Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
пишет:

Крещеніе Господне и Богоявленіе

 

 

Крещеніе Господне.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, по возвращеніи Своемъ изъ Египта, пребывалъ въ Галилеѣ, въ городѣ своемъ Назаретѣ, гдѣ былъ воспитанъ, сокрывая отъ людей силу Своего Божества и премудрость до тридцатилѣтняго возраста, ибо не возможно было у іудеевъ никому ранѣе тридцалѣтняго возраста принять санъ учителя или священника. Посему и Христосъ не начиналъ Своей проповѣди и не являлъ Себя Сыномъ Божіимъ и Архіереемъ великимъ, прошедшимъ небеса (Евр. 4, 14), до тѣхъ поръ, пока не достигъ означеннаго возраста. Въ Назаретѣ Онъ пребывалъ съ Пречистою Своею Матерію, сначала при мнимомъ отцѣ Своемъ, Іосифѣ древодѣлѣ, пока тотъ былъ живъ, и занимался вмѣстѣ съ нимъ плотническою работою; а потомъ, когда Іосифъ умеръ, Самъ продолжалъ то же дѣло, добывая трудами рукъ Своихъ пропитаніе для Себя и для Пречистой Богоматери, дабы и насъ научить трудолюбію (см. Лук. 3, 23). Когда же исполнялся тридцатый годъ Его земной жизни и наступало время Его Божественнаго явленія народу Израильскому, то, какъ говоритъ Евангеліе, бысть глаголъ Божій ко Іоанну Захаріину сыну, въ пустыни (Лук. 3, 2), — глаголъ, посылавшій его крестить водою и возвѣстившій ему знаменіе, по коему Іоаннъ долженъ былъ узнать пришедшаго въ міръ Мессію. Объ этомъ говоритъ въ своей проповѣди самъ Креститель такими словами: пославый мя крестити водою, Той мнѣ рече: надъ Негоже узриши Духъ сходящъ и пребывающъ на Немъ, Той есть крестяй Духомъ Святымъ (Іоан. 1, 33).

Итакъ Іоаннъ, внимая глаголу Божію, ходилъ по всей странѣ іорданской, проповѣдуя крещеніе покаянія во оставленіе грѣховъ (Лук. 3, 3), ибо Онъ былъ Тотъ, о Которомъ предрекъ Исаія: гласъ вопіющаго въ пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (Ис. 40, 3; ср. Лук. 3, 4). И выходила къ нему вся іудейская страна, и іерусалимляне, и крестились всѣ у него въ рѣкѣ Іорданѣ, исповѣдуя свои грѣхи (Марк. 1, 5). Тогда пришелъ и Іисусъ изъ Галилеи на Іорданъ къ Іоанну, чтобы креститься отъ него (Матѳ. 3, 13). Онъ пришелъ въ то время, когда Іоаннъ возвѣстилъ о Немъ народу, говоря: грядетъ Крѣплій мене во слѣдъ мене, Емуже нѣсмь достоинъ преклонься разрѣшити ремень сапогъ Его. Азъ убо крестихъ вы водою, Той же креститъ вы Духомъ Святымъ (Марк. 1, 7-8). Послѣ сего возвѣщенія пришелъ Іисусъ креститься. Хотя Онъ и не имѣлъ нужды въ этомъ, какъ безгрѣшный и непорочный, рожденный отъ Пречистой и Пресвятой Дѣвы Маріи и Самъ бывшій источникомъ всякой чистоты и святыни, но, такъ какъ Онъ взялъ на Себя грѣхи всего міра, то и пришелъ къ рѣкѣ, чтобы очистить ихъ посредствомъ крещенія. Пришелъ Онъ креститься и для того, дабы освятить естество воды, пришелъ креститься, чтобы и для насъ устроить купель святаго крещенія. Онъ пришелъ къ Іоанну еще для того, дабы тотъ, узрѣвъ сходившаго на крещаемаго Святаго Духа и услышавъ свыше гласъ Бога Отца, былъ неложнымъ свидѣтелемъ о Христѣ.

Іоаннъ же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ.3, 14)? Онъ духомъ узналъ Того, о Комъ за тридцать лѣтъ взыграся радощами во чревѣ матери своей (Лук. 1, 44), потому и самъ требовалъ отъ Него крещенія, какъ находящійся подъ грѣхомъ ослушанія, перешедшимъ съ Адама на весь родъ человѣческій. Но Господь сказалъ Іоанну: остави нынѣ, тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Матѳ.3, 15).

Подъ правдою святый Златоустъ разумѣетъ здѣсь заповѣди Божіи, какъ будто бы Іисусъ говорилъ такъ: «поелику я совершилъ всѣ заповѣди, какія даны въ законѣ, и осталасъ только одна — относительно крещенія, то Мнѣ подобаетъ исполнить и эту». Крещеніе же Іанново также было Божественною заповѣдью, какъ это видно изъ словъ Іоанна: Пославый мя крестити водою, Той мнѣ рече (Іоан. 1, 33). Кто же посылалъ? Очевидно, Самъ Богъ: бысть, — сказано въ Евангеліи, — глаголъ Божій ко Іоанну(Лук. 3, 2). И еще потому крестился Іисусъ будучи тридцати лѣтъ отъ роду, что возрастъ тридцатилѣтняго, по словамъ Златоуста и Ѳефилакта, удобопреклоненъ ко всякому грѣху. Ибо возрастъ юношескій подверженъ огню плотскихъ страстей, при тридцатилѣтнемъ же возрастѣ — времени полнаго раскрытія силъ мужскихъ — человѣкъ подчиняется златолюбію, тщеславію, ярости, гнѣву и всякимъ грѣхамъ. Посему-то Христосъ Господь медлилъ принятіемъ крещенія до этого возраста, дабы во всѣхъ возрастахъ человѣческой жизни исполнить законъ и освятить все естество наше и подать намъ силу побѣждать страсти и остерегаться смертныхъ грѣховъ.

Послѣ принятія крещенія Господь тотчасъ же, безъ всякаго замедленія, вышелъ изъ воды. Есть сказаніе, что святый Іоаннъ Креститель каждаго крестившагося у него человѣка погружалъ до шеи и такъ держалъ его, доколѣ тотъ не исповѣдывалъ всѣ грѣхи свои; послѣ сего крещаемому дозволялось выйти изъ воды. Христосъ же, не имѣвшій грѣховъ, не былъ задержанъ въ водѣ и потому евангеліе прибавило, что Онъ вышелъ изъ воды абіе (Матѳ.3, 16).

Когда же Господь выходилъ изъ воды, надъ Нимъ отверзлись небеса, блеснулъ свыше свѣть въ видѣ молніи и Духъ Божій въ видѣ голубя сошелъ на Крестившагося Господа. Подобно тому какъ во дни Ноя голубица возвѣстила объ умаленіи воды потопа, такъ и здѣсь подобіе голубя предуказало на окончаніе потопа грѣховнаго. А въ видѣ голубя святый Духъ явился потому, что эта птица чиста, любитъ людей, кротка, незлобива и не терпитъ ничего смраднаго: такъ и святый Духъ есть источникъ чистоты, пучина человѣколюбія, учитель кротости и устроитель мира: притомъ же Онъ всегда удаляется отъ человѣка, пресмыкающагося въ смрадной тинѣ грѣховъ. Когда же Духъ Святый сходилъ, какъ голубь, на Христа Іисуса съ неба, то слышался гласъ говорившій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 17). И Ему подобаетъ слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь. 

 

Слово святаго Іоанна Златоустаго на Богоявленіе Господне.

 

Хочу, возлюбленные, праздновать и торжествовать, ибо святый день просвѣщенія есть печать праздника и день торжества. Онъ запечатлѣваетъ виѳлеемскій вертепъ, гдѣ Ветхій деньми, какъ младенецъ у груди матери, лежалъ въ ясляхъ; онъ же отверзаетъ іорданскіе источники, гдѣ Тотъ же Ветхій деньми крещается нынѣ съ грѣшниками, даруя міру Своимъ пречистымъ тѣломъ оставленіе грѣховъ. Въ первомъ случаѣ, происшедшій изъ утробы Пречистой Дѣвы, явился для младенцевъ какъ младенецъ, для матери — сыномъ, волхвамъ — какъ царъ, пастырямъ — какъ добрый пастырь, полагающій, по слову Божественнаго Писанія, душу Свою за овецъ (Іоан. 10, 11). Во второмъ случаѣ, именно при крещеніи Своемъ, Онъ приходитъ на іорданскія воды, съ тѣмъ, чтобы омыть грѣхи мытарей и грѣшниковъ. Говоря о необычайной чудесности такого событія, премудрый Павелъ восклицаетъ: явися благодать Божія спасительная всѣмъ человѣкомъ (Тит. 2, 11). Ибо нынѣ міръ просвѣтляется во всѣхъ частяхъ своихъ: радуется прежде всего небо, передавая людямъ сходящій съ небесныхъ высотъ гласъ Божій, освящается полетомъ Духа Святаго воздухъ, освящается естество воды, какъ бы пріучаясь омывать вмѣстѣ съ тѣлами и души, и вся тварь земная ликуетъ. Одинъ только діаволъ плачетъ, видя святую купель, приготовленную для потопленія его могущества.

Что же еще сообщаетъ Евангеліе? Приходитъ Іисусъ отъ Галилеи на Іорданъ ко Іоанну креститися отъ него. Іоаннъ же возбраняше Ему, глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 13-14)? Кто видѣлъ Владыку, стоящаго предъ рабомъ? Кто видѣлъ царя, преклонившаго голову передъ своимъ воиномъ? Кто видѣлъ пастыря, которому бы овца указывала путь? Кто видѣлъ начальника ристаній, который бы получалъ награду отъ упражняющагося въ бѣгахъ [1]Азъ требую Тобою креститися, — т. е. преподай, Владыка, Ты Самъ мнѣ то крещеніе, какое Ты хочешь преподать міру. Я нуждаюсь въ томъ, чтобы Ты окрестилъ меня, такъ какъ я нахожусь подъ бременемъ прародительскаго грѣха и ношу въ себѣ зміиный ядъ. Я нуждаюсь въ омытіи скверны древняго преступленія, а Ты ради какихъ грѣховъ пришелъ креститься? О Тебѣ и пророкъ свидѣтельствовалъ, говоря: беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 53, 9). Какъ же, Самъ подавая избавленіе, Ты ищешь очищенія? Крещаемые, по обычаю, исповѣдуютъ грѣхи свои; Ты же чтó имѣешь исповѣдать, когда Ты вовсе бегрѣшенъ? Зачѣмъ Ты требуешь отъ меня того, чему я не наученъ? Не отваживаюсь сдѣлать то, что превышаетъ мои силы; не знаю я, какъ омывать свѣтъ, не умѣю освѣтить солнце правды. Ночь не освѣщаетъ дня, золото не можетъ быть чище олова, глина не можетъ исправить горшечника, море не заимствуетъ струи у источника, рѣка не нуждается въ каплѣ воды, чистота не освящается скверною, и осужденный не отпускаетъ на свободу судію. Азъ требую Тобою креститися. Мертвецъ не можетъ поднять живого, больной не исцѣляетъ врача, и я знаю немощь моего естества! Нѣсть ученикъ надъ учителя своего, ниже рабъ надъ господина своего (Матѳ. 10, 24). Ко мнѣ не приступаютъ херувимы со страхомъ, мнѣ серафимы не покланяются и не возглашаютъ трисвятое [2]. Я не имѣю престоломъ небо, меня не предуказывала волхвамъ звѣзда, Моисей, угодникъ Твой, едва сподобился видѣть задняя Твоя (Исх. 33, 23), какъ же я дерзну прикоснуться ко пресвятой главѣ Твоей? Зачѣмъ повелѣваешь Ты мнѣ соверпшть то, что превосходитъ мои силы? Не имѣю я длани, которою бы могъ окрестить Бога: азъ требую Тобою креститися. Я родился отъ престарѣлой, ибо Твоему повелѣнію не могла противорѣчить природа. Находясь во утробѣ моей матери и не имѣя возможности говорить самъ, я воспользовался тогда ея устами, а теперь самъ, своими устами, прославлю Тебя Невмѣстимаго, Котораго вмѣстилъ дѣвическій ковчегъ [3]. Я не слѣпъ, какъ іудеи, ибо знаю, что Ты — Владыка, Который только на время принялъ видъ раба, чтобы уврачевать человѣка; знаю, что Ты явился для того, чтобы спасти насъ; знаю, что Ты — камень, отсѣченный отъ горы безъ посредства рукъ, — камень, вѣрующій въ который не будетъ обманутъ. Меня не приведутъ въ заблужденіе видимые знаки Твоего смиренія, и я духомъ разумѣваю величіе Твоего Божества. Я — смертенъ, ты же — безсмертенъ; я — отъ безплодной, а Ты — отъ Дѣвы. Я родился раньше Тебя, но не выше Тебя. Я могъ только раньше Тебя выступить на проповѣдь, но не смѣю крестить Тебя: я знаю, что Ты — сѣкира, лежащая у дерева (Матѳ. 3, 10), та сѣкира, которая посѣкаетъ безплодныя деревья іудейскаго сада. Я видѣлъ серпъ, готовый отсѣкать страсти и возвѣщалъ, что скоро повсюду откроются источники исцѣленій; ибо какое мѣсто останется недоступнымъ для Твоихъ іудеевъ? Ты будешь очищать однимъ словомъ прокаженныхъ, теченіе крови прекратится чрезъ одно прикосновеніе къ краю ризъ Твоихъ, отъ одного Твоего повелѣнія разслабленный снова укрѣпится силами. Ты напитываешь дочь хананеянки крупинками Твоихъ чудесъ, бреніемъ отверзаешь очи слѣпому. Какъ же Ты просишь, чтобы я возложилъ на Тебя руки? Азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 14)? Презираяй на землю, и творяй ю трястися (Псал. 103, 32), по водамъ какъ по землѣ ходяй, — Ты, о Комъ я много разъ восклицалъ во время проповѣди: Грядетъ Крѣплій мене во слѣдъ мене, Емуже нѣсмь достоинъ преклонься разрѣшити ремень сапогъ Его (Марк. 1, 7)! Только на Твою неизреченную благость полагаюсь и надѣюсь на Твое безмѣрное человѣколюбіе, по которому Ты и блудницу допускаешь отереть пречистыя Твои ноги и прикоснуться къ Твоей пресвятой главѣ.

Что же говоритъ ему Господь? Остави нынѣ, тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 15). Послужи Слову, какъ гласъ человѣческій, поработай, какъ рабъ — Владыкѣ, какъ воинъ — царю, какъ глина — горшечнику. Не бойся, но смѣло крести Меня, потому что Я спасу міръ; Я отдаю Себя на смерть, дабы оживить умерщвленное естество человѣческое. Ты, несмотря на Мое повелѣніе, все-таки медлишь простереть руку свою, іудеи же скоро не постыдятся простереть на Меня свои нечистыя руки для того, чтобы предать Меня на смерть. Остави нынѣ, тако бо подобаетъ. По Своему человѣколюбію, Я прежде всѣхъ вѣковъ рѣшилъ спасти родъ человѣческій. Ради людей Я сталъ человѣкомъ. Что можетъ быть удивительнѣе того, что Я какъ простой человѣкъ прихожу креститься? Это дѣлаю Я потому, что не презираю созданіе моихъ рукъ, не стыжусь земнаго естества. Я остался такимъ же, какимъ былъ отъ вѣка, и принялъ новое естество, причемъ однако Мое существо осталось неизмѣннымъ: остави убо нынѣ! Ибо врагъ человѣческаго рода, будучи сверженъ съ неба и изгнанъ съ земли, гнѣздится въ естествѣ водномъ, а Я и оттуда пришелъ изгнать Его, какъ возвѣщалъ о Мнѣ пророкъ: Ты стерлъ еси главы зміевъ въ водѣ (Псал. 73, 13). Остави нынѣ! Ибо сей врагъ хочетъ искусить Меня какъ человѣка, и Я претерпѣваю это для того, чтобы доказать его безсиліе, ибо скажу ему: не искусиши Господа Бога твоего (Матѳ. 4, 7; Втор. 6, 16)!

О новое чудо! О неизреченная благодать! Христосъ совершаетъ подвигъ, а я получаю почесть; Онъ воюетъ съ діаволомъ, а я оказываюсь побѣдителемъ; Онъ змѣиную голову сокрушаетъ въ водѣ, а я какъ бы настоящій борецъ увѣнчиваюсь [4]: Онъ крестится, а съ меня снимается скверна; на Него сходитъ Святый Духъ, а мнѣ подается оставленіе грѣховъ; о Немъ Отецъ свидѣтельствуетъ какъ о Своемъ возлюбленномъ Сынѣ, а я становлюсь сыномъ Божіимъ ради Него; Ему отверзились небеса, а я вхожу въ нихъ; предъ Нимъ, Крещаемымъ, является горнее царство, а я его получаю въ наслѣдственное владѣніе: къ Нему обращается голосъ Отца, и вмѣстѣ съ Нимъ я призываюсь; Отецъ благоволитъ къ Нему, и меня также не отвергаетъ. Съ своей же стороны я прославляю Отца, съ небеси давшаго гласъ Свой, Сына, крещающагося на землѣ, и Духа сшедшаго какъ голубя, Бога Единаго въ Троицѣ, Которому я и буду всегда покланяться. Аминь. 

Примѣчанія: 
[1] Ристанія — это состязанія въ бѣгахъ, которыя публично совершались въ Грецій, на какихъ либо празднествахъ, во время общественныхъ игръ. Побѣдившему въ этомъ состязаніи давалась награда отъ особыхъ старшинъ, которые присуждали награды. 
[2] Указаніе на видѣніе пророка Исаіи, который удостоился лицезрѣть Бога, Сѣдящаго на престолѣ, при чемъ окружающіе престолъ Херувимы и Серафимы воспѣвали:Святъ, Святъ, Святъ Господь Саваоѳъ, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3). 
[3] Разумѣется дѣвическая утроба Пречистой Богоматери. 
[4] Выраженіе взято отъ древняго обычая — на общественныхъ состязаніяхъ борцовъ увѣнчивать побѣдителей лавровыми вѣнками. 

Это интересно
+4

15.01.2015
Пожаловаться Просмотров: 818  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены