индивидуума слои накапливаются, становясь с все более обширными, красочными

и детализированными. Они даже могут достичь размеров планеты, затрагивая загадки Вселенной.

 

Виды когнитивных карт:

  • путевая карта является формированием маршрутов между точками, относительно конкретного объекта;

  • обозревательнице карты являются представлением пространственного расположения объектов.

 

Благодаря когнитивным картам человек или животное может ориентироваться в пространстве,

воспринимать свою деятельность и передвигаться в границах существующего пространства.

Формирование когнитивных карт не происходит в одно мгновение. Это длительный процесс,

который проходит ряд сложных трансформаций и психологических коррекций.

Это обеспечивает длительное хранение информации, ее вспоминание и использование.

 

Практическое применение когнитивных карт

Когнитивные карты имеют широкое распространение у специалистов психологических наук,

архитекторов, художников и географов, которые используют в своей работе принципы

пространственной ориентации. По сути, они отвечают за воображение, поэтому являются

незаменимыми в таких профессиях. Простым примером категории можно выделить метафоры,

которые обозначают «широкие» или «узкие» взгляды восприятия.

 

Использование когнитивных карт было распространено на протяжении всего существования

человечества. Раньше люди путешествовали в незнакомые города, не имея при себе

современных устройств и карт местности. Чтобы не заблудиться, они запоминали

примечательные места конкретной местности, которые использовались для ориентировки.

И это не обязательно должны быть яркие достояния архитектуры, для запоминания

использовались деревья, одинокие постройки, и даже простые камни.

 

Люди используют это и сейчас, хотя куда проще взять с собой карту.

На примере путешественника, когнитивная карта рассматривается как атрибут,

который формируется по мере движения и запоминания объектов. Это позволяет

рассматривать систему, как мнемонический метод ориентирования.

 

Метод локусов был знаком еще грекам, которые строили свои маршруты

перемещения на основе достопримечательностей, наблюдаемых вдоль своего пути.

Пожалуй, у каждого в памяти имеются воспоминания, связанные с посещением

достопримечательностей исторического характера. С помощью простого наблюдения

можно определить основные вехи архитектурной памятки, фокусируя внимание на

самых выразительных частях объекта.

 

Это позволяет не только лучше ориентироваться в пространстве, но и рассматривать

достояния в полном свете, не упуская деталей. Этим способом часто пользуются

специалисты для полного понимания архитектурной и культурной ценности объекта.

 

Когнитивные карты могут применяться не только в целях пространственной

ориентации, но и на примере программных и аппаратных средств. То есть, можно

подробно оценивать состояние аппаратных и программных средств, отталкиваясь

от их основных параметров.

 

Для составления и организации когнитивной карты используется специальное

тестирование, а также сбор данных работы аппаратных средств. Эта система

имеет несколько вариантов сохранения информации: полная, частичная, и потеря

данных. От этого зависит ее живучесть или подверженность восстановлению.

 

Когнитивные карты эффективно зарекомендовали себя в организации управления

ВУЗов и других учреждений с многоступенчатой структурой.

 

На примере педагогической практики когнитивные карты могут использоваться

для сбора информации и конвертации ее в процедурные схемы, направленные

на решение конфликтов. Также когнитивные карты помогают в лучшем понимании

сути исследуемого объекта, функционал которого трудно разобрать при базовом осмотре.

 

                                             Нейро - лингвистическое программирование

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
0

26.03.2017 , обновлено  26.03.2017
Пожаловаться Просмотров: 967  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены