Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Открытая группа
1704 участника
Администратор SStar
Модератор ANDROMEDA
Модератор Wedmak
Модератор GAMER
Модератор sadog

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240319111620

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →
Привилегированный пользователь пишет:

Финифть Ростова.Техника горячей эмали.Иконы Божией Матери

 

 

Техника горячей эмали в России получила название финифти.

Ростовская финифть - уникальное явление мировой художественной культуры. Уникальность ее в том, что в городе, не являющимся ювелирным центром, получила распространение и закрепилась на многие годы одна из самых сложных ювелирных техник - живопись по эмали.

Однако в Ростове не ювелирное, а иконописное дело, легло в основу искусства финифти. Источником ее стала многовековая иконописная практика древнерусского города.

В середине XVIII в. это была икона Нового времени. В ростовской финифти получили развитие: икона живописная, икона малых форм, личный камерный образ. Другое направление представляло миниатюру на эмали как деталь ювелирного произведения, дробницу оклада Евангелия, напрестольного креста, митры, потира и т.д.

Ростовская финифть появилась в стенах Ростовского архиерейского дома, получила развитие в памятных иконах свт. Димитрия митрополита Ростовского, стала народным промыслом, обрела новое содержание в годину испытаний, нашла свой путь и создала новые традиции, дала жизнь эмальерному центру.

В период становления ростовская финифть находилась под влиянием эмалей различных эмальерных центров - киевских, троицких и московских. 

Учреждение штатов архиерейских домов и монастырей в 1760-хх гг., а так же последующий перевод архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль переориентировал мастеров на работу по заказам Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Обитель в те годы принимала много паломников почитающих нового святого свт. Димитрия митрополита Ростовского. С начала 1770-х гг. и на протяжении более чем 150-ти лет монастырь оставался самым крупным покупателем ростовской финифти в городе. В конце XVIII в. в Ростове пять лет функционировала Иконная финифтяная и живописная управа. В управе работали шесть мастеров и три подмастерья.

Ростовская финифть являясь, прежде всего, живописью по эмали, всегда следовала за развитием отечественной иконы и живописи. В середине XVIII в. она осваивала живописную икону. В начале XIX в. - светотеневую живопись, выполненную в технике академической миниатюры – пунктира или точечного письма. 

Ростовский иконописный эмальерный промысел сформировался на производстве паломнической иконы, но большое место также занимало создание больших и более дорогих многочастных икон.

  Оно шло по нескольким направлениям. Либо, несколько икон писали на одной пластине, как представленные на выставке лицевая минея на декабрь и икона свт. Николая с житием. В другом случае, на металлической или деревянной основе крепились отдельные миниатюры, смонтированные в определенный комплекс. Как правило, это были иконы Воскресения Христова с праздниками, две из них можно увидеть в зале. Достаточно редкими за пределами Ростова являются клейма царских врат, выполненные в технике живописи по эмали. 

Среди произведений XIX в. основное место занимают изделия народного промысла по производству икон на эмали, получившего развитие во второй половине столетия. Ростовские иконы тогда продавались по всей стране и за рубежом. Во второй половине XIX в. появилось понятие «ростовской финифти», прежде это была финифтяная икона из Ростова.

Изначально ростовская финифть занимала привилегированное положение в интерьере храма.

Она располагалась на потире (Чаша для Причастия) , митре (головной убор архиерея), окладе Евангелия. Затем, она «спустилась» из алтаря на свечной ящик. К середине XIX в. ростовская икона на эмали стала более доступной и актуальной, она откликалась на любое, даже грядущее, событие в русской духовной жизни
Изменившийся спрос на ростовскую финифть определял не только тематику произведений, но и необходимый уровень письма, оформление миниатюр. Мастера писали иконы всех святых Нового времени. 

Промысел существовал за счет реализации самых дешевых икон. Они оказались более жизнеспособными и востребованными, чем профессионально более совершенные и дорогие иконы. В Ростове писали тысячи и тысячи миниатюрных по размеру икон для прихожан и паломников. Они расходились по всей России. Ростовские образки ценили за яркость, блеск, относительную прочность, невысокую цену. Самыми распространенными темами промысла были иконы: Богородичные, свт. Николая Мирликийского, ростовских и ярославских святых.

Архитектурный пейзаж в ростовской финифти появился еще в XVIII в. его развитие было связано с изображением святых мест и святых на фоне монастырей. 

Ростовская икона на эмали изначально была только пластинкой с эмалевой живописью - «штукой», затем появились различные виды оправ. Сначала это было серебро, затем латунь, позже дерево. Самой типичной для ростовской финифти периода промысла стала  штампованная латунная оправа, производство которой, впервые было налажено крестьянином московской губернии И. Завьяловым.

В конце XX в. ростовские мастера включились в кооперацию со столичными ювелирными фирмами. Они выпускали эмалевые детали для икон, создававшихся в этих фирмах. Одной из таких «деталей» и является подризная «головка».

В конце XIX - начале XX вв. ростовская финифть, как и другие иконописные центры, пыталась выйти из кризиса, обусловленного появлением икон, выполненных машинным способом. 

Автор: Пашкова Людмила Васильевна - заместитель генерального директора по научной работе

 

"Владимирская"

                            Одна из самых почитаемых в России икон Богородицы.

    3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня), 8 сентября (26 августа)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Благоуханный Цвет"

Иконографически образ Божьей Матери схож с иконой "неувядаемый Цвет"

В более древних образах отличие заключалось в следующем. На иконе «Неувядаемый Цвет» Богомладенец восседал на правой руке Богородицы, а на иконе «Благоуханный Цвет» – на левой. В современных иконах Божьей Матери часто эти различия не соблюдаются.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Благоуханный Цвет» молятся о чистоте помыслов, о сохранении чистой и праведной жизни, о разрешении семейных проблем, при различных жизненных невзгодах, телесных и душевных болезнях и при потере цели в жизни.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Казанская"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

"Владимирская"

                              Одна из самых почитаемых в России икон Богородицы.

             3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня), 8 сентября (26 августа)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Неувядаемый Цвет"

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

"Достойно есть" или "Милующая"

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милующая» или «Достойно есть» молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастии в браке, при несчастных случаях.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                                   икона Божией Матери «ИГОРЕВСКАЯ» 

 

                                     18 июня (5 июня по старому стилю)

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


 "Отрада "или " Утешение"

Празднование 3 февраля (21 января по старому стилю)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Панта́насса») молятся об исцелении от раковых заболеваний, об избавлении от волшебных чар. Празднование совершается 18/31 августа.

       --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Казанская"

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

"Неувядаемый Цвет"

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Редкий образ - "Млекопитательница"

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» молятся при трудных родах, о кормлении младенцев Материнским молоком, при недостатке грудного молока, а так же о здоровье младенцев.

день памяти - 25 января (12 января по ст стилю)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Благоуханный Цвет"

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Жировицкая"

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

" Семистрельная " (Умягчение злых сердец)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Неувядаемый Цвет"

Вступите в группу, и вы сможете слушать прикреплённую музыку и просматривать прикреплённые файлы

  • Богородице,Дево -распевы-1)Древнего-2)Киевского-3)Греческого-испол.неизвестен.mp3
Это интересно
+2

Привилегированный пользователь 21.03.2016 , обновлено  21.03.2016
Пожаловаться Просмотров: 1829  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены