Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

4 ЯНВАРЯ (22 декабря ст.ст.)- память Великомученицы Анастасии Узорешительницы(ок. 304).

 

4 ЯНВАРЯ (22 декабря ст.ст.) —память

 ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ АНАСТАСИИ УЗОРЕШИТЕЛЬНИЦЫ (ок. 304).

Святая Анастасия Узорешительница – еще одна девица из сонма христианок-мучениц 3-4 веков. Знатная римлянка, умница-красавица, девственница и олицетворение кротости и стойкости одновременно.

Однако есть в ее житии нечто, что не просто выделило ее из количества похожих святых, но и дало свое особое прозвание: Узорешительница.

Как несложно догадаться, речь идет о тюрьмах. Что же делала Анастасия, что прославило ее память именно таким словом?..

Анастасия 011 (581x700, 148Kb)

Отец Анастасии был богатым римским язычником, мать – тайной христианкой.

Она приставила к дочери надежного учителя по имени Хрисогон, который обучил девушку многим премудростям и вере во Христа. Это привело к тому, что Анастасия страстно желала сохранить девство и быть невестой Христовой, а потому, когда после смерти матери отец насильно выдал ее замуж за язычника Помплия, всеми правдами и неправдами отказывала мужу в супружеской близости, выдумав себе неизлечимую женскую болезнь.

Естественно, это сильно раздражало ее супруга, так что он ждал только подходящего повода, чтобы расправиться со своей непокорной женой.

Очень часто Анастасия переодевалась в скромное платье и, в сопровождении одной служанки, отправлялась в городские тюрьмы, где томились преимущественно христиане – впрочем, девушка не делала различий. Она подкупала стражников, чтобы те пропускали ее в темницу, а потом служила заключенным, как могла: приносила им купленный на свои средства хлеб, омывала их грязные тела, перевязывала раны, подавала питье.

Долго так продолжаться не могло, подобные отлучки из дома не могли пройти незамеченными, да и служанка рассказала своему хозяину, что они с Анастасией ходят в тюрьмы и помогают узникам. Помплий пришел в ярость, избил жену и запер ее под домашний арест. Больше всего девушка скорбела о том, что теперь больше не может облегчать участь заключенных – и, в первую очередь, своего наставника Хрисогона, который к тому моменту уже долго томился в темнице как христианин.

Известно, что учитель и ученица смогли обменяться несколькими письмами, в которых Анастасия изливает свои переживания о невозможности оказывать помощь узникам и рассуждает о своем нечестивым муже, его кознях и своих возможных страданиях за Христа, а так же просит молитв Хрисогона. На это он отвечает подробно и обстоятельно, поддерживаю девушку словами из псалмов, а так же пророчествует о скорой гибели Помплия.

Так и случилось – отправившись в очередную деловую поездку, муж Анастасии утонул, а она обрела свободу и право распоряжаться своим огромным состоянием. Девушка возобновила свои походы в тюрьмы, только теперь ей не надо было прятаться, она могла делать свое дело открыто.

В это время царь Диоклетиан в очередной раз зверствовал в своих гонениях на христиан. Он велел казнить всех заключенных, исповедующих Христа, кроме одного – учителя Анастасии Хрисогона. Царь знал, что этот человек пользуется огромным авторитетом, а потому надеялся добиться его отречения и таким образом пошатнуть веру прочих.

Несмотря на все убеждения и угрозы, будущий мученик оставался тверд и спорил с царем, приводя в подтверждение своих слов не только цитаты из Писания, но и выдержки из авторов-язычников. В конце концов, Хрисогону отрубили голову, а тело его бросили на берегу моря, где его подобрал живший неподалеку пресвитер Зоил.

Спустя некоторое время Хрисогон явился ему во сне и поведал о скором мучении живущих рядом трех сестер, велел найти Анастасию и попросить ее наставить девушек в вере и укрепить перед страданиями. Такое же видение было и самой Анастасии, так что она пришла в эти места, и Зоил отвел ее к своим соседкам. Святая утешала и помогала им не только дома, но и навещала сестер в тюрьме, куда отправили их пришедшие воины царя Диоклетиана.

Анастасия 96863.b-530x704 (526x700, 70Kb)

Вскоре все три девушки были казнены, а Анастасия отправилась из родных мест бродить по миру, везде посещая тюрьмы и помогая заключенным, тратя на них все свои средства.

Она изучила медицину и стала оказывать нуждающимся профессиональную врачебную помощь. Анастасия сильно облегчала страдания узников, а потому и получила свое прозвание: Узорешительница.

 

Вскоре темницы многих городов снова оказались переполнены христианами, и Диоклетиан решил снова «вычистить» их, казнив всех узников.

Это было проделано в одну из ночей – и утром, явившись к воротам тюрьма, потрясенная Анастасия узнала, что ей не о ком заботиться, все ее подопечные мертвы.

Она стала так горько рыдать и стенать, так что стражники были вынуждена спросить, что случилось.

«Ищу рабов Бога моего, которые вчера были тут!» – отвечала девушка.

 

Воины схватили ее и отвели к игемону как исповедующую христианство.

Расспросив Анастасию, правитель понял, что не может ничего решить в ее судьбе без распоряжения Диоклетиана, так как стоящая перед ним узница была знатного римского рода.

Он послал царю донесение, и святую отправили в его дворец, потому что Диоклетиан захотел сам увидеть девушку, ведь когда-то он хорошо знал ее родителей.

Первый вопрос, который он задал, касался того огромного состояния, которое осталось Анастасии в наследство от отца и мужа.

- Если бы у меня оставалось хоть что-то из моих богатств, то я не дала бы воинам меня схватить, – отвечала девица, – но я уже раздала все мое имущество, так что могу смело сама отправиться в заключение и претерпеть страдания за Христа, ведь больше мне нечем помочь заключенным и страждущим.

 

Диоклетиан отправил будущую мученицу к начальнику области, предоставив тому право решить судьбу девушки.

Тот стал просить ее вернуться к языческой вере отцов, но Анастасия отвечала так: «У меня в доме были разные статуи богов и богинь, золотые, серебряные и медные. Они стояли без дела, только делались прибежищем для мух и пауков.

Я бросила их в огонь, чтобы переплавить в монеты, которые потом раздала нищим. И они не смогли противостоять этому, потому что были простыми статуями, а не настоящими богами».

После этих слов правитель понял, что не сможет переубедить девицу, и ее отправили к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот лаской, хитростью или жестокостью переубедил святую.

 

Поначалу жрец был вежлив и предложил ей на выбор несколько подарков.

В этих дарах, тем не менее, был скрытый смысл: с одной стороны стола лежали драгоценные камни, украшения, золото, изумительные платья и зеркала – а с другие орудия пыток: железные гребни, острые мечи, рогатины, битое стекло и раскаленные угли. Ульпиан надеялся и прельстить, и устрашить Анастасию таким явным противопоставлением земных благ и мучений, но девушка безбоязненно выбрала инструменты для пыток, сказав: «Окруженная этими предметами я стану прекраснее и угоднее Жениху моему Христу. Это я выбираю, а земную суету отвергаю».

Анастасия anastasia_of_sirmium-685x1024 (468x700, 198Kb)

Жрец, пожалев молодую красавицу, дал ей три дня на размышление, но она просила не откладывать мучения, чтобы быстрее соединиться с Христом. Тогда Ульпиан отправил ее к давно знакомым с ее семейством женщинам, которые знали Анастасию с детства, чтобы те уговорили ее отказаться от христианской веры, однако и здесь язычники потерпели неудачу.

Жрец разгневался и осудил ее на муки, но прежде хотел удовлетворить свою похоть.

Однако когда он только прикоснулся к ней, то моментально ослеп, и никакие языческие идолы, к которым Ульпиан побежал, взывая о помощи, не исцелили его.

От страшной головной боли жрец умер в мучениях, а Анастасия ненадолго обрела свободу, но вскоре снова была схвачена слугами игемона.

Тот заключил девушку под стражу и велел не кормить ее тридцать дней, однако святая оставалась бодра и весела, утешаясь в молитвах ко Христу.

Анастасия 930 (597x700, 86Kb)

Игемон заподозрил стражников, что они помогают Анастасии, так что заточил ее в неприступную и высокую башню еще на месяц, но и по прошествии этого времени девица была светла лицом и полна сил. Увидев это, правитель велел утопить ее вместе с другими, приговоренными к смерти. Их погрузили на корабль и, выведя в открытое море, оставили тонуть, пробив палубу в нескольких местах.

Тут на корабле внезапно появилась святая подруга Анастасии Феодотия, замученная некоторое время назад. Она повела тонущий корабль к берегу, и все были спасены таким чудесным образом. На берегу все те, кто был на корабле, просили Анастасию крестить их, потому что увидели истинную веру.

О чудесном спасении корабля и крещении преступников стало известно игемону. Он повелел мучить всех новых христиан, а Анастасию сжечь. Святая мученица отошла ко Господу, но тело ее не было повреждено огнем, так что потом мощи Узорешительницы неоднократно прославились.

 

Мало кто способен принимать страдания других людей как свои собственные – особенно, если это люди, заключенные в тюрьму. Можно подходить к этому вопросу с лекалом сурового законничества, можно – с рассуждениями о справедливости наказания.

На самом деле, все гораздо проще: для того, чтобы понять подвиг святой Анастасии Узорешительницы, необходимо обладать одним удивительным даром: милосердием.

Эту святую, вне всякого сомнения, Господь этим даром наградил – а потому она всегда и во все времена будет любима народом, а ее имя будет поминаться как образец одной из самых высших добродетелей.

ТРОПАРЬ, глас 4 
Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша. 

КОНДАК, глас 2 
Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления. 

МОЛИТВА
О многострадальная и премудрая великомученице Христова Анастасие!

Ты душею на Небеси у Престола Господня предстоиши, на земли же данною тебе благодатию различная совершаеши исцеления;

призри убо милостивно на предстоящия люди и молящияся пред иконою твоею, просящия твоея помощи, простри ко Господу святыя молитвы о нас и испроси нам оставление согрешений наших, помощи в трудах милосердных, укрепления духа в служении, кротости, смирения и послушания, недужным исцеление, скорбящим и во узах сущим скорую помощь и заступление,

умоли Господа, да подаст всем нам христианскую кончину и добрый ответ на Страшнем Судищи Своем,

да сподобимся и мы купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 

ИСТОЧНИК. Матроны.ру.

Это интересно
+2

06.01.2017 , обновлено  06.01.2017
Пожаловаться Просмотров: 558  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены