Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Транспорт как хобби

  Все выпуски  

Транспорт как хобби


Транспорт как хобби

Водитель - самый опасный и не надежный узел машины


Питание аккумуляторов
 
Зарядное устройствоКаждый мото- и автолюбитель знает: чтобы продлить «молодость» аккумулятора, его нужно систематически подзаряжать. А для этого у вас под рукой всегда должно быть зарядное устройство. Описание его мы предлагаем вниманию читателей. Оно имеет плавную регулировку тока и рассчитано на два режима заряда: нормальный и ускоренный. А чтобы батарея не заряжалась сверх нормы и не выкипал электролит, напряжение на выходе прибора стабилизировано. Помимо того, он не боится коротких замыканий.

Основные данные зарядного устройства: максимальное выходное напряжение — 16,2 В, наибольший ток — 30 А, мощность — 250 Вт.

 

Схема зарядного устройства электрическая принципиальная

Управляющий элемент прибора — триодный тиристор V2 (см. принципиальную схему). Величину протекающего через него тока регулируют переменным резистором R2. Режим заряда с нормального на ускоренный переключают тумблером S2. Выходное напряжение стабилизировано диодом VЗ, а выходной ток ограничен резистором R1.

Правильно собранное устройство начинает работать сразу, необходимо только подобрать сопротивление резисторов R2—R4. К клеммам XI, Х2 подсоединяют 12-вольтовые лампы накаливания общей мощностью 150—200 Вт. Замк­нув накоротко резисторы R2 и R3, с помощью R4 устанавливают величину тона не более 20 А. Подключив затем резистор R3, добиваются, чтобы ток снизился до 10 А.

Размеры зарядного устройства не превышают 300x200x150 мм.
Тринистор V2 установлен на радиа­торе площадью 100—200 см2. Монтаж силовых цепей выполнен проводом сечением 4—6 мм2. Вместо триодного тиристора КУ202Е можно применить КУ202В-Н, Д235 или КУ201В-Л, но в последнем случае зарядный ток следует уменьшить вдвое путем увеличения номиналов резисторов R3, R4. Стабилитрон Д815Д допустимо заменить на Д815Б, диоды Д7 (Д226) должны быть рассчитаны на ток не менее 0.2 А.

Резистор R1 намотан нихромовым проводом d=2 мм, постоянные резисторы — МЛТ, переменный R2 — ПП3-11. Н1 — коммутаторная лампа на 24 В, 90 мА. В качестве Т1 использован готовый силовой трансформатор ТС-250 от телевизоров. Его вторичные обмотки снимают, а взамен наматывают одну, рассчитанную на напряжение 18—21 В (42 витка изолированного провода 0,6 мм).

К отрегулированному зарядному устройству подсоединяют аккумулятор и по амперметру устанавливают зарядный ток, соответствующий нормальному 10-часовому режиму заряда: I3=0,1С20 (А) или ускоренному I3—0,2С20, (А), где С20 — емкость в А-ч при 20-часовом режиме заряда указана в обозначении аккумулятора. Например, для аккумулятора 6СТ-453ЭМ С20=45 А-ч, значит, при нормальном 10-часовом режиме заряда I3=4,5 А, а при ускоренном — 9 А.

Когда аккумулятор заряжен, с помощью вольтметра проверьте значение напряжения стабилизации — оно должно быть в пределах 14,5—15,5 В для зимнего времени и 13,8 — 14,8 В для лета. В случае значительного отклонения от указанных величин, подберите тип стабилитрона.

Помните, что, измеряя величину выходного напряжения зарядного устройства без аккумуляторной батареи, мы определяем лишь средневыпрямленное его значение, которое будет ниже, чем с нагрузкой. Как только аккумулятор зарядится до напряжения пробоя стабилитрона, ток заряда постепенно снижается до нулевого значения, что свидетельствует об окончании заряда.

 


2007-2016 Автор-составитель Владимир Мао

В избранное