Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Генеалогия для всех

  Все выпуски  

Генеалогия для всех


рассылка Программы "Российские династии"
"ГЕНЕАЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ"


Главный по геральдике

Рязанский художник Михаил Шелковенко человек не публичный. В том смысле, что не любит Михаил Константинович посвящать кого-либо в подробности своей личной биографии. И интервью давать тоже не любит. С другой стороны, статус вроде бы обязывает. Член Общественной палаты при губернаторе Рязанской области, профессор Рязанского государственного радиотехнического университета, заслуженный художник РФ, почетный гражданин Рязани, член правления Российского геральдического общества Михаил Шелковенко, безусловно, знаковая фигура в культурной жизни не только областного центра, но и всего региона.

А если отбросить излишний пафос, то можно без всякого преувеличения сказать: он один из немногих специалистов в стране, кто сегодня профессионально занимается практической геральдикой. Именно им восстановлены герб Рязани, гербы всех бывших уездных городов Рязанской губернии, разработаны новые гербы для большинства муниципалитетов, созданы герб и флаг Рязанской области, должностной знак ее губернатора, флаг Рязани, награды Рязани и Рязанской области.

Кроме того, Шелковенко — автор гербов, флагов и знаков Тульской и Архангельской областей, городов Луховицы, Анадырь, Махачкала, Новомосковск и Щекино, должностного знака губернатора Тверской области. Им разработан геральдический знак — эмблема Министерства культуры РФ. Так что пафоса избежать не получится. Послужной список говорит сам за себя.

От Рязани до Монреаля

Он родился в Рязани в 1954 году. При желании в этой дате можно было бы увидеть определенный знак судьбы. Начало хрущевской оттепели, время возрождения, чистого воздуха, перемен.

— Мой отец Константин Карпович Шелковенко был известным рязанским художником-живописцем, — вспоминает Михаил Константинович. — Можно сказать, что я вырос в мастерской. Профессия вошла в жизнь прежде всего запахами краски, растворителя и еще чем-то неуловимым, чем пахнет в доме практически каждого художника. Потом были цветовые пятна, предметы — все эти драпировки, старые бутылки зеленого стекла, блюда, банки с кистями.

Позже к этим ощущениям добавился звук — друзья отца, их разговоры, споры о жизни, искусстве. Тогда спор был обязательным атрибутом любого дружеского разговора. А уж если речь заходила о творчестве, так просто пух и перья летели. Я вырос на этих спорах. И во многом благодаря им научился не довольствоваться заготовленными рецептами и штампами, старался всегда формировать свой собственный взгляд на вещи и явления.

На самом деле этот собственный взгляд на вещи и явления стал заметен у Михаила Шелковенко чуть ли не с младенческого возраста. Во всяком случае, сангину (мягкий карандаш), уголь и кисть он взял в руки задолго до того, как пошел заниматься в детскую изостудию Дворца пионеров. Его учительницу Зинаиду Михайловну Гречанинову многие рязанские художники и сегодня вспоминают с благодарностью. Она умела учить без назидательности и скучного академизма. Ценить любые проявления творческого дара. Потом была 1-я художественная школа и в 1968 году — диплом международной выставки детского рисунка в Монреале.

Остальное приложится

— Я думаю, что художник — это прежде всего его работы, — объясняет Михаил Шелковенко. — Звания и регалии, конечно, приятны, но… Мне сразу вспоминаются строчки Бориса Пастернака: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех, позорно ничего не знача, быть притчей на устах у всех». Если ты считаешь себя профессионалом, делай дело, к которому призван, а все остальное приложится.

— И все-таки, почему успешный и востребованный рязанский художник-график Михаил Шелковенко с 1993 года занимается геральдикой?

 — Ну, во-первых, геральдикой заниматься я начал гораздо раньше. И именно как художник-график. Просто в советское время это занятие могло существовать только в качестве хобби. И во-вторых… В вашем вопросе есть некоторое противопоставление. Мол, был художником, а стал геральдистом. Так вот, мое глубокое убеждение, что здесь нет никакого противоречия. Геральдика — это тончайшее искусство, требующее от художника не только творческого таланта, но и глубоких знаний по истории и литературе. Кстати, я и сегодня много работаю в традиционных графических жанрах.

Баловень судьбы

Шелковенко с отличием окончил отделение промышленной графики и плаката Рязанского художественного училища им. Вагнера. В качестве дипломной работы выполнил пять плакатов, которые были представлены на Всесоюзной выставке дипломных работ выпускников средних учебных заведений страны и получили бронзовую медаль ВДНХ СССР.

С первого раза поступил в легендарный Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Специализировался в мастерской станковой графики и в технике гравюры на металле (офорт) у народных художников СССР, академиков, профессоров Кибрика и Пономарева. Защитил диплом тремя сериями графических работ, выполненных в разных техниках офорта: «Четыре времени», «Алтайский август», «Портреты в мастерской».

Вернулся в Рязань. Много работал, участвовал практически во всех выставках молодых художников. Был избран членом правления Рязанского отделения Союза художников РСФСР, а в 1988 году — его председателем.

 — Знаю, что, судя по биографии, я просто баловень судьбы, — грустно улыбается Михаил Шелковенко. — Что ж, наверное, в этом есть определенная доля истины. Хотя сам я себя таковым не считаю. Просто честно работал. Пытался быть полезным своим коллегам и городу, который люблю.

Аристократизм не покупается

— Вернемся к геральдике. Сегодня это более чем востребованное направление. Откуда такой интерес?

 — Я думаю, вы несколько преувеличиваете. Просто у людей появился интерес к собственной истории. А геральдика лишь следствие.

В 80-х годах в журнале «Наука и жизнь» появилась серия публикаций с гербами российских городов. До этого их можно было увидеть разве что на сувенирных открытках или в качестве значков в киосках «Союзпечати». А через десять лет, в начале 90-х, указами президента России были утверждены герб и флаг России — двуглавый орел и бело-сине-красное полотнище. Таким образом Российская Федерация заявила свою культурную преемственность по отношению к Российской империи. Тут же выяснилось, что исторические гербы — городские, родовые — никто никогда формально не отменял. Значит, они и сегодня имеют вполне законную силу. Практически все старые российские города восстановили свою историческую символику. А вслед за ними и новые тоже захотели иметь собственные гербы. Право на них дал и закон о местном самоуправлении. Сейчас герб и флаг может иметь даже сельское поселение. Снятие коммунистических запретов с дворянской истории возродило интерес к родовой геральдике, бывшей в России исключительно дворянской.

— И потянулась череда новых русских аристократов, желающих за деньги приобрести принадлежность к родовой элите…

— Конечно, спрос рождает предложение. Исторически личная и родовая геральдика в России, безусловно, атрибут сугубо дворянский. Но, в принципе, иметь свой герб может не только дворянин. Существует такое понятие, как бюргерская геральдика. В Европе, откуда геральдику для целей государственного строительства позаимствовал в свое время Петр I, она была доступна для всех слоев общества. Гербы могли быть не только у благородного сословия, но и у состоятельных горожан, ремесленников, священников, даже у тех крестьян, которые считали это для себя уместным.

— Значит, вы считаете нормальным, когда за деньги приобретаются дворянские титулы, а вместе с ними и гербы?

— Дворянином можно только родиться. И хотя такого сословия де-юре у нас нет, есть его потомки и их законное наследие. Вот аристократом можно стать — здесь уже все зависит от человека. Хотя и лев, и кошка происходят из семейства кошачьих, кошка никогда не сможет стать львом. Сейчас много богатых людей, которые не понимают или делают вид, что не понимают, что за деньги нельзя купить все. Но это уже другие игры и другая история. Как говорил профессор Преображенский, «разруха в умах».

Каширин — человек-легенда

С Михаилом Шелковенко мы познакомились в середине 80-х. Тогда в его мастерской, как когда-то в мастерской его отца, собирались молодые рязанские художники, артисты, поэты. Меня туда привел Евгений Каширин — удивительный человек, летописец Рязани, фотохудожник, мастер, запечатлевший в своих работах не только дома и улицы областного центра, но и особенную атмосферу времени.

— Женя стал человеком-легендой еще при жизни, — считает Михаил Шелковенко. — Вот пример настоящего аристократизма, духовного, не нуждающегося ни в какой внешней атрибутике. С его уходом закончилась целая эпоха со старыми фотоувеличителями, бабушками на лавочках в рязанских дворах, колесом обозрения и парашютной вышкой в нашем ЦПКиО. Мы с ним были ровесниками, но я всегда немного завидовал его духовной силе, умению при любых обстоятельствах оставаться самим собой.

— То есть вам сегодня не хватает этих качеств?

— В какой-то мере да. Все мы так или иначе вынуждены приспосабливаться ко времени, и иногда этот процесс бывает достаточно болезненным. Кто-то ломается и уходит в депрессию, в водку, в постоянные жалобы на жизнь и нытье. Кто-то, несмотря ни на что, продолжает творить. Надеюсь, что я принадлежу именно к этой категории людей.

Наша справка

Михаил Шелковенко — член Всероссийского геральдического общества (ВГО) с 2000 г.; отмечен наградами ВГО: памятным знаком «10 лет ВГО», медалью «За заслуги» научно-популярного журнала «Гербоведъ», орденом Золотой пчелы. В 2005 г. ему присвоено звание «Почетный член Всероссийского геральдического общества». Михаил Константинович с 2006 г. является вице-председателем Гильдии геральдических художников России, членом Союза геральдистов России, председателем его рязанского отделения. Указом Президента РФ № 1112 от 26 августа 2004 г. Шелковенко назначен членом Геральдического совета при Президенте РФ.

За свою деятельность он награжден памятным знаком А. Б. Лакиера «Сподвижнику геральдики» 2-й степени, памятным знаком министра обороны РФ, памятной медалью «200 лет МВД России». Решением Рязанской городской Думы № 94-I от 14 мая 2008 г. «за высокий профессионализм и вклад в развитие геральдических традиций Рязанского края» М. К. Шелковенко присвоено звание «Почетный гражданин города Рязани».

Михаил Колкер

Источник: http://mediaryazan.ru/articles/detail/209027.html

 

С кем спаривались наши предки

Команда легендарного палеогенетика Сванте Паабо, прочитавшего геномы неандертальца и денисовского человека, опубликовала новую работу с расшифровкой намного более древней ДНК — человека, жившего 400 тысяч лет назад

Все, что мы еще недавно знали о древнейших людях, основывалось на смелых реконструкциях палеоантропологов, сделанных на основании находки какого-нибудь древнего зуба и пары грубо отесанных галечных камней неподалеку. Но с тех пор, как на помощь антропологам пришли генетики, каждый год приносит новые крупные открытия: ДНК, выделенная из найденного зуба, может немало рассказать о том, каким был его хозяин и даже о том, с кем спаривались его предки.

Последнее открытие — расшифровка генома, собранного из тысяч обрывков ДНК, выделенных из бедренной кости человека, который жил 400 тыс. лет назад. Это митохондриальный геном — у митохондрий своя ДНК, которая передается по материнской линии, и прочитать ее намного легче, потому что у ее фрагментов больше шансов сохраниться: в клетке много митохондрий, а ядро с главной, ядерной, ДНК только одно.

Предварительный анализ этого древнейшего из добытых учеными человеческих геномов свидетельствует о том, что, скорее всего, он принадлежал предку неандертальцев и денисовцев. Он жил на территории современного испанского муниципалитета Атапуэрка, в то время как наши предки еще сидели в Африке.

Чтобы разобраться, кто с кем спаривался и кто чей предок, попытаемся коротко пересказать меняющееся год от года «научное предание» о предыстории человека. По современным представлениям люди эмигрировали из Африки, своей прародины, несколько раз. Впервые они сделали это вскоре после своего появления, около 2 млн лет назад. Человек прямоходящий, Homo erectus (в другой классификации его называют Homo ergaster, человек работающий), был первым несомненным человеком, несмотря на скромные размеры мозга: он приручил огонь, охотился, расселился по миру, судя по всему, даже освоил азы мореплавания — иначе непонятно, как он добрался до таких отдаленных мест, как индонезийский остров Флорес. Кстати «хоббиты», Homo floren-siensis, жившие на этом острове еще совсем недавно, пару де-сятков тысяч лет назад, — его потомки, не так уж сильно изменившиеся. Вообще, человек прямоходящий существовал на порядок дольше человека разумного: возраст последних его останков, обнаруженных в Азии, — 50 тыс. лет.

Древний житель Испании — тоже человек работающий, потомок второй волны миграции из Африки, которая произошла около 600 тыс. лет назад. За это время мозг африканских людей подрос, и они несли с собой более продвинутую ашельскую культуру. Еще через 300 тыс. лет те из них, кто остался в Европе и приспособился к суровому климату ледникового периода, превратились в неандертальцев, а те, кто поселился в Восточной Азии, — в денисовцев. Денисовцы, судя по всему, первыми начали грешить на стороне: некоторые вкрапления в их геноме свидетельствуют о том, что они спаривались то ли с архаичными эректусами, представителями первой волны миграции, то ли с какой-то еще неизвестной науке популяцией людей.

Тем временем 200 тыс. лет назад все в той же Африке родился наконец первый человек разумный (непонятно, почему все они появлялись в Африке, некоторые связывают это с повышенной радиацией в местах зарождения человека). Он выглядел как мы, а вел себя совсем не так — больше 100 тыс. лет просидел в Африке, не оставив ни рисунков, ни украшений, ни следов ритуалов. А когда начал их оставлять и вести себя как и положено разумному человеку, сразу покинул Африку и начал стремительно расселяться по миру.

Это было интересное время: 50–100 тыс. лет назад Земля напоминала мир «Властелина колец», полный орков, эльфов, гномов — разных альтернативных вариантов человека. Впрочем, генетически они различались не так уж сильно, специалисты все чаще предпочитают называть неандертальцев и денисовцев не другими видами людей, а другими популяциями. Эти популяции встречались, воевали и поедали друг друга, обменивались технологиями и женами.

Неандертальцы расселились из Европы по миру, добрались даже до Сибири, где у них случился секс с денисовцами. И те и другие обладали развитой культурой. Неандертальцы хоронили умерших, посыпая их цветами и охрой, плели веревки и привязывали каменные наконечники копий и ножей к деревянным рукояткам, умели ловить рыбу, возможно, даже делали примитивные рисунки и украшения. Денисовцы и вовсе обладали невероятными для той эпохи (50 тыс. лет назад) умениями, судя по находкам в Денисовой пещере: делали ожерелья из зубов животных, иглы из костей птиц, подвески из ракушек, сложные составные украшения с применением технологий, которыми Homo sapience овладели лишь через десятки тысяч лет.

Людей разумных, вышедших из Африки, было мало — возможно, одно племя. Генетики говорят, что из-за какой-то беды они прошли «через бутылочное горлышко». Генетическое разнообразие всего современного внеафриканского человечества меньше, чем разнообразие одной популяции шимпанзе. Первыми, кого встретили наши предки, были ближневосточные неандертальцы. С тех пор у каждого из нас, кроме африканцев, есть от 2 до 4% неандертальских генов. Странно, что с тех пор Homo sapience еще не раз встречались с неандертальцами, тысячи лет сосуществовали с ними в Европе, но больше никакого потомства у них не было.

Когда племена Homo sapience дошли до Восточной Азии, они встретили денисовцев. С тех пор до 7% денисовских генов есть у папуасов, коренных австралийцев и многих других народов, живущих сейчас в Китае и других частях Восточной Азии. То, что их гены находят лишь у некоторых народов этого региона, вероятно, означает, что несколько десятков тысяч лет назад денисовцы бродили по Юго-Восточной Азии и многократно скрещивались с разными популяциями, от которых потом произошли эти народы.

Конец этой истории печален для всех, кроме Homo sapience: альтернативные версии человечества вымерли, и, скорее всего, в этом им очень помогли наши предки. Но как и почему были уничтожены эти люди с развитой культурой, прекрасно приспособленные к своей среде обитания, успешно заселявшие мир сотни тысяч лет, — загадка. В этой истории есть и много других загадок и противоречий, например гены обладателя свежерасшифрованной ДНК, жившего 400 тыс. лет назад в Испании, почему-то гораздо больше похожи на гены денисовца, чем неандертальца. Остается лишь ждать новых открытий.

Источник: http://expert.ru/russian_reporter/2013/49/s-kem-sparivalis-nashi-predki/

 

Пыльная работа

Как живет саратовский архив в условиях генеалогического бума

Одна нагруженная архивными документами тележка весит в среднем 20 кг. Опытные сотрудники Государственного архива Саратовской области не кладут много: лучше съездить несколько раз, чем надрываться. Самые трудные участки пути — дверные пороги и въезд в лифт. Проблему порогов решают с помощью импровизированных пандусов. А вот в лифте тележку приходится приподнимать вверх, чтобы колесо не застряло в щели шахты. Ежедневно исследователи оставляют 10 — 15 заявок. Каждая — на 5 дел. Читальный зал на 6 посадочных мест обычно забит под завязку. В прошлом году туда хотели попасть больше 400 человек. Они просмотрели более 12 тыс. дел. За 9 месяцев этого года в архиве запросили около 8,5 тыс. дел.

Основные клиенты архива — генеалоги, научные работники и люди, выходящие на пенсию, которым нужно подтвердить стаж. Большим спросом пользуются документы советских исполкомов и метрические книги церквей: в первых люди ищут разрешение на выдачу земли или квартир, для того, чтобы оформить все это в собственность, по вторым — восстанавливают свою родословную. Последние годы архив охватил генеалогический бум. Желающие восстановить родословную обращаются в архив даже из других городов и стран, появились фирмы, предлагающие такие услуги.

– В прошлом году в наш отдел поступило около 1 тыс. первичных генеалогических запросов, не считая тех, с которыми мы уже работали, для сравнения: десять лет назад их было в половину меньше, — рассказала корреспонденту «Русской планеты» начальник отдела публикации и использования документов Наталья Самохвалова.

В холле архива очереди из посетителей читального зала. Постоянные клиенты-генеалоги приходят к воротам архива в 4 — 5 утра, а летом даже в 1— 2 ночи, те, кто опоздал, ждут места по несколько часов. В этот раз в коридоре сидело три человека.

– Я приехала из Вольска, с 10 утра сижу, — пожаловалась посетительница, когда на часах было уже половина первого дня. Бывают случаи, когда посетители, отсидев очередь, попадают в читальный зал за 15 минут до закрытия. Наплыв клиентов растет. Исследователь Наталья Зубавленко рассказала корреспонденту «Русской планеты», что в 2008 году, когда она начала ходить в архив, в читальном зале бывало по 1— 2 человека.

Нашествие генеалогов приводит к тому, что в читальный зал не могут попасть те, кто приходит заниматься наукой. До недавних пор генеалогам отводилось 2 дня в неделю, что позволяло попасть в «читалку» другим исследователям, недавно это постановление отменили, но, по словам генеалогов, это не решит проблем:

– Многие генеалоги из других городов не ездили сюда, неудобно было работать всего 2 дня в неделю. Теперь, когда разрешили работать всю неделю, приезжих будет больше, очереди не исчезнут: так же, как раньше, мы будем приходить очень рано, а остальные — ждать, — пояснила генеалог Надежда Гусева.

Решение проблемы исследователи видят в новом читальном зале и оцифровке документов. Но даже если архивисты не будут заниматься ничем, кроме оцифровки документов, на это уйдут десятки лет: в архиве хранится около 1 млн дел.

– Есть фирма, предлагающая нам оцифровку, — говорит Тамара Куликова. — На оцифровку метрических книг и книг ЗАГСа нужно порядка 15 — 17 млн рублей. Для оцифровки документы необходимо расшивать, а после снова сшивать и реставрировать.

Директор архива Наталья Широва пояснила корреспонденту «Русской планеты», что в первую очередь оцифровывать необходимо научно-справочный аппарат, указатели и описи, это облегчит работу исследователей при поиске документов:

– Такая оцифровка ведется, некоторые описи уже выложены на нашем сайте.

По словам специалистов, прежде чем оцифровывать все описи, их нужно привести в соответствующий вид: произвести выверку данных и заголовков. Проблему читального зала планируют решать за счет вывоза документов в другие здания, где с ними смогут работать исследователи.

В обывательском представлении в архиве должна лежать «папка» со всей историей человека до пятого колена. На самом деле искать приходится по крупицам в разных документах: в одном есть данные о рождении, в другом о месте работы. На составление «родового древа» могут уйти годы. Чтобы что-то найти, нужно изначально хоть что-то знать. Так, для поиска актовой записи о рождении, нужно знать, где и когда родился человек. Можно заказать платный поиск у архивистов, стоимость зависит от количества просмотренных документов. Срок исполнения генеалогических запросов до 7 месяцев, поскольку делают их всего 6 сотрудников. Запросы о трудовом стаже исполняются в течение месяца.

Перед выдачей листы в делах нумеруют, отмечают повреждения, особые отметки: фотографии, печати, марки. Частично документы находятся в коробках или обернуты бумагой, пыли на них скапливается меньше. Планово документы «пылесосят», реставрируют и обрабатывают от «грибка». В хранилищах поддерживается постоянная температура и влажность. Основной груз архивных дел лежит на женских плечах, в архиве всего 8 мужчин, на выдаче документов работает только один: на зарплату в 10 — 12 тыс. рублей они идут не охотно.

Но в расширении архив нуждается давно. Из-за нехватки площадей, он не ведет в должном объеме прием новых документов: по словам главного хранителя фондов Тамары Куликовой, в некоторых учреждениях документы ждут передачи с 70-х годов.

В Саратове уже более 30 лет для архива строится новое здание. В данный момент в нем необходимо завершить только отделочные работы. Но денег на это у областного правительства нет. В этом году средства на достройку архива сократили и частично направили на реконструкцию Театра юного зрителя. Архивистам достались лишь 2,5 млн на смену электропроводки и дверей. Но они рады и этому: проводка может стать причиной возгорания. В 1974 году архив уже переживал пожар: тогда были уничтожены и повреждены многие документы советского периода. Залитые при тушении пожара архивные бумаги сушили на стадионе «Динамо», оцепленном милицией. При них круглосуточно дежурили архивисты, ночевавшие прямо под открытым небом. Благо дело было летом.

Источник: http://saratov.rusplt.ru/index/kak_zhivet_saratovsky_arhiv_v_usloviyah_genealogicheskogo_buma.html

 

То, что дороже денег

На глазах жителя Стокгольма Андрея Дарагана, прибывшего в Осиповичский район, — слезы. Бередят душу воспоминания. Тут когда было два имения его предков. В их честь названа деревня Дараганово. В местном музее представлены личные вещи дворянской семьи, в свое время сделавшей немало для развития края. Вот и Андрей привез в дар более трехсот фамильных реликвий: сервиз на 72 персоны, кресло-качалку, ковер, снегоступы, в которых на охоту ходил еще его прадед. Многие датируются XIX веком. Вопрос, сколько это в денежном эквиваленте, потомка знатного рода обижает. Для него они бесценны.

Шепот веков

Краеведческий музей в деревне — само по себе редкость. В агрогородке Дараганово он есть. Еще удивительнее, что собраны тут не только привычные предметы крестьянского быта и, несомненно, драгоценные воспоминания героев времен Великой Отечественной. Среди более 3,5 тысячи экспонатов — подлинная XIX века мебель, некогда украшавшая гостиную дворян, фото имений семейства Дараган. Это — заслуга местного педагога Зинаиды Верещако, которой давно уже нет в живых. Нынешний директор музея Жанна Короленя, продолжившая дело коллеги, вспоминает:

— Зинаида Григорьевна моталась по деревням, искала вещи, принадлежавшие этой семье, людей, которые ее знали и помнили. Так появились у нас старинные стол и кресла. Их подарила на свадьбу своей горничной Елизавета Дараган — супруга Матвея Дарагана, основавшего в нашей деревне поместье. Отыскала Зинаида Григорьевна и чудесный старинный сервант. После войны он стоял в сенцах у одного из местных жителей, она выменяла его на 40 литров керосина... У Елизаветы и Матвея детей не было, но они были у брата Матвея Осипа, построившего имение в соседних Крынках. Мы узнали: одна праправнучка Осипа — Надин Маршанд — живет во Франции, другая — Ольга Сущева–Дараган — в Санкт–Петербурге. Правнук Осипа — Андрей — в Стокгольме. Он и откликнулся на приглашение приехать на родину предков, чему мы очень рады. Ведь эта семья — часть нашей истории, которую забывать нельзя.

В память о былом

В истории рода Дараган много и доброго, и трагичного. Эти люди сделали немало для развития края. После того как тут обосновались, появились лесопильный завод, винокурня, паровая мельница, бакалейные лавки. А главное — железная дорога, действующая и ныне.

Короленя рассказывает:

— Все началось в 1892 году, когда статский советник Осип Дараган — тогдашний начальник управления Риго–Орловской железной дороги — в складчину с братом и сестрой купили землю недалеко от Осиповичей. И задумали построить тут, помимо имений, железную дорогу через две реки — Свислочь и Птичь, которая соединяла бы станцию Радутичи с Осиповичами. Построили. В рекордно короткий срок — за 8 месяцев. Высокая комиссия приняла ее без единого замечания. Мало того, этот опыт было рекомендовано распространить по всей Российской империи — давать частным лицам лицензии на строительство за свой счет железных дорог. Матвей Дараган, прибывший к нам из Бобруйского повета, перетянул с собой много бобруйчан–евреев. В ту пору землю евреям не давали, а Матвей стал выделять им наделы. Они ехали — со своими семьями, торговыми лавками. До сих пор у нас есть улица Бобруйская... И по сей день многие мои земляки Дараганам благодарны.

Есть за что. Местные жители от предков знают: дворяне ни происхождением, ни деньгами не кичились. Матвей любил ходить по «маёнтку» в лаптях, Елизавета по праздникам щедро одаривала сельчан: барышням преподносила золотые заколки. Доброты, сказывают, была безмерной. Лечила людей травами. Учила грамоте крестьянских детей, под школу выделила несколько комнат в собственном имении. В 1900 году Матвей трагически погиб. Тридцать лет любящая вдова носила по нему траур. И добилась, чтобы имя супруга и его брата было увековечено — попросила губернатора переименовать станцию Радутичи в Дараганово.

Сохраним для потомков

Судьба Осипа Дарагана и его имения тоже трагична. Сын его Дмитрий, офицер царского флота, после революции вынужден был с семьей бежать в Финляндию. В 1939 году в их доме в Крынках разместился санаторий, где лечили больных детей. В годы Великой Отечественной он превратился в подобие детского концлагеря. Сюда свезли еврейских ребятишек из всех окрестных детдомов... В наши дни тут установили памятник детям, расстрелянным фашистами в 1942–м. Его инициатор — Владимир Свердлов — один из немногих, кому удалось выжить... Ненадолго пережил несчастных детей и особняк. В 43–м году его сожгли. Особняк в Дараганово сгорел в 90–е.

Потомок Осипа Дарагана Андрей и рад бы восстановить хоть часть имения. Но слишком дорого. Пока семейные реликвии дворянского рода хранятся в Осиповичском районном историко–краеведческом музее. А экспонироваться будут в отдельном здании, где для этой цели отведут пять комнат.

Директор музея Антонина Степанова мечтает:

— Воссоздадим интерьер, передающий атмосферу того времени. Будем рассказывать гостям интересные эпизоды из жизни благородного семейства. Надеемся, сам Андрей Дараган станет у нас частым гостем. Здесь, на родине предков, он, православный христианин, обрел духовника — отца Максима. Летом приедет снова, чтобы передать в дар храму старинные иконы, хранившиеся в их семье.

Компетентно

Ирина Романчук, начальник отдела культуры и идеологии Осиповичского райисполкома:

— Чтобы в наши дни отыскался потомок знатного рода, пожелавший подарить столько семейных реликвий, — такое редко случается. Нам очень повезло. Чтобы доставить их сюда, понадобилась помощь Министерства культуры, посольства Беларуси в Эстонии. Кстати, это уже не первый дар Андрея Дарагана. Прошлым летом он привез более двухсот предметов из фамильной коллекции. Уверены, новая экспозиция, посвященная этой семье, заинтересует туристов. А открыть ее для посетителей планируем в следующем году.

Справка «СБ»

Осип Дараган — последний владелец Крынок. До него эти земли принадлежали Радзивиллам и Витгенштейнам. Фамильные реликвии знатного семейства Дараган хранятся и в Военно–морском музее Санкт–Петербурга. В свое время их передал туда дед Андрея Дарагана — Дмитрий.

Источник: http://www.sb.by/print/post/156710/

 

Уроки греческого

«Меня интересует происхождение фамилий моих родителей: мамы — Плаксунова, отца — Вус. Они родом из Витебской области. Валентина Рыдлевская, Витебск».

Отвечает ведущая рубрики, доктор филологических наук, профессор Валентина ЛЕМТЮГОВА:

— Фамилия Плаксунов по значению соотносится с нарицательным словом «плаксун» («плаксивый человек»). Возможно, это было древнее личное имя, которое своим негативным содержанием должно было отталкивать от ребенка злых духов. Плаксунов — потомок плаксуна (Плаксуна).

Ус, Усатый, Усень, Вус — все эти фамилии свидетельствуют о том, что первые их носители отращивали усы. В старые времена они были символом мужественности, поэтому носить их было почетно.

«Буду благодарна за разъяснение фамилии Зелепужина. Встречать однофамильцев приходилось редко, да и то только в Быховском районе, где родились и жили мои родители. Нина, Минск».

— Прозвание или фамилия Зелепуга положено в основу фамилии Зелепужин. Согласно Н.В.Бириле («Беларуская антрапанiмiя», 1966), в старобелорусских памятниках XVI — XVII вв., которые относятся к территории Оршанского, Минского поветов и Витебской земли, встречается прозвание Зелепуга (Иван Зелепуга, Ярош Зелепуга). В украинском языке «зелепуга» — это «недозрелый плод» («Словарь» Б.Гринченко). В таком же значении слово известно в народных говорах Могилевской области. В фамилии нашло отражение не прямое, а переносное значение: «хилый, слабый человек с кожей зеленоватого оттенка» или «инфантильный человек». Такое имя могло даваться преднамеренно, чтобы отпугнуть от ребенка злых духов. Зелепужин — потомок Зелепуги.

«Я родом из Мозырского района, белорус. Дедушка — Мастин Тит Макарович. Отец — Мастин Макар Титович. Родились и ушли в мир иной в Петриковском районе (теперь территория Мозырского). Расскажите, пожалуйста, о фамилии. Встречать однофамильцев не приходилось. Александр, Светлогорск».

— В основе фамилии Мастин личное имя Мастя, которое, согласно А.В.Суперанской («Словарь народных форм русских имен»), является разговорным вариантом редкого церковного имени Мастез (в переводе с греческого — «ищущий, старательный»). Мастин — потомок Масти.

«Хочу узнать о происхождении фамилии Соскин. Мой отец родился в Красноярском крае, хотя, по его словам, он имеет латышские корни и раньше фамилия была Соскинс. Но при переводе на русский язык последняя «с» пропала. Родные сестры отца имели имена Берта и Клара, брат — Альберт. К сожалению, после смерти отца в 70–х годах связь с тетками прервалась. Дядя пропал без вести в 1941 году. Надеюсь на вашу помощь. Владимир, Петриковский район».

— В основе вашей фамилии нет признаков латышского языка. Соска (Соско) — это личное имя, которое, по сведениям А.В.Суперанской («Словарь народных форм русских имен»), является разговорным вариантом церковного имени Соссий (в переводе с греческого — «здоровый, невредимый»). Соскин — потомок Соски. Следовательно, ваш далекий предок, от которого пошла фамилия, скорее всего, был на территории Латвии русским переселенцем.

«Прошу разъяснить происхождение фамилии Аксенова. Даже странно, что до сих пор никто не обращался с той же просьбой — фамилия–то распространенная. Татьяна, Гомель».

— В основе фамилии Аксенов личное имя Аксен — разговорный вариант церковного имени Авксентий (от греческого «ауксано» — «увеличиваться, возрастать»).

«Моя фамилия Лапаницын. В Беларуси я однофамильцев не встречал и пребываю в полной уверенности, что она такая одна. Сергей, Минск».

— В основе фамилии Лапаницын личное имя Лапаня, которое является разговорным вариантом церковного имени Евлампий (из греческого «эу» — «хорошо», «лампо» — «светить, сиять»). Суффикс —ица выполняет уменьшительно–ласкательную функцию и указывает на родственные связи: Лапаница — потомок Лапани.

Жду ваших писем!

Источник: http://www.sb.by/print/post/156823/

 

Число бастарда

Что говорят Y-хромосомы фламандских крестьян про частоту супружеских измен в мире?

Знакомый выпускник мехмата, отец троих детей, решил подшутить над своей женой-филологом. Он подошел к ней и проникновенно сказал: «Пора узнать правду. Все трое наших малышей — не от тебя». Сначала, гласит их семейная легенда, филолог швырнула в математика тяжелый предмет мебели и только потом сообразила, что в признании имеется некая логическая нестыковка.

Понятно, что мать не может сомневаться в своем материнстве по чисто биологическим причинам. Отцовство — совсем другое дело. Сколько у среднестатистического европейца шансов, что собственному ребенку он не отец?

Чаще всего приводят цифру в 11 процентов из спорной книги британского сексолога Робина Бейкера. Но вышла она в 1996 году — задолго до того, как генетическая экспертиза стала обычным делом.

Теперь за дело взялись биоинформатики из Католического университета Лёвена в Бельгии — и предложили свой способ подсчета бастардов на основе анализа Y-хромосомы. (Слово «католический» в названии может навести на мысль, что это нечто вроде Православного Свято-Тихоновского университета, но такая мысль будет неправильной. Потому, например, что за год университет публикует существенно больше научных статей в Nature, чем все институты РАН, вместе взятые).

На руку ученым сыграло популярное хобби бельгийцев — копаться в собственной родословной. Популярным оно стало тогда, когда правительство оцифровало и выложило в сеть данные из церковных книг Фландрии (той части страны, где говорят по-голландски) за несколько столетий. Первые, довольно бессистемные, записи крещений, венчаний и отпеваний датированы еще 1590-ми. А с 1796 года ни один фламандец не мог родиться, жениться или умереть без того, чтобы это не зафиксировали документально. Поэтому разузнать все про 10-15 поколений своих предков доступно каждому второму из коренных жителей.

Таких коренных жителей и позвали участвовать в масштабном проекте по анализу ДНК, который университет затеял вместе c Фламандским генеалогическим обществом. Главное требование, чтобы прапрапрапрадед или прапрапрапрапрадед (по прямой мужской линии, то есть дед прабабки уже не годится) обосновался во Фландрии до 1800 года.

Среди 1071 участника проекта нашлись 60 пар «многоюродных братьев», которые, понятное дело, и знать не знали о своем родстве: последний их общий предок (назовем его для удобства просто прапрадедом) жил от 7 до 31 поколения назад. Большая и меньшая степени родства ученых не интересовали.

В теории, от прапрадеда праправнукам должна достаться одна и та же Y-хромосома. Это один из 46 фрагментов ДНК в ядре клетки, который передается неизменным по мужской линии. Ну то есть почти неизменным: медленно, но верно накапливаются мутации. Метод «молекулярных часов» позволяет прикинуть, как давно разошлись две ветви генеалогического дерева: больше мутаций — меньше степень родства.

У целых восьми пар из 60 показания «молекулярных часов» резко разошлись с тем, что говорит родословная. Объяснение может быть только одно: измена. Вместо обманутого мужа свою Y-хромосому передал по наследству кто-то другой.

Восемь из 60 — пугающая пропорция. Тихая Фландрия получается каким-то гнездом разврата — как у фламандца Брейгеля-старшего, который наверняка насмотрелся на местные реалии, прежде чем рисовать свои гравюры про разнообразные пороки.

Но, прежде чем обличать нравы дальше, полезно вспомнить, что измена, прервавшая эстафету Y-хромосомы, могла случиться и два, и двадцать поколений назад. А для одного поколения расчеты дают скромную цифру в 0,91 процент детей адюльтера. Это значит, что на четыре школьных класса из 30 человек найдется в среднем один ребенок, который по неведению называет папой чужого человека.

Авторы — не зря они из Католического университета — объясняют результат строгими христианскими нравами, которые установились во Фландрии со времен усмирения благочестивым герцогом Альбой аморальных протестантов (и это Брейгель тоже изобразил — на картине «Избиение младенцев»). Но потом сами же заявляют, что результат вряд ли будет сильно отличаться для Европы в целом.

Семейные ценности вроде бы торжествуют, а разврат посрамлен. Но снова требуется уточнение: рождением ребенка заканчивается малая доля измен — и даже эта малая доля дает целый процент бастардов. А такая цифра легко совместима с оценкой в 15–50 процентов для числа пар, где адюльтер случался хотя бы раз в жизни. Поэтому Брейгель, похоже, знал, что рисовать.

Источник: http://www.snob.ru/selected/entry/67396

 

510 лет назад родился предсказатель Нострадамус

Нострадамус (Мишель де Нотрдам) родился 14 декабря 1503 года в городке Сен-Реми (Прованс). В 1518 году он отправляется на учебу в Авиньон, где в 1521 году получает степень магистра искусств.

В 1529 году он поступает на медицинский факультет университета Монпелье. В 1534 году Мишель получил докторскую степень. С этого момента его фамилия пишется на латинский манер: «Nostradamus». Закончив свое обучение на врача, Нострадамус поселился в Ажене, где и занялся астрологией, которая в то время еще считалась точной наукой. Но его начинают преследовать несчастья. В городе вспыхивает эпидемия чумы, унесшая жизни жены и двоих детей Мишеля. А потом вдобавок неблагодарные жители города обвинили его в ереси, и Нострадамусу пришлось срочно покидать Ажен и скрываться от инквизиции.

Те годы он провел в Италии, и именно тогда у него появился его пророческий дар, который дал Нострадамусу силы продолжать жить. Он возвращается на родину в самый разгар эпидемии чумы, переезжает из города в город, повсюду спасая жизни и заставляя болезнь отступить. Эта деятельность приносит ему славу национального героя, почести и немалые деньги. Личная жизнь тоже налаживается.

Нострадамус женится во второй раз, от этого брака у него будет шестеро детей. В то же время его не оставляют пророческие видения, и он решает публиковать ежегодные альманахи предсказаний, что приносит ему необыкновенную популярность. Одной из его ярых поклонниц была Екатерина Медичи, королева Франции. Она делает его придворным врачом и астрологом. Нострадамус погиб на пике своей славы 2 июля 1566 года в местечке Салон-де-Прованс (Прованс, Франция). Эпитафией ему стали слова «Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звезд, будущие события всего мира».

Источник: http://www.tatar-inform.ru/news/2013/12/14/386941/

 


О чем бы Вы хотели прочитать в следующих номерах нашей рассылки?
Ведущий рассылки: Андрей Конопелько


В избранное