Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Стройка - как много в этом звуке Выпуск 169


 

интернет-проект "Новый дом" - профессиональные консультации. Новейшие строительные технологии, отделочные материалы: описания, анализ, сравнения, производители, поставщики, тематические статьи по строительству, полезная информация (строительные ресурсы, выставки, тенденции и инновации) - своеобразная картотека данных, необходимая для производителя и потребителя в сфере строительных услуг.
 

В рамках интернет-проекта "Новый дом" действует

Электронный журнал "Обозреватель Строительства" номер 8

Тема номера: Ландшафтный дизайн.

Подробнее: >>>

 

Стройка - как много в этом звуке

 

Выпуск №169

 

 

 

Содержание:

    события

             1.   Принята среднесрочная жилищная программа "Москвичам - доступное жилье"  

         статьи

            2Выбираем межвенцовый утеплитель для деревянного дома

       А это на общетрепещущие темы:

             3 Из стенограммы пресс-конференции президента Владимира Путина 1 февраля 2007 года

        

      

 

 

 Принята среднесрочная жилищная программа "Москвичам - доступное жилье" 
 

Городские власти признали острой ситуацию с обеспечением доступности жилья в Москве для граждан, постоянно проживающих здесь не менее 10 лет. В постановлении столичного правительства от 23 января 2007 года № 24-ПП "О среднесрочной программе "Москвичам - доступное жилье" на период 2007-2009 годов и задании на 2010 год" говорится , что создавшееся положение требует принятия оперативных мер правового, организационного, административного и экономического характера.
           Они должны быть направлены на создание протекционистского режима при реализации москвичами права на жилище.
           В числе комплекса мер названы, в частности, такие как сокращение максимального срока ожидания жилья гражданами, состоящими на жилищном учете, до 10 лет, активное привлечение кредитных организаций и профессиональных участников рынка недвижимости в жилищной сфере к реализации жилищной политики в Москве, дополнительные меры социальной поддержки и другие.
            Среди задач среднесрочной жилищной программы указаны, например, создание условий для стабилизации цен на московском рынке жилой недвижимости, стимулирование инвесторов-застройщиков и продавцов жилья реализовывать жилые помещения преимущественно москвичам, в том числе по фиксированным ценам, совершенствование нормативно-правовой базы в части обеспечения защиты интересов москвичей на рынке жилой недвижимости и повышения доступности приобретения жилых помещений.


 

вверх страницы

 

Выбираем межвенцовый утеплитель для деревянного дома
 

      

             Всем известны преимущества жизни в деревянном доме, которые обусловлены уникальными особенностями дерева: это природный материал, который не оказывает никакого отрицательного воздействия на организм человека, не вызывает аллергических реакций. Благодаря уникальному строению древесины в деревянных домах поддерживается постоянный кислородный баланс и оптимальная влажность. Правильно построенный деревянный дом намного теплее домов из кирпича или бетона.
Одной из главных задач при строительстве деревянного дома заключается правильный выбор межвенцового утеплителя, который, как минимум, должен не ухудшить свойства самого дерева и тем более не способствовать его разрушению.
Этим вызваны

Требования, предъявляемые к межвенцовым утеплителям:

межвенцовый утеплитель должен обеспечивать:
надежную защиту дома от продувания (иметь достаточную плотность и эластичность – не способствовать образованию щелей в процессе эксплуатации дома);
защищать от потерь тепла (иметь низкую теплопроводность);
иметь способность поглощать и отдавать влагу в зависимости от изменений влажности как снаружи, так и внутри помещения аналогично самому дереву (соотношение влагопоглощение – влагопередача, паропроницаемость);
не разрушаться от воздействия различных природных факторов;
не способствовать развитию различных микроорганизмов;
не содержать опасных для здоровья человека включений и аллергенов;
быть долговечным - не изменять своих физико-химических свойств на протяжении нескольких десятилетий.
Попробуем разобраться во всем многообразии присутствующих на рынке утеплителей и выбрать те из них, которые в большей степени отвечают нашим требованиям. Все представленные на современном рынке строительных материалов утеплители можно разделить на группы:

Утеплители на минеральной и синтетической основе*

* - нетрадиционные для деревянного домостроения материалы, используемые в коммерческих интересах продавцов этих материалов и «ленивых» или непорядочных строителей.
– волокнистые минераловатные утеплители:
материалы на основе стекловаты, стеклянного штапельного волокна ( URSA, ISOVER), минеральной ваты, базальтового минерального сырья ( Rockwool , PAROC);
- материалы с закрытыми порами:
пенополистирол, (пенополистирол экструзионный - Пеноплэкс), вспененный полиэтилен (Порилекс, Пленэкс, Изолон, Полифом , Энергофлекс);
жесткие напыляемые пенополиуретаны, монтажная пена (MAKROFLEX, PANAFIX, MACROFOAM и т.д);
различные виды герметиков (силиконовые, акриловые и т.д.);
- материалы с открытыми порами:
вспененные пенополиуретаны (поролон, ПСУЛ-PROFBAND и т.д.).
Эти теплоизоляционные материалы широко используются в конструкциях современных зданий. С их помощью утепляют кровли, наружные, внутренние и подвальные стены, полы и перекрытия. В каждом случае к теплоизоляционному материалу предъявляются особые требования, зависящие от условий его эксплуатации. Выбор того или иного материала осуществляется в соответствии с требованиями к материалу и его техническими характеристиками.Они созданы и отлично выполняют свою функцию для утепления ограждающих конструкций жилых, общественных и производственных зданий из кирпича и бетона, но совершенно не годятся для межвенцового утепления деревянных домов.

Дело в том , что на человеческое жилище воздействуют внешние (природные) и внутренние (связанные с жизнедеятельностью человека) процессы, приводящие к изменению я влажности внутри помещения, кроме того дерево обладает собственной влажностью (от 15% - до 35% и выше для свежесрубленного леса). Эти перепады во влажности приводят к тому, что деревянное строение находится в постоянном движении (дом «дышит»).

Паропроницаемость (вентилируемость) утеплителей на основе минеральной ваты обеспечивается присутствием воздуха между волокнами (сами волокна паронепроницаемы), в случае поролонов – воздух заполняет мелкие поры материала. Попадая между венцами, утеплитель сдавливается под тяжестью бревна, получается плотная паронепроницаемая прослойка из однородной массы материала. Материалы же с закрытыми порами являются абсолютными пароизоляторами.

В результате в случае возможного применения одних материалов, избыточная влага накапливается в толще утеплителя, вызывая промерзания шва, других - конденсируется в местах соединения дерева и утеплителя («парниковый эффект») или и то, и другое вместе, что со временем вызывает разрушение деревянной конструкции изнутри.

Отдельно рассмотрим вариант утепления межвенцового соединения с использованием нескольких синтетических теплоизоляционных материалов:

«Теплый шов»

Вот каким образом предлагается утеплять межвенцовое соединение:

“ Прежде всего – теплоизоляционная лента, которая прокладывается между бревен…. Эта самоклеющаяся лента в отличие от традиционного льна сделана на основе поролона и пропитана специальным составом, благодаря которому, вступив во взаимодействие с воздухом, она постепенно увеличивается в объеме в 3-5 раз, заполняя таким образом все пустоты. Затем в наружные или внутренние швы (или наружные и внутренние) укладываются шнуры из экструдированного полиэтилена (они могут быть разной толщины), а уже поверх шнура при помощи монтажного пистолета наносится соответствующий акриловый герметик ”.
Вот такой получился сэндвич. Теперь разберем каждый из его компонентов:
Теплоизоляционная лента – саморасширяющийся поролон, содержащий мелкие поры, в сухом свободном состоянии они заполнены воздухом, чем и обуславливается теплоизоляционный эффект, а под тяжестью дерева поры сжимаются, паропроводность падает до нуля в горизонтальном направлении. В вертикальном - при взаимодействии поверхности утеплительной ленты с влажным деревом – поры наполняются влагой, при этом материал ведет себя как любой поролон – намокает, но высыхать быстро не хочет. - экструдированный полиэтилен – сам не намокает (т.к. все поры закрыты), но напрочь перекрывает движение пара. Ну и в завершение всего – герметик.
Все, щели заделали, тепло сохранили, а что происходит внутри этой конструкции? И где естественная вентиляция? Надо, как минимум, ставить кондиционеры. Это хороший способ заизолировать, например, пластиковое окно в бетонном или кирпичном доме. Для дома из бруса или бревна – все то же накопление влаги внутри теплоизоляционной ленты и образование конденсата на стыках.

Теплоизоляция «по недоразумению»

Иногда приходится сталкиваться с использованием в качестве межвенцового утеплителя синтепона, хлопчато-бумажного ватина, шерстяного ватина, войлока. Рассуждения примерно такие: «создают же с их применением теплую одежду, почему бы и щели в доме не заткнуть?». А вот и нельзя, ибо влага, все та же влага… А в случае с шерстью еще и моль.

Утеплители из натуральных растительных волокон: льноволокно, пенька (волокно конопли), мох, джут

На Руси традиционно использовались для утепления деревянных домов пакля (льняная и пеньковая) и длинноволокнистый мох (красный мох, сфагнум, кукушкин лён). Все эти природные материалы отлично выполняют функцию утепления деревянного дома, обладают низким коэффициэнтом теплопроводности (0,04 Вт/м °С), благодаря капиллярной структуре своих волокон способны накапливать и отдавать влагу в зависимости от внешней влажности, обладают бактерицидными свойствами, препятствуют появлению грибка.

Свою эффективность в качестве межвенцового утепления деревянных домов они доказали на протяжении сотен лет. Химикам так и не удалось создать синтетические волока, способных заменить по своим качествам натуральные. По ряду причин – мох (относится к невозделываемым человеком природным ресурсам и не пригоден для массового использования, но в то же время остается самым недорогим видом утепления) и конопля ( в связи с сокращением посевных площадей из-за наличия в соцветиях наркотических веществ) в меньшей степени используются в настоящее время для утепления деревянных домов.

К недостаткам всех натуральных материалов следует отнести трудоемкость в их укладке, но эти трудности легко разрешимы в случае использования современных межвенцовых льняных ленточных утеплителей (ленточная пакля и льняной войлок). Сохраняя все свойства льняного волокна, эти материалы обеспечивают необходимую технологичность при сборке деревянных домов из строганого и профилированного бруса, оцилиндрованного бревна.

В последнее время на рынке появился и широко рекламируется так называемый «джутовый войлок» или «межвенцовый утеплитель из 100% джута», при этом декларируется его несомненное преимущество перед льном. Основной аргумент – в волокнах джута большее содержание лигнина:

« Натуральные волокна джута в наибольшей степении соответствуют дереву по содержанию лигнина — 20% (в древесине ели и сосны его 24-28%, а в льноватине всего 2%)...... В процессе усадки стен джутовое полотно уплотняется, его волокна склеиваются лигнином, приобретая прочность, монолитность и устойчивость к воздействию влаги. »

Эта цитата взята из статьи, написанной более четырех лет назад (исходник: Нелидов А. "Современные материалы для межвенцовых уплотнений и ветрозащиты брусовых домов" .// Технологии строительства.[Москва].- 01.06.2002)и усиленно бездумно повторяется на различных сайтах, обрастая все более категоричными выводами.

Все же, "уникальность" межвенцового утеплителя из джута - миф или реальность?

Попробуем разобраться в физических свойствах утеплителей из различных натуральных волокон, обусловленных их структурой и химическим составом:
 

 
Сравнительная характеристика технических волокон по химическому составу
  лен пенька джут
целлюлоза 76-80 74-77 64-71
лигнин 2-5 3,7-8 12,7
пектин 3 0,9 0,2
воск 2-3 0,6-0,8 0,3-0,4
вода 8,5 10 10
длина элементарных волокон 13-30 15-25 2-3


Теперь расшифруем:
Техническое волокно, которое примерно равно длине стебля растения, состоит из элементарных волокон, склеенных между собой пектином, воском, лигнином. Лигнин - это природный высокомолекулярный полимер, содержащийся в клетках сосудистых растений. Относится к инкрустирующим веществам оболочки растительной клетки. Отложение лигнина в клеточных оболочках вызывает одревеснение клеток, способствует формированию водопроводящих каналов. Лигнин отвечает за жесткость волокна. Он не находится в свободном состоянии, соответственно, не может склеивать между собой волокна утеплителя, «склеивает» он элементарные волокна, из которых состоит техническое волокно (насыпав между венцами деревянных опилок, вы не склеите их в дерево). В джуте лигнина больше потому, что нужно соединить большее (на единицу длины) количество элементарных волокон. Наличие пектина и воска определяют степень гибкости, эластичности волокна, препятствуют его пересыханию.

Зная эти параметры, можно легко разобраться в видимых различиях волокон: волокно льна более мягкое и эластичное, высокопрядомое, поэтому из льна делают одежду, постельное белье, волокна пеньки более грубые (более высокое содержание лигнина) а у джута и более ломкие (практически отсутствуют воск и пектин), они традиционно используются для производства мешкотары, веревок, технических тканей.

Все эти волокна обладают гигроскопичностью, т.е способностью впитывать и отдавать влагу – благодаря капиллярности их волокон, причем самый высокий показатель – у джута (т.к. элементарное волокно самое маленькое, то и капилляр самый короткий):

 
влажность, при относительной влажности воздуха
Волокно относительная влажность воздуха,%
40 60 90
лен 8,2 10 16,3
пенька 8,4 10,8 18,5
джут 9,7 12,6 22,7


Т.е при изменении влажности воздуха на 50% джут впитает 13% влаги, а лен – 8%.
Это объясняет свойства джутовой мешкотары, особенностью которой является поглощение влаги, которую она не передает затаренному продукту (сахар, соль, какао-бобы, табак).

Все эти волокна можно использовать в качестве межвенцового утепления как в чистом виде, так и в смесках различных пропорций. Какое из них лучше? Наряду с утеплителями из 100% льноволокна вполне приемлемо сочетание более эластичного льна с грубыми волокнами пеньки или джута - аналогично железобетону. Использование джута в чистом виде при хрупкости и отсутствии эластичности его волокон, и вызванных этим его большим уплотнением приводит к образованию щелей в процессе усадки дома – необходимость повторной конопатки. А повышенная по сравнению со льном гигроскопичность джута в условиях Российской зимы может вызывать промерзание утеплителя. И еще – джут не растет в России, это на мировых рынках джутовое волокно дешевле льняного, а в случае импорта цена джутового волокна в два раза выше льняного.

Нужно отметить, что все эти рассуждения верны только в случае использования натуральных волокон, под натуральным волокном подразумевается волокно не подвергавшееся какой-либо переработке, «сырое волокно», волокно полученное после первичной переработки растений. Вторичное сырье или так называемые регенерированные волокна, побывавшие мешковиной, тканью, ветошью и т.д., практически лишены вышеперечисленных качеств.

В связи с этим
Некоторые советы и предостережения:

Что нужно знать человеку, желающему построить деревянный дом, который прослужит нескольким поколениям его семьи?

Внимательно отнеситесь к выбору утеплителя. Если вы заметите, что волокна, из которых состоит утеплитель, очень короткие, в нем есть обрезки различных нитей, шпагатов – значит межвенцовый утеплитель произведен не из натурального волокна, а является результататом вторичной переработки джутовой или льняной мешкотары. Это объясняет и очень низкую плотность материала, неоднородность по плотности (волокна слишком короткие для того, чтобы равномерно прошить материал)

В настоящее время продукция из натуральных растительных волокон не подлежит обязательной сертификации (есть еще времен СССР ГОСТы на льноволокно текстильного назначения и нетканые материалы для подосновы линолеума). Если говорят, что межвенцовый утеплитель сертифицирован, ознакомьтесь с сертификатом – отражает ли он следующие показатели: сырье, из которого он произведен, наличие посторонних примесей и их процентное соотношение (или это, например, сертификат не на материал, а на наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны при его производстве).
Итак, параметры материала и стандарты качества определяются самим производителем. В связи с этим, под одним и тем же наименованием (например «ленточная пакля» или «льняной войлок») на рынке могут предлагаться совершенно разные по внешнему виду и качественным характеристикам материалы, зачастую отсутствуют реквизиты производителя.
Внимательно относитесь к тому, что покупаете, прежде всего Вас должна насторожить существенно более низкая цена:

все межвенцовые утеплители производятся на аналогичном оборудовании, по одинаковым технологиям, при производстве сопоставимые трудозатраты и энергопотребление. Поэтому уменьшение стоимости готового утеплителя возможно лишь за счет использования менее качественного сырья (или вторсырья), уменьшения количества сырья в готовом утеплителе (ниже заявленной плотность, ширина или длина). Все это прямым образом сказывается на качественных характеристиках материала, а, значит и на качестве Вашей жизни в будущем деревянном доме.

В случае сомнений, требуйте сертификат производителя, в котором по «Закону о защите прав потребителя» обязательно должны быть указаны эти параметры.
 

вверх страницы

 

              А это на общетрепещущие темы:

                          

           

Из стенограммы пресс-конференции президента Владимира Путина 1 февраля 2007 года

 

         - Что касается использования национального фактора, то это самое плохое направление деятельности в предвыборных кампаниях, потому что людей избирать нужно не по национальному принципу и признаку, а по деловым и личным качествам.

Все кому надо уже на своих постах работают. Нам нужно с вами не суетиться по поводу будущих выборов, а, как я уже сказал, обеспечить гражданам возможность объективного выбора, обеспечить гражданам этот свободный демократический выбор. Я тоже гражданин Российской Федерации, чем очень горжусь, и, конечно, оставляю за собой право высказать какие-то предпочтения, но буду делать это только в период предвыборной кампании.

Конечно, нам нужно, чтобы при всей разнице политических сил, а их сейчас много на политической сцене страны, они могли подняться над своими политическими амбициями и сосредоточиться на совместной работе. И это значит, что органы власти должны быть сформированы соответствующим образом в конце 2007-го и в начале 2008 года.

Нужно, чтобы была сформирована ответственная власть в стране после 2007 и 2008 годов. Чтобы мы могли констатировать, что эта власть в основных элементах проводимой в последние годы политики будет придерживаться тех направлений и тенденций, которые выработаны действующим руководством страны.

Преемников никаких не будет. Будут кандидаты на пост президента Российской Федерации. Задача власти - обеспечить демократический способ освещения их избирательных кампаний, изложения ими своих предвыборных позиций, с тем чтобы граждане Российской Федерации могли сделать осознанный выбор.

Я никуда не ухожу пока. Это так. Прикиньте, выборы президента Российской Федерации должны состояться, если мне не изменяет память, где-то в начале марта 2008 года. А после этого еще какое-то время, месяца два или три, - на передачу полномочий и прочее. То есть это где-то будет в мае 2008 года. Что вы меня раньше времени выпихиваете-то? Я и сам уйду, не спешите...

Что касается возможности выдвижения политическими партиями кандидатов на должность президента, то такая возможность законодательством предусмотрена. Ничего здесь не вижу необычного. Может быть и самовыдвижение, может быть кандидат от партий, представленных в парламенте, не представленных в парламенте. Там просто разная процедура доведения этого кандидата до самой предвыборной кампании по существу. Но все возможно. Если это произойдет - что же, значит, предвыборная кампания будет развиваться по этому сценарию. Если они договорятся до чего-то другого, как-то объединят свои усилия, то это тоже возможный вариант.

О кадрах

- Что касается заблаговременной подготовки лиц на замещение высших должностных позиций в государстве, то это, как правило, выбранные, избираемые должности, и здесь в любом случае слово за избирателями.

В администрации президента есть подразделение, которое занимается кадровой работой. Она не поставлена так, как было поставлено соответствующее направление деятельности в советское время, но все-таки подбор кадров ведется. У нас большой дефицит квалифицированных кадров. Постепенно ситуация меняется, но достаточно медленно.

В деятельности чиновников всегда что-то не устраивает, наверное, и в моей деятельности тоже... Будущая власть после выборов 2008 года должна быть консолидированной и должна быть эффективной. Давайте вспомним середину 90-х годов, когда, как в известной басне, лебедь, рак и щука в разные стороны тащили, а страна стояла на месте. Когда разные ветви власти удовлетворяли только свои политические амбиции, говорили о реформах, но мало что делали.

О коррупции

- Другого наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, другого эффективного способа все-таки нет. Мы должны и будем усиливать различные инструменты контроля, преследования, уголовного в том числе, за противоправные действия. Но этого всегда будет недостаточно, если мы с вами не поймем, не направим на борьбу с этим злом само общество.

Коррупция имеет очень много составляющих и много причин. И прежде всего, конечно, причины находятся в политической сфере, в политической организации общества и в экономике. Чем более открытая экономика, тем меньше лазеек для коррупции. И в этом направлении мы действуем и будем действовать дальше настойчиво. Будем дальше укреплять институты гражданского общества.

Самый большой ущерб - морально-политический. Потому что устойчивость власти и самого государства зависит от одного важнейшего фактора - доверия людей к органам власти. А если люди видят, что она коррумпирована, то это доверие исчезает, стремится к нулевой отметке. Вот это самое опасное.

О вмешательстве власти в дела общества

- Было бы неправильным под предлогом организации лучшего взаимодействия (ветвей власти. - "Известия") начать какое-то вмешательство в деятельность общественных организаций. Это не соответствует нашему пониманию того, как нужно выстраивать отношения с общественными организациями в целом. Но органы власти должны быть и будут открыты для диалога с общественными организациями.

О женщинах в политике

- Участие женщин в общественной и политической жизни страны - это яркий признак зрелости общества. Мы с сожалением должны констатировать, что у нас очень мало женщин не только в руководстве страны, но и в регионах, в политике в целом, в крупных компаниях... Мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы власть была сбалансированной, присутствие женщин во власти всегда делает ее более взвешенной и дееспособной.

О партиях

- Зрелость политической борьбы зависит от зрелости субъектов этой борьбы. Я разницу вижу. Но - чего греха таить - всем хорошо известно, что я принял самое прямое участие в создании "Единой России", помог этой политической партии встать на ноги.

Значение и роль "Единой России" в поступательном движении и развитии России за последние годы значительны, как бы мы ни поругивали депутатский корпус. Между тем я приветствую и появление другой политической силы.

"Единая Россия" - это все-таки такой более правый и либеральный центр, во всяком случае, с точки зрения проведения экономической политики, хотя и там много очень социал-демократических тенденций... Но "Справедливая Россия" - это, конечно, партия, которая во всех своих проявлениях напоминает такое социалистическое, социал-демократическое направление. В полной мере это пока еще, может быть, не ощущается и не видно.

В целом я эту борьбу (между "Единой Россией" и "Справедливой Россией". - "Известия") считаю правильной, принципиальной. Чем острее она будет, тем лучше. Но я очень надеюсь на то, что это будет острая политическая борьба без обращения к различным компроматам, к оскорблениям и т.д...

В начале нашей встречи я говорил о тех результатах, которых страна в прошлом году достигла. И, если вы обратили внимание, очень часто повторял: "впервые", "рекордные цифры" и так далее. И это так, это реальные факты. Я не собираюсь кого-то нахваливать. Но если бы не было взаимопонимания по ключевым вопросам развития между "Единой Россией" и правительством, таких результатов бы не было.

О малочисленных народах

- Любые территориальные изменения, объединения, разъединения не могут быть приняты иначе как путем волеизъявления граждан. По местным законам это может быть сделано по-разному, но это все равно волеизъявление проживающих на этой территории людей. ... И у нас, к сожалению, многие субъекты федерации оказались экономически несостоятельны и попали в очень сложное экономическое положение - не в состоянии решать проблемы экономического развития, социальные вопросы. И там, где люди хотят объединиться с целью улучшения своего положения, с целью более эффективного решения стоящих перед властью и на той или другой территории задач, там мы это будем поддерживать. И там у нас есть соответствующие законы, принятые и направленные на поддержание малочисленных народов Севера, национальных культур. Мы будем уделять этому первостепенное значение. Россия - уникальная по своему национальному и культурному составу страна. Это наше богатство. И мы не можем расточительно к нему относиться. Будем все делать для того, чтобы это богатство сохранить, поддерживать.

При осуществлении каких-то инвестиционных проектов конечно же всегда должны учитываться интересы местных граждан, и особенно это касается малочисленных народов Севера. Крупные компании, если они инвестируют, должны позаботиться и о сохранении традиционных видов деятельности этих народов, и о сохранении экологической стабильности и экологической ситуации. Это очень важные направления.

О ксенофобии и мигрантах

- Это всех тревожит. И органы власти тревожит, и общественность тревожит. Я думаю, что это имеет много причин, в том числе это связано с определенной растерянностью, с определенным идеологическим вакуумом, который возник после развала Советского Союза, чувством ущемленности основных национальных групп. Я стараюсь быть абсолютно объективным. Но мы не можем относиться к этому поверхностно. К сожалению, органы власти не всегда адекватно реагируют на это проявление. Но если говорить о причинах, одна из них, конечно, заключается в том, что, несмотря на развал Советского Союза, границы у нас остались открытыми, все бывшие республики Советского Союза стали независимыми государствами, а вопросы, скажем, на рынке труда далеко не всегда до сих пор решаются в пользу коренного населения России, в пользу граждан Российской Федерации. ... Власть должна была бы подумать заблаговременно, обеспечив интересы как иностранцев, так и граждан России. А иностранцы, которые в России работают, часто - и мы об этом знаем с вами хорошо, и СМИ об этом часто говорят - оказываются в совершенно бесправном положении. Так вот эта неурегулированность... ведет в том числе и к проявлениям ксенофобии и национализма. Но это, конечно, не единственная причина. Но чем бы ни были вызваны причины... нужно с этим бороться. Я очень рассчитываю на то, что мы будем это делать вместе. Вместе с общественными организациями, со СМИ, ну и, конечно, с органами власти, с государством...

Мы приняли соответствующие изменения в законодательстве, и они должны быть, конечно, универсальными. Я не помню, как это должно отразиться на гражданах Украины, которые к нам приезжают, работают здесь, посещают родственников. Конечно, нужно, чтобы они были универсальными, и мы будем стараться, чтобы они не ухудшали положение людей.

И вообще все, что принято в последнее время в сфере миграционного законодательства, направлено, конечно, в первую очередь на обеспечение законных интересов граждан России на рынке труда, но и на обеспечение иммигрантов, на то, чтобы они в полной мере могли воспользоваться правами, которые предоставляет им российское законодательство для защиты своих интересов, если они здесь работают. И только таким образом мы можем, на мой взгляд, уйти от негативных явлений, связанных с миграционными потоками в России.

О семьях погибших военнослужащих

- Насколько мне известно, информация, которой я располагаю, очень близка к истине, и Министерство обороны, и Федеральная служба безопасности, и Министерство внутренних дел очень внимательно относятся к семьям своих погибших сотрудников. Я сам за этим стараюсь следить. Допускаю, конечно, наверное, бывают и случаи неадекватного реагирования на конкретную ситуацию в той или другой семье. ... Я лично готов поддержать любые поправки в законодательство, которые будут направлены на обеспечение интересов семей погибших наших военнослужащих. Любые поправки. Нужно только, чтобы законодатель и соответствующие ведомства вышли с обоснованными предложениями. Вообще должен сказать, что мы, конечно, в долгу перед этими людьми, в долгу перед их семьями, потому что в самый сложный период становления новой российской государственности они своим телом закрыли Россию и помогли ей выстоять в самый трудный период времени становления страны. И наш просто священный долг, не хочу бояться высоких слов, сделать все для того, чтобы поддержать семьи погибших и помочь тем людям, которые получили ранения либо увечья.

О громких убийствах

- Кто стоит за этими убийствами, может сказать только следствие. И даже более того, только суд, потому что суд в конечном итоге выносит окончательное решение, взвесив все "за" и "против" - и доводы адвокатов, и доводы обвинителей.

Что касается громких убийств, то действительно и для нашей страны, и для многих других стран проблема преследования журналистов является одной из наиболее острых. И мы осознаем степень своей ответственности за это. Будем все делать для того, чтобы защитить журналистский корпус.

Я вспоминаю не только Анну Политковскую - она была достаточно острым критиком власти, и это хорошо. Я вспоминаю и других журналистов, в том числе и Пола Хлебникова. И недавно один из наших американских партнеров сказал очень правильные слова: "Пол Хлебников погиб за демократическую Россию, за развитие демократии в России". Я с ним полностью согласен. Полностью согласен с этой оценкой.

Что касается других громких преступлений, вы знаете, что недавно раскрыто убийство заместителя председателя Центрального банка России. Очень надеюсь, что правоохранительным органам удастся выйти и на след преступников, которые совершили другие, не менее громкие преступления и не менее вредные для нашей страны.

Что касается Литвиненко, то здесь мне мало что удастся добавить, кроме того, что я уже говорил. Александр Литвиненко был уволен из органов безопасности. До этого служил в конвойных войсках. Никакими секретами не располагал. Он привлекался к уголовной ответственности в Российской Федерации за злоупотребление служебным положением, а именно за избиение граждан при задержании, когда был сотрудником безопасности, и за хищение взрывчатки. Но ему дали, по-моему, три года условно. Не было никакой необходимости куда-то бежать, он не является носителем вообще никаких секретов. Все, что он мог сказать негативного в отношении своей службы, где он раньше работал, он уже давно сказал, никакой новизны в его действиях уже быть не могло.

О врагах России

...Что касается тех людей, которые стараются наносить ущерб Российской Федерации, то в общем и целом хорошо известно, кто это такие. Это люди, которые скрываются от российского судопроизводства за преступления, совершенные на территории Российской Федерации, прежде всего в сфере экономики. Это так называемые беглые олигархи, которые прячутся в странах Западной Европы либо на Ближнем Востоке. Но я в теорию заговора не очень верю, и, откровенно говоря, она меня не очень беспокоит. Устойчивость российской государственности сегодня позволяет нам смотреть на это свысока.

О земле и "дачной амнистии"

- Я знаю проблемы, связанные с исполнением и правоприменением (закона о "дачной амнистии". - "Известия"). Надеюсь, что он будет исполнен. А там, где он не будет исполняться, все будем делать для того, чтобы довести дело до конца. Собственно говоря, у вас не вопрос, а пожелание, чтобы закон исполнялся. Он рождался непросто, в муках рождался в Государственной думе. Но, несмотря на все проблемы при подготовке, все-таки был принят. Очень рассчитываю на то, что он будет работать. Я сейчас не буду его целиком пересказывать, вы и сами о нем хорошо знаете, но вот все процедуры, связанные с упрощением и так далее, - я знаю о том, какие возникают бюрократические проблемы. Будем добиваться, чтобы он был исполнен.

Об экономических итогах 2006 года

- Экономика страны продолжала развиваться быстрыми темпами. Окончательный результат мы получим только в марте этого года, но, по разным подсчетам, рост ВВП за 2006 год будет примерно от 6,7 до 6,9%. В любом случае это больше, чем в прошлом году. А для того чтобы нам выполнить одну из основных задач, а именно удвоить ВВП за 10 лет, нам нужен темп роста ВВП как раз около 7% - 6,8-6,9%.

В 2006 году впервые в новейшей российской истории мы достигли однозначной цифры инфляции - 9%. Напомню, что в 1999 году, когда ваш покорный слуга возглавил правительство РФ, инфляция в России составляла 36,5%. И мы с вами видим, что за последние годы многое с точки зрения подавления инфляции сделано. На этом конечно же мы не можем остановиться. В последующие годы, и в текущем, и в 2008-м, и в 2009-м, и в 2010-м, мы должны подойти к уровню 4-5%.

Что же явилось качественным отличием развития российской экономики в 2006 году? В чем же главное? А в том, что этот рост опирался не только на внешнеэкономические, благоприятные для нас факторы, хотя они сыграли свою положительную роль, но в значительной степени этот рост опирался уже и на факторы внутреннего порядка, на потребительский и инвестиционный спрос. И это уже результат целенаправленной, осмысленной деятельности правительства РФ и Центробанка страны.

Нам еще очень много нужно сделать в социальной сфере, очень много. В том числе решать одну из главных задач, которые у нас в этой области есть. А это, как мы с вами знаем, сокращение разрыва между высокооплачиваемыми слоями населения и людьми, гражданами нашей страны, которые живут еще пока очень и очень скромно. Но, разумеется, мы не можем решать эту задачу так, как это делали лет 80 тому назад, у кого-то отнять и между кем-то поделить. Мы будем ее решать совсем другими средствами, а именно путем обеспечения темпов роста экономики.

Что бы ни делало правительство, власть вообще, все должно быть подчинено одной главной цели - повышению жизненного уровня и качества жизни граждан страны.

О нацпроектах

- Первые результаты приносит и реализация национальных проектов. Отмечу, что в образовании заработная плата выросла в среднем на 30%, а в здравоохранении - на 37%. Хотя планировалось 15-17%. Мы наблюдаем значительный приток молодых кадров, особенно в первичное звено здравоохранения. Повысился даже конкурс в медицинские вузы на соответствующие специальности.

О снижении ставок на ипотечные кредиты

- Если говорить просто о рыночной ситуации, может ли ипотека быть сейчас дешевле, если у нас инфляция (9% в прошлом году)? Ипотека не может быть меньше 10-11%. И поэтому главный вывод такой: укреплять экономику и подавлять инфляцию до того параметра, о котором я сказал, - 4-5%. И тогда ипотека будет 5-6%.

О либерализации валютного рынка

- Нам непросто давались эти решения. Откровенно скажу, было страшновато, и мне в том числе, одобрять ту политику, которую предлагал Центральный банк. Мне приятно отметить, что она оказалась оправданной. Оправдались наши самые наилучшие прогнозы. Если в прежние годы мы говорили об оттоке капиталов из России - 15, 20, 25 млрд, то в прошлом году мы констатируем массовый приток частных капиталов в РФ в объемах, которых мы раньше не видели, - $41 млрд. В общем, подтвердилось то, о чем мы и так хорошо знали, - там, где страна закрывает рынок, туда деньги не идут, боятся, что их оттуда не выпустят. И, наоборот, там, где проводится либеральная политика, деньги идут без опаски и с удовольствием, что мы и наблюдаем в нашей стране.

О ценах на газ на российском рынке

- Дело в том, что газ у нас внутри страны продается по нерыночным ценам, и это ведет к тому, что вся экономика страны - жилкомбыт, население, все потребители энергии и тепла садятся на один первичный энергоноситель. Это вредно отражается на других отраслях энергетики. Это опасно с точки зрения обеспечения энергоресурсами и населения, и экономики страны. Мы понимаем, что система-то достаточно уязвимая и нам нужен сбалансированный энергетический баланс. Можно хоть к каждому потребителю по милиционеру приставить, и все равно будут потреблять то, что дешевле. Поэтому у нас должны быть равновыгодные цены как внутри страны, так и при продаже этого энергоносителя за рубежом. Но в любом случае в России, имея в виду транспортные расходы, которых нет при экспорте, имея в виду экспортные пошлины, газ всегда будет дешевле на 30%, 40-45%.

О создании газовой ОПЕК

- Газовая ОПЕК - идея интересная, мы подумаем. Мы согласны с иранскими специалистами, иранскими партнерами, с некоторыми другими странами, которые в больших количествах добывают и поставляют углеводороды на мировые рынки, - мы уже стараемся координировать свои действия на рынках третьих стран и намерены делать это в будущем. Россия не собирается создавать какого-то картеля, но координировать действия было бы правильно. Главная задача - это безусловное и надежное обеспечение энергоресурсами.

О недоработках правительства

- Недра правительства так же глубоки, как и недра Российской Федерации, и в них иногда действительно кое-что пропадает.

О перспективах создания российско-украинского газотранспортного консорциума

- Мы не против, если Украина вернется к этой теме. Мы знаем, что эксперты правительства и президентских структур работают сейчас над этим и ищут наиболее оптимальный для украинских партнеров подход к реализации этой идеи. Не хочу вас интриговать, но предложения наших украинских друзей, как это часто бывает, носят революционный характер. Мы должны подумать. Но интерес есть. Я бы хотел в ближайшее время встретиться с Виктором Андреевичем Ющенко и, может быть, с председателем правительства Украины, обсудить их предложения. Речь идет об объединении активов, и украинские партнеры не только хотели бы создать газотранспортный консорциум, но и хотели бы войти в добычные активы на территории РФ. Мы это, как правило, не делаем. Но если мы пошли на это в выстраивании отношений с нашими европейскими партнерами, ну почему с Украиной этого не сделать? Надо только понять, в каком объеме, куда претендует войти Украина. Но этот вопрос должен быть решен на корпоративном уровне. С точки зрения государства никаких препятствий к реализации подобных идей не будет.

О введении США санкций в отношении некоторых российских предприятий

- Они продолжают накладывать, все накладывают и накладывают. Но мы считаем, что это проявление недобросовестной конкуренции. Мы сейчас заняли очень серьезную нишу на рынке вооружений и намерены наращивать свои усилия по этому направлению. Нормальная конкурентная борьба на мировых рынках.

Об итогах года во внешней политике

- Мы со всеми выстраиваем партнерские отношения, а с некоторыми странами у нас они более близкие. Например, с СНГ в целом - хотя там не без проблем. С Грузией мы никак не можем урегулировать наши отношения в последнее время. Но у нас есть ЕврАзЭС, в рамках которого активно развиваются интеграционные процессы, есть ОДКБ.

Что касается наших отношений с другими государствами, то мы в целом удовлетворены тем, как они развиваются. И знаете, хвалить и получать удовольствие от того, что тебя нахваливают, когда ты предаешь национальные интересы, очень просто. А выстраивать прагматичные отношения на деловой основе, защищая национальные интересы, не всегда удается без определенного напряжения и нервотрепки. Но я в таких случаях всегда вспоминаю одну известную старую мудрость: "Ты сердишься - значит, ты не прав". Мы ни с кем не хотим никаких осложнений. Когда я слышу, что мы окружаем себя "кольцом недоброжелательности", я не согласен. Это не так.

В начале прошлого года были напряженные отношения с нашими украинскими партнерами. Мы приняли не политическое решение, а экономическое. Хуже наши отношения от этого с Украиной не стали. Мы всегда готовы прийти на помощь украинскому народу, украинскому правительству и украинскому президенту, если они попросят нас об этом, - в данном случае в энергетической сфере. И они знают об этом. Самое главное, что мы сделали, - согласовали рыночный характер отношений. Мы подписали документы мягкого перехода к рынку со всеми нашими странами-транзитерами. И это не зависит от наших отношений с этими странами в политической сфере.

С Белоруссией в этом году были известные сложности. Но мы все-таки подписали соглашение и о транзите, и об изменении цен на энергоносители в перспективе со стопроцентным выходом на рынок. Это в конечном счете самое главное.

...Мы терпеливо будем договариваться. Мы никогда не действуем конфронтационно. Мы провели в прошлом году "восьмерку" в Петербурге. И поэтому говорить о том, что у нас как-то особенно испортились отношения, - я этого не вижу. Наоборот, мне кажется, что они становятся прагматичными, устойчивыми и надежными.

О транзите энергоресурсов

- По поводу обострения отношений в начале года с нашими соседями - странами - транзитерами энергоресурсов я буду предельно откровенен. В прошлом году у нас возникли проблемы с украинскими партнерами, которые мы, несмотря на сложности, решили к взаимному удовлетворению. И украинская, и российская стороны признали: это оптимальный выход из той ситуации, которая создалась на протяжении 15 лет. 15 лет! Понимаете, Россия не только предоставила независимость этим республикам - она на протяжении 15 лет, субсидируя в огромных масштабах экономики этих стран, что делала? Содействовала укреплению их независимости и суверенитета. 15 лет - достаточно, это же не может продолжаться бесконечно. Только по Украине это измерялось миллиардами - 3-5 миллиардов ежегодно...

...Мы не хотели наносить ущерб действующему президенту в Белоруссии в прошлом году в связи с предстоящими политическими событиями, прежде всего с выборами. Мы не хотели создавать там какие-то проблемы. О том, что мы будем переходить с Белоруссией на рыночные отношения, мы проинформировали наших коллег еще три года назад. А в начале прошлого года, в марте, передали наши предложения в письменном виде. Кстати говоря, никаких возражений не было. Правда, мы не могли наладить диалог вплоть до ноября прошлого года. Но это мы уже проходили. Потому что изменять сложившуюся ситуацию никому неохота.

Я рассчитываю, что вот такой негатив, который мы получаем в связи с переходом на рыночные отношения, он в целом уже в прошлом. С основными транзитерами мы обо всем договорились и документы подписали. Надеюсь, они будут соблюдаться как с российской стороны (я имею в виду наше правительство, соответствующие компании), так и со стороны наших партнеров.

Почему раньше не было вообще никаких проблем? Мы же с вами хорошо понимаем: все эти транзитные маршруты - и по нефти, и по газу - какими были, где они проходили? Либо по территории Советского Союза, либо по территориям стран так называемого восточного блока. Вообще не было никаких проблем. А сейчас они возникли, потому что транзитные страны как бы осознали свою значимость и хотят получать соответствующие средства за транзит. Но мы и так платим 4,2 миллиарда долларов транзитным странам.

И поэтому если эта цифра будет зашкаливать (а она, по нашему мнению, все-таки уже зашкаливает), то мы будем искать пути прямых поставок. Для этого мы строим и газопровод по дну Балтийского моря, для этого мы будем расширять наши возможности по перевалке, скажем, нефти на северо-западе. Я уже дал поручение правительству РФ, и "Транснефть" практически приступила уже к работе над планом расширения терминалов в Приморске дополнительно на 50 миллионов тонн нефти. И это существенным образом снизит нашу зависимость от транзитных стран. Мы будем ускоренными темпами продвигать строительство с выходом трубопроводных систем на берег Тихого океана, с тем чтобы напрямую выйти на развивающиеся рынки.

Об отношениях с Грузией

- Когда мы встречались с президентом Грузии в Минске последний раз, то задавались вопросом: а вообще СНГ нам нужно, это вообще зачем? И вместе констатировали, что если бы не было СНГ, мы бы с Михаилом Николаевичем не встретились и не смогли поговорить о проблемах, которые возникли между нашими странами. И уже тогда на встрече мы обозначили основные проблемы.

Несмотря на сложный диалог по энергоносителям, мы все-таки эту проблему решили. Мы понимаем желание наших грузинских партнеров приобретать, скажем, тот же газ ниже рыночной цены. И мы дали возможность спокойно, абсолютно в неконфронтационном режиме попробовать эту проблему решить.

Мы вернули посла и надеемся, что это первый шаг к урегулированию всех наших проблем. Когда мы в грузинской прессе видим барабанный бой по этому поводу - что посол вернулся, мы победили, - ну, хорошо, пускай будет такое чувство. Мы очень спокойно к этому относимся. Главное - чтобы это способствовало нормализации.

Развертывание американской ПРО

Планы Соединенных Штатов по развертыванию системы противоракетной обороны никак не связаны с ростом военной мощи России, потому что они были анонсированы задолго до того, как мы начали эту мощь демонстрировать. И вообще у нас расходы на оборону в 25 раз меньше, чем в США. Но мы, конечно, думаем о том, чтобы обеспечить нашу внешнюю безопасность. И все наши ответы будут асимметричными, но будут в высшей степени эффективными.

Мы уже сейчас имеем системы преодоления противоракетной обороны. У нас будут системы совершенно нового поколения, на которые развертываемые системы ПРО не будут иметь никакого влияния - это просто совершенно другая система. Потому что ПРО рассчитана на баллистические ракеты, а мы говорим про совершенно другие системы стратегического оружия. И системы ПРО здесь просто бессильны - это другая история.

Наши военные специалисты не считают, что разворачиваемые системы ПРО в странах Восточной Европы нацелены на предотвращение угрозы, исходящей, скажем, со стороны Ирана либо каких-то террористов. Как соотносятся террористы и баллистическое оружие? Причем оно здесь? Что, у террористов есть баллистическое оружие? А траектории полетов ракет, которые могут запускаться, скажем, с иранской территории, тоже хорошо известны. Да у них и баллистических ракет нет, у них ракеты средней дальности. Поэтому нам кажутся такие аргументы несостоятельными. И это, конечно, имеет к нам прямое отношение. И, разумеется, будет вызывать соответствующую реакцию.

О проблеме Нагорного Карабаха

Мы стараемся помочь азербайджанской и армянской сторонам найти приемлемые решения. Но это должны быть их решения. Мы не можем никому навязывать никаких способов выхода из сложившейся ситуации. Потому что если мы только попробуем это сделать, если навяжем какое-то решение, мы, может быть, навеки испортим отношение либо с армянским, либо с азербайджанским народом. Не надо на нас перекладывать эту проблему. Они должны сами найти приемлемый вариант выхода из этой ситуации.

О ядерной программе Ирана

Мы собираемся работать как с западноевропейскими партнерами, так и с американскими. Но и с иранскими тоже. Надеемся, что недавняя поездка секретаря Совбеза России Игоря Иванова в Иран поможет сближению наших позиций и сможет убедить наших иранских партнеров принять решения, которые бы оздоровили ситуацию, разблокировали отношения между Ираном и МАГАТЭ, убрали любые подозрения международного сообщества о якобы имеющихся у Тегерана планах создания ядерного оружия.

Россия сотрудничает с Ираном в сфере использования атома в мирных целях, мы строим атомную электростанцию в Бушере. Сотрудничество с иранской стороной развивается по очень многим направлениям, в том числе и в военно-технической сфере. Иранский народ имеет право на доступ к современным технологиям, в том числе ядерным. Нужно найти такой вариант развития атомной отрасли, который бы, с одной стороны, полностью гарантировал Ирану доступ, а с другой, снял бы озабоченности международного сообщества. Такие варианты есть. Аль-Барадеи предлагает эти варианты.

О планах эстонских властей демонтировать памятник советским солдатам

- Я считаю, что это абсолютно недальновидная политика, ультранационалистическая, не учитывающая историю, связанную с борьбой с нацизмом, не учитывающая сегодняшних реалий. Во многих странах Европы за нашими памятниками ухаживают лучше даже, чем в России. Если дойдет до сноса, до перезахоронения, мы готовы предложить сегодняшнему руководству перезахоронить на нашей территории.

О союзе с Белоруссией. Как спасать Союзное государство?


- Зачем его спасать? Нужно просто работать спокойно, без эмоций над решением тех вопросов и тех проблем, которые могут быть решены в ходе доброжелательного и конструктивного диалога. У нас постоянно меняется понимание того, что мы могли бы считать Союзным государством.

Мы неоднократно слышали от белорусского руководства, что белорусской стороне импонировало бы объединение по советскому образцу. Но если это так, то давайте по-честному скажем, что такое "по советскому образцу". Советский Союз был суперцентрализованной страной. Там на бумаге были какие-то права у союзных республик и автономных, реально ничего этого не было. Это было централизованное унитарное государство. Поэтому когда мы это услышали, мы и сказали: "Ну что ж, давайте тогда интегрируемся в Российскую Федерацию". Но сразу же после этого мы услышали другую позицию - что нужно защищать суверенитет.

Мы и с этим согласны, мы готовы идти по этому пути - когда субъекты будущего Союзного государства будут обладать полным либо неполным суверенитетом. Я тогда предложил: "Давайте по пути Евросоюза". - "Этого недостаточно, нужно, чтобы объединение было более глубоким". Нам нужно найти, какая форма устроила бы и нас, и наших белорусских друзей и коллег. Что греха таить, это этнически, исторически почти один и тот же народ. Конечно, при самобытности белорусского народа, при самобытности его культуры и так далее у нас очень много общих элементов.

Но если сегодня ситуация такая, что и белорусское руководство, и подавляющее большинство населения дорожат суверенитетом, давайте будем искать такие формы. Но ведь при любой форме объединения - возьмите даже такую достаточно либеральную форму, как в Евросоюзе - все равно создаются какие-то наднациональные органы, происходит передача частично суверенитета в эти наднациональные структуры. Нужно найти оптимальный вариант взаимодействия и движения по этому пути. Мы - за обсуждение любых вариантов создания Союзного государства, приемлемых для белорусской стороны. Важно только, чтобы это не привело к хаосу внутри наших стран. Я вспоминаю период противостояния между союзным парламентом в конце 80-х годов или в начале 90-го года и российским парламентом. Хаос такой в политической жизни, он не нужен ни нам, ни нашим белорусским друзьям.

Или, например, общая валюта. Очень важный фактор единения, во всяком случае, в экономической сфере. Если что-то вызывает озабоченность, не будем спешить, давайте подумаем. Но мы бы двигались в этом направлении. Мы - за.

О ситуации на Ближнем Востоке

- Мы не собираемся вступать в конкуренцию с какой бы то ни было страной в том или другом регионе. Мы стремимся к сотрудничеству. Интерес к региону Персидского залива, к Ближнему Востоку у России всегда был очень большим. У нас с этим регионом всегда были очень устойчивые и глубокие связи. С некоторыми странами мы выходим на совершенно новый качественный уровень взаимодействия. Мы чувствуем интерес со стороны деловых кругов к развитию отношений со своими партнерами в России. Чувствуем, что по целому ряду самых крупных и острых международных проблем наши позиции с руководством этих стран очень близки или даже совпадают.

Я был и в Израиле, и в Палестине. Мы вместе с коллегами посчитали, что настало время активизировать контакты со странами Персидского залива. Я просто не сомневаюсь в том, что это пойдет на пользу развитию наших двусторонних отношений и станет положительным вкладом в дело урегулирования на Ближнем Востоке в целом. Это связано с тем, что Россия занимает активную позицию и в двусторонних контактах со странами региона, и в рамках международных посреднических миссий, и на уровне ООН. Мы намерены и дальше так же активно действовать по этим направлениям.

Об авторских правах и уголовном деле сельского учителя

...Мы, конечно, взяли на себя обязательства, да и наша политика в любом случае будет направлена на то, чтобы защищать интеллектуальные права. Но это не должно проводиться формально и, может быть, не очень удачное сравнение, но тем не менее так же, как в случае с борьбой с наркоманией, нужно бороться не с теми, кто употребляет, а с теми, кто распространяет и производит наркотики. И в этом случае, конечно, нельзя подходить формально. Ведь если это добросовестный приобретатель - в праве есть и такое понятие, - то "хватать и не пущать" - это самое простое дело, а разобраться по существу всегда сложнее.

Если нужно вносить изменения в законодательство, которое является, как я вижу, не очень совершенным, значит, подумаем над этим. Но вот так взять и хватать человека за то, что он купил там компьютер какой-то и угрожать ему тюрьмой, это чушь собачья.

О призыве студентов в армию

...Отменен ряд отсрочек, но далеко не все. И понятно, почему это сделано. Потому что мы перешли на полтора года службы. Мы активно работаем в рамках федеральной целевой программы перехода на контрактную службу значительного количества военнослужащих, 130 с лишним тысяч человек. У нас уже нет призывников в районах со сложным, мягко говоря, оперативным режимом, в "горячих" точках, и не будет в будущем, но служить надо. Но это не должно привести и не приведет к тому, что будут со студенческой скамьи сдергивать людей и отправлять в армию.

О Чечне

...Действующему правительству, председателю правительства Чеченской Республики очень много удалось сделать за последнее время. Я внимательно смотрел за тем, как работает действующее правительство в Чечне. Должен сказать, что даже неожиданно было то, что сейчас там происходит. Это мобилизация граждан, проживающих в Чечне, это очевидное стремление к конфессиональному миру, к восстановлению порядка, дисциплины, законности, к возрождению экономики. И есть просто видимые результаты этой работы. Но, конечно, сделать можно и нужно еще очень много. У нас есть соответствующие программы по развитию производительных сил. Должен сказать, что Чечня сегодня из федерального бюджета получает больше, чем другие субъекты Российской Федерации, в том числе и на Северном Кавказе. Такой объем мы намерены сохранить и в будущем. Сейчас не буду детализировать, просто это не будет всем интересно (я знаю, это и кирпичный завод, и цемент, и прочее, прочее). Что признано целесообразным и согласовано с федеральным центром, то будем поддерживать.

О религиях и ядерном оружии

...Традиционные конфессии Российской Федерации и ядерный щит России являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться - и сегодня, и в будущем - и к тому, и к другому


верх страницы  

 

 

Все вопросы  и комментарии присылать по адресу:

Best IE6 1024 X 768

Февраля 5, 2007

Project manager:    Алексей Кулаков

Program manager: Анастасия Кулакова


В избранное