Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
4303 участника
Администратор Людмила 59

Важные темы:

Модератор -Олег-

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Катастрофы и геополитические "озабоченности" в СССР

 | Gringoire

От­кро­вен­но говоря, за­дол­ба­ло читать о том, как в СССР все было хорошо, не было ка­та­строф, не было гео­по­ли­ти­че­ско­го "ути­ра­ния" и прочих вещей. Под­бор­ку сделаю по годам, пе­ре­не­су только наи­бо­лее зна­чи­мые, мелочь не беру. Может кому-то что-то будет неиз­вест­но.

1953 - 1959

1953

Зима
раз­ру­ши­тель­ное ле­до­вое на­ше­ствие на Каспии: из-за рез­ко­го по­теп­ле­ния в се­вер­ной части моря огром­ные ле­до­вые поля ото­рва­лись от припая и, го­ни­мые ветром и мор­ским те­че­ни­ем, по­плы­ли на юг. По пути их дви­же­ния уни­что­же­ны со­ору­же­ния неф­те­про­мыс­лов Изберг-море, Артём-море и Гюр­гя­ны-море, лёд ото­гнан ветром только возле ме­сто­рож­де­ния Неф­тя­ные камни. По­гиб­ла ко­ман­да одного из про­мыс­ло­вых ка­те­ров на Изберг-море. Это ме­сто­рож­де­ние, в от­ли­чие от осталь­ных, не стали вос­ста­нав­ли­вать из-за бед­но­сти неф­те­нос­но­го слоя.

8 марта
во время гран­ди­оз­ной давки на по­хо­ро­нах Ста­ли­на в районе Труб­ной пло­ща­ди (Москва) по­гиб­ло мно­же­ство людей. Войска, сле­див­шие за по­ряд­ком, долго не могли спра­вить­ся с тра­ги­че­ской си­ту­а­ци­ей. Число по­гиб­ших до сих пор не из­вест­но, су­ще­ству­ют оценки от 800 до 1500 чел. Это со­бы­тие по­лу­чи­ло на­зва­ние «второй Ходын­ки».

15 марта
1-я со­вет­ская ядер­ная авария в ре­зуль­та­те са­мо­про­из­воль­ной цепной ре­ак­ции в рас­тво­ре плу­то­ния. Про­изо­шла на ра­дио­хи­ми­че­ском заводе ком­би­на­та №817 (Че­ля­бинск-65). Об­лу­чи­лись 2 опе­ра­то­ра, один из них пе­ре­нес тя­жё­лую форму лу­че­вой бо­лез­ни и ам­пу­та­цию ног, но остал­ся жив и умер через 35 лет после аварии.

21 апреля
авария на ком­би­на­те №817 (Че­ля­бинск-65) из-за некон­тро­ли­ру­е­мо­го оса­жде­ния в тех­но­ло­ги­че­ских ком­му­ни­ка­ци­ях вы­со­ко­обо­га­щен­но­го урана-235. В ре­зуль­та­те са­мо­про­из­воль­ной цепной ядер­ной ре­ак­ции по­стра­да­ли 6 чел.: жен­щи­на-опе­ра­тор умерла от об­лу­че­ния, осталь­ные пе­ре­нес­ли лу­че­вую бо­лезнь.

11 мая
ка­та­стро­фа при ис­пы­та­тель­ном полёте са­мо­лё­та «Ту-95/1»: пожар в 3-м дви­га­те­ле, вскоре охва­тив­ший весь са­мо­лёт. Погиб экипаж под ру­ко­вод­ством героя Со­вет­ско­го союза лёт­чи­ка-ис­пы­та­те­ля А.Д. Пе­ре­лё­та (4 чел.).

29 мая
на аэро­дро­ме НИИ ВВС (г. Жу­ков­ский Мос­ков­ской об­ла­сти) столк­ну­лись взле­тав­ший са­мо­лёт «Ил-12» и про­хо­див­ший го­су­дар­ствен­ные ис­пы­та­ния вер­то­лёт «Ми-4». При­чи­на — невни­ма­тель­ность ру­ко­вод­ства по­лё­та­ми и лёт­чи­ков. По­гиб­ли 5 членов эки­па­жа «Ил-12» и 3 на «Ми-4».

27 июля
во время полёта над гор­ны­ми рай­о­на­ми Китая (по другим данным — над морем на тра­вер­зе р. Янцзы) аме­ри­кан­ским ис­тре­би­те­лем ата­ко­ван и сбит со­вет­ский военно-транс­порт­ный са­мо­лет Ти­хо­оке­ан­ско­го флота «Ил-12», ле­тев­ший из Порт-Артура в г. Ус­су­рийск. Экипаж и все пас­са­жи­ры (21 чел.) по­гиб­ли. Пра­ви­тель­ство СССР предъ­яви­ло США иск на сумму свыше 12 млн. дол­ла­ров. Дело дошло до меж­ду­на­род­но­го суда, но слу­ша­ния так и со­сто­я­лись. (вы­де­лил спе­ци­аль­но, для сви­де­те­лей что при СССР не было "оза­бо­чен­но­сти" со сто­ро­ны МИДа. И почему войну не объ­яви­ли, а утер­лись?)

