Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240618215919

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Как "святой страстотерпец" Никки крах империи заложил

Снорус  

 

 

 

Ин­тер­вен­ция в Мань­чжу­рию в 1894 году за­пу­сти­ла цепь со­бы­тий, при­вед­ших к кру­ше­нию Рос­сий­ской им­пе­рии

 

Как Россия пришла к ре­во­лю­ции 1917 года и Граж­дан­ской войне? Сейчас у нас стало модным все валить на ин­три­ги ев­ро­пей­ских держав, на ма­со­нов, на при­быв­ших с Марса ре­во­лю­ци­о­не­ров. Никто не вспо­ми­на­ет, что при Ека­те­рине Ве­ли­кой Европа делала куда боль­шие па­ко­сти России. Да и ма­со­нов у нас хва­та­ло с из­быт­ком. Тем не менее прин­цес­са Фике сумела при­не­сти в при­да­ное России 15 новых гу­бер­ний. А в XXI веке рос­сий­ские ис­то­ри­ки и вовсе стали утвер­ждать, что «в 1914 году в России ра­бо­чие и кре­стьяне жили в изоби­лии, а го­ло­да­ли только лентяи и пья­ни­цы», «Россия вы­иг­ра­ла войны 1904 – 1905 и 1914 –­ 1917 годов» и т. д.

Увы, кре­стьяне и ра­бо­чие го­ло­да­ли, жили в ужас­ных усло­ви­ях. По­ме­щи­ки не желали или не умели за­ни­мать­ся сель­ским хо­зяй­ством, к 1905 году свыше 60% их усадеб было за­ло­же­но и пе­ре­за­ло­же­но.Боль­шин­ство по­ме­щи­ков жили за счет гос­бюд­же­та, то есть по­лу­ча­ли фи­нан­со­вые вли­ва­ния через Дво­рян­ский банк, а также непо­сред­ствен­ные по­дар­ки царей – то 100 тыс. руб., то 300 тыс. (каж­до­му!).

По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство на­се­ле­ния было негра­мот­ным. Так, среди но­во­бран­цев при­зы­ва 1898 года гра­мот­ных (вклю­чая тех, кто умел читать лишь по скла­дам) на­счи­ты­ва­лось 44,5%. А в гер­ман­ской армии того вре­ме­ни была 100 - про­цент­ная гра­мот­ность.

Недо­воль­ство ре­жи­мом охва­ти­ло все слои рус­ско­го об­ще­ства, от кре­стьян, тре­бо­вав­ших земли, до бо­га­тых про­мыш­лен­ни­ков, про­дол­жав­ших оста­вать­ся людьми вто­ро­го сорта по срав­не­нию с дво­рян­ством. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство ми­ни­стров, гу­бер­на­то­ров и ге­не­ра­лов ранее слу­жи­ли в конной гвар­дии и были свя­за­ны кор­по­ра­тив­ны­ми узами.

 

УНИ­КАЛЬ­НАЯ СИ­ТУ­А­ЦИЯ

В конце XIX века на окра­и­нах им­пе­рии резко воз­рос­ли цен­тро­беж­ные силы. На­ци­о­на­ли­сты всех мастей – финны, поляки, укра­ин­цы, кав­каз­цы, си­би­ря­ки – желали от­де­лить­ся от Пе­тер­бур­га. Так, си­бир­ские «об­ласт­ни­ки» с 1870 - ых годов до­ка­зы­ва­ли, что си­би­ря­ки – от­дель­ный и не име­ю­щий ничего общего с рус­ски­ми народ.

В то же время к 1894 году Россия на­хо­ди­лась в фан­та­сти­че­ски бла­го­при­ят­ном меж­ду­на­род­ном по­ло­же­нии. К этому вре­ме­ни Россия по всему пе­ри­мет­ру до­стиг­ла своих есте­ствен­ных границ, причем ни одна дер­жа­ва мира офи­ци­аль­но не пре­тен­до­ва­ла на рус­ские тер­ри­то­рии. Только Англия была готова во­е­вать с Рос­си­ей. Да и то в случае за­хва­та ею новых тер­ри­то­рий и в ос­нов­ном чужими руками и в даль­них морях. Ав­стрия и Швеция и не думали по­ся­гать на рус­ские гу­бер­нии. Гер­ма­ния менее всего хотела до­бав­лять к своему буй­но­му пан­ству их со­ро­ди­чей из При­вис­лен­ско­го края. Фран­ция была есте­ствен­ным со­юз­ни­ком России, а Турция после Крым­ской войны стала «боль­ным че­ло­ве­ком Европы» и не пред­став­ля­ла ни­ка­кой опас­но­сти.

О таком бла­го­при­ят­ном по­ло­же­нии России не могли и меч­тать Петр I, Ека­те­ри­на II и Алек­сандр I. Ка­за­лось бы, самое время за­нять­ся ре­ше­ни­ем внут­рен­них про­блем. Но увы, неспо­соб­ные пра­ви­те­ли ре­ше­нию со­ци­аль­ных и эко­но­ми­че­ских про­блем часто пред­по­чи­та­ют поиск внеш­не­го врага. При­ме­ры XXI века – США, Польша, При­бал­ти­ка и т.д.

У Алек­сандра III хва­ти­ло ума не ввя­зы­вать­ся ни в какие во­ен­ные аван­тю­ры, хотя ми­ни­стры, ге­не­ра­лы и ад­ми­ра­лы уго­ва­ри­ва­ли его за­хва­тить Кон­стан­ти­но­поль. Но царь огра­ни­чил­ся про­ве­де­ни­ем мас­штаб­ных учений по за­хва­ту Бос­фо­ра, стро­и­тель­ством Чер­но­мор­ско­го флота, со­зда­ни­ем огром­но­го «осо­бо­го запаса» для опе­ра­ции в Про­ли­вах и т. д. Ма­лень­кий пример: в се­рий­ное про­из­вод­ство была за­пу­ще­на 9 - дюй­мо­вая легкая мор­ти­ра, неэф­фек­тив­ная ни в одном другом месте, кроме как в Бос­фо­ре и Дар­да­нел­лах.

К со­жа­ле­нию, в верхах среди наших во­ен­ных никто не за­да­вал себе во­про­са, что делать после за­хва­та Про­ли­вов. Кто будет кор­мить трех­мил­ли­он­ный Стам­бул? Что делать, если вра­же­ские флоты со­зда­дут базы на ост­ро­вах в Эгей­ском море и бло­ки­ру­ют Дар­да­нел­лы? Ну а глав­ное то, что Запад ни­ко­гда не отдал бы Кон­стан­ти­но­поль России без боль­шой войны. Даже в 1915 году, когда Англия и Фран­ция за­клю­чи­ли с Ни­ко­ла­ем II до­го­вор о пе­ре­да­че Кон­стан­ти­но­по­ля России, они затем немед­лен­но за­клю­чи­ли тайное со­гла­ше­ние, ис­клю­ча­ю­щее любое рус­ское при­сут­ствие в Про­ли­вах.

Как ни стран­но, к экс­пан­сии царя при­зы­ва­ла зна­чи­тель­ная часть рос­сий­ской ин­тел­ли­ген­ции. Тот же До­сто­ев­ский изрек: «Кон­стан­ти­но­поль, рано ли, поздно ли, но должен быть наш». А вот поэт Ва­ле­рий Брюсов мечтал об экс­пан­сии на Восток: «Ее (России. – «НВО») ми­ро­вое по­ло­же­ние, вместе с тем судьба наших на­ци­о­наль­ных иде­а­лов, а с ними род­но­го ис­кус­ства и род­но­го языка за­ви­сит от того, будет ли она в XX веке вла­ды­чи­цей Азии и Тихого океана. Не сли­я­ние с За­па­дом, а кон­цен­тра­ция сил для пре­вра­ще­ния Тихого океана в наше озеро».

И вот в 1894 году воз­ник­ла идея за­хва­та и ко­ло­ни­за­ции Се­вер­но­го Китая, хотя прямо об этом не го­во­ри­ли ни царь, ни его ми­ни­стры.

За­да­дим­ся во­про­сом: а зачем России был нужен Порт - Артур? Го­во­ри­ли, что нам нужен был неза­мер­за­ю­щий порт на Тихом океане. А для чего? С кем пла­ни­ро­ва­ла во­е­вать Россия? Гер­ман­ская эс­кад­ра со­би­ра­лась ата­ко­вать Вла­ди­во­сток? Бред! Ре­аль­ной могла быть только война с Ан­гли­ей или Япо­ни­ей. В любом случае Порт - Артур ста­но­вил­ся ло­вуш­кой для рус­ско­го флота.

Для войны с Ан­гли­ей и Япо­ни­ей вполне было до­ста­точ­но Вла­ди­во­сто­ка и Пет­ро­пав­лов­ска - Кам­чат­ско­го. Лю­бо­пыт­но, что уже в 1897 году во Вла­ди­во­сто­ке за­ра­бо­тал пор­то­вый ле­до­кол «На­деж­ный», и Вла­ди­во­сток стал фак­ти­че­ски неза­мер­за­ю­щим портом. Однако управ­ля­ю­щий мор­ским ми­ни­стер­ством ад­ми­рал П.П. Тыртов ка­те­го­ри­че­ски за­пре­тил ле­до­коль­ную про­вод­ку боевых ко­раб­лей – а вдруг они борта по­ца­ра­па­ют!

Наши крей­се­ра, ба­зи­ро­вав­ши­е­ся во Вла­ди­во­сто­ке и Пет­ро­пав­лов­ске, могли бы по­ста­вить Японию на колени менее чем за шесть ме­ся­цев. 80% сы­рье­вых ре­сур­сов и во­ен­ной тех­ни­ки Япония по­лу­ча­ла морем из - за рубежа. Ну а Бри­та­нии крей­се­ра могли на­не­сти «непри­ем­ле­мый ущерб».

А кто не верит, пускай по­чи­та­ет об успеш­ных дей­стви­ях гер­ман­ских рей­де­ров в 1940 – 1943 годах в Ин­дий­ском и Тихом оке­а­нах. Замечу, что это были не сверх­но­вые боевые ко­раб­ли, а всего лишь транс­порт­ные суда со ско­ро­стью хода 16 – 18 узлов, во­ору­жен­ные 15 - сан­ти­мет­ро­вы­ми пуш­ка­ми, из­го­тов­лен­ны­ми в 1900 – 1905 годах. Можно только гадать, на­сколь­ко успеш­нее дей­ство­ва­ли бы гер­ман­ские рей­де­ры, если бы в 1940 – 1943 годах у ан­гли­чан не было даль­ней ра­дио­свя­зи, ра­дио­ло­ка­ци­он­ных стан­ций и са­мо­ле­тов, как в 1900 – 1905 годах.

Ну, если ад­ми­ра­лам при­спи­чи­ло иметь ма­нев­рен­ную базу в Китае, то почему бы не взять в аренду какую - либо удоб­ную бухту, где бы в мирное (!) время ба­зи­ро­ва­лась рус­ская эс­кад­ра? С на­ча­лом же войны с силь­ным про­тив­ни­ком рус­ская эс­кад­ра немед­лен­но бы по­ки­да­ла базу и при­сту­па­ла к дей­стви­ям в океане, как это было сде­ла­но в 1855 году от­ря­дом рус­ских ко­раб­лей в Пет­ро­пав­лов­ске на Кам­чат­ке, а в 1914 году – гер­ман­ски­ми крей­се­ра­ми в Циндао.

При необ­хо­ди­мо­сти рус­ские крей­се­ра и без баз могли дей­ство­вать в океане до года и более. Для этого нужно было боль­шое число судов снаб­же­ния. Наши же ад­ми­ра­лы прин­ци­пи­аль­но не желали их стро­ить. Кстати, эс­кад­ры Ро­же­ствен­ско­го и Небо­га­то­ва ни­ко­гда не дошли бы до Цусимы, если бы не помощь гер­ман­ских судов снаб­же­ния. Между прочим, гер­ман­ский буксир (спа­са­тель­ное судно) «Роланд» погиб в Цу­сим­ском бою.

К 1904 году рос­сий­ский во­ен­ный флот за­ни­мал 3 - е место в мире. Зато рос­сий­ский мор­ской тор­го­вый флот на­хо­дил­ся на 35 - м (!) месте. И дело тут не в от­сут­ствии про­из­вод­ствен­ных мощ­но­стей, а в «раз­ру­хе в го­ло­вах» на­чаль­ства. Благо речной флот России был самым круп­ным в мире и стро­ил­ся он сам по себе, без всяких ука­за­ний и суб­си­дий из Пе­тер­бур­га.

Увы, Порт - Артур был нужен Пе­тер­бур­гу не столь­ко как сто­ян­ка для флота, сколь­ко как база для ан­нек­сии Мань­чжу­рии.

 

ПОД­ГО­ТО­ВИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ЭТАП

4 де­каб­ря 1897 года в Порт - Артур при­бы­ла эс­кад­ра контр - ад­ми­ра­ла Ре­уно­ва. Утром 16 марта 1898 года в Порт - Артур из Вла­ди­во­сто­ка прибыл па­ро­ход Доб­ро­воль­но­го флота «Са­ра­тов». С при­бы­ти­ем па­ро­хо­да был вы­са­жен десант в со­ста­ве двух сотен за­бай­каль­ских ка­за­ков, ди­ви­зи­о­на по­ле­вой ар­тил­ле­рии и ко­ман­ды кре­пост­ной ар­тил­ле­рии.

В 8 часов утра 16 марта, пока шла вы­сад­ка де­сан­та, на мачте Зо­ло­той горы (вер­ши­ны, гос­под­ству­ю­щей над Порт - Ар­ту­ром) ве­ли­кий князь Кирилл Вла­ди­ми­ро­вич поднял Ан­дре­ев­ский флаг. Раз­дал­ся салют эс­кад­ры – Порт - Артур офи­ци­аль­но стал рус­ской военно - мор­ской базой.

В тот же день, 16 марта, со­сто­я­лась вы­сад­ка в Та­ли­ен­ване. Сюда еще на­ка­нуне был от­прав­лен из Порт - Артура контр - ад­ми­рал Реунов с крей­се­ром «Дмит­рий Дон­ской», ка­но­нер­ской лодкой «Кореец» и кли­пе­ром «Всад­ник». Всего в Та­ли­ен­ване было вы­са­же­но на берег 180 че­ло­век при трех ору­ди­ях. По­ря­док не был на­ру­шен ни в Порт - Артуре, ни в Та­ли­ен­ване. Зна­чи­тель­ная часть на­се­ле­ния по­ки­ну­ла Порт - Артур и Та­ли­ен­ван. Ки­тай­цы хорошо пом­ни­ли резню, учи­нен­ную япон­ца­ми при за­ня­тии Порт - Артура, и пред­по­чли не ис­пы­ты­вать судьбу. Рус­ское ко­ман­до­ва­ние было этому только радо и раз­ме­сти­ло войска в бро­шен­ных ки­тай­ца­ми ад­ми­ни­стра­тив­ных зда­ни­ях, ку­мир­нях и част­ных домах.

В 30 милях от Порт - Артура име­лась группа ост­ро­вов, ко­то­рые ки­тай­цы на­зы­ва­ли Мяо - дао. Ост­ро­ва имели стра­те­ги­че­ское зна­че­ние, и контр - ад­ми­рал Ду­ба­сов решил занять их. 16 ноября 1898 года крей­сер «Дмит­рий Дон­ской» вы­са­дил на ост­ро­вах неболь­шой десант, и на­се­ле­нию ост­ро­вов были роз­да­ны про­кла­ма­ции о при­со­еди­не­нии ост­ро­вов к арен­ду­е­мой Рос­си­ей тер­ри­то­рии. Однако ми­нистр ино­стран­ных дел граф Му­ра­вьев ис­пу­гал­ся и уго­во­рил Ни­ко­лая II отдать приказ об уходе рус­ских сил с ост­ро­вов Мяо - дао. Взамен рус­ские ди­пло­ма­ты за­клю­чи­ли с ки­тай­ца­ми от­дель­ное со­гла­ше­ние по этим ост­ро­вам, со­глас­но ко­то­ро­му Китай обещал не пе­ре­да­вать их другим стра­нам и не поз­во­лять ино­стран­ным ко­раб­лям ба­зи­ро­вать­ся на них.

Это было оче­ред­ной на­ив­но­стью наших ди­пло­ма­тов. За несколь­ко дней до начала Русско - япон­ской войны японцы за­хва­ти­ли ост­ро­ва, а затем стали ис­поль­зо­вать их в ка­че­стве военно - мор­ской базы для бло­ка­ды Порт - Артура.

В 1891 году на­ча­лось стро­и­тель­ство Транс­си­бир­ской же­лез­но­до­рож­ной ма­ги­стра­ли Санкт – Пе­тер­бург – Вла­ди­во­сток. Пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось стро­ить ее только по рус­ской тер­ри­то­рии вдоль Амура до Ха­ба­ров­ска, а далее – на юг на Вла­ди­во­сток. Плю­са­ми этого ва­ри­ан­та было удоб­ство снаб­же­ния строй­ки па­ро­хо­да­ми по Амуру, а также эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие юга Сибири. Тем не менее под на­жи­мом ряда са­нов­ни­ков, среди ко­то­рых был и ми­нистр фи­нан­сов С.Ю. Витте, Ни­ко­лай II решил спря­мить дорогу по хорде через Мань­чжу­рию, то есть по тер­ри­то­рии Ки­тай­ской им­пе­рии. Этот уча­сток дороги по­лу­чил на­зва­ние «Ки­тай­ская Во­сточ­ная же­лез­ная дорога» – КВЖД.

Для фи­нан­си­ро­ва­ния стро­и­тель­ства КВЖД в де­каб­ре 1895 года был учре­жден Русско - ки­тай­ский банк с устав­ным ка­пи­та­лом 6 млн руб.: 15% средств предо­ста­вил Санкт - Пе­тер­бург­ский Меж­ду­на­род­ный ком­мер­че­ский банк, а еще 61% по­лу­чен от че­ты­рех фран­цуз­ских банков.

Если стро­и­тель­ство Транс­си­ба от Урала до ки­тай­ской гра­ни­цы осу­ществ­ля­лось в ос­нов­ном рус­ски­ми за­клю­чен­ны­ми и сол­да­та­ми, то для стро­и­тель­ства КВЖД наняли около 200 тыс. ки­тай­цев.

По до­го­во­рен­но­сти с ки­тай­ски­ми вла­стя­ми КВЖД обя­за­тель­но вы­ку­па­ла у част­ных вла­дель­цев от­чуж­да­е­мые ею для нужд дороги земли. Ширина от­чуж­да­е­мой земли на пе­ре­го­нах между стан­ци­я­ми уста­нав­ли­ва­лась в 40 сажень (85,4 м) – по 20 сажень в каждую сто­ро­ну, но фак­ти­че­ски была меньше: по 15 сажень (32 м) с одной сто­ро­ны и по 18 сажень (38,4 м) – с другой. Под боль­шие стан­ции от­чуж­да­лось по 50 де­ся­тин земли (54,5 га), под осталь­ные стан­ции и разъ­ез­ды – до 30 де­ся­тин (32,7 га).

Под Харбин пер­во­на­чаль­но было от­чуж­де­но 5650,03 де­ся­ти­ны (6158,53 га) несколь­ки­ми от­дель­ны­ми участ­ка­ми, а в 1902 году пло­щадь от­чуж­де­ния уве­ли­чи­лась до 11 102,22 де­ся­ти­ны (12 101,41 га). На правом берегу Сун­га­ри (Харбин) от­чуж­да­лось 5701,21 де­ся­ти­ны, на левом берегу (Затон) – 5401,01 де­ся­ти­ны. Вся эта пло­щадь была объ­еди­не­на общей гра­ни­цей.

Для обес­пе­че­ния стро­и­тель­ства КВЖД за­ку­пи­ли несколь­ко де­сят­ков речных па­ро­хо­дов. Боль­шая часть их спус­ка­лась вниз с Амура по реке Сун­га­ри, а мень­шая часть с юга из Жел­то­го моря под­ни­ма­лась вверх по реке Ляохэ. Таким об­ра­зом, Россия фак­ти­че­ски взяла под кон­троль об­шир­ные районы Китая на 50 – 100 и более ки­ло­мет­ров в сто­ро­ну от КВЖД.

С за­ня­ти­ем Порт - Артура было решено вести ветку от Хар­би­на на Порт - Артур и по­стро­ен­ный рус­ски­ми вблизи него порт Даль­ний.

Для охраны КВЖД в 1896 году со­зда­ет­ся спе­ци­аль­ная «охран­ная стража» из 120 офи­це­ров и 699 нижних чинов. В ее задачи вхо­ди­ла охрана полосы длиной 2,5 тыс. верст. Од­но­вре­мен­но с объ­ек­та­ми стро­я­щей­ся КВЖД стража также силами от­дель­ных постов несла охрану су­до­ход­ства на реке Сун­га­ри на участ­ке от Хар­би­на до Ха­ба­ров­ска. Две сотни дис­ло­ци­ро­ва­лись в окрест­но­стях города Гирина, охра­няя мест­ные за­го­тов­ки леса.

 

Для охраны же­лез­ной дороги при­хо­ди­лось вы­де­лять зна­чи­тель­ные силы, ко­то­рые ком­плек­то­ва­лись из ка­за­ков. Ри­су­нок М. Плинзне­ра. 1905

 

К 1901 году охран­ная стража была пре­об­ра­зо­ва­на в За­амур­ский округ от­дель­но­го кор­пу­са по­гра­нич­ной стражи. На момент сфор­ми­ро­ва­ния округа он со­сто­ял из 55 рот, 55 сотен, 6 ба­та­рей, 25 учеб­ных команд. Эти силы были объ­еди­не­ны в 8 ли­ней­ных и 4 ре­зерв­ных отряда и со­став­ля­ли 4 бри­га­ды при общей чис­лен­но­сти лич­но­го со­ста­ва около 25 тыс. че­ло­век, что со­от­вет­ство­ва­ло армии неболь­шой ев­ро­пей­ской страны. Впро­чем, эти силы могли за­щи­тить КВЖД только от шаек раз­бой­ни­ков, но в 1900 году в стране на­ча­лось на­род­ное вос­ста­ние.

 

ВОС­СТА­НИЕ

Еще в 90 - х годах XIX века в Китае воз­ник­ло дви­же­ние «Отряды во имя мира и спра­вед­ли­во­сти» – «Их­эту­ань». Боль­шин­ство муж­ских ор­га­ни­за­ций их­эту­а­ней имели в своем на­зва­нии слово «кулак», а на зна­ме­нах – изоб­ра­же­ние боль­ших ку­ла­ков. За это ев­ро­пей­цы стали на­зы­вать их «бок­се­ра­ми».

Вос­ста­ние ки­тай­цев в 1900 году яви­лось ре­ак­ци­ей на по­ли­ти­ку ев­ро­пей­ских им­пе­ри­а­ли­стов, ко­то­рые не только за­хва­ти­ли ки­тай­ские порты и тре­бо­ва­ли кон­цес­сии на стро­и­тель­ство же­лез­ных дорог, раз­ра­бот­ку по­лез­ных ис­ко­па­е­мых и т.д. Они хотели ду­хов­но по­ко­рить ки­тай­ский народ: в страну с се­ре­ди­ны XIX века устре­ми­лись тысячи хри­сти­ан­ских про­по­вед­ни­ков, а каждый кре­щен­ный мис­си­о­не­ра­ми китаец вы­хо­дил из - под юрис­дик­ции ки­тай­ских вла­стей и пе­ре­хо­дил под по­кро­ви­тель­ство ев­ро­пей­ских держав.

Для по­дав­ле­ния вос­ста­ния Англия, США, Фран­ция, Гер­ма­ния, Италия, Япония и Россия сфор­ми­ро­ва­ли 18 - ты­сяч­ный корпус, ко­то­рый 14 ав­гу­ста 1900 года штур­мом взял Пекин. «За­прет­ный город» (ре­зи­ден­ция ки­тай­ских им­пе­ра­то­ров) был пол­но­стью раз­граб­лен ин­тер­вен­та­ми.

На­ча­лом боевых дей­ствий в Мань­чжу­рии можно счи­тать 22 июня 1900 года, когда ре­гу­ляр­ные ки­тай­ские войска со­вер­ши­ли ряд на­па­де­ний на полосу от­чуж­де­ния КВЖД. Вскоре почти вся трасса КВЖД была за­хва­че­на по­встан­ца­ми и дей­ство­вав­ши­ми вместе с ними ре­гу­ляр­ны­ми ки­тай­ски­ми вой­ска­ми. Две трети же­лез­но­до­рож­но­го пути КВЖД были уни­что­же­ны.

Им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II по­ве­лел занять Мань­чжу­рию рус­ски­ми вой­ска­ми. Вся Мань­чжу­рия была раз­де­ле­на на две части – Се­вер­ную и Южную. Се­вер­ная Мань­чжу­рия с юга огра­ни­чи­ва­лась линией, про­хо­дя­щей через же­лез­но­до­рож­ную стан­цию Телин. В ней должны были дей­ство­вать войска При­амур­ско­го во­ен­но­го округа под ко­ман­до­ва­ни­ем ко­ман­ду­ю­ще­го вой­ска­ми округа ге­не­рал - лей­те­нан­та Н.И. Гро­де­ко­ва. Южная Мань­чжу­рия – к югу от услов­ной линии по стан­ции Телин – пред­на­зна­ча­лась для дей­ствий войск Кван­тун­ской об­ла­сти под ко­ман­до­ва­ни­ем на­чаль­ни­ка Кван­тун­ской об­ла­сти вице - ад­ми­ра­ла Е.И. Алек­се­е­ва.

Уже к 20 ав­гу­ста вся ма­ги­страль КВЖД на про­тя­же­нии 1200 км пол­но­стью пе­ре­ш­ла в руки рус­ских войск. Вслед за во­ин­ски­ми ча­стя­ми шли ко­ман­ды стро­и­те­лей, ко­то­рые немед­лен­но на­чи­на­ли вос­ста­но­ви­тель­ные работы на же­лез­но­до­рож­ной трассе.

24 ав­гу­ста Н.И. Гро­де­ков при­ка­зал ге­не­ра­лу В.В. Са­ха­ро­ву:

«1. От­но­си­тель­но пе­ре­го­во­ров с ки­тай­ца­ми о пре­кра­ще­нии во­ен­ных дей­ствий ру­ко­вод­ство­вать­ся Вы­со­чай­шей ре­зо­лю­ци­ей на до­кла­де о по­доб­ных пе­ре­го­во­рах, на­ча­тых бывшим ци­ци­кар­ским цзянц­зю­нем, именно: «От ки­тай­цев самих за­ви­сит не воз­об­нов­лять во­ен­ных дей­ствий».

2. На все пред­ло­же­ния ки­тай­цев по­тре­бо­вать от них сдачи их вой­ска­ми нам ре­ши­тель­но всего оружия, как руч­но­го, так и пушек, ввиду ве­ро­лом­но­го на­па­де­ния на нас ки­тай­ских войск заодно с мя­теж­ни­ка­ми - бок­се­ра­ми; сдачи нам всех укреп­ле­ний, также Ги­рин­ско­го ар­се­на­ла и других во­ен­ных за­ве­де­ний и скла­дов; предо­став­ле­ния ин­па­ней в Гирине и в других пунк­тах под по­ме­ще­ние наших гар­ни­зо­нов; на­ко­нец, уста­нов­ле­ния добрых от­но­ше­ний к нам на­се­ле­ния по вы­став­ке ра­бо­чих, про­да­же про­до­воль­ствен­ных про­дук­тов, найма подвод».

Как видим, это была фак­ти­че­ски ок­ку­па­ция Мань­чжу­рии.

1 (14) июня 1903 года Стро­и­тель­ное управ­ле­ние КВЖД пе­ре­да­ло дорогу Экс­плу­а­та­ци­он­но­му управ­ле­нию, что стало офи­ци­аль­ной датой от­кры­тия КВЖД. При под­ве­де­нии итогов стро­и­тель­ных работ сто­и­мость со­ору­же­ния одной версты КВЖД со­ста­ви­ла 152 тыс. руб.

Время дви­же­ния ско­ро­го поезда от Москвы до Порт - Артура со­став­ля­ло 13 суток и 4 часа, пас­са­жир­ско­го – 16 суток и 14 часов.

Лю­бо­пыт­но, что на реке Сун­га­ри Об­ще­ство КВЖД в 1903 году вла­де­ло целой фло­ти­ли­ей из 30 гру­зо­вых и пас­са­жир­ских па­ро­хо­дов.

 

В ТУПИКЕ

После ок­ку­па­ции Мань­чжу­рии перед Пе­тер­бур­гом встал вопрос: что с ней делать дальше?

С конца 1900 года рус­ское пра­ви­тель­ство начало пе­ре­го­во­ры с цен­траль­ным ки­тай­ским пра­ви­тель­ством в на­деж­де до­стичь с ним со­гла­ше­ния по Мань­чжу­рии. Рус­ские пред­ло­же­ния сво­ди­лись к сле­ду­ю­ще­му: га­ран­тия без­опас­но­сти зоны КВЖД, Кван­тун­ско­го по­лу­ост­ро­ва и рус­ской гра­ни­цы по Амуру. Но усло­ви­ем этого должно быть при­сут­ствие ре­гу­ляр­ных войск в Мань­чжу­рии.

В начале 1902 года царь под­дал­ся уго­во­рам Витте и со­гла­сил­ся вы­ве­сти войска из Мань­чжу­рии. Витте на­пу­гал царя за­клю­чен­ным 30 января 1902 года до­го­во­ром между Ан­гли­ей и Япо­ни­ей. Но тут в дело вме­ша­лись кон­цес­си­о­не­ры.

29 ав­гу­ста 1896 года вла­ди­во­сток­ско­му купцу Бри­не­ру уда­лось при­об­ре­сти у ко­рей­ско­го пра­ви­тель­ства лесную кон­цес­сию в районе реки Ялу сроком на 20 лет. Эта кон­цес­сия рас­про­стра­ня­лась на бас­сей­ны двух рек – Тумени и Ялу – вдоль всей Се­вер­ной Кореи от моря до моря на про­тя­же­нии около 800 верст. Причем на юге она вклю­ча­ла важные в во­ен­ном от­но­ше­нии горные про­хо­ды. Дер­жа­тель кон­цес­сии по­лу­чил право стро­ить там дороги, про­во­дить те­ле­граф, воз­во­дить здания, со­дер­жать па­ро­хо­ды и др., так что ста­но­вил­ся на весь 20 - летний кон­цес­си­он­ный срок фак­ти­че­ским хо­зя­и­ном Се­вер­ной Кореи. На­деж­ды Бри­не­ра со­брать ка­пи­тал для экс­плу­а­та­ции кон­цес­сий не оправ­да­лись, и он за­ду­мал кон­цес­сию про­дать.

Узнав о по­ступ­ле­нии кон­цес­сии в про­да­жу, от­став­ной ка­ва­лер­гард и кон­но­за­вод­чик А.М. Без­об­ра­зов решил про­вер­нуть гран­ди­оз­ную аферу и стать муль­ти­мил­ли­о­не­ром. Своих денег у него ра­зу­ме­ет­ся не было, и он решил по­поль­зо­вать­ся ка­зен­ны­ми сред­ства­ми.

11 мая 1898 года в Пе­тер­бур­ге с упол­но­мо­чен­ным купца Бри­не­ра был за­клю­чен до­го­вор на услов­ную про­да­жу Н.И. Непо­рож­не­ву лесной кон­цес­сии на реке Ялу. А кон­цес­си­о­не­ры уже делили бу­ду­щие доходы. В список от 20 мая 1900 года было вклю­че­но 45 кон­цес­си­о­не­ров. Всего должно было быть 400 паев, из ко­то­рых 170 – «Ка­би­не­та Его Ве­ли­че­ства», то есть царя.

В начале 1902 года на реке Ялу за­ки­пе­ли работы. Для начала для охраны кон­цес­сии наняли и во­ору­жи­ли несколь­ко сотен ки­тай­цев. Затем на реку Ялу от­пра­ви­ли «уво­лен­ных в запас» си­бир­ских стрел­ков, число ко­то­рых по­сте­пен­но дошло до 1,5 тыс.

Ме­шав­ше­го ми­ни­стра фи­нан­сов Витте 29 ав­гу­ста 1903 года за­ме­ни­ли Э.Д. Плеске, ко­то­рый про­дер­жал­ся в долж­но­сти пять ме­ся­цев, до на­па­де­ния япон­цев на Порт - Артур и был за­ме­нен В.Н. Ко­ков­це­вым. Ну а Витте от­пра­ви­ли в по­чет­ную ссылку в пре­мьер - ми­ни­стры.

Многие, даже ис­то­ри­ки судя по всему не в курсе, что в те вре­ме­на долж­ность пре­мье­ра была си­не­ку­рой. Каждый ми­нистр под­чи­нял­ся лишь царю. Сейчас эти пер­со­на­жи раз­ду­ва­ют культ «пре­мьер - ми­ни­стра  Сто­лы­пи­на». Увы, все дела решал не пре­мьер, а ис­клю­чи­тель­но ми­нистр внут­рен­них дел П.А. Сто­лы­пин. Ни одна его ре­фор­ма не вышла за пре­де­лы ком­пе­тен­ции ми­ни­стра внут­рен­них дел. За­ни­мать­ся фи­нан­са­ми, армией, флотом и внеш­ней по­ли­ти­кой Сто­лы­пи­на никто ни­ко­гда не при­гла­шал.

30 июля 1903 года Ни­ко­лай II решил со­здать на­мест­ни­че­ство на Даль­нем Во­сто­ке и на­зна­чил на­мест­ни­ком Е.И. Алек­се­е­ва. Ми­нистр фи­нан­сов Витте, ми­нистр ино­стран­ных дел Лам­здорф и все осталь­ные ми­ни­стры узнали об учре­жде­нии на­мест­ни­че­ства и на­зна­че­нии Алек­се­е­ва ис­клю­чи­тель­но из газет. Ни­ко­лай II даже не счел нужным по­со­ве­то­вать­ся со своими ми­ни­стра­ми. Един­ствен­ное ис­клю­че­ние пред­став­лял ми­нистр внут­рен­них дел В.К. Плеве, ко­то­рый был сто­рон­ни­ком на­мест­ни­че­ства.

Со­глас­но вы­со­чай­ше­му указу от 30 июля 1903 года, в состав на­мест­ни­че­ства вошли рус­ский Даль­ний Восток и Кван­тун­ская об­ласть, то есть по куску Рос­сий­ской и Ки­тай­ской им­пе­рий. Фак­ти­че­ски же в под­чи­не­нии на­мест­ни­ка ока­за­лась вся ок­ку­пи­ро­ван­ная рус­ски­ми вой­ска­ми часть Мань­чжу­рии. Теперь на­мест­ни­че­ством могли аб­со­лют­но бес­кон­троль­но рас­по­ря­жать­ся Ни­ко­лай II, Без­бо­род­ко, Алек­се­ев и Ко. Ничего по­доб­но­го в России не было со вре­ме­ни оприч­ни­ны Ивана Гроз­но­го.

 

ИСКРА РЕ­ВО­ЛЮ­ЦИИ

Ок­ку­па­ция рус­ски­ми Мань­чжу­рии и про­ник­но­ве­ние в Корею вы­зва­ло резкое воз­му­ще­ние в США, Англии и Японии. Фран­ция и Гер­ма­ния из конъ­юнк­тур­ных со­об­ра­же­ний по­мал­ки­ва­ли.

Воз­ни­ка­ет есте­ствен­ный вопрос: о чем думал царь и его окру­же­ние, за­те­вая в 1904 году ан­нек­сию Мань­чжу­рии? Ну, до­пу­стим они были уве­ре­ны, что без нее Россия не может обес­пе­чить себе без­опас­ность Даль­не­го Во­сто­ка и что ее ан­нек­сия вы­зо­вет скачок в раз­ви­тии эко­но­ми­ки России. Тогда зачем за­те­ва­лась серия за­ве­до­мо бес­по­лез­ных афер – ин­тер­вен­ция на остров Крит (1897 ­– 1907), стро­и­тель­ство Ли­бав­ской кре­по­сти и порта (1897 – 1907), тра­ти­лись огром­ные сред­ства на под­го­тов­ку к за­хва­ту Кон­стан­ти­но­по­ля («особый запас» и т. д.)?

На все это ушли де­сят­ки мил­ли­о­нов зо­ло­тых рублей. Только стро­и­тель­ство Ли­бав­ской кре­по­сти и порта обо­ш­лось казне в два раза дороже, чем стро­и­тель­ство обо­ро­ни­тель­ных укреп­ле­ний в Порт - Артуре. Причем форты в Порт - Артуре рас­счи­ты­ва­лись на защиту от 152 - мм сна­ря­дов, а в Либаве – от 280 - мм. Со­от­вет­ствен­но японцы в 1904 году стре­ля­ли по Артуру как раз из 280 - мил­ли­мет­ро­вых мортир. В 1907 году вдруг вы­яс­ни­лось, что Ли­бав­ская кре­пость не нужна, и ее упразд­ни­ли.

Ин­тер­вен­ция на Крит лишь по­ссо­ри­ла Россию с тур­ка­ми и гре­ка­ми. «Особый запас», со­бран­ный в Се­ва­сто­по­ле, Одессе и Ни­ко­ла­е­ве частью сгнил, частью был раз­во­ро­ван.

 

Военно-мор­ская база в Порт - Артуре. 
Фо­то­гра­фия из жур­на­ла «Нива» 1904 года.

 

В ночь с 26 на 27 января 1904 года япон­ские ми­но­нос­цы ата­ко­ва­ли рус­ские ко­раб­ли, сто­яв­шие на внеш­нем рейде Порт - Артура. Однако «ма­лень­кой по­бе­до­нос­ной войны», о ко­то­рой мечтал ми­нистр внут­рен­них дел Плеве, не по­лу­чи­лось. Вместо спло­че­ния рус­ско­го об­ще­ства в нем возник кон­фликт.

27 января 1904 года царь за­пи­сал в днев­ни­ке: «В 4 часа был выход в Собор через пе­ре­пол­нен­ные залы к мо­леб­ну. На воз­врат­ном пути были оглу­ши­тель­ные крики «ура»! Вообще ото­всю­ду тро­га­тель­ные про­яв­ле­ния еди­но­душ­но­го подъ­ема духа и него­до­ва­ния против дер­зо­сти япон­цев».

Но на сей раз до «еди­но­душ­но­го подъ­ема духа» было далеко. Узнав о войне, про­фес­сор Пе­тер­бург­ских высших жен­ских курсов пред­ло­жил устро­ить мо­леб­ны о да­ро­ва­нии победы. Кур­сист­ки же немед­лен­но со­зва­ли сходку, на ко­то­рой еди­но­глас­но от­ка­за­лись от уча­стия в мо­лебне. Мало того, несколь­ко кур­си­сток по­сла­ли по­здра­ви­тель­ную те­ле­грам­му… Микадо.

По­здра­ви­тель­ный адрес япон­ско­му им­пе­ра­то­ру на­пра­ви­ла и группа пе­тер­бург­ских сту­ден­тов - пу­тей­цев. В конце концов Ми­ни­стер­ство внут­рен­них дел России ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ти­ло слу­жа­щим те­ле­гра­фа при­ни­мать при­вет­ствен­ные те­ле­грам­мы в адрес япон­ско­го пра­ви­тель­ства, а имена «под­пи­сан­тов» велело со­об­щать в мест­ные жан­дарм­ские управ­ле­ния.

В своих до­не­се­ни­ях в Де­пар­та­мент по­ли­ции ру­ко­во­ди­те­ли жан­дарм­ских управ­ле­ний Бес­са­раб­ской, Ви­теб­ской и Мо­ги­лев­ской гу­бер­ний фик­си­ро­ва­ли «ра­дост­ное воз­буж­де­ние» на­се­ле­ния в связи с из­ве­сти­я­ми о во­ен­ных неуда­чах. В одной из ви­теб­ских гим­на­зий, когда учи­тель рас­ска­зал о на­па­де­нии япон­цев, гим­на­зи­сты встали с мест и за­кри­ча­ли: «Да здрав­ству­ет Япония!»…

 

Потери рус­ско­го флота в войне с Япо­ни­ей 
были ко­лос­саль­ны. 
То­рад­зи­ро Касай. Битва при Порт - Артуре. 1904. 
Биб­лио­те­ка Кон­грес­са США.

 

В России никто не думал о по­след­стви­ях ин­тер­вен­ции в Мань­чжу­рию. Ни­ко­лай II утвер­ждал: «Войны не будет, по­сколь­ку я ее не хочу». Вер­но­под­дан­ные от ми­ни­стров до ла­воч­ни­ков брали по швам и кри­ча­ли «ура!». Ли­бе­ра­лы и ре­во­лю­ци­о­не­ры ин­ту­и­тив­но чув­ство­ва­ли на­ступ­ле­ние ка­та­стро­фы, но ру­тин­но об­ли­ча­ли са­мо­дер­жа­вие, не пред­ла­гая ничего кон­крет­но­го в об­ла­сти внеш­ней по­ли­ти­ки. Их лозунг – «Чем хуже, тем лучше».

В итоге ин­тер­вен­ци­ей в Мань­чжу­рию бес­кон­троль­но ру­ко­во­ди­ло несколь­ко ма­ло­ком­пе­тент­ных са­нов­ни­ков, а также раз­но­го рода про­хо­дим­цы.

Россия пошла под гору не в фев­ра­ле 1917 года, не в ав­гу­сте 1914 года, а в 1894 году, когда было при­ня­то ре­ше­ние об ин­тер­вен­ции в Мань­чжу­рию. Это ре­ше­ние сде­ла­ло неиз­беж­ной войну с Япо­ни­ей в 1904 – 1905 годах, далее по­сле­до­ва­ла первая рус­ская ре­во­лю­ция, потом Первая ми­ро­вая война, а затем Фев­раль­ская и Ок­тябрь­ская ре­во­лю­ции и в финале – страш­ная Граж­дан­ская война.

  Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Аван­тю­ра ценой в мил­ли­о­ны жизней Авантюра ценой в миллионы жизней / История / Независимая газета Аван­тю­ра ценой в мил­ли­о­ны жизней / Ис­то­рия / Неза­ви­си­мая газета Ком­мен­та­рий автора: 

А вторым этапом под­го­тов­ки краха им­пе­рии был до­го­вор "сер­деч­но­го со­гла­сия"- Ан­тан­та

Где Россия со­гла­си­лась для Фран­ции и осо­бен­но Бри­та­нии 

Каш­та­ны из огня тас­кать 

Ну, и третий - зе­мель­ный вопрос...

.
  Комментарии Аватар пользователя Бумс Бумс(7 лет 2 месяца)(04:45:11 / 18-07-2019)

"... Россия пришла к ре­во­лю­ции 1917 года", - какой... есть фев­раль­ская бо­лезнь граж­дан­ско­го/обhе­зан­но­го стада стра­сто­терп­цев Никки и Викки , а есть ок­тябрь­ское ле­кар­ство: - https://​www.​dw.​com/​ru/​%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%BB%D0%B8-​%D0%BB%D0%B8-​%D0%B2... - Резать к чёр­то­вой матери, не до­жи­да­ясь граж­дан­ских пе­ре­то­ни­тов.

Могли ли Вильгельм II и Николай II предотвратить войну? | DW | 01.08.2014 Могли ли Виль­гельм II и Ни­ко­лай II предот­вра­тить войну? | DW | 01.08.2014 О том, что по­ме­ша­ло двум мо­нар­хам из­брать мирный путь ре­ше­ния кон­флик­та, немец­кий автор книги о Ро­ма­но­вых рас­ска­зы­ва­ет в ин­тре­вью DW. Ком­мен­та­рий ад­ми­ни­стра­ции:   *** Ка­но­ни­че­ский об­ра­зец псев­до­вме­ня­е­мо­го об­ще­ния *** Аватар пользователя СергиоПетров Сер­гио­Пет­ров(4 года 2 месяца)(05:38:45 / 18-07-2019)

Ин­тер­вен­ция в Мань­чжу­рию в 1894 году за­пу­сти­ла цепь со­бы­тий, при­вед­ших к кру­ше­нию Рос­сий­ской им­пе­рии

Ну и где  тут до­ка­за­тель­ство вашего утвер­жде­ния, что во всем ви­но­ва­та именно ин­тер­вен­ция ?

Аватар пользователя Просто Владимир Просто Вла­ди­мир(2 года 5 ме­ся­цев)(05:39:29 / 18-07-2019)

Это надо же так вы­вер­нуть ис­то­рию на из­нан­ку! Прямо как на Укра­ине пе­ре­пи­сы­ва­ет­ся смысл ис­то­ри­че­ских фактов.

Россия пошла под гору не в фев­ра­ле 1917 года, не в ав­гу­сте 1914 года, а в 1894 году, когда было при­ня­то ре­ше­ние об ин­тер­вен­ции в Мань­чжу­рию.

 

Мы что напали на Мань­чжу­рию ?

По до­го­во­рен­но­сти с ки­тай­ски­ми вла­стя­ми КВЖД обя­за­тель­но вы­ку­па­ла у част­ных вла­дель­цев от­чуж­да­е­мые ею для нужд дороги земли. Ширина от­чуж­да­е­мой земли на пе­ре­го­нах между стан­ци­я­ми уста­нав­ли­ва­лась в 40 сажень (85,4 м) – по 20 сажень в каждую сто­ро­ну, но фак­ти­че­ски была меньше: по 15 сажень (32 м) с одной сто­ро­ны и по 18 сажень (38,4 м) – с другой. Под боль­шие стан­ции от­чуж­да­лось по 50 де­ся­тин земли (54,5 га), под осталь­ные стан­ции и разъ­ез­ды – до 30 де­ся­тин (32,7 га).

Под Харбин пер­во­на­чаль­но было от­чуж­де­но 5650,03 де­ся­ти­ны (6158,53 га) несколь­ки­ми от­дель­ны­ми участ­ка­ми, а в 1902 году пло­щадь от­чуж­де­ния уве­ли­чи­лась до 11 102,22 де­ся­ти­ны (12 101,41 га). На правом берегу Сун­га­ри (Харбин) от­чуж­да­лось 5701,21 де­ся­ти­ны, на левом берегу (Затон) – 5401,01 де­ся­ти­ны. Вся эта пло­щадь была объ­еди­не­на общей гра­ни­цей.

Какая это ин­тер­вен­ция, если КВЖД стро­и­лась на до­го­во­ре кон­цес­сии ? И какая ин­тер­вен­ция когда за­щи­ща­ли КВЖД от раз­граб­ле­ния и уни­что­же­ния ?

На­ча­лом боевых дей­ствий в Мань­чжу­рии можно счи­тать 22 июня 1900 года, когда ре­гу­ляр­ные ки­тай­ские войска со­вер­ши­ли ряд на­па­де­ний на полосу от­чуж­де­ния КВЖД

А надо было отдать ки­тай­цам на рас­тер­за­ние тысячи рус­ских семей, де­сят­ки уже го­род­ков, по­сёл­ков, стан­ций, скла­дов, и всей дороги вместе с обо­ру­до­ва­ни­ем, дорогу ко­то­рую стро­и­ли ле­галь­но и на дей­ству­ю­щем до­го­во­ре аренды ? Какая это ин­тер­вен­ция, если за­щи­ща­лась именно тер­ри­то­рии  за­прет­ки ж.д. дороги ?

Это интересно
+1

18.07.2019
Пожаловаться Просмотров: 371  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены