Администратор:

Модераторы:

пишет:

Необычное судебное дело о защите прав потребителя

Необычное судебное дело о защите прав потребителя

Автор: Геннадий Ульянов


В статье про замену товара на время ремонта я упоминал о судебном деле на эту тему. Дело было курьезное и имеет интерес только как забавный, исключительный случай из практики. С обычной судебной практикой у него мало общего и, разумеется, ориентироваться как на пример не нужно.

Специально предупреждаю, чтобы у вас не сложилось неверное впечатление о судебной системе. В этом направлении и так достаточно проделано работы всяческими телесудами. 

Я сам на некоторое время был дезориентирован этим делом. Поскольку оно было одним из первых в моей практике. Этим процессом я занимался практически одновременно с делом, которое уже описывал (про взыскание с бомжа). После таких процессов, естественно, сложилось неверное представление о судьях и судебной системе.

Когда я только поступил на работу (в 2001 г.), у меня не было никакого судебного опыта (вообще никакого опыта работы) и мне первое время не давали вести самостоятельно судебные дела. А я пылал жаждой судебных баталий. И вот мне подвернулся удобный случай самому инициировать судебный процесс, ничем не рискуя и без денежных расходов. Дело о защите прав потребителей подходит для этих целей наилучшим образом. Тем более, обиженным потребителем выступал я сам.

Суть дела заключалась в следующем. У моего компьютера сгорела материнская плата в течение гарантийного срока (комп собирал сам). Материнская плата в свое время была куплена на «савеловском» рынке у какого-то ИП (индивидуальный предприниматель). Как оказалось, ИП еще работал и послал меня с платой на ремонт в свой сервис-центр.

Не помню, по какой причине, но я почему-то не требовал вернуть деньги, а решил потребовать замены товара на время ремонта. Сотрудник сервиса с воинственным видом категорически отказался предоставить плату на замену. В разгоревшемся споре о правах потребителей он достал какую-то бумажку и тыкнул меня туда. Это оказалось таможенное письмо (разъяснение), где в перечне товаров были упомянуты компьютерные комплектующие. Я это расценил как прямое обвинение в скудоумии.

Не долго думая, я состряпал письменное требование и даже не поленился всучить его в магазине продавцу с отметкой на своем экземпляре, что сделал он крайне неохотно (пришлось напугать всевозможной карой небесной).

Затем я специально не стал спешить с подачей искового заявления, чтобы успели накапать проценты. Если читали про замену товара на время ремонта, то помните, что за неисполнение требования потребителя, продавец выплачивает пени в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки.

Спустя месяца 3-4, я подал иск мировому судье по месту своего жительства. В иске требовал уплатить пени (набежало почти 100%) и компенсацию морального ущерба в размере 15 000 рублей. Кстати, плата стоила около 2000 рублей. Саму плату, к тому времени, уже давно вернули из ремонта.

Самое интересное началось на судебном заседании.

Начну с того, что у меня не хотели принимать иск, указывая на общий порядок подачи искового заявления по месту нахождения ответчика. Пришлось указывать на соответствующую статью ФЗ «О защите прав потребителей» и Постановление Верховного суда РФ о праве истца подать иск о защите прав потребителей по месту своего жительства (вроде на тот момент в Процессуальном кодексе еще не было такого положения).  На процесс явился я один. От продавца никого не было. Думаю, они вообще не верили в реальность искового требования и, наверное, дружно поржали над иском.

Заседание проходило как-то по-домашнему. Судья – мужчина лет 55-ти с открытой манерой общения. Заседание совсем не походило на судебное. У меня было ощущение, что я сижу на приеме у председателя ЖЭКа и мы беседуем о моих коммунальных проблемах. Во время судебного заседания, вернее, нашей беседы, беспрестанно звонил телефон и судья подолгу общался по телефону, на кого-то орал за плохо покрашенные стены, протечки с потолка и все такое.

Слушая меня, судья не стал скрывать своего пробела в познаниях закона о защите прав потребителей. В перерыве между телефонными разговорами он дал мне несколько толстых сборников законодательных актов и велел найти статьи, на которые я ссылаюсь.

Пробежав глазами по строчкам, которые я показал, он, кряхтя, согласился. Тем не менее, отеческим тоном стал убеждать меня, что я требую что-то несуразное и, плюс к тому, требую компенсацию морального вреда в каком-то сумасшедшем размере. Меня абсолютно покорила фраза: «Дружок мой, моральный ущерб надо еще доказать».

Я не остался в долгу и в красках описал свои страдания и о том, какие претерпевал ломки от компьютерной зависимости в отсутствие компьютера.

Усмехаясь, судья будничным тоном бросил: «Ладно, иск удовлетворю, только размер морального ущерба будет 3000 рублей, а то сам понимаешь, при цене товара в 2000 рублей, 15 000 – многовато».

Выходя от судьи, я скакал от радости и хихикал от злорадства. Только что выиграл 5000 рублей, почти месячную свою зарплату (получал тогда 6000 р.). Да еще наказал хамов, считавших меня идиотом.

Но когда я получил в канцелярии письменное решение суда, моя радость была несколько омрачена. В решении суда была указана сумма компенсации морального ущерба в 3 раза меньше суммы, объявленной судьей при вынесении решения.

Никогда больше в своей практике я не слышал, чтобы после объявления своего решения суд вынес другое решение. Но тот случай так повлиял на мое мнение о суде, что я до сих пор не верю в решение суда, пока не получу письменное решение.

Дальше я столкнулся со службой судебных приставов, и все стало совсем грустно. Почти год я захаживал к приставу осведомиться о результатах. Он терпеливо объяснял как упорно ищет имущество должника и шлет всевозможные запросы во все концы вселенной. Я подал ему гениальную идею пойти в магазин с исполнительными документами и взыскать несчастные пару штук прямо на месте. На это пристав выпучил глаза, что так делать ни в коем случае нельзя (уж не знаю почему).

В итоге я плюнул на это дело слюной. Во-первых, очень надоело ходить к приставам, а придавать им ускорения я тогда еще не умел, хотя и пытался обжаловать бездействие, но толку не добился. Во-вторых, делами был загружен выше макушки, да и зарплата стала значительно больше, поэтому стало просто лень возиться.

Кстати, сейчас приставы работают гораздо лучше. Наблюдается постоянный рост эффективности этой некогда бесполезной службы. Этому способствует и совершенствование законодательства об исполнительном производстве. Сейчас гораздо более крупные суммы взыскиваются довольно быстро, если есть чего взыскать, разумеется.

К примеру, сейчас взыскать долг с действующего магазина стало гораздо легче. Для этого даже не надо обращаться к приставам, а можно сдать исполнительный лист в банк, в котором обслуживается счет магазина (как правило, ООО или ИП). Банк в течение 3-х дней выдает сумму долга со счета должника (ст.8 и ст.70 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В следствие совершенствования законодательства и продавцы стали гораздо дисциплинированнее. Хотя в этом вопросе немалую лепту вносит Роспотребнадзор, который всегда не прочь вздернуть любого продавца.

Поэтому призываю обрести уверенность в борьбе за свои права.

Мой пример из практики, далеко не самый удачный, но зато уникальный в плане судебного процесса. Можно назвать это иллюстрацией к прогрессу в нашей судебной и исполнительной системе.

Написал 11.01.2013
Это интересно
+1

В избранное  Пожаловаться Просмотров: 406  
             

Комментарии:

12.01.2013

ЧТО ЗА ЧЕЛ? -какой прогресс?

Сидел бы он за преступление, которое он не совершал - суд объявляет оправдать, а получает приговор, а там - осудить.

или как было в Ростоблсуде - судья "снизить размер наказания на три года", а при получении суд.акта - оставить приговор в силе. Если бы не "запись на диктофоне", приговор так и оставался бы в силе.

12.01.2013

Надо было обжаловать, что устное оглашение решения не соответствует последующему письменному? А как докажешь?

Для того чтобы писать комментарии, необходимо