23 ав­гу­ста
ис­клю­чи­тель­но силь­ный смерч со ско­ро­стью ветра 80 м/с про­нес­ся через г. Ростов Яро­слав­ской об­ла­сти. Смерч прошел через город за 8 минут, оста­вив полосу раз­ру­ше­ний ши­ри­ной 500 м. Он сбро­сил с же­лез­но­до­рож­ных путей 2 вагона весом 16 т, поднял и от­бро­сил в сто­ро­ну на 12 м раму от гру­зо­во­го ав­то­мо­би­ля весом более тонны. В целом по об­ла­сти за год за­фик­си­ро­ва­но 4 смерча (это к во­про­су о том, что в цен­траль­ной полосе всегда с опре­де­лен­ной пе­ри­о­дич­но­стью воз­ни­ка­ли по­доб­ные при­род­ные яв­ле­ния)

27 сен­тяб­ря
отрав­ле­ние 5 ра­бот­ни­ков Го­су­дар­ствен­но­го ин­сти­ту­та при­клад­ной химии при аварии ав­то­ма­ши­ны в 150 км от г. Ле­нин­град и про­ли­ва «про­дук­та» (ве­ще­ства об­ще­ток­си­че­ско­го дей­ствия) из ём­ко­сти. «Про­дук­том» было ра­кет­ное топ­ли­во гептил.
+
на одной из стан­ций Сред­не­ази­ат­ской же­лез­ной дороги эпи­де­мия чумы: за­бо­ле­ли 22 че­ло­ве­ка, в том числе 1 же­лез­но­до­рож­ник. (чума! Се­ре­ди­на 20-века)

1954

4 апреля
в г. Тби­ли­си (Гру­зин­ская ССР) на матче от­кры­тия сезона чем­пи­о­на­та СССР между ко­ман­да­ми «Динамо» (Тби­ли­си) и «Спар­так» (Москва) воз­ник­ла давка. Мно­го­ты­сяч­ная без­би­лет­ная толпа снесла же­лез­ные ворота ста­ди­о­на. По­гиб­ло 20 чел., офи­ци­аль­ные данные не пуб­ли­ко­ва­лись.

6 июня
в Охот­ском море непо­да­лё­ку от ры­бо­за­во­да №7 Ки­ров­ско­го ком­би­на­та (Кам­чат­ская об­ласть) во время силь­но­го шторма за­то­нул мор­ской бук­сир­ный катер «Моск­вин» с ме­тал­ли­че­ской баржей №3346 весом 40 т. Погиб 31 чел. «Авария со столь тя­же­лы­ми по­след­стви­я­ми яви­лась ре­зуль­та­том про­цве­та­ю­щей на ры­бо­ком­би­на­те рас­пу­щен­но­сти среди лич­но­го со­ста­ва порт­пунк­та, без­от­вет­ствен­но­сти и пре­ступ­но-ха­лат­но­го от­но­ше­ния к по­ру­чен­но­му делу». Этот ин­ци­дент с начала года был на ры­бо­ком­би­на­те 14-м по счёту.(о тех­ни­ке без­опас­но­сти в бла­го­сло­вен­ном СССР. 14!!!! ин­ци­дент)

Осень
на су­до­ре­монт­ном заводе в Белом Го­род­ке (Ка­ли­нин­ская об­ласть) про­изо­шёл пожар. В по­жар­ных ма­ги­стра­лях на слипе не было воды, в ре­зуль­та­те чего сго­ре­ли па­ро­хо­ды «И.С. Ни­ки­тин», «Гоголь», «Страж ре­во­лю­ции» и «Михаил Ка­ли­нин».
14 сен­тяб­ря
опе­ра­ция «Снежок»: в Орен­бург­ской об­ла­сти на Тоцком по­ли­гоне в ходе вой­ско­вых учений под ко­ман­до­ва­ни­ем ми­ни­стра обо­ро­ны СССР Н.А. Бул­га­ни­на и его за­ме­сти­те­лей маp­ша­лов А.М. Ва­си­лев­ско­го и Г.К. Жукова на высоте 350 м про­ве­дён воз­душ­ный ядер­ный взрыв. В уче­ни­ях участ­во­ва­ли 45 тыс. солдат и офи­це­ров, часть из ко­то­рых («во­сточ­ные войска») вскоре после взрыва по­лу­чи­ла приказ без за­щит­ных средств «штур­мо­вать» его эпи­центр, обо­ро­ня­ли ко­то­рый (также без спец­средств) «за­пад­ные войска». Ветер отнёс ра­дио­ак­тив­ное облако не в без­люд­ную степь, как ждали, а прямо на г. Орен­бург и дальше, в сто­ро­ну г. Крас­но­ярск. Потери среди граж­дан­ско­го на­се­ле­ния до сих пор неиз­вест­ны, из числа при­ни­мав­ших уча­стие в уче­ни­ях во­ен­ных ныне в живых оста­лось чуть более 2000 чел.(со­вер­шен­но жи­во­дер­ский экс­пе­ри­мент, даже для армии)

24 ок­тяб­ря
при пе­ре­лё­те из г. Казань в Москву в усло­ви­ях об­лач­ной погоды раз­бил­ся са­мо­лёт «Ту-75». Пред­по­ла­га­е­мая при­чи­на — отказ дви­га­те­лей. По­гиб­ли 4 члена эки­па­жа во главе с ге­не­рал-май­о­ром авиа­ции А.И. Ка­ба­но­вым.

25 ноября
авария с хлором на заводе «Ак­ри­хин» (Мос­ков­ская об­ласть) в ре­зуль­та­те про­ры­ва тру­бо­про­во­да. По­стра­да­ло 19 чел.
3 де­каб­ря
над ак­ва­то­ри­ей залива Петра Ве­ли­ко­го (у бе­ре­гов При­мор­ско­го края) ис­тре­би­те­ля­ми ВВС Ти­хо­оке­ан­ско­го флота по ошибке сбит са­мо­лёт-тор­пе­до­но­сец «Ту-14 Т». На са­мо­лё­те от­ка­за­ли си­сте­ма опо­зна­ва­ния и ра­дио­связь, пилот ис­тре­би­те­ля в тем­но­те принял звёзды на фю­зе­ля­же за аме­ри­кан­ские и открыл огонь. Тра­ге­дию под­верг­ли умол­ча­нию, экипаж никто не искал — однако на киль са­мо­лё­тов Ту-14 на­не­се­ны крас­ные пя­ти­ко­неч­ные звёзды, чтобы ис­клю­чить по­доб­ные ин­ци­ден­ты. Об­лом­ки са­мо­лё­та об­на­ру­же­ны лишь в 2009-м.

1955

14 января
груп­по­вое отрав­ле­ние парами си­ниль­ной кис­ло­ты на заводе п/я 188 (г. Че­ля­бинск). По­стра­да­ло 11 чел.
15 фев­ра­ля
не вер­нул­ся на базу са­мо­лёт-тор­пе­до­но­сец «Ил-28 Т» 1535 минно-тор­пед­но­го авиа­ци­он­но­го полка ВВС Ти­хо­оке­ан­ско­го флота ВМФ СССР. Место и при­чи­на гибели не уста­нов­ле­ны. Са­мо­лёт и экипаж спи­са­ны как без вести про­пав­шие и лишь в 2008 их остан­ки об­на­ру­же­ны в Шко­тов­ском районе При­мор­ско­го края груп­пой «Авиа­По­иск».

4 ав­гу­ста
на су­до­вер­фи г. Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский с 4-мет­ро­вой высоты об­ру­шил­ся пе­ре­ход­ной мостик между 2 трау­ле­ра­ми. По­стра­да­ло несколь­ко че­ло­век и больше всего гость СССР, ми­нистр рыбной про­мыш­лен­но­сти Канады Син­клер, по­ме­щён­ный в боль­ни­цу с пе­ре­ло­мом ноги. (смешно, ве­ли­кая дер­жа­ва не смогла про­кон­тро­ли­ро­вать ка­че­ство пе­ре­ход­но­го мо­сти­ка в ре­зуль­та­те чего по­стра­дал ВЫ­СО­КИЙ гость)

25 ав­гу­ста
вы­пол­няя ис­пы­та­тель­ный полёт, при взлёте раз­бил­ся, не сумев вы­пра­вить крен, се­рий­ный са­мо­лёт «М-4». Погиб весь экипаж из 7 чел.
1 сен­тяб­ря
столк­но­ве­ние 2 гру­зо­вых по­ез­дов на электрифи­цированном участ­ке Омской же­лез­ной дороги, про­изо­шед­шее на пере­гоне Ва­ле­ри­но-Ко­ло­ния. Поезд №2110 вре­зал­ся в хвост шед­ше­го впе­ре­ди него поезда №1702. В ре­зуль­та­те кру­ше­ния и воз­ник­ше­го пожара сго­ре­ла и раз­би­лась часть ва­го­нов и элек­тро­воз поезда №2110.

29 ок­тяб­ря
ночью в бухте г. Се­ва­сто­поль в ре­зуль­та­те внеш­не­го под­вод­но­го взрыва (пред­по­ло­жи­тель­но от немец­кой донной мины, остав­шей­ся с войны) за­то­нул линкор «Но­во­рос­сийск» (бывший ита­льян­ский «Джулио Чезаре»). По­гиб­ло 607 чел.

16 де­каб­ря
отрав­ле­ние хлором в ре­зуль­та­те про­ры­ва тру­бо­про­во­да на заводе №97 в г. Усолье-Си­бир­ское (Ир­кут­ская об­ласть). По­стра­да­ло 52 чел., 17 из них гос­пи­та­ли­зи­ро­ва­но.

1956

18 фев­ра­ля
выброс хлора из неис­прав­ной ап­па­ра­ту­ры в цехе №4 Го­с­НИ­И­хлор­про­ект (г. Москва), по­стра­да­ло 12 чел.
13 марта
при ис­пы­та­нии са­мо­лё­та «Ил-28» погиб лётчик-ис­пы­та­тель НИИ ВВС, дважды Герой Со­вет­ско­го союза майор Г.М. Паршин. Вместе с ним по­гиб­ли борт­ра­дист С.П. Го­рю­нов и опе­ра­тор Ро­стов­цев, ко­то­рый должен был про­из­во­дить ки­но­съём­ку до­за­прав­ки «МиГ-19» от «Ту-16».

Июнь
силь­ное на­вод­не­ние на р. Амур и её при­то­ках (Ха­ба­ров­ский край) из-за обиль­ных дождей, пре­вы­сив­ших се­зон­ную норму осад­ков в 2,5 раза. На зна­чи­тель­ном про­тя­же­нии за­топ­ле­но не только низкое ле­во­бе­ре­жье, но и часть сто­я­ще­го на вы­со­ком правом берегу г. Ха­ба­ровск: по­стра­да­ли многие го­род­ские по­строй­ки, дома, при­ча­лы, склад­ские и про­из­вод­ствен­ные по­ме­ще­ния, на­ру­ше­ны те­ле­фон­ная связь и элек­тро­снаб­же­ние от­дель­ных рай­о­нов края.

12 ав­гу­ста
в Бал­тий­ском море на под­вод­ной лодке «М-259» в ди­зель­ном отсеке про­изо­шёл взрыв энер­го­уста­нов­ки, на­чал­ся пожар. От ожогов по­гиб­ли 4 члена эки­па­жа.

15-17 сен­тяб­ря
ка­та­стро­фи­че­ский шторм (12 баллов по шкале Бо­фор­та) на Кас­пий­ском море в районе про­мыс­ла Неф­тя­ные Камни. Сила ветра до­сти­га­ла 40 м/с. Ги­гант­ские волны, об­ру­шив­ши­е­ся на неф­те­про­мы­сел, уни­что­жи­ли около 4 км мор­ских эс­та­кад, 8 при­эс­та­кад­ных пло­ща­док, из ко­то­рых 6 давали нефть уже в по­сто­ян­ном режиме. По­стра­да­ло и мор­ское ос­но­ва­ние. По­гиб­ли 22 неф­тя­ни­ка.
21 ноября
под­вод­ная лодка «М-200» («Месть») за­то­ну­ла в Бал­тий­ском море после столк­но­ве­ния с эс­мин­цем «Стат­ный». Всего по­гиб­ли 36 чел.
+
пожар в ма­шин­ном от­де­ле­нии на под­вод­ной лодке «М-255». По­гиб­ли 7 чел.

1957

24 января
взpыв на Пав­ло­гpад­ском заводе №55 Ми­ни­стеpства общего ма­ши­но­стpо­е­ния (Ка­зах­ская ССР). Пол­но­стью pазpу­шен цех, убито 46 чел., 30 pа­бо­чих по­лу­чи­ли pа­не­ния. Лю­бо­пыт­но, что именно в эти минуты в паpт­ко­ме завода об­суж­дал­ся вопpос об улуч­ше­нии тех­ни­ки без­опас­но­сти.
Апрель
вы­со­кое по­ло­во­дье в Ха­ба­ров­ском крае: вышли из бе­ре­гов рр. Амур, Уссури, Анюй, Хун­га­ри, Бикин, за­то­пив не только пойму, но и часть Сред­не­амур­ской и Ус­су­рий­ской низ­мен­но­стей. Вода под­ня­лась на 4 м выше ор­ди­на­ра и сильно под­то­пи­ла на­се­лён­ные пункты Вя­зем­ский, Бикин, ни­зин­ные районы г. Ха­ба­ровск. По­вре­жде­ны дома, хра­ни­ли­ща, пор­то­вые со­ору­же­ния, на­ру­ше­на связь.

Июль
круп­ный пожар в пос. Щурово (Ко­ло­мен­ский район Мос­ков­ской обл.): во время грозы молния попала в бак с нефтью, рядом на­хо­ди­лись также баки с бен­зи­ном. Пожар гасили целые сутки, в про­цес­се огнём и взры­ва­ми с берега р. Ока сбро­си­ло в воду ко­ман­ды по­жар­ных. Го­ря­щая нефть плыла по воде, не давая воз­мож­но­сти вы­плыть людям, ко­то­рые лишь на мгно­вене вы­ны­ри­ва­ли, чтобы глот­нуть воз­ду­ха и по­гру­жа­лись снова. По­гиб­ло много мос­ков­ских по­жар­ных, огром­ное ко­ли­че­ство людей по­лу­чи­ли ожоги и травмы.
14 июля
со­вет­ский ко­рабль «Аш­ха­бад» сел на мель и за­то­нул в Кас­пий­ском море. В ре­зуль­та­те кру­ше­ния по­гиб­ло 270 чел.
28 июля
в Москве во время це­ре­мо­нии от­кры­тия VI Все­мир­но­го фе­сти­ва­ля мо­ло­дё­жи и сту­ден­тов рухнул Щер­ба­ков­ский уни­вер­маг, на крышу ко­то­ро­го за­бра­лись сотни же­ла­ю­щих уви­деть фе­сти­валь­ную про­цес­сию. В итоге здание при­ш­лось снести, а уни­вер­маг пе­ре­ве­ли в другое место по­бли­зо­сти. Сколь­ко людей тогда по­стра­да­ло, были ли по­гиб­шие, неиз­вест­но до сих пор. (во­пи­ю­щая ис­то­рия)

Август
возле стан­ции Ток­со­во (Ле­нин­град­ская обл.) сошёл с рель­сов пас­са­жир­ский состав, на полной ско­ро­сти дви­жу­щий­ся в сто­ро­ну г. Ле­нин­град. В ре­зуль­та­те кру­ше­ния поезда сильно де­фор­ми­ро­ва­лись несколь­ко ва­го­нов, де­сят­ки людей по­гиб­ли.
2 ав­гу­ста
нештат­ная ра­ди­а­ци­он­ная си­ту­а­ция на ис­пы­та­тель­ном по­ли­гоне о. Новая Земля при про­ве­де­нии груп­по­во­го под­зем­но­го ядер­но­го ис­пы­та­ния. Было од­но­вре­мен­но взо­рва­но 5 за­ря­дов мощ­но­стью от 0,001 до 150 кт. При­мер­но через 1,5 минуты после взрыва про­изо­шел прорыв па­ро­га­зо­вой смеси по тре­щине есте­ствен­но­го раз­ло­ма под­та­яв­ше­го лед­ни­ка на склоне горы. В день ис­пы­та­ния была шти­ле­вая погода, по­это­му ра­дио­ак­тив­ное облако на дли­тель­ное время за­вис­ло над тех­но­ло­ги­че­ской пло­щад­кой, что стало при­чи­ной ава­рий­но­го об­лу­че­ния пер­со­на­ла по­ли­го­на.

15 ав­гу­ста
при заходе на по­сад­ку в г. Ко­пен­га­ген (Дания) со­вет­ский са­мо­лёт «Ил-14 П» столк­нул­ся в тумане с трубой элек­тро­стан­ции, упал в гавани города и за­то­нул на глу­бине 5 м. По­гиб­ли 23 чел.
17 ав­гу­ста
при заходе на по­сад­ку в аэро­пор­ту г. Киев (Укра­ин­ская ССР) столк­ну­лись 2 гру­зо­вых са­мо­лё­та «Ил-14». При­чи­на — ошибка дис­пет­чер­ской службы. После столк­но­ве­ния об­лом­ки са­мо­лё­тов рух­ну­ли на жилые по­строй­ки города. По­гиб­ли 9 чел. — члены эки­па­жей.
26 сен­тяб­ря
в Бал­тий­ском море на под­вод­ной лодке «М-256» про­изо­шла авария энер­го­уста­нов­ки (взрыв дви­га­те­ля) и на­чал­ся пожар. Лодка за­то­ну­ла, по­гиб­ли 35 членов эки­па­жа.
29 сен­тяб­ря
ра­дио­эко­ло­ги­че­ская авария на Южном Урале: вблизи г. Кыштым на ком­би­на­те №817 при из­вле­че­нии плу­то­ния из-за пе­ре­гре­ва кон­тей­не­ра с ядер­ны­ми от­хо­да­ми про­изо­шли взрыв и выброс в ат­мо­сфе­ру ра­дио­ак­тив­ных про­дук­тов, а также ра­дио­ак­тив­ной грязи с тер­ри­то­рии пред­при­я­тия с по­сле­ду­ю­щим их рас­се­и­ва­ни­ем на части тер­ри­то­рии Че­ля­бин­ской, Сверд­лов­ской и Тю­мен­ской об­ла­стей общей пло­ща­дью 25.000 кв. км, на ко­то­рой на­хо­ди­лось 217 сёл и де­ре­вень. Об­ра­зо­вал­ся так на­зы­ва­е­мый «Во­сточ­но-Ураль­ский ра­дио­ак­тив­ный след». Раз­го­рев­ший­ся после взрыва пожар, за­тро­нув­ший окру­жа­ю­щий лес, тушили несколь­ко дней. По­стра­да­ло (по опуб­ли­ко­ван­ным данным) 124.000 чел.; число по­гиб­ших не на­зва­но, однако из­вест­но, что в те­че­ние сле­ду­ю­щих 3 лет после этой аварии с гео­гра­фи­че­ских карт СССР ис­чез­ло свыше 30 неболь­ших де­ре­вень в пре­де­лах участ­ка пло­ща­дью 1200 кв. км и около 17.000 чел. с этой тер­ри­то­рии были эва­ку­и­ро­ва­ны. По меж­ду­на­род­ной шкале авария оце­не­на как тя­же­лая, 6-й сте­пе­ни. Ра­ди­а­ци­он­ное за­ра­же­ние в Че­ля­бин­ске-40 до­стиг­ло мак­си­му­ма спустя 15-19 лет, то есть в се­ре­дине 1970-х. Мест­ная речка Теча и в конце 1990-х имела ра­дио­ак­тив­ность в 15 пре­дель­но до­пу­сти­мых кон­цен­тра­ций, однако вода про­дол­жа­ла ис­поль­зо­вать­ся для хо­зяй­ствен­но-бы­то­вых нужд.
Эта авария вклю­че­на в «Книгу ре­кор­дов Гин­не­са» как круп­ней­ший выброс ядер­ных от­хо­дов.

12 ноября
тра­ге­дия в де­ревне Бусса Брест­ской об­ла­сти (Бе­ло­рус­ская ССР): в школу при­е­ха­ла ки­но­пе­ре­движ­ка. Ме­ха­ник сидел со своей уста­нов­кой в дверях, раз­ло­жив ка­туш­ки нит­ро­ки­но­плен­ки на полу, и за­прав­ляя их при свете сто­я­щей на столе ке­ро­си­но­вой лампы, на­пол­нен­ной бен­зи­ном. Лампу слу­чай­но опро­ки­нул один из зри­те­лей (на­хо­дил­ся в под­пи­тии), про­изо­шло воз­го­ра­ние, огонь быстро рас­про­стра­нил­ся по бре­вен­ча­то­му по­ме­ще­нию. В ре­зуль­та­те по­гиб­ли 65 чел., многие по­лу­чи­ли тя­жё­лые ожоги. Све­де­ния о тра­ге­дии были за­сек­ре­че­ны, однако в СССР за­пре­ти­ли ис­поль­зо­вать нит­ро­цел­люлит­ную ки­но­плен­ку.

1958

20 января
на пе­ре­гоне между стан­ци­я­ми Дол­го­ру­ко­во и Све­чин­ская Мос­ков­ско-Курско-Дон­бас­ской же­лез­ной дороги про­изо­шло кру­ше­ние то­вар­но­го поезда №842. Pаз­би­то 18 ва­го­нов и 5 ци­стерн с ме­ти­ло­вым спир­том. Жители де­рев­ни Бра­тов­щи­на Дол­го­ру­ков­ско­го района Ли­пец­кой об­ла­сти из раз­би­тых ци­стерн вы­бра­ли остат­ки спирта и стали упо­треб­лять его. 21 чел. по­лу­чил отрав­ле­ние, из них 5 чел. умерли в боль­ни­це.

8-10 фев­ра­ля
в По­вол­жье и при­ле­га­ю­щих к нему рай­о­нах прошли цик­ло­ны, со­про­вож­дав­ши­е­ся обиль­ным сне­го­па­дом при низкой тем­пе­ра­ту­ре. Силь­ные ветры и снеж­ные заносы вы­зва­ли на­ру­ше­ние дви­же­ния пас­са­жир­ских и то­вар­ных по­ез­дов на ряде участ­ков Уфим­ской и других же­лез­ных дорог. Имели место мно­го­чис­лен­ные случаи гибели людей и по­вре­жде­ния по­стро­ек; в от­дель­ных рай­о­нах на­ру­ше­на те­ле­фон­ная связь и по­вре­жде­ны элек­тро­ли­нии. По пред­ва­ри­тель­ным данным МВД СССР, по­гиб­ло 224 и про­па­ло без вести около 120 чел.

Весна
одно из самых круп­ных в ис­то­рии Алтая на­вод­не­ний. Под водой ока­за­лись целые сёла, в г. Бар­на­ул (Ал­тай­ский край) за­то­пи­ло улицы. На р. Обь в районе Бар­на­у­ла мак­си­маль­ная высота воды над нулём во­до­мер­но­го поста от­ме­ча­лась на уровне 666 см — более чем на метр выше кри­ти­че­ско­го по­ка­за­те­ля.

18 марта
при вы­пол­не­нии экс­пе­ри­мен­таль­но­го взлёта без бу­сте­ров на аэро­дро­ме ЛИИ МАП (г. Жу­ков­ский Мос­ков­ской об­ла­сти) раз­бил­ся са­мо­лёт «Ми-4». Из 7 членов эки­па­жа по­гиб­ли 6.

29 апреля
во время пер­во­го ис­пы­та­тель­но­го полёта после сборки близ г. Во­ро­неж раз­бил­ся са­мо­лёт «Ан-10» КБ Ан­то­но­ва. При­чи­на — отказ дви­га­те­ля. Экипаж со­вер­шил грубую вы­нуж­ден­ную по­сад­ку в поле возле неболь­шой речки, во время ко­то­рой са­мо­лет раз­ру­шил­ся. Погиб борт­ин­же­нер

Май
круп­ные лесные пожары в Ир­кут­ской об­ла­сти, воз­ник­шие из-за про­ве­де­ния ог­не­вой за­чист­ки лесов и на­ру­ше­ния про­ти­во­по­жар­ных правил. Огонь охва­тил тер­ри­то­рию пло­ща­дью около 8 тыс. га.
10 мая
на­вод­не­ние на р. Двина на Май­мак­се: мощный затор во время ле­до­хо­да привёл к на­вод­не­нию, мак­си­маль­ный уро­вень ко­то­ро­го на 13 см пре­взо­шёл по­ка­за­тель на­вод­не­ния 1849.

Лето
в г. Бар­на­ул (Ал­тай­ский край) на глазах сотен го­ро­жан пе­ре­вер­нул­ся паром, пе­ре­во­зив­ший людей от места отдыха Лапа к реч­но­му порту. При­чи­на тра­ге­дии — неква­ли­фи­ци­ро­ван­ные дей­ствия ма­ши­ни­ста. Оче­ви­дец тра­ге­дии М. Бу­ха­ри­на утвер­жда­ет, что на пароме на­хо­ди­лось не менее 150-200 чел., а «вы­плы­ли еди­ни­цы».
4 июня
ря­до­вой по­гран­за­ста­вы Саглы (Овюр­ский район Ту­вин­ской ав­то­ном­ной об­ла­сти) Ми­нья­ров вы­стре­ла­ми из ка­ра­би­на убил 6 своих со­слу­жив­цев и тяжело ранил 4. При за­дер­жа­нии оказал со­про­тив­ле­ние и был убит.

9 июня
близ г. Ма­га­дан при сни­же­нии на по­сад­ку, про­ис­хо­див­шем в усло­ви­ях дождя и зна­чи­тель­ной об­лач­но­сти, вре­зал­ся в сопку са­мо­лет «Ил-12». Hа­хо­див­ший­ся на борту экипаж в со­ста­ве 4 чел. и 16 пас­са­жи­ров по­гиб­ли.
27 июня
в р. Тара (Омская об­ласть) во время ка­та­ния на лодках уто­ну­ло 20 детей Му­ром­цев­ско­го рай­он­но­го пи­о­нер­ско­го лагеря, на­чаль­ник лагеря и мед­ра­бот­ни­ца. Тра­ге­дия про­изо­шла вслед­ствие пе­ре­груз­ки лодки. (гибель детей из-за на­ру­ше­ния тех­ни­ки без­опас­но­сти)

30 июня
у вход­ных стре­лок стан­ции Ка­пи­то­ло­во Ок­тябрь­ской же­лез­ной дороги по­тер­пел кру­ше­ние при­го­род­ный поезд, сле­до­вав­ший из г. При­озерск в г. Ле­нин­град: 5 ва­го­нов сошли с рель­сов. 30 чел. по­гиб­ло, 175 по­лу­чи­ли те­лес­ные по­вре­жде­ния.
13 июля
в Щёл­ков­ском районе Мос­ков­ской об­ла­сти по­тер­пел аварию са­мо­лёт «Ту-16» НИИ ВВС: при по­сад­ке в силь­ный дождь вре­зал­ся в жилые дома дер. Хотово, в ре­зуль­та­те чего возник пожар, со­про­вож­дав­ший­ся взры­ва­ми бо­е­при­па­сов и кис­ло­род­ных бал­ло­нов. По­гиб­ли 6 из 7 членов эки­па­жа, 7 чел. мест­но­го на­се­ле­ния, 1 по­лу­чил силь­ные ожоги. Сго­ре­ло 2 жилых дома, 4 дома были раз­ру­ше­ны па­да­ю­щим са­мо­лё­том. При ту­ше­нии пожара по­стра­да­ли 2 по­жар­ных.
18 июля
5 во­ен­ных са­мо­ле­тов во­ин­ской части, дис­ло­ци­ру­ю­щей­ся в районе г. Чер­ня­ховск (Ка­ли­нин­град­ская об­ласть РСФСР), во время учений сбро­си­ли на дер. Сту­лья­ляй (Ки­барт­ский район Ли­тов­ской ССР) 39 боевых авиа­ци­он­ных бомб. В ре­зуль­та­те убиты и ранены 3 чел., раз­ру­ше­ны 2 дома, по­гиб­ли 3 коровы и вы­ве­ден из строя сов­хоз­ный трак­тор.
15 ав­гу­ста
близ г. Би­ро­би­джан (Ев­рей­ская АО) по­тер­пел кру­ше­ние пас­са­жир­ский са­мо­лёт «Ту-104 А». При­чи­на — на высоте 10.800 м при со­вер­шен­но ясной погоде попал в вос­хо­дя­щий тур­бу­лент­ный поток и ока­зал­ся выше своего прак­ти­че­ско­го по­тол­ка на высоте 12.000 м, где по­те­рял ско­рость и со­рвал­ся в штопор. По­гиб­ло 64 чел.
17 ок­тяб­ря
в районе г. Канаш (Чу­ваш­ская АССР) по­тер­пел ка­та­стро­фу са­мо­лёт «Ту-104 А». При раз­во­ро­те в сто­ро­ну за­пас­но­го аэро­дро­ма он попал в мощный вос­хо­дя­щий тур­бу­лент­ный поток, по­те­рял ско­рость, пе­ре­шёл в почти вер­ти­каль­ное пи­ки­ро­ва­ние и вре­зал­ся в землю рядом с же­лез­но­до­рож­ным по­лот­ном, сбив несколь­ко те­ле­граф­ных стол­бов. На борту на­хо­ди­лась де­ле­га­ция ки­тай­ских и се­ве­ро­ко­рей­ских ком­со­моль­ских ак­ти­ви­стов. По­гиб­ли 73 чел.

 

1959

18 января
на под­лё­те к г. Ста­лин­град раз­бил­ся са­мо­лёт «Ил-14», со­вер­шав­ший рейс Москва (Вну­ко­во)—Баку: при заходе на по­сад­ку он попал под пу­ле­мёт­ный огонь с земли (на по­ли­гоне близ аэро­пор­та шли учеб­ные стрель­бы). По­гиб­ли 25 чел.

15 июля
на р. Амур на­ча­лось на­вод­не­ние, вы­зван­ное до­шед­шим с Тихого океана тай­фу­ном. Пик при­шёл­ся на июль-август, но от­дель­ные про­яв­ле­ния были и в сен­тяб­ре. Под­топ­ле­ны и за­топ­ле­ны гг. Амурск, Ни­ко­ла­евск-на-Амуре, Болонь, Эльбан, Вя­зем­ский, окра­и­ны Ха­ба­ров­ска и Ком­со­моль­ска-на-Амуре, почти все на­се­лён­ные пункты вплоть до устья Амура; име­лись случаи про­ры­ва за­щит­ных дамб.

 

Ок­тябрь
вспыш­ка диф­те­рии в г. Керчь (Крым­ская АССР Укра­ин­ской ССР), про­дол­жав­ша­я­ся по конец марта 1960. За­ре­ги­стри­ро­ва­но 200 за­бо­лев­ших и 381 бак­те­ри­о­но­си­тель (2 за­бо­лев­ших в самом начале вспыш­ки умерли).
16 ноября
в аэро­пор­ту г. Львов (Укра­ин­ская ССР) при под­лё­те к взлёт­но-по­са­доч­ной полосе по неуста­нов­лен­ной при­чине раз­бил­ся пас­са­жир­ский са­мо­лёт «Ан-10». По­гиб­ли 40 чел.
28 де­каб­ря
юж­но­ко­рей­ские боевые ко­раб­ли об­стре­ля­ли гид­ро­гра­фи­че­ское судно Ти­хо­оке­ан­ско­го флота «Унго». При этом 1 чел. убит, 5 ранено.

 

в Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки:  Ссылки на всякие разные ис­точ­ни­ки о со­бы­ти­ях Катастрофы в СССР (1953-1989) - часть IX Ка­та­стро­фы в СССР (1953-1989) - часть IX Раз­лич­ные общие све­де­ния Да, ну так вот - всякие-разные поль­зи­тель­ные ссы­лоч­ки, из ко­то­рых я брал ин­фор­ма­цию: Авиа­ка­та­стро­фы России и СССР от ув. dale_spb Круп­ней­шие авиа­ка­та­стро­фы на тер­ри­то­рии ex-СССР от «РБК-Рей­тинг» Ка­та­стро­фы и ЧП на атом­ных под­лод­ках. Справ­ка от «РИА Но­во­сти» Ка­та­стро­фы под… Ком­мен­та­рий автора: 

Это только с 1953 по 1959.

Здесь хва­та­ет ин­фор­ма­ции о том, что по ряду ка­та­строф в СССР все было "не так од­но­знач­но", как вещают сви­де­те­ли Рая на Земле.

Здесь и мно­го­чис­лен­ные ка­та­стро­фы са­мо­ле­тов, и пожары на под­вод­ных лодках, и за­то­нув­шие суда и гибель детей в ре­зуль­та­те на­ру­ше­ния тех­ни­ки без­опас­но­сти. Здесь и ха­лат­ность, и ли­це­ме­рие на во­ен­ных уче­ни­ях с экс­пе­ри­мен­та­ми на личном со­ста­ве в усло­ви­ях ядер­но­го взрыва. Здесь и экс­цес­сы меж­ду­на­род­ные с США и Южной Кореей.

Все данные про­ве­ря­ют­ся при боль­шом же­ла­нии. Как видно даже по этой ста­ти­сти­ке, СССР был вполне обыч­ной круп­ной стра­ной, с таким же уча­сти­ем че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра и си­стем­ны­ми про­бле­ма­ми управ­ле­ния круп­ной струк­ту­рой, как и любая боль­шая ка­пи­та­ли­сти­че­ская страна.

Это интересно
+2

28.07.2019
Пожаловаться Просмотров: 289  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